Библейские тексты для исследования:
Кол. 1:16–18; Евр. 4:14–16; 3 Ин. 3; Быт. 6:13–18; Откр. 14:6–12; 1 Петр. 1:15, 16.
Памятный стих:
«Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (1 Фес. 4:7).
Поскольку тема управления ресурсами обширна и глубока, очень легко упустить из виду общую картину, погрузившись во второстепенные вопросы. Эта тема одновременно простая и сложная, поэтому есть риск прийти к неправильному пониманию. Однако ни христианин, ни церковь не могут существовать или функционировать, не уяснив принципы управления ресурсами. Чтобы быть христианином, необходимо быть хорошим управителем.
«Это не теория и не философия, но рабочая программа. Это воистину христианский закон жизни… Без этого невозможно достичь правильного понимания жизни и истинного религиозного опыта. Здесь требуется не просто умственное согласие, но усилие воли, а также конкретные решительные меры во всех жизненных сферах» (LeRoy E. Froom, Stewardship in Its Larger Aspects, p. 5)
Какие же идеи лежат в основе христианского управления ресурсами? На этой неделе мы более детально рассмотрим задачи, которые выполняет управление ресурсами в жизни христианина. Для этого мы проведем аналогию с колесом от колесницы.
Иисус — центральная Личность всей Библии (см. Ин. 5:39). Нам следует рассматривать себя через призму отношений с Ним. Он понес наказание за грех «для искупления многих» (Мк. 10:45). Иисус обладает абсолютной властью на небе и на земле (см. Мф. 28:18), и все находится в Его руках (см. Ин. 13:3). Его имя превыше любого другого имени, и наступит момент, когда перед Ним преклонится всякое колено (см. Флп. 2:9–11).
«Иисус является живым средоточием всего» (Эллен Уайт. Евангелизм, с. 186).
Христос является средоточием нашего управления ресурсами и источником нашей силы. Благодаря Ему наша жизнь обретает смысл. Павел пережил много испытаний, но в любой ситуации у него был единственный приоритет в жизни: «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Флп. 1:21).
Прочитайте Кол. 1:16–18; Рим. 8:21 и 2 Кор. 5:17. Что эти стихи говорят нам о том, какое место должен занимать Иисус в нашей жизни?
Если Христос не будет средоточием нашей жизни, мы не сможем быть истинными управителями (см. Гал. 2:20). Он — суть нашего «блаженного упования» (Тит. 2:13). «Он есть прежде всего, и все Им стои́т» (Кол. 1:17). Подобно тому, как находящаяся в центре колеса ось несет на себе тяжесть повозки, так и Христос находится в центре жизни управителя. Как цельная ось обеспечивает устойчивость, позволяя колесам вращаться, так и Иисус должен быть постоянным средоточием нашего христианского опыта (см. Евр. 13:8). Его влияние должно распространяться на все наши мысли и поступки. Все аспекты управления ресурсами вращаются вокруг Христа.
«Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). В центре управления ресурсами не пустота, но живой Христос, Который действует в нас, изменяя наш характер для вечности.
Одно дело говорить, что Иисус является смыслом нашей жизни, а другое — жить так, как Он. Как быть уверенными в том, что Иисус, обещавший пребывать в нас, действительно живет в нас?
Обычно при изучении темы управления ресурсами речь не заходит о святилище. И все же связь между понятиями существует. «Правильное представление о служении в небесном святилище является основанием нашей веры» (Эллен Уайт. Евангелизм, с. 221). Поэтому крайне важно понимать задачу управления ресурсами в контексте библейского учения о святилище.
В 3 Цар. 7:33 приводится описание колеса колесницы. Мы проиллюстрируем учение о святилище с помощью ступицы колеса. Ступица крепится на ось и обеспечивает ровное вращение колеса. Христос пережил смерть и победоносное воскресение (см. 2 Тим. 1:10), и Его смерть обеспечила Ему право служения во святилище (см. Евр. 6:19, 20). Благодаря этому Он обеспечивает устойчивость нашей веры. Именно из святилища Он совершает служение для жителей земли (см. Евр. 8:1, 2).
«Придерживаясь принципа Sola Scriptura (только Писание), библейский адвентизм строит свою доктринальную систему, исходя из основополагающего учения о святилище» (Fernando Canale, Secular Adventism? Exploring the Link Between Lifestyle and Salvation, pp. 104, 105).
Что следующие стихи говорят нам о служении Иисуса во святилище? См. 1 Ин. 2:1; Евр. 4:14–16; Откр. 14:7.
Учение о святилище помогает раскрыть великую истину о спасении и искуплении, лежащую в основе всей христианской теологии. В этом учении раскрывается не только смерть Христа за нас, но и Его служение в небесном святилище. Мы также можем увидеть во Святом святых важность Божьего Закона и реальность окончательного суда. Сердцевину составляет обетование об искуплении, которое стало возможным для нас благодаря пролитой крови Иисуса.
Жизнь в соответствии с принципами управления ресурсами утверждена на великой истине о спасении, открытой в учении о святилище. Чем глубже мы осознаем, что Христос сделал для нас и что Он сегодня совершает в нас, тем ближе мы становимся к Нему, Его служению, Его миссии, Его учению и Его намерению относительно тех, кто воплощает в своей жизни принципы управления ресурсами.
Прочитайте Евр. 4:14–16. Как эти тексты могут помочь нам в нашей борьбе с грехом и себялюбием? Каким образом мы можем обрести силу и надежду благодаря этому обетованию?
Учение о святилище является центральным, так как оно ясно раскрывает великую истину о спасении и значение креста. Все наши доктрины, так или иначе, должны быть связаны с евангельским обетованием и спасением. Подобно спицам колеса, другие доктрины происходят из великой истины о спасении по вере в Иисуса.
«Искупительная жертва Христа за наш грех является для нас самой важной и самой великой истиной, вокруг которой группируются все другие истины… Те, кто посвящает свое время изучению этого важного вопроса, возрастают в благодати и познании» (Комментарии Э. Уайт, Библейский комментарий АСД, т. 5, с. 1137).
Что имел в виду Иисус, называя Себя «истиной» в Ин. 14:6? Ср. Ин. 17:17. Как мы должны распорядиться этой истиной? См. 3 Ин. 3.
Наше вероучение определяет то, кем мы являемся и в каком направлении движемся. Доктрины — не просто абстрактные богословские идеи. Каждая доктрина утверждена на Христе, и каждая должна различными путями оказывать воздействие на наш образ жизни. Можно с полным правом утверждать, что наша идентичность как адвентистов седьмого дня основана на доктринах больше, чем на чем-либо другом. Библейские учения делают нас теми, кем мы являемся как адвентисты седьмого дня.
Задача управления ресурсами — следовать доктринальной истине, какова она есть в Иисусе, и делать это таким образом, чтобы качество нашей жизни улучшалось. «Потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе, — отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:21–24).
В этих текстах разъясняется, что означает не только знать истину, но и следовать ей. Быть управителем — это не только верить в учения, какими бы истинными они ни были; быть управителем означает воплощать эти истины в своей жизни и в нашем общении с другими.
Лишь дважды Бог предупреждал мир о грядущей катастрофе: первый раз через Ноя (см. Быт. 6:13–18; Мф. 24:37) и второй раз через Трехангельскую весть (см. Откр. 14:6–12). Эта весть приоткрывает завесу, показывая уникальную перспективу будущих всемирных событий. Наше понимание этой вести становится более зрелым со временем, но ее содержание остается неизменным. Это оправдание по вере в Христа, «воистину весть третьего ангела» (Эллен Уайт. Евангелизм, с. 190). Другими словами, средоточием истины для настоящего времени, которую мы призваны провозглашать в мире, являются Иисус и Его великая жертва за нас.
Прочитайте Откр. 14:6–12. Какова суть этой вести? Что она говорит миру? Какая ответственность возлагается на нас в связи с этой вестью и как с ней соотносится тема управления ресурсами?
Как адвентистам седьмого дня нам поручена миссия провозглашать истину Трехангельской вести в процессе приготовления ко Второму пришествию Христа. Люди должны быть способны сделать выбор в отношении вечности. Управление ресурсами — это сотрудничество с Богом в выполнении миссии (см. 2 Кор. 5:20; 6:1–4).
«Особой миссией адвентистов седьмого дня является нести свет миру и стоять на страже истины. Им было вверено последнее предостережение к погибающему миру. Слово Божье освещает адвентистов своим чудесным светом. Господь поручил им самую почетную миссию — возвестить миру вести первого, второго и третьего ангелов. И нет более важной работы, чем эта. Адвентисты не вправе занимать свое внимание чем-то иным» (Эллен Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 19).
Обод колеса максимально близок к земле и символизирует задачу провозглашения Трехангельской вести. Эта весть защищает от богословских заносов и указывает на нашу ответственность в событиях последнего времени. Мы должны быть мудрыми управителями этой вести, бесстрашно провозглашая ее миру.
Размышляя о событиях последнего времени, очень легко сосредоточиться на схемах и сроках. Не отрицая их значимости, каким образом в своей проповеди миру мы можем обратить внимание людей на Иисуса и Его жертву?
Христос хочет, чтобы мы жили святой жизнью. Его жизнь иллюстрирует «святость» и то, каким должно быть в конечном итоге управление ресурсами (см. Евр. 9:14). Мы должны жить угодной Богу жизнью и распоряжаться соответствующим образом всем, что было нам доверено. Управление ресурсами — это выражение этой святости.
Ср. 1 Петр. 1:15, 16 и Евр. 12:14. Что означают «святость» и повеление «будьте святы»? Как это понятие связано с управлением ресурсами?
Римляне обнаружили, что колесо колесницы будет служить дольше, если поверх обода колеса закрепить металлическую пластину. Нагретую пластину крепили на обод и поливали холодной водой. Охлаждаясь, металл сжимался и плотно прилегал к ободу. Во время вращения колеса железная пластина соприкасалась с дорогой.
На примере железной пластины, закрепленной поверх обода, можно объяснить понятие управления ресурсами. Когда наша духовная жизнь соприкасается с обычной жизнью, наступает момент истины. Наша вера либо справляется с превратностями судьбы, либо нет. Наши убеждения проверяются на прочность в трудностях повседневной жизни. Управление ресурсами — это внешний показатель того, кем мы являемся и как поступаем. Это свидетельство того, насколько хорошо организована наша жизнь. Наши ежедневные поступки, являющие Христа, подобны железной накладке на ободе колеса, которая соприкасается с дорогой.
Поступки имеют сильное влияние, и нам следует контролировать их, проявляя преданность Христу. Мы должны иметь непоколебимую уверенность: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13).
«Освящение души работой Святого Духа — это наделение характером Христа человеческого естества. Евангельская религия — это Христос в нашей жизни, составляющий живую, деятельную основу жизни. Это — благодать Христова, открывающаяся в характере человека и проявляющаяся в его добрых делах. Принципы Евангелия не могут быть оторваны от какой бы то ни было сферы нашей практической деятельности. Все стороны жизни и деятельности христианина должны отражать жизнь Христа» (Эллен Уайт. Наглядные уроки Христа, с. 384).
Посмотрите на свою повседневную жизнь. Что она говорит о воздействии на вас Христа, Который преображает вас в нового человека? Какие осознанные решения вам следует принять, чтобы увидеть Его святость, явленную в вас?
Со временем металлическая пластина, прикрепленная к ободу колеса, деформировалась из-за того, что ударялась о дорогу. Поэтому ее необходимо было выпрямлять. Для этого требовалось долго и усиленно стучать молотком по железной пластине. Восстановление металлической пластины представляет управление ресурсами как практическое освящение. Следует обрести ум Христов, чтобы правильно реагировать на ситуации в различных сферах жизни, даже если этот процесс является трудным и болезненным. Независимо от того, относится ли этот процесс к нашему использованию денег, семейным отношениям, работе или другим сферам жизни, во всем мы должны поступать по воле Христа. Иногда мы усваиваем этот урок только посредством тяжелых ударов.
Непросто придать металлу исходную форму. Нелегко также исправить характер человека. Поразмышляйте об опыте Петра. Он был повсюду с Иисусом и никак не ожидал услышать от Него слова: «Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк. 22:32). Спустя некоторое время после отречения от Иисуса Петр пережил изменение в своей жизни, но это произошло в результате очень болезненного и трудного опыта. В некотором смысле его управление ресурсами было скорректировано. Петр заново обратился, и его жизнь пошла в другом направлении, но только после ощутимых ударов.
Вопросы для обсуждения:
1. Какая идея практического освящения соотносится с повелением Иисуса: «Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9:23)? Что распято, согласно Гал. 6:14? Как это иллюстрирует процесс освящения? Каким образом практическое освящение помогает нам мыслить так же, как Бог (см. 1 Кор. 2:16)?
2. Какие испытания научили вас неуклонно следовать за Господом в своей христианской жизни? Можете ли вы поделиться с классом своим опытом и извлеченными из него уроками? Чему мы можем научиться друг у друга?
3. Поразмышляйте о других доктринах, которые мы исповедуем как адвентисты седьмого дня, — субботе, состоянии мертвых, Творении, Втором пришествии и др. Каким образом эти различные пункты вероучения влияют на наш образ жизни в целом?