Библейские тексты для исследования:
Мк. 16:15; 1 Петр. 3:8, 9; 1 Кор. 9:14; Рим. 3:19–24.
Памятный стих:
«Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9:13, 14).
Как мы увидели на прошлой неделе, принесение десятин является важным выражением веры. Это один из критериев истинности нашего исповедания. «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2 Кор. 13:5).
Первый раз десятина упоминается в Библии в рассказе о том, как Авраам принес десятину Мелхиседеку (см. Быт. 14:18–20; Евр. 7:4). Левиты также кормились за счет десятин, выполняя служение в храме (см. 2 Пар. 31:4–10). Сегодня десятина предназначена для поддержания проповеди Евангелия и, будучи правильно понятой, служит определенным показателем наших отношений с Богом.
Осмысление, распределение и использование десятины — все это предназначено для нашего духовного роста, поддержания Божьей работы и финансирования проповеди Евангелия. Это Божий план и первый шаг, который должен предпринять верный управитель.
На этой неделе мы продолжим изучать тему десятины. Мы рассмотрим принципы ее распределения, ее значение для других людей, а также влияние на нашу духовную жизнь.
Иисус повелел нам: «Проповедуйте Евангелие» (Мк. 16:15), а также: «Научите все народы… уча их соблюдать всё» (Мф. 28:19, 20). Таким образом, Бог желает, чтобы мы были вовлечены в самую важную работу на земле — привлечение людей к Иисусу. На управителе лежит ответственность материально поддерживать эту миссию за счет ресурсов, которые доверил ему Бог. Участие в этом деле усиливает чувство личного долга представлять Христа другим людям. Каждый ученик, управитель и работник должен приносить всю десятину целиком для этой священной работы. Нам следует молиться о единстве, чтобы мы были верны в финансировании миссии. И успех миссии будет укреплять наше единство в вере.
Какой финансовый план для осуществления этой миссии одобрил Бог? Что означает выражение «десятина сполна» (Мал. 3:10; ИПБ)? Какое значение имеет фраза «чтобы в Доме Моем была пища» (Мал. 3:10; ИПБ)?
Как мы увидели, люди приносят десятины со времен Авраама и Иакова (см. Быт. 14:20; 28:22), а возможно, и ранее. Десятина является частью системы финансирования Божьей Церкви. Это самый большой источник финансирования и самый справедливый метод выполнения Его миссии.
В современных культурах большинство христиан относительно мало жертвуют на поддержание Божьей миссии. Если бы каждый христианин честно отдавал Богу десятину, результат был бы «невообразимым, ошеломительным и непостижимым» (Christian Smith and Michael O. Emerson, Passing the Plate, p. 27.).
Во все времена у Бога были люди, готовые жертвовать на Его миссию. Все мы несем ответственность за ее финансирование. Мы не можем позволить себе быть неорганизованными, небрежными или непостоянными в этом деле. Нам дано куда более ответственное поручение, чем израильтянам и левитам, которые пообещали Неемии: «Не оставим дома Бога нашего» (Неем. 10:39). Перед нами стоит куда более грандиозная задача, чем перед верующими прошлых столетий. Сегодня члены церкви и служители должны духовно объединиться и сотрудничать друг с другом в финансовом отношении, чтобы выполнить общие цели и поддержать миссию.
Подумайте о размахе адвентистской миссии в мире (см. Откр. 14:6, 7). Какую ответственность каждый из нас несет за финансовую помощь этой работе?
В Мал. 3:10 Бог обещает великие благословения тем, кто будет верен в принесении десятин. Однако Божье благословение имеет не одно, а множество измерений. Если мы сводим все благословения к накоплению материальных средств, то не понимаем характера Божьих благословений.
В книге Малахии речь идет как о материальном, так и о духовном благословении. Смысл Божьего благословения открывается в спасении, счастье, душевном спокойствии и в том, что Бог всегда делает для нас самое лучшее. Также, когда Бог благословляет нас, мы обязаны делиться этими благословениями с менее счастливыми людьми. Мы получаем благословения для того, чтобы служить ими другим. Через нас Бог может распространять Свои благословения повсюду.
Прочитайте 1 Петр. 3:8, 9. Что Петр говорит нам о взаимосвязи между получением благословений и их отдачей другим?
Принесение десятин производит двойное благословение. Мы получаем благословения и служим благословением для других. Мы отдаем то, что получили. Божьи благословения, дарованные нам, оказывают влияние как на нас самих, так и на других людей. «Давайте, и дастся вам… какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк. 6:38).
Прочитайте Деян. 20:35. Как изложенный здесь принцип применим по отношению к десятине?
Благодаря принесению десятины мы получаем самое большое благословение — мы учимся доверять Богу (см. Иер. 17:7). «Особая система приношения десятины была основана на принципе, таком же вечном, как и Закон Божий. Эта система десятин была благословением для евреев, иначе Бог не дал бы ее им. Таким же благословением она станет и для тех, кто будет осуществлять ее до конца времени. Наш Небесный Отец установил систему благотворительности не ради Собственного обогащения, а для того, чтобы дать человеку великое благословение. Он видел, что в этой системе очень нуждался человек» (Эллен Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 404).
Вспомните моменты, когда вы получили Господне благословение благодаря служению другого человека вам. Как вы можете делать то же самое по отношению к другим?
Павел пишет Тимофею: «”Не заграждай рта у вола молотящего”; и: ”трудящийся достоин награды своей”» (1 Тим. 5:18). Он цитирует слова Моисея о тягловом воле, записанные во Втор. 25:4, и слова Иисуса о трудящемся из Лк. 10:7. Фраза о воле, по-видимому, является пословицей и означает, что это справедливо, когда вол ест зерно во время работы. Аналогично и вторая пословица означает, что посвященный работник, проповедующий Евангелие, должен получать плату в качестве вознаграждения.
Бог создал системы и управляет ими. Он сотворил Солнечную систему, экосистемы, пищеварительную, нервную системы и многие другие. Система приношения десятин поддерживала левитов (см. Числ. 18:26) и позволяла им осуществлять уход за скинией. Функции левитов сегодня выполняют те, кто посвятил свою жизнь проповеди Евангелия. Божья система приношения десятин — это избранное Им средство поддержания служения. Она используется на протяжении всей истории спасения. Поддержка таких работников с помощью десятины является основополагающей и существенной в Божьем деле.
Какое практическое значение имеет утверждение Павла о том, что «Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9:14)? Что стихи из 2 Кор. 11:7–10 говорят нам о необходимости поддерживать проповедующих Евангелие?
«Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам» (2 Кор. 11:8). Не без иронии Павел в этом стихе говорит о том, что получал жалованье от бедной македонской церкви, тогда как служил богатой коринфской церкви. Он хотел донести до коринфской церкви важный принцип: те, кто проповедует Евангелие, заслуживают платы за свой труд.
Десятина должна использоваться для определенной цели. Так должно быть всегда. «Десятина имеет особенное значение. Она не может считаться фондом для помощи бедным, но предназначена для поддержки тех, кто несет Божественную весть миру, и никогда не должна использоваться для других целей» (Эллен Уайт. Советы по управлению ресурсами, с. 103).
Прочитайте Лев. 27:30. Как принципы, записанные здесь, можно применить к нам сегодня?
У Бога есть хранилище для ветра (см. Иер. 10:13), воды (см. Пс. 32:7), а также снега и града (см. Иов. 38:22), и над всеми этими стихиями Он имеет полный контроль. Но самое драгоценное Божье хранилище — то, в котором хранятся десятины. «А сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания» (Числ. 18:21). Этот стих — первое упоминание о том, где хранится десятина, он также известен сегодня как «принцип хранилища». Позже Бог повелел израильтянам приносить десятины в место, которое Он изберет (см. Втор. 12:5, 6). Во времена Соломона десятину приносили в Иерусалимский храм. Когда пророк Малахия сказал: «Принесите все десятины в дом хранилища» (Мал. 3:10), израильтяне хорошо понимали, что такое «хранилище» и где оно находится. Хранилищем называлось место, где совершались религиозные служения и где левиты получали поддержку.
Как еще хранилище называется в Священном Писании? 1 Пар. 26:20; 2 Пар. 31:11–13; Неем. 10:38.
Принесение священной десятины в хранилище — это единственная модель, представленная в Священном Писании. При каждой форме правления у Него было центральное хранилище для управления десятиной. Во всемирной Церкви адвентистов седьмого дня реализуется принцип хранилища. Членов церкви призывают возвращать десятины в конференцию/миссию через поместную церковь, членами которой они являются. Из бюджета конференции/миссии пасторы получают зарплату.
«По мере расширения дела Божьего просьбы о помощи умножатся. Чтобы удовлетворить их, христиане должны исполнить требование: „Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища“ (Мал. 3:10). В самом деле, если бы христиане исправно приносили Богу свои десятины и приношения, Его сокровищница наполнилась бы и не было бы надобности прибегать к ярмаркам, лотереям или благотворительным вечерам, чтобы собрать средства на дело благовествования» (Эллен Уайт. Деяния апостолов, с. 338).
Подумайте, что было бы, если бы люди распоряжались десятиной по своему усмотрению. Если бы каждый так поступал, что произошло бы с Божьим делом? Почему важно отдавать десятину на то, на что она предназначена?
Прочитайте Рим. 3:19–24. О какой ключевой истине, на которую опирается наша вера, здесь говорится? Почему это учение должно всегда оставаться основополагающим в наших убеждениях?
Суть библейской вести заключается в том, что все мы недостойны искупления (см. Рим. 3:23). Если бы мы были достойны его, то получали бы его по заслугам или делам, а эта мысль противоречит Священному Писанию.
Прочитайте Рим. 4:1–5. Что эти стихи говорят нам о благодати, которая противопоставляется заслугам?
Спасение — это незаслуженный дар (см. Еф. 2:8, 9). Мы получаем спасение благодаря заслугам Христа, Который принес совершенную жертву за нас. Возвращение десятины не считается нашей заслугой. В конце концов, если десятина изначально принадлежит Богу, нет никакой нашей заслуги в том, что мы возвращаем ее Ему!
Принесение десятины не спасает нас, как и любые другие добрые дела, для которых мы как христиане созданы. «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10).
Тем не менее возвращение десятины показывает наше отношение к Божьему повелению. Мы можем либо смиренно подчиниться Богу, либо быть самоуверенными и непокорными. Если мы любим Бога, то будем повиноваться Ему. Принесение десятины — это знак понимания того, что здесь, на земле, мы являемся лишь управителями и что мы всем обязаны Богу. Подобно тому, как суббота — это еженедельное напоминание о Боге-Творце и Спасителе, так и возвращение десятины — напоминание того, что мы не принадлежим самим себе и наша жизнь и спасение являются Божьими дарами.
Что значит жить верой, согласно Лк. 21:1–4?
Очень легко забыть о том, что каждым своим вздохом, сердцебиением и жизненным мигом мы обязаны только Господу. В Деян. 17 Павел рассказывает афинянам об истинном Боге-Творце (см. Деян. 17:24), Который поддерживает жизнь (см. Деян. 17:28). Афиняне не знали истинного Бога. Мы, христиане, знаем о Нем. И это знание должно определять весь наш образ жизни. Бог ожидает, что мы будем жить в соответствии с Его требованиями.
«Он [Бог] передает Свои сокровища в руки людей, но требует при этом, чтобы одна десятая часть всего неукоснительно откладывалась для Его дела. Он требует, чтобы эта часть была вложена в Его сокровищницу. Ее надо отдать Ему как Его собственность; она свята и должна быть использована для святых целей, для поддержки тех, кто несет весть спасения во все уголки мира. Он отделяет эту часть, чтобы средства постоянно пополняли Его сокровищницу и чтобы свет истины мог быть передан тем, кто находится вблизи и вдали. Верно исполняя это требование, мы признаем, что все принадлежит Богу» (Эллен Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 386).
Вопросы для обсуждения:
1. «Время быстро уходит в вечность. Не будем же отнимать у Бога то, что принадлежит Ему по праву. Не будем отказывать Ему в служении, которое нельзя отвергнуть, не рискуя при этом вечностью, и которое обязательно будет вознаграждено. Он желает владеть всем нашим сердцем — отдайте его Ему, оно принадлежит Ему по праву Творения и искупления. Он претендует на наш разум — посвятите его Ему, Он имеет на него право. Он просит у вас денег — отдайте их, они принадлежат Ему» (Эллен Уайт. Деяния апостолов, с. 566). Что имеет в виду Эллен Уайт, когда говорит: «Не будем же отнимать у Бога то, что принадлежит Ему по праву»? В чем человек обкрадывает сам себя, когда не возвращает десятину?
2. Часто звучит мнение, что члены церкви вправе не отдавать десятину в «хранилище» и распоряжаться ею по собственному усмотрению. Что плохого в этой идее? Что произойдет с церковью, если все ее члены последуют этой рекомендации? Почему подобные действия могут привести к серьезным разногласиям?
3. В Лк. 21 Иисус одобрительно отозвался о вдове, которая принесла деньги в храм, несмотря на царящую в нем коррупцию. Что это должно сказать тем, кто хочет отдавать десятину на другие цели, потому что не уверен в том, что она используется по назначению?