Библейские тексты для исследования:
Еф. 5:15–17; Кол. 3:23; Лк. 12:35–48; Иак. 4:14; Деян. 3:21; 1 Кор. 9:24–27.
Памятный стих:
«Как юноше содержать в чистоте путь свой? — Хранением себя по слову Твоему. Всем сердцем моим ищу Тебя; не дай мне уклониться от заповедей Твоих. В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» (Пс. 118:9–11).
Ваши привычки показывают цель и направление вашей жизни. Управители, развивающие хорошие привычки, — это самые надежные управители. У Даниила была привычка ежедневно молиться (см. Дан. 6:10). Павел, по своему обыкновению, посещал синагогу (см. Деян. 17:1, 2). Он также пишет: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33). Мы должны развивать хорошие привычки, которые вытеснят и заменят плохие.
«И в этой жизни, и в вечности все мы будем и останемся тем, чем сделают нас наши привычки. Жизнь тех, кто уже сформировал у себя правильные привычки и навыки и добросовестно выполняет все свои обязанности, уподобится горящему светильнику, яркими лучами освещающему жизненный путь других людей» (Эллен Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 452).
Путь, который прокладывает привычка, — это самый быстрый способ добиться желаемого. Привычка — укоренившееся решение. Вы поступаете правильно или неправильно просто потому, что приучили себя так поступать. На этой неделе мы рассмотрим полезные привычки, которые помогают управителю грамотно распоряжаться Божьим имуществом.
У всех нас есть привычки. Какие они: плохие или хорошие? Главная привычка и первостепенная задача христианина — это искать Бога каждый день!
«Каждое утро посвящайте себя, свою душу, тело и дух Богу. Сделайте привычным свое посвящение и все более и более доверяйте вашему Спасителю» (Эллен Уайт. Разум, характер, личность, т. 1, с. 15). Имея такую привычку, мы, несомненно, войдем в тесные врата, ведущие в жизнь (см. Мф. 7:14).
Бог сказал: «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» (Исх. 20:3). В разговоре о наших основных потребностях Иисус сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6:33). Также мы читаем следующие слова: «И взыщете Меня, и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим» (Иер. 29:13).
Прочитайте Мф. 22:37, 38; Деян. 17:28; Еф. 5:15–17 и Кол. 3:23. Что, согласно этим стихам, может помочь нам поставить Бога на первое место в нашей жизни?
Христос оставил нам самый лучший пример того, как следует искать Господа. Иисус всегда ставил Небесного Отца на первое место. Первый раз мы наблюдаем такое отношение со стороны Иисуса, когда Он ребенком посещает Иерусалим во время Пасхи. Когда Его мать находит Его «в храме», Иисус говорит ей: «Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему» (Лк. 2:46, 49).
Всю Свою жизнь Иисус стремился к общению со Своим Отцом, о чем свидетельствует Его привычная молитвенная жизнь. Ученики не до конца понимали эту привычку. Никакие темные силы не могли разделить Иисуса с Отцом, потому что Иисус имел привычку поддерживать молитвенное общение с Ним.
Мы можем последовать примеру Иисуса, приняв решение любить Бога всем сердцем, разумом и душой (см. Мф. 22:37). С помощью молитвы, изучения Божьего Слова и подражания Иисусу мы сформируем привычку ставить Бога на первое место в нашей жизни. Для христианина нет привычки лучшей, чем эта!
Спросите себя: поставил ли я Бога на первое место в моей жизни? Каким образом можно удостовериться в этом?
Прочитайте Лк. 12:35–48. Что эта притча говорит нам о том, как нам следует относиться ко Второму пришествию Иисуса? Почему во всех своих делах мы должны учитывать реальность Второго пришествия?
Управление ресурсами должно осуществляться с ясным пониманием того факта, что Иисус непременно вернется. Подлинная суть неверных управителей, выдающих себя за верных, в конечном итоге проявится в их поступках. Истинные и верные управители добросовестно выполняют свои обязанности и трудятся так, словно их господин присутствует рядом. Они живут в ожидании славного будущего и верно трудятся день за днем. «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Флп. 3:20).
Авраам ожидал вечного города (см. Евр. 11:10). Павел ожидал возвращения Христа (см. Евр. 10:25). Они мыслили наперед, ожидали, планировали и были готовы в любую минуту встретиться с Иисусом. Нам также необходимо вырабатывать привычку пристально взирать в будущее, ожидая кульминации Евангелия (см. Тит. 2:13). Вместо того чтобы изредка вспоминать о пророчествах, нам следует постоянно ожидать возвращения Христа и вечного Царства, бодрствовать и действовать. В то же время мы должны избегать необоснованных и нелепых догадок о событиях последнего времени. Обетование Второго пришествия дает нам направление в жизни, правильную оценку настоящего и помогает помнить, что по-настоящему важно. Привычка ожидать возвращения Иисуса способствует тому, что управитель ясно видит свою цель.
Крест сделал возможной нашу встречу с Искупителем. Мы изучаем признаки, открытые в Священном Писании, которые указывают нам на пришествие Христа в славе Отца и ангелов (см. Мк. 8:38). «Мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4:18).
Осознание реальности смерти должно всегда напоминать нам о том, что наша земная жизнь носит временный характер. Но обетование о Втором пришествии также показывает нам, что и смерть преходяща. Поэтому нам необходимо жить в свете обетования о возвращении Христа, которое должно оказывать влияние на жизнь каждого христианского управителя. Давайте уже сейчас выработаем привычку жить в ожидании возвращения Христа, ведь даже название нашей церкви призывает к этому.
«А мы — вчерашние и ничего не знаем, потому что наши дни на земле — тень» (Иов. 8:9).
Вы можете остановить часы, но не течение времени. Время не ждет; оно продолжает идти вперед, даже если мы стоим на месте и ничего не делаем.
Что следующие тексты говорят нам о нашей земной жизни? См. Иак. 4:14; Пс. 89:10, 12; Пс. 38:5, 6; Еккл. 3:6–8. Насколько ценным ресурсом является наше время?
Учитывая, что время необратимо, для христиан крайне важно правильно им распоряжаться. Нам необходимо вырабатывать привычку грамотно использовать время, сосредотачивая внимание на главном в этой и грядущей жизни. Потерянное время невозможно вернуть. Если мы теряем деньги, то мы можем их вернуть. Возможно, нам даже удастся заработать больше, чем мы потеряли. Со временем дело обстоит иначе. Поэтому время является самым ценным даром из всех даров, данных нам Богом. Крайне важно выработать привычку использовать с пользой каждую минуту.
«Наше время принадлежит Богу. Каждое мгновение нашей жизни принадлежит Ему, и нашей самой торжественной обязанностью является употребление этого дара для прославления Его имени. Ни об одном таланте, данном нам Богом, мы не должны будем дать Ему такого строгого отчета, как об употреблении дарованного нам времени.
Время бесценно. Христос считал каждый момент жизни драгоценным, так же должны относиться ко времени и мы. Жизнь слишком коротка, чтобы быть растраченной на пустяки. У нас есть совсем немного времени испытания, в течение которого нам предстоит подготовиться к вечности. У нас нет времени, чтобы тратить его попусту или посвящать его эгоистическим удовольствиям, нет времени, чтобы потворствовать греху» (Эллен Уайт. Наглядные уроки Христа, с. 342).
«Итак, смотри́те, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5:15, 16). О чем здесь Павел говорит нам? Как мы можем применить эти слова к нашей нынешней ситуации?
Мы были созданы совершенными умственно, физически и духовно. Грех разрушил первоначальное состояние человека. Благая весть Евангелия заключается в числе прочего и в том, что Бог восстанавливает нас, возвращая к первозданному состоянию.
Прочитайте Деян. 3:21 и Откр. 21:1–5. Какую надежду мы имеем, согласно этим стихам? Как мы должны жить, ожидая этого окончательного восстановления?
Христос трудился на земле не покладая рук, чтобы возвысить человечество духовно, умственно и физически, предвосхищая окончательное восстановление в конце времени. Христово служение исцеления свидетельствует о том, что Бог желает, чтобы мы были настолько здоровы, насколько это возможно в земных условиях. Поэтому управители вырабатывают в себе привычки здорового образа жизни, определяющие состояние ума, тела и души.
Во-первых, наш разум укрепляется, когда мы даем ему полезную нагрузку. Выработайте в себе привычку наполнять разум тем, «что́ только истинно, что́ честно, что́ справедливо, что́ чисто, что́ любезно, что́ достославно» (Флп. 4:8). Такие мысли приносят мир (см. Ис. 26:3), а «если сердце безмятежно, то и тело полно жизни» (Притч. 14:30; ИПБ). Здоровые умственные привычки позволяют разуму — цитадели силы — функционировать наилучшим образом.
Во-вторых, здоровые привычки, такие как физические упражнения и правильное питание, показывают, что мы заботимся о себе. Физические упражнения, например, препятствуют стрессу и нормализуют артериальное давление, улучшают настроение и замедляют старение.
В-третьих, управитель будет вырабатывать полезные привычки, которые способствуют душевному здоровью. Пусть ваша душа возносится к Богу (см. Пс. 85:4, 5) и успокаивается в Нем (см. Пс. 61:6). Ваша душа будет благоденствовать, если вы будете «ходить в истине» (3 Ин. 3), и «сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5:23).
Поразмышляйте о том, как ваши привычки влияют на ваше духовное, физическое и психическое здоровье. Видите ли вы необходимость в изменениях, которые помогут достичь улучшений в этих сферах? Какие решения мы можем принять и на какие библейские обетования положиться, чтобы улучшить качество нашей жизни, ожидая окончательного восстановления?
Самодисциплина — одна из важнейших черт характера управителя. «Бог дал нам не духа боязни, но духа силы, любви и самообладания» (2 Тим. 1:7; ИПБ). Греческое слово sophronismos, «самообладание», встречается только в этом стихе Нового Завета. Это слово подразумевает способность правильно поступать с опорой на здравый ум, который не будет отклоняться от Божьих принципов. Самодисциплина способствует «различению добра и зла» (Евр. 5:14), она помогает трезво оценивать ситуацию, а также выдерживать давление извне. Даниил твердо держался правды, несмотря на угрозу быть съеденным львами, в отличие от Самсона, который потворствовал своим желаниям и проявлял мало сдержанности и благоразумия. Иосиф поступал по правде в доме Потифара, в отличие от Соломона, который поклонялся другим богам (см. 3 Цар. 11:4, 5).
Прочитайте 1 Кор. 9:24–27. Что Павел говорит здесь о самодисциплине?
«Люди мира сего потворствуют своим похотям, он изобилует заблуждениями. Растет число ловушек, расставляемых сатаной, чтобы губить души. Каждому, кто желает достигать святости жизни в благоговении перед Богом, следует научиться воздержанию и самообладанию. Желания и страсти должны находиться под контролем высших сил разума. Самодисциплина крайне важна для обретения умственной силы и духовной проницательности, которая делает нас способными понимать и соблюдать священные истины Слова Божьего» (Эллен Уайт. Желание веков, с. 101).
Самодисциплина достигается путем постоянных тренировок. Бог призвал: «Будьте святы во всех поступках» (1 Петр. 1:15) и «упражняй себя в благочестии» (1 Тим. 4:7). Управителям необходимо практиковаться в самодисциплине, подобно тому как большинство талантливых спортсменов и музыкантов оттачивают свое мастерство. С помощью Божьей силы и наших прилежных стараний мы должны дисциплинировать себя в том, что имеет действительно большое значение.
Как мы можем научиться подчиняться силе Бога, ведь только Он один может наделить нас самодисциплиной, необходимой для управления ресурсами в испорченном мире?
Енох и Ной имели привычку ходить с Богом в тот век, когда лишь единицы оставались верными Ему (см. Быт. 5:24; 6:9). Они понимали и принимали Божью благодать и, следовательно, были хорошими управителями доверенного им имущества.
На протяжении веков отдельные люди ходили с Богом, подобно Еноху и Ною. Например, Даниил и его друзья сознавали: «для того, чтобы достойно представлять истинную религию среди ложных, они должны обладать ясностью ума и совершенствовать христианский характер. Сам Бог был их Учителем. Постоянно молясь, добросовестно относясь к учебе, поддерживая непрерывную связь с Невидимым, они ходили с Богом, подобно Еноху» (Эллен Уайт. Пророки и цари, с. 486).
«Хождение с Богом» — характерная черта мудрого управителя. Только посредством этой связи с Богом мы сможем защитить себя от господствующих в мире пороков.
Быть верным управителем означает находиться в согласии с Богом (см. Ам. 3:3). Мы должны ходить во Христе (см. Кол. 2:6), обновленной жизни (см. Рим. 6:4), любви (см. Еф. 5:2), мудрости (см. Кол. 4:5), истине (см. Пс. 85:11), свете (см. 1 Ин. 1:7), непорочности (см. Притч. 19:1), Божьем Законе (см. Исх 16:4) и добрых делах (см. Еф. 2:10). Это и есть заповеданный нам прямой путь (см. Притч. 4:26).
Вопросы для обсуждения:
1. Дайте определение смирению и объясните его роль в жизни управителя (см. Мф. 11:29; Еф. 4:2; Флп. 2:3; Иак. 4:10). Почему смирение необходимо в нашем хождении с Богом (см. Мих. 6:8)?
2. Обсудите в классе, как мы можем помочь тем, кто оказался во власти вредных привычек. Что ваша местная община может сделать, чтобы помочь этим людям?
3. Какие хорошие привычки могут иметь христианские управители вдобавок к упомянутым выше? См., например, Тит. 2:7; Пс. 118:172; Мф. 5:8.
4. Поразмышляйте в классе о категории времени. Почему нам кажется, что оно проходит так быстро? Почему нам необходимо быть хорошими управителями мимолетного дара времени?