Библейские тексты для исследования:
Мф. 6:19–21; Еф. 2:8; 1 Петр. 4:10; Лк. 7:37–47; 2 Кор. 8:8–15; 2 Кор. 9:6, 7.
Памятный стих:
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
Наш Бог — Податель благ. Эта великая истина больше всего раскрывается в жертве Иисуса. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Также мы читаем: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лк. 11:13).
Бог постоянно изливает Свои благословения; таков Его характер. Поэтому те, кто стремится отражать Его характер, также должны давать. Сложно найти более абсурдное словосочетание, чем «эгоистичный христианин».
Один из способов возвращать Богу то, что мы получили от Него, — это приношения. Наши приношения — возможность выразить благодарность и любовь. В день, когда Иисус будет приветствовать спасенных на небесах, мы увидим тех, кто принял Его благодать, и поймем, что это стало возможным благодаря нашим пожертвованиям.
На этой неделе мы будем рассматривать важные аспекты приношений. Щедро жертвуя наши средства, время или таланты, мы проявляем веру и открываем характер Бога, Которому служим.
Прочитайте Мф. 6:19–21. Хотя эти тексты нам хорошо знакомы, как нам уберечь себя от пагубного влияния земных сокровищ?
Христос обращается к нам со словами: «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21). Весь смысл этого утверждения можно увидеть, прочитав два предыдущих стиха, где накоплению земных сокровищ противопоставляется накопление сокровищ на небесах. Три слова характеризуют землю: моль, ржа и воры (см. Мф. 6:19). Они показывают, насколько временны и скоротечны наши земные блага. Кто из нас не знает, как быстро исчезает все земное? «На земле все нестабильно, неопределенно и ненадежно; все подвергается гниению и разрушению, крадется и теряется. На небесах все по-другому — все вечно, прочно, надежно и нетленно. На небесах нет потерь» (C. Adelina Alexe, «Where Your Heart Belongs», in Beyond Blessings, edited by Nikolaus Satelmajer, p. 22).
Взгляните на ваше имущество. Даже если вы владеете немногим, рано или поздно все это окажется на свалке. Исключение может составить разве что какая-нибудь фамильная ценность. Но мудрый управитель позаботится о том, чтобы сохранить сокровища на небесах. Там в отличие от земли нет необходимости переживать об экономическом спаде, ворах и хищениях.
В Мф. 6:19–21 содержится один из самых важных принципов управления ресурсами. Наши сокровища стремятся овладеть нашим сердцем, жаждут получить над нами контроль. В материальном мире наше сердце следует за нашими сокровищами, поэтому первостепенное значение имеет место, где они хранятся. Чем больше мы сосредотачиваемся на земных нуждах и приобретениях, тем труднее размышлять о духовных вопросах.
Исповедовать веру в Бога и в то же время собирать наши сокровища на земле — это лицемерие. Наши поступки должны соответствовать нашим словам. Другими словами, мы видим наши сокровища на земле физическим зрением, но наряду с этим мы должны смотреть глазами веры на наши приношения как на сокровища на небесах (см. 2 Кор. 5:7). Безусловно, мы должны быть практичными и заботиться о наших нуждах (в том числе и о выходе на пенсию), но при этом не упускать из виду вечность.
Прочитайте Евр. 10:34. Какую важную мысль здесь подчеркивает Павел, проводя различие между земными и небесными сокровищами?
Благодать — это незаслуженная милость. Мы не заслуживаем этого дара. Бог излил Свою благодать на нашу планету, и, будучи принятой, она изменит нашу жизнь на земле и подготовит нас к жизни в вечности. Все богатства и сила Небес воплощаются в даре благодати (см. 2 Кор. 8:9). Даже ангелы удивляются этому прекрасному дару (см. 1 Петр. 1:12).
Благодать, дарованная нам в Иисусе Христе, несомненно, является самым драгоценным из всех Божьих даров. Без благодати мы не имели бы надежды. Пагубное влияние греха на человечество настолько велико, что человечество не может освободиться от него самостоятельно. Даже послушание Божьему закону не может даровать нам жизни. «Итак, закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона» (Гал. 3:21). Если бы какой-нибудь закон мог спасти нас, то это наверняка был бы Божий закон. Но Павел говорит, что даже этот закон не спасает. Получить спасение возможно только посредством благодати.
Прочитайте 1 Петр. 4:10. Какое отношение имеет управление ресурсами к благодати? Объясните, каким образом, жертвуя для Бога и других людей, мы демонстрируем Его благодать.
Петр сказал, что, получив дар Божьей благодати, мы, в свою очередь, должны быть «домостроителями многоразличной благодати Божией» (1 Петр. 4:10). Иначе говоря, Бог дал нам дары, поэтому мы должны вернуть Ему часть того, что нам было даровано. Дарованное нам по благодати предназначается не только для нашего удовольствия и удовлетворения наших нужд, но и для распространения Евангелия. Бог призывает нас делиться с другими тем, что сами мы получили даром.
Подумайте обо всем, что вам даровал Бог. Каким образом вы можете быть управителями полученной даром благодати?
Прочитайте Лк. 7:37–47. Что эта история говорит нам о правильной мотивации приношений Богу?
Мария вошла в комнату и увидела Иисуса, возлежавшего за столом. Она разбила алавастровый сосуд с дорогим миром и вылила на Него. Некоторым ее действия показались неуместными, поскольку она, как они считали, вела недостойный образ жизни.
Но Мария была освобождена от демонов (см. Лк. 8:2). Когда потом она стала свидетельницей воскресения Лазаря, ее сердце преисполнилось благодарности. Ароматное масло было самым ценным, чем она обладала, и, пожертвовав им, она выразила свою признательность Иисусу.
Эта история обращает внимание на то, что наши приношения должны быть мотивированы благодарностью. В конце концов, каким еще может быть наш отклик на бесценный дар Божьей благодати? Его щедрость также побуждает нас жертвовать. Проявляя щедрость в сочетании с благодарностью, мы приносим осмысленные приношения — время, таланты, материальные средства и тела.
Прочитайте Исх. 34:26; Лев. 22:19–24 и Числ. 18:29. Хотя культурный фон того времени полностью отличается от нынешнего, какие принципы, касающиеся наших приношений, мы находим в этих стихах?
Наши приношения могут выглядеть незначительными в наших глазах, но они значимы для Бога. Отдавая Богу лучшее, мы показываем, что ставим Его на первое место в нашей жизни. Мы отдаем приношения не для того, чтобы получить одобрение. Но мы жертвуем, будучи признательны за то, что обрели в Иисусе Христе.
«Полная преданность и жертвенность, вызванная благодарной любовью, придаст даже самому маленькому приношению, крохотной доброхотной жертве тот небесный аромат, что делает дар бесценным. Но даже когда мы отдадим нашему Избавителю все, что можем, как бы дорого это нам ни обошлось, то стоит только подумать о своем долге благодарности Богу, все, что мы пожертвовали, в действительности окажется крайне малым и скудным. Однако ангелы принимают эти приношения, чтобы представить перед престолом благоухающей жертвой то, что нам кажется незначительным, и наши приношения Господь принимает» (Эллен Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 397).
В предыдущем уроке мы упомянули историю о щедром приношении вдовы. Хотя в сравнении с другими приношениями ее пожертвование было небольшим, оно было щедрым, так как этот дар исходил из сердца и показывал подлинную сущность ее характера. Поступок женщины побудил Иисуса сказать: «Эта бедная вдова больше всех положила» (Лк. 21:3).
Только Бог (см. Иак. 4:12) знает наши истинные мотивы (см. Притч. 16:2, см. также 1 Кор. 4:5). Мы можем совершать правильные поступки, исходя из неправильных мотивов. Чтобы щедро отдавать, не нужно много веры, но когда мы жертвуем самоотверженно для блага других людей, это многое говорит о нашем сердце.
Прочитайте 2 Кор. 8:8–15. Что Павел говорит здесь о пожертвованиях и мотивах наших приношений? Какие принципы управления ресурсами мы находим в этих текстах?
Какими бы ни были мотивы наших приношений, они находятся в промежутке между эгоизмом и альтруизмом. Борьба между эгоизмом и жертвенностью происходит намного чаще, чем любая другая духовная борьба. Себялюбие гасит в сердце огонь, который некогда пылал для Бога. Проблема возникает тогда, когда мы допускаем эгоизм в христианском опыте. Другими словами, мы оправдываем себялюбие, прикрываясь именем Христа.
В основе христианского опыта лежит любовь. А любовь невозможно проявить без самоотречения, готовности пожертвовать собой для блага других.
Если Божья любовь не будет отображаться в нашей жизни, наши приношения также не будут ее отображать. Эгоистичное сердце склонно любить только себя. Нам следует просить, чтобы Господь «обрезал крайнюю плоть сердца» нашего (Втор. 10:16), чтобы мы научились любить так, как Он нас возлюбил.
Любовь, основа любой истинной благотворительности, характеризует любое даяние христианина. Божья любовь к нам вдохновляет нас на ответную любовь, и это воистину величайший мотив приношений.
Правильно ли отдавать добровольные приношения из чувства долга, а не из любви?
Так как Христос пришел, чтобы открыть нам характер Бога, одно мы должны понимать ясно: Бог любит нас и желает нам самого лучшего. Он просит нас делать только то, что послужит нам на пользу, а не в ущерб. Это касается также Его призыва к нам жертвовать щедро и радостно из того, что мы получили. Наши добровольные и щедрые приношения принесут пользу как нам самим, так и тем, кто их получит. Только те, кто практикует такую жертвенность, знают на личном опыте, насколько благословеннее давать, нежели получать.
Прочитайте 2 Кор. 9:6, 7. Что, согласно этим стихам, должны представлять собой приношения?
Щедрые приношения должны быть личным, духовным действием. Это проявление веры, выражение благодарности за то, что мы имеем во Христе.
И, как в случае с любым действием веры, пожертвования лишь взращивают веру, потому что «вера без дел мертва» (Иак. 2:20). Нет лучшего способа взращивать веру, чем проявлять ее в делах веры. Давая щедро и доброхотно, мы отображаем характер Христа. Мы больше узнаем о том, каков Бог, соприкасаясь с Ним в наших собственных действиях. Поэтому только приношения, которые мы приносим от чистого сердца, укрепляют наше доверие Богу и предоставляют нам возможность пережить следующий опыт: «Вкусите и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!» (Пс. 33:9).
«Они увидят, что слава, исходящая от лица Иисуса, — это слава жертвенной любви. В свете Голгофы явлено, что закон жертвенной любви — это закон жизни на небе и на земле; что любовь, которая „не ищет своего“, исходит от Бога; что в Смиренном и Униженном явлен характер Того, Кто обитает в неприступном свете» (Эллен Уайт. Желание веков, с. 20).
Поделитесь опытом того, как ваша вера возрастала благодаря добровольным и щедрым приношениям!
«Дух щедрости — это небесный дух, дух корыстолюбия — сатанинский дух. Самопожертвенная любовь Христа открывается на кресте. Он отдал все, что у Него было, а затем и Себя Самого, чтобы спасти человека. Крест Христов взывает к щедрости каждого последователя благословенного Спасителя. На кресте был проиллюстрирован принцип самоотдачи. Если данный принцип проявляется в фактической благотворительности и добрых делах, то это — истинный плод христианской жизни. Принцип мирских людей — брать и получать, и таким способом они надеются достичь счастья. Но даже если осуществить этот принцип во всей полноте, плодом его будет жалкое состояние и вечная смерть» (Эллен Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 79).
Вопросы для обсуждения:
1. Почему эгоизм противоположен духу Христа? Что мы можем сделать, чтобы защитить себя от этой природной наклонности, которая присуща падшему человечеству?
2. «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9:7). Греческое слово, переведенное как «доброхотно», встречается в Новом Завете только один раз и означает «радостно». Что это говорит нам о том, каким должно быть наше отношение к приношениям?
3. Запишите все, что вы получили во Христе. Поблагодарите Бога за это в молитве. Почему мы должны отдавать в ответ на то, что получили? Каким образом этот список показывает, что даже наши лучшие дары, принесенные из правильных побуждений, не могут сравниться с дарами, полученными нами?
4. Почему эгоизм — это верный путь к несчастью?
5. Вспомните нуждающихся членов вашей церкви. Как вы можете послужить этим людям прямо сейчас? Что вы можете сделать для них и чем вы готовы ради этого пожертвовать?