Библейские тексты для исследования:
1 Кор. 10:1–11; Откр. 12:1–17; 19:11–15; Еф. 1:20; Откр. 11:19; 1:10–18.
Памятный стих:
«Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его» (Откр. 3:21).
Даже при самом беглом прочтении Нового Завета открывается важная истина: Новый Завет напрямую связан с Ветхим Заветом. Авторы Евангелий и посланий многократно ссылаются на события Ветхого Завета либо приводят из него прямые или непрямые цитаты. Часто, говоря о Себе и Своем служении, Иисус указывал, каким образом должны исполниться «Писания» (Мф. 26:54, 56; Мк. 14:49; Ин. 13:18; 17:12).
То же самое можно сказать и о книге Откровение. Действительно, понять смысл книги Откровение, не принимая во внимание Ветхий Завет, особенно книгу Даниила, почти невозможно. Это одна из причин, почему мы часто изучаем обе книги одновременно.
Для содержащихся в книге Откровение отсылок на Ветхий Завет характерно то, что наряду с другими частями книги они открывают Христа. Книга Откровение целиком посвящена Иисусу, сообщая о том, Кем Он является, что совершил для Своего народа и что совершит для нас в конце времени. Изучая события последних дней, нам, несомненно, следует сосредоточить свое внимание на Иисусе — в точности так, как это делает книга Откровение.
На этой неделе мы рассмотрим личность Иисуса в книге Откровение.
Книги Даниила и Откровение имеют много общего, в частности, деление на две основные части: историческую и эсхатологическую (касающуюся событий последнего времени). Обе части замысловато переплетаются в каждой книге. Мы можем рассматривать исторические события в качестве предвестников глобальных событий последних дней. Другими словами, изучая события ветхозаветной истории, мы можем иметь представление о том, что будет происходить в наши дни и в последующее время. Впрочем, этот принцип применим не только к книгам Даниила и Откровение.
Прочитайте отрывок 1 Кор. 10:1–11. Как в этих стихах прослеживается принцип, упомянутый выше?
Как мы выяснили на прошлой неделе, некоторые истории из книги Даниила о локализованных во времени событиях (Дан. 3:6, 15, 27; Дан. 6:6–9, 21, 22) отражают события последних дней, описанные в книге Откровение. Изучая эти истории, мы можем получить по крайней мере общее представление о том, с чем придется столкнуться Божьему народу в конце времени. Однако самым важным, пожалуй, является факт, что, несмотря на наше нынешнее положение, мы имеем уверенность в окончательном избавлении. Содержащая множество уроков книга Откровение гарантирует верным победу.
Историческая часть книги Откровение содержится преимущественно в главах 1–11, а последующие главы 13–22 повествуют о конце времени.
Прочитайте Откр. 12:1–17. К какому разделу нам следует отнести эту главу — историческому или повествующему о последних событиях? Аргументируйте свой ответ.
Как мы видим, эта глава принадлежит к обоим разделам. Почему? Потому что она говорит об исторических конфликтах — низвержении сатаны с неба (Откр. 12:7–9), его нападках на младенца Иисуса (Откр. 12:4) и гонениях в более поздний период истории церкви (Откр. 12:14–16), после чего следует описание нападок сатаны на Остаток последнего времени (Откр. 12:17).
Говорят, что единственный урок, который мы извлекаем из истории, заключается в том, что мы не извлекаем из нее никаких уроков. В какой бы период люди ни жили, они продолжают совершать те же ошибки, что и всегда. Как нам научиться избегать ошибок, оглядываясь на такую богатую историю?
Прочитайте следующие тексты, в которых упоминаются различные имена Иисуса. Некоторые из имен характеризуют Его, а также описывают то, что Он совершил, совершает или совершит. Чему эти стихи учат нас?
Откр. 1:5
Откр. 1:18
Откр. 5:8
Откр. 19:11–15
Откр. 21:6
Это только малая часть многочисленных текстов в книге Откровение, которые изображают Иисуса в разных ролях. Образ Агнца указывает на Его первое пришествие, когда Он предложил Себя в качестве жертвы за наши грехи. «Итак, очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5:7). Относящиеся к Нему слова «был мертв, и се, жив во веки веков» (Откр. 1:18) — четкое указание на Его смерть и воскресение. «Так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день» (Лк. 24:46). А в Откр. 19:11–15 изображена роль Христа во время Второго пришествия, когда Он снова придет на землю в силе, славе и правоте. «Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф. 16:27).
Как нам научиться изо дня в день делать правильный моральный выбор, опираясь на опыт жизни, смерти, воскресения и возвращения Иисуса?
Помимо двух основных разделов, на которые делится книга Откровение, она также имеет еще один конструктивный слой, связанный с темой иудейского святилища. Мотив святилища не ограничивается одним из двух разделов книги Откровение, но прослеживается в каждом из них.
Земное святилище начинается с внутреннего двора, возле жертвенника всесожжения, на котором животных приносили в жертву. После смерти животного, символизировавшей Крест, священник входил в первое отделение святилища, что служило прототипом служения Иисуса в небесном святилище после Своего вознесения. Это служение представлено в опи-сании Иисуса, ходящего посреди светильников (Откр. 1:13).
Прочитайте Откр. 4:1, 2. Что символизирует открытая дверь? Где происходит это действие? См. также Деян. 2:33; 5:31; Еф. 1:20; Евр. 10:12, 13; Пс. 109:1; Откр. 12:5.
Вскоре после Своего вознесения Христос торжественно вошел во Святое небесного храма через эту первую открытую дверь. Когда Христос впервые появляется в книге Откровение, Он стоит перед светильниками первого отделения небесного святилища (Откр. 1:10–18).
Прочитайте Откр. 11:19. Какое значение имеет тот факт, что, когда небесный храм отверзся, Иоанн увидел ковчег завета Божьего, который находился во втором отделении земного святилища? (Лев. 16:12–14).
Образ ковчега завета в небесном святилище является неоспоримым указанием на Святое святых, или второе отделение небесного святилища. В книге Откровение мы можем видеть не только служение Иисуса в двух отделениях святилища, но и весьма важный и утешающий факт того, что земные и небесные события связаны между собой. Даже среди испытаний, описанных в книге Откровение, мы имеем уверенность: «Все Небо заинтересовано в том, чтобы приготовить людей ко дню явления Господа, и потому союз неба и земли очень тесен» (Э. Уайт. Моя жизнь сегодня, с. 307).
В книге Откровение абсолютно все, от структуры до содержания, имеет одну цель: открыть Иисуса Христа.
Именно поэтому книга начинается со слов: «Откровение Иисуса Христа» (Apocalypsis Iesou Christou). Под этим понимается (1) «откровение, исходящее от Иисуса Христа»; (2) «откровение об Иисусе Христе». Тот факт, что книга названа «откровением», опровергает мнение тех, кто считает книгу Откровение слишком трудной для понимания. Зачем еще Господу понадобилось включать эту книгу в Библию, как не для того, чтобы читатели ее поняли?
Прочитайте Откр. 1:1–8. Что эти стихи говорят нам об Иисусе?
В книге Откровение Христос представлен как «владыка царей земных» (Откр. 1:5), а ближе к концу книги Он изображается как «Царь царей» (Откр. 19:16). Благая весть заключается в том, что, несмотря на хаос и смятение на земле, мы можем быть уверены: наш любящий Господь и Спаситель держит ситуацию под контролем.
В Откр. 1:5 мы видим прямое указание на искупительную смерть Христа на кресте: «Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею». Христос не только оправдал нас, но и освятил (1 Кор. 6:11). Благодаря таким стихам мы обретаем уверенность в спасении, поскольку они показывают нам, что Иисус омыл наши грехи. Мы, безусловно, не в состоянии сделать это сами.
Прочитайте Откр. 1:7. Что сообщает нам об Иисусе этот текст?
Обетование о «грядущем с облаками» Христе является ключевым для всей христианской веры. Иисус снова придет, и это будет буквальное возвращение, свидетелем которого станет весь мир. Это событие раз и навсегда положит конец страданиям, хаосу, разрушению этого мира и ознаменует обещанную вечность.
Что мы узнаем об Иисусе из Откр. 1:8? Какую надежду мы можем найти в этом стихе, способную утешить нас в любых испытаниях, с которыми мы сталкиваемся?
Прочитайте отрывок Откр. 1:10–18. Что Иисус говорит здесь о Самом Себе?
В этих стихах Иисус предстает в первом отделении небесного святилища. Явление Его в этой роли было таким грандиозным, что Иоанн припал к Его ногам в страхе. Иисус утешает его и просит не бояться, называя Себя Альфой и Омегой, Первым и Последним (указание на Его вечное существование как Бога). Затем Он говорит о Своей смерти, а также о воскресении, которое несет надежду. Иисус имеет ключи «ада и смерти». По сути, Христос говорит Иоанну то же, что сказал однажды Марфе после смерти ее брата: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» (Ин. 11:25, 26).
Иисус дает нам, как некогда Марфе и Иоанну, надежду на воскресение — кульминацию христианской веры. Без этой надежды любые другие упования лишены смысла!
Прочитайте Откр. 22:7, 12, 13. Каким образом эти стихи открывают Христа?
«Христос Иисус — это Альфа и Омега, Бытие Ветхого Завета и Откровение Нового. И то, и другое соединяется во Христе. Адам и Бог примирены послушанием второго Адама, не поддавшегося искушениям сатаны и искупившего позорное падение Адама» (Библейский комментарий АСД, т. 6, с. 1092. Комментарии Э. Уайт). Да, Иисус — начало и конец. Он сотворил нас в начале, и Он воссоздаст нас в конце.
Поскольку книга Откровение не только помогает осмыслить историю, но и говорит о событиях последнего времени, она от начала до конца является Откровением Иисуса Христа (Apocalypsis Iesou Christou). И какие бы аспекты мы ни затрагивали в процессе изучения последнего времени, в центре должен оставаться Иисус Христос.
Каким образом мы можем ежедневно отводить Христу центральное место нашей жизни?
«В Откровении изображены глубины Божьи. Само название этих вдохновенных страниц — „Откровение“ — опровергает утверждение, что это запечатанная книга. Это то, что открыто. Сам Господь поведал Своему рабу тайны, содержащиеся в этой книге, и Он желает, чтобы все постигали их. Истины ее предназначены для людей, живущих в последние дни земной истории, равно как и для живших во дни Иоанна. Некоторые события, описанные в этом пророчестве, относятся к прошлому, многие происходят в настоящее время; одни имеют отношение к концу великой борьбы между силами тьмы и Князем неба, другие совершатся на новой земле, где будут радоваться и ликовать искупленные» (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 584).
Тексты, которые мы рассматривали в течение этой недели, записанные как в начале, так и в конце книги Откровение, показывают, как много в ней повествуется об Иисусе. При всех имеющихся ссылках на Ветхий Завет и исторические события книга Откровение преимущественно рассказывает о нашем Господе Иисусе. Такие тексты, как Откр. 3:14, 5:5, 6; 7:14; 19:11–16 и другие, свидетельствуют о Нем. Если мы объединим все эти тексты, то сможем отчетливо увидеть образ Иисуса, а также то, что Он значит для нас и всех тех, кто признает себя Его последователями.
Вопросы для обсуждения:
- Что для нас значит тот факт, что в Новом Завете мы видим постоянные отсылки к Ветхому Завету? Что это говорит нам о месте, которое должно занимать чтение Священного Писания в нашем опыте веры? Как мы можем защитить себя от любой попытки умалить авторитет Священного Писания в нашей личной жизни и жизни церкви?
- Бегло просмотрите книгу Откровение и найдите как можно больше текстов, говорящих непосредственно об Иисусе. Прочитайте в классе эти тексты вслух. Что еще они открывают вам о сущности, делах, могуществе и характере нашего Господа? Какое утешение вы находите в этих стихах?
- Как мы можем научиться находить надежду и утешение в обетовании о воскресении мертвых в мире, где существует смерть?