Библейские тексты для исследования:
Пс. 36:21; Мф. 4:3–10; Мф. 6:33; Втор. 28:12; Притч. 13:11; Притч. 21:5; 2 Кор. 4:18.
Памятный стих:
«Итак, отдавайте всякому должное: кому по́дать — по́дать; кому оброк — оброк; кому страх — страх; кому честь — честь. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим. 13:7, 8).
Иногда вам может посчастливиться встретить человека, готового одолжить вам деньги. Возможно, этот человек руководствуется благими побуждениями, желая помочь вам выбраться из тяжелого финансового положения. Но в большинстве случаев люди дают в долг с корыстной целью.
Нам следует по возможности избегать ситуации, когда мы оказываемся должны кому-то. Конечно же, в определенных обстоятельствах, таких как покупка дома или машины, строительство церкви или получение образования, у нас возникает потребность заимствовать деньги. Но это следует делать, осознавая возможные издержки и имея твердое намерение как можно скорее погасить долг.
При этом мы должны быть максимально осторожны. Когда Божьи дети тратят деньги, которые им не принадлежат, то они делают «алчность и любовь к земным сокровищам главными чертами их характера. Пока эти черты господствуют, спасение и благодать бессильны» (Эллен Уайт. Ранние произведения, с. 266).
Нам необходимо совершенствовать наши умения и навыки, чтобы жить в соответствии с достатком и избегать долгов. На этой неделе мы рассмотрим, что Библия говорит о долге.
Сыны пророков и Елисей обрабатывали бревна у реки Иордан. «И когда один валил бревно, топор его упал в воду. И закричал он, и сказал: ах, господин мой! а он взят был на подержание!» (4 Цар. 6:5). Выражение «взять на подержание» означает «получить разрешение пользоваться чужим имуществом». Это разрешение несет в себе риск и ответственность. Заимствование денег, по сути, не отличается от заимствования топора, разве что неправильное их использование ведет к куда более серьезным последствиям.
Мы занимаем деньги, чтобы их тратить. Мы рискуем, полагая, что сможем выплатить долг и избежим финансовых неприятностей в будущем. Однако мы не знаем, что будет в будущем (см. Еккл. 8:7). Поэтому заимствование денег всегда связано с риском.
Что следующие тексты говорят о долге?
Пс. 36:21
Еккл. 5:5
Втор. 28:44, 45
Мы можем занимать деньги с желанием использовать их разумно, но искушение потратить имеющиеся у нас средства, включая заимствованные, может привести нас к очень серьезным проблемам. В действительности, использование заемных денег дает нам возможность повысить качество жизни. Искушение занимать и тратить — это пульс потребительской культуры, влияющей на богатых и бедных. Будучи искушаемы, мы должны искать поддержки у Бога (см. 1 Кор. 10:13), потому что заимствование может стать проклятием (см. Втор. 28:43–45).
Не имейте плохую привычку занимать деньги. Если у вас уже есть такая привычка, избавьтесь от нее как можно скорее. Мы должны учиться разумно тратить деньги и быть владельцами Божьих средств и уж точно не допускать, чтобы деньги этого мира владели нами.
Безусловно, бывают ситуации, когда есть необходимость взять деньги в долг. Но это следует делать с осторожностью и намерением вернуть долг как можно скорее.
Какие духовные опасности подстерегают человека, увязшего в долгах?
«И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал, и пошел; и пренебрег Исав первородство» (Быт. 25:34). Исав был грубым охотником, который руководствовался своими страстями. Когда до него донесся запах кушанья его брата, он захотел отведать эту чечевичную похлебку сразу же. Маловероятно, что он так сильно хотел есть, потому что умирал от голода. Идя на поводу у своих эмоций, он позволил сиюминутному желанию заглушить рассудок и продал свое первородство ради мгновенного удовольствия. Когда позднее Исаву захотелось вернуть свое первородство, он не получил его, «хотя и просил о том со слезами» (Евр. 12:17).
И у нас есть противоположный пример в лице Иисуса. После 40-дневного поста изможденного голодом Иисуса трижды искушал сатана (см. Мф. 4:3–10). Иисус распознал искушения и даже в Своем ослабевшем состоянии не поддался им. Всю Свою жизнь Иисус отвергал греховные желания и радости. Этим он показал нам, что мы также можем господствовать над грехом. Христос не продал и не потерял Своего первородства, и Он приглашает всех быть сонаследниками Ему (см. Рим. 8:17; Тит. 3:7). Мы сохраняем наше первородство, следуя в искушениях примеру Иисуса (см. 1 Кор. 10:13).
Все, что может предложить этот мир, — это сиюминутная радость здесь и сейчас, потому что он не в состоянии предложить что-либо для будущей жизни. Жить для себя — это противоположность жизни для Бога.
Чем опасно желание получить мгновенное удовольствие и почему оно угрожает даже верным Божьим детям? См. 2 Цар. 11:2–4; Быт. 3:6; Флп. 3:19; 1 Ин. 2:16; Рим. 8:8.
Желание получить мгновенное удовольствие — это симптом неконтролируемого разума; это враг терпения, который разрушает долгосрочные цели и порождает безответственность. Мы должны научиться управлять своими желаниями. Это жизненно важный навык. В частности, нам необходимо научиться преодолевать предлагаемые миром искушения, такие как привычка безрассудно занимать деньги. Эта идея непопулярна в мире, ориентированном на стремление к мгновенному вознаграждению, быстрому успеху и легким деньгам. Как только мы испытали мгновенное удовлетворение, мы снова стремимся получить вознаграждение в короткие сроки. Управители Божьих даров должны избегать этой ловушки.
«Вожделенное сокровище и тук — в доме мудрого; а глупый человек расточает их» (Притч. 21:20). Этот текст противопоставляет расчетливое управление ресурсами расточительству. Неразумные люди не заботятся о том, чтобы жить по средствам. Они с жадностью растрачивают свои и заемные средства, считая экономию и бережливость лишними качествами. Все же, если мы вынуждены занимать деньги, например, для покупки дома, мы должны делать это предельно осмотрительно и с осознанием того, что мы должны жить по средствам.
Богатые могут позволить себе жить на широкую ногу. Но при этом они постоянно беспокоятся о том, как сохранить свое богатство. Когда люди живут от зарплаты до зарплаты, они беспокоятся о том, как свести концы с концами. Библия дает нам совет о том, как жить по средствам независимо от того, сколько мы имеем. Павел рекомендует то, что может считаться предельной простотой: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим. 6:8). Для Павла земное имущество мало что значит, потому что он довольствуется жизнью во Христе (см. Флп. 1:21).
Какой принцип следует помнить больше всех остальных? См. Мф. 6:33. Как нам удостовериться в том, что мы ведем такой образ жизни?
Нам следует считать наши средства не доходом, но ресурсами, которыми мы должны управлять. Планирование бюджета — вот метод, который нам необходимо использовать для выполнения этой задачи. Планированию бюджета следует старательно учиться, практикуя внутреннюю дисциплину и прилагая усилия воли (см. Притч. 14:15). Если мы проявим ответственность в финансовых вопросах, то сможем избежать неприятных ошибок.
Если у вас есть проблема с управлением деньгами, составьте бюджет. Он не должен быть сложным. Это может быть просто подсчет всех ваших расходов за несколько месяцев и определение среднемесячного расхода. Главное — жить по средствам, независимо от их количества, и по возможности избегать долгов.
Прочитайте Лк. 14:27–30. Иисус иллюстрирует здесь цену ученичества. Он приводит пример строителя, который оценивает расходы при строительстве башни, и показывает, что произойдет, если тот не сможет закончить строительство. Какой урок, касающийся управления ресурсами, нам следует извлечь из этой иллюстрации?
Прочитайте Втор. 28:12. Что здесь говорится о практике занимания денег? Какой принцип мы находим в этом стихе?
Благоразумно избегать долгов. Священное Писание также предупреждает нас о том, чтобы мы не поручались за должников (см. Притч. 17:18; 22:26). Долг влияет на будущее и принуждает нас выполнить взятые обязательства независимо от нашего финансового состояния. В самом долге нет преступления, но он не будет укреплять нашу духовную жизнь.
«Во всем должна быть строгая экономия, в противном случае долгов не миновать. Держитесь в рамках доходов, всячески избегайте долгов, словно они страшнее проказы» (Эллен Уайт. Советы по управлению ресурсами, с. 272).
Долг может привести к финансовому рабству, делая человека «рабом заимодавца» (Притч. 22:7). В современных экономических реалиях мы считаем долг нормой. В конце концов, целые страны живут в долг; почему отдельно взятый человек не может поступать так же? Но это неправильный подход!
«Заключите с Богом завет в том, что с помощью Его благословения вы рассчитаетесь со всеми вашими долгами и не будете больше занимать ни у кого, даже если вам придется жить на одной похлебке и хлебе. Действительно, разнообразя свой стол, легко выложить из кармана двадцать пять центов на всевозможные излишества. Позаботьтесь о каждом пенсе, и тогда доллар позаботится о себе сам. Мелкие расходы то тут, то там очень быстро выливаются в большие траты. Особенно ограничьте себя, когда вы со всех сторон стеснены долгами… Не сомневайтесь, не поддавайтесь разочарованию и не отступайте. Откажите своим прихотям, возьмите под контроль аппетит, накопите деньги и возвратите долги. Освободитесь от них как можно быстрее. Когда вы наконец будете вновь свободными, не делайте новых долгов, этим вы одержите большую победу» (Эллен Уайт. Советы по управлению ресурсами, с. 257).
Долг — ненадежное основание для христиан. Он может причинить вред нашему духовному опыту и ограничить нашу способность финансировать Божью работу. Он лишает нас возможности жертвовать для других от чистого сердца и получать Божьи благословения.
Какое решение вы можете принять прямо сейчас, чтобы избегать ненужных долгов? От чего вам следует отказаться?
Муравьи трудятся, собирая припасы на зиму (см. Притч. 6:6–8). Мы будем мудры, если последуем их примеру, сберегая регулярно деньги для определенных целей. Смысл сбережений состоит в том, чтобы иметь ресурсы на текущие расходы и нужды, что кардинально отличается от расточительства и фанатичного накопления заработанных средств. Управление деньгами требует мудрости, составления бюджета и дисциплины. Если мы сберегаем только для себя, мы крадем Божье имущество, вместо того чтобы управлять им.
«Бесполезно потраченные деньги — это двойная потеря. Исчезают не только они, но и возможность извлечь из них прибыль. Если бы мы отложили деньги, они бы умножились на земле посредством сбережений либо на небесах посредством жертвования… Сбережения — это средство, позволяющее иметь власть над деньгами. Вместо того чтобы позволять деньгам побеждать нас всякий раз, когда нам захочется удовлетворить свою прихоть, мы получим контроль над ними» (Randy C. Alcorn, Money, Possessions and Eternity, p. 328).
Прочитайте Притч. 13:11; 21:5 и 13:18. Какие мы находим здесь практические рекомендации относительно финансов?
Распоряжаясь Божьим капиталом, мудрые управители ресурсов сберегают средства на семейные нужды и инвестируют их в небеса. Сколько бы мы ни имели, мы должны придерживаться библейского плана управления ресурсами в любой финансовой ситуации. Сбережения на семейные нужды необходимо делать разумно. Чтобы минимизировать потери, необходимо распределять риск (см. Еккл. 11:1, 2). Планируйте до того, как удовлетворить собственные нужды (см. Притч. 24:27), и при необходимости ищите квалифицированного совета у других (см. Притч. 15:22)! Когда наши потребности удовлетворяются, а состояние растет, мы должны помнить «Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство» (Втор. 8:18).
Самая надежная для Божьего управителя модель инвестирования — вкладывать средства в «Царство Небесное» (Мф. 13:44). Там нет рецессий, рисков, воров или спада рынка. Это подобно кошельку, который никогда не изнашивается (см. Лк. 12:33). Заботясь об удовлетворении земных нужд, мы также не должны забывать о вечных ценностях.
Прочитайте 2 Кор. 4:18. Как мы можем «смотреть на невидимое» и в то же время быть ответственными управителями здесь, на земле?
Все способности, умения и дары, врожденные и приобретенные, исходят от Бога. Крайне важно, как мы будем использовать наши способности и умения. Бог ожидает, что Его управители посредством обучения и тренировки научатся грамотно распоряжаться своими талантами (см. Еккл. 10:10).
Веселеил был исполнен «Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством» (Исх. 35:31). У него и у Аголиава (см. Исх. 35:34) была способность обучать других своему искусству.
Мы призваны учиться быть лучшими управителями и, в частности, избегать долгов, живя в мире, где преобладает материалистическое мировоззрение. Нам следует постоянно развивать наши навыки при помощи чтения, посещения семинаров, систематического образования и практиковать то, что мы узнали. Это позволит делать для Бога все, что в наших силах, и быть хорошими управителями.
В притче о талантах каждому рабу были даны таланты, «каждому по его силе» (Мф. 25:15). Два раба увеличили сумму вдвое, третий же закопал талант в земле. Нам всегда следует стремиться улучшить то, что имеем. Спрятав талант, мы не показываем никаких способностей или умений. Грамотно управляя деньгами, избегая долгов, демонстрируя дисциплину, мы развиваем способности, которые благословляет Бог. Чтобы преуспеть в чем-либо, требуется постоянная тренировка.
«Библейские уроки, претворяясь в практическую жизнь, оказывают глубокое и продолжительное влияние на человека. Тимофей усвоил их и воплотил в жизнь. Он не был наделен блестящими дарованиями, но труд его был ценен тем, что он употребил данные Богом способности для служения своему Господу» (Эллен Уайт. Деяния апостолов, с. 205).
Вопросы для обсуждения:
1. Самоконтроль всегда важен для христианина, но особенно он необходим тогда, когда его отсутствие может привести к финансовым проблемам или даже разорению. Как церковь может помочь тем, кого постигла эта проблема?
2. Прочитайте Рим. 13:7, 8. Как мы можем применить эти слова в повседневной жизни и в наших взаимоотношениях с другими людьми?
Некоторые утверждают, что нам не нужно переживать из-за своих долгов, потому что скоро придет Иисус. Что вы можете сказать в ответ на этот аргумент?