Библейские тексты для исследования:
2 Тим. 3:1–9; Иез. 14:14; Флп. 4:4–13; Притч. 3:5; 1 Петр. 2:11, 12; Мф. 7:23; 25:21.
Памятный стих:
«И провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения» (1 Петр. 2:12).
Будучи управителями, мы должны своей жизнью свидетельствовать о Боге, Которому служим. Это означает, что мы должны оказывать благотворное влияние на окружающих нас людей.
Нам не следует изолировать себя от окружающего мира. У нас есть привилегия показывать лучший образ жизни тем, кто не знает того, что знаем мы. Управление ресурсами — это новые возможности и в то же время благочестивая жизнь в соответствии с Божьим призывом. Бог дарует нам способность вести отличительный образ жизни (см. 2 Кор. 6:17), и другие люди непременно будут им интересоваться. Поэтому нам сказано: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр. 3:15).
В последнем уроке будут рассмотрены духовные плоды и результаты мудрого управления ресурсами, а также личные преимущества, которые получает управитель, полагаясь на обетование: «Христос в вас, упование славы» (Кол. 1:27).
Благочестие — это обширное понятие. Благочестивые люди живут святой жизнью (см. Тит. 1:1). Они уподобляются Христу, стремясь быть верными и совершать поступки, угодные Ему (см. Пс. 4:4; Тит. 2:12). Благочестие свидетельствует об истинной религии и приемлет обетование вечной жизни. Ни философия, ни богатство, ни слава, ни сила, ни благородное происхождение не могут предложить такого обетования.
Прочитайте 2 Тим. 3:1–9. Какое предупреждение Павла, напрямую относящееся к жизни верного управителя, мы здесь находим?
В книге Иова описываются характер и поступки Иова. В ней раскрывается, как благочестивая жизнь проявляется даже в страданиях. Мы также видим, насколько сильно сатана ненавидит такой образ жизни. Даже Бог признает, что в вопросах веры и образа жизни не было равных Иову (см. Иов. 2:3).
«Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов. 1:1). Мы видим человека, чья вера проявлялась не только в словах или религиозных обрядах (см. Иов. 1:5). Страх Божий насквозь пронизывал всю его благочестивую жизнь даже в период ужасных испытаний. Быть благочестивым не означает быть совершенным, но это значит лишь то, что мы отражаем Божье совершенство в своей жизни.
Прочитайте Иез. 14:14. Что в этом стихе говорится о характерах этих мужей? Какое их общее качество должно проявляться во всех нас?
Управление ресурсами — это проявление благочестия в жизни. Верные управители имеют не только вид благочестия. Их благочестие проявляется в том, как они живут и как распоряжаются Божьими дарами. Их вера выражается не только в том, что они делают, но и в том, чего они не делают.
«Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть» (Флп. 4:11). Если нам следует быть довольными в любых обстоятельствах, то в результате чего это удовлетворение приходит?
В Первом послании к Тимофею Павел описывает людей, «которые думают, будто благочестие служит для прибытка» (1 Тим. 6:5). Эти слова как нельзя лучше характеризуют телевизионных «проповедников», которые богатеют, рассказывая слушателям, что если те будут верными (а эта «верность» подразумевает материальную поддержку их служения), то тоже смогут стать богатыми. Отождествление богатства и верности — это еще одно проявление материалистической идеологии, но под маской христианства.
Дело в том, что благочестие не имеет ничего общего с богатством. Если бы между ними была связь, то некоторые отъявленные негодяи должны были бы считаться благочестивыми в силу своего богатства. Но Павел считал по-другому: «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным» (1 Тим. 6:6). Благочестие и умение быть довольным в любых обстоятельствах — самое большое богатство, потому что Божья благодать намного ценнее, чем материальная выгода. Поэтому мы должны быть довольны, «имея пропитание и одежду» (1 Тим. 6:8). Нам всегда будет хотеться большего, если наши мысли будут сосредоточены исключительно на материальных благах.
«Умение быть довольным в любых обстоятельствах — это великое искусство, которому следует учиться, и духовное таинство, которое следует постигать… Христианская удовлетворенность — это доброе расположение духа, с которым человек в любых обстоятельствах полагается на мудрое водительство Бога Отца… Это сосуд драгоценного мира, исцеляющего сокрушенные сердца в трудные времена» (Jeremiah Burroughs, The Rare Jewel of Christian Contentment, pp. 1, 3).
Прочитайте Рим. 8:28; Евр. 13:5 и Флп. 4:4–13. Как, согласно этим текстам, мы можем быть довольными в жизни?
Прочитайте Притч. 3:5. Почему нам не следует полагаться на свой разум? (См. также Ис. 55:9; 1 Кор. 4:5; 13:12).
Девиз Божьих управителей — «Надейся на Господа всем сердцем твоим и не полагайся на разум твой» (Притч. 3:5).
Конечно же, всегда проще говорить, чем делать. Как часто мы говорим, что верим в Бога, Его любовь и заботу и в то же время сильно беспокоимся о чем-то! Наше воображение порой рисует страшные картины будущего.
Каким образом мы, управители, можем в таком случае научиться доверять Богу? Возрастая в вере и повинуясь Господу во всем, что мы делаем! Чем больше мы доверяем Ему, тем сильнее наша вера! Быть верными управителями — это способ выразить наше доверие Богу. Это доверие является ключевым мотивом всех действий управителя.
«Надейся на Господа всем сердцем твоим» (Притч. 3:5). Слово «сердце» употребляется в Священном Писании в переносном значении. Оно означает, что все наши решения определяются нашей сущностью — характером, мотивами и намерениями (см. Мф. 22:37).
Легче доверить Богу то, что вы не можете контролировать. В этом случае мы вынуждены полагаться на Него. Но исходящее из сердца доверие проявляется и тогда, когда нам необходимо самим сделать выбор, избрать тот или иной путь.
Апостолы являют собой пример доверия Богу всем сердцем. «По природе своей ученики были столь же слабы и беспомощны, как любой из тех, кто ныне занимается этой работой. Но они всецело доверились Господу. Они обладали богатством, но это было богатство ума и душевной культуры. Всякий, для кого Бог станет Альфой и Омегой и Наилучшим во всем, может обрести это богатство» (Эллен Уайт. Служители Евангелия, с. 25).
Нам действительно легче полагаться на Бога в том, что мы не можем контролировать. Но как насчет того, что вы можете контролировать? Каким образом, доверяя Богу, вы можете делать правильный выбор?
«Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света» (Еф. 5:8). Павел описывает преобразование сердца как видимый процесс. По мере того, как мы «ходим во свете» (1 Ин. 1:7; Ис. 30:21), наше ежедневное управление ресурсами будет свидетельством и светом в мире, где царит тьма.
Иисус сказал: «Я — свет миру» (Ин. 8:12). Мы отражаем Божий свет с помощью твердого характера, проявляющегося в нашем ежедневном поведении.
Как мы можем, претворяя в жизнь принципы управления ресурсами, прославить Бога? Какое влияние наши поступки оказывают на других? См. Мф. 5:16; Тит. 2:7; 1 Петр. 2:11, 12.
Управляя ресурсами, мы не только управляем Божьим имуществом, но и оказываем влияние на наших ближних, общество, мир и Вселенную (см. 1 Кор. 4:9). Наши занятия показывают, какое влияние принципы Царства оказывают на нашу жизнь. Мы являем Христа, проявляя доброту и моральные качества, которые одобряет Творец.
Наше отношение к труду также должно согласовываться с библейскими принципами управления ресурсами. Наша профессиональная деятельность демонстрирует то, каким образом мы управляем ресурсами. «И выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень» (Пс. 36:6). Влияние управителя на работе или даже во время отпуска не следует прятать «в сокровенном месте» (Лк. 11:33), но оно должно быть заметно, как город на верху горы (см. Мф. 5:14). Если вы будете целенаправленно применять эти принципы на работе и дома, то окажете влияние на умы и сердца окружающих.
«Все в природе выполняет свое предназначение и не ропщет на свое положение. В духовных вещах каждый человек имеет свою особую сферу и занятие. Прибыль, которую требует Бог, будет пропорциональна количеству вложенного капитала, в соответствии с мерой Христова дара… Теперь настало твое время и преимущество… проявить твердость характера, который наделит тебя настоящим нравственным достоинством. Христос имеет право на твое служение. От всего сердца подчинись Ему» (Эллен Уайт. Этот день с Богом, с. 243).
Какое влияние ваше отношение к труду оказывает на ваших коллег и членов семьи? Что оно говорит им о вашей вере?
Мы странники и пришельцы на земле. Наш конечный пункт назначения — совершенные, прекрасные и мирные небеса (см. Евр. 11:13, 14). До тех пор мы вынуждены жить здесь. Христианское мировоззрение, исходя из концепции великой борьбы, не позволяет нам занимать нейтральную позицию. Мы либо живем для Бога, либо — для врага. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30). Чью сторону мы занимали, будет понятно тогда, когда Христос вернется.
Когда придет Христос, те, кто заявлял, что следует за Ним, услышат одну из двух фраз. Что это за фразы и что каждая из них значит?
Мф. 25:21
Мф. 7:23
Оценка «хорошо» из уст Христа является самой желанной наградой управителя. Божественное одобрение наших стараний правильно управлять Его имуществом принесет невыразимую радость. Эта радость будет также обусловлена тем, что наше спасение основано не на наших делах для Христа, но на Его делах для нас (см. Рим. 3:21; 4:6).
Жизнь верного управителя отражает его веру. Попытка заслужить спасение прослеживается в словах тех, кто ищет оправдания перед Богом собственными делами (см. Мф. 7:21, 22). Мф. 7:23 показывает, насколько тщетным, в действительности, является это самооправдание.
«Последователи Христа, возвращая все, что Ему принадлежит, собирают себе сокровища, которые будут вручены им, когда они услышат слова: “Хорошо, добрый и верный раб!.. войди в радость господина твоего”» (Эллен Уайт. Желание веков, с. 523).
В конечном счете управление ресурсами — это жизнь, в которой две главные заповеди — любить Бога и любить ближнего — являются движущей силой всего, что мы делаем.
Насколько заметно в вашей жизни и вашем управлении ресурсами отображаются эти главные заповеди?
«Христос пришел в наш мир для того, чтобы явить людям любовь Божью. И Его последователи должны продолжать начатую Им работу. Давайте стремиться поддерживать и укреплять друг друга. Единственный путь, на котором можно найти истинное счастье, — это стараться делать добро другим. Проявляя искренний интерес к любящему Богу и к ближним, человек никогда ни в чем не ущемляет себя. Чем более бескорыстен его дух, тем более он счастлив, потому что он достигает той цели, которую перед ним поставил Бог» (Эллен Уайт. Советы по управлению ресурсами, с. 24, 25).
«Если церковь живет активной жизнью, такая церковь растет и укрепляется. В ней постоянно происходит взаимообмен, получение и отдача, делаются пожертвования во имя Господа. Каждому истинно верующему Бог посылает свет и благословение, которые тот использует в работе, исполняемой им для Господа. Когда он отдает то, что получает, возрастает его способность к принятию истины и благодати. Его познания будут постоянно возрастать, он всегда будет иметь ясное видение. Жизнь и рост церкви полностью зависят от способности каждого ее члена принимать и отдавать. Тот, кто не стремится отдавать, тот потеряет возможность получать. Если истина посредством него не оказывает влияния на других, он утратит способность ее познавать. Мы всегда должны вкладывать небесные богатства в дело, если хотим постоянно получать новые благословения» (там же, с. 36).
Вопросы для обсуждения:
1. Каким образом доверие Богу помогает довольствоваться тем, что мы имеем? Почему недостаточно доверять Богу только на умственном уровне? См. 2 Кор. 10:5. Почему так просто сказать «все содействует ко благу» (Рим. 8:28), но так сложно поверить в это? Как научиться доверять Богу настолько, чтобы не бояться за наше будущее?
2. Дайте свое определение управлению ресурсами. Почему управление ресурсами является важной частью христианской жизни?
3. Прочитайте еще раз Мф. 7:21–23. Какое событие здесь описывается? Почему эти люди перечисляют все то, что они делали? Как их слова характеризуют их? Как мы можем быть уверенными в том, что не впадем в подобный самообман?
4. Мы склонны рассматривать христианское влияние только на личном уровне. А что можно сказать о местной церкви? Какое влияние оказывает ваша община на окружающих людей?