Библейские тексты для исследования:
Евр. 11:8–12; Рим. 4:13, 18–21; Мф. 6:24; Евр. 9:14; 1 Ин. 5:2, 3; Лк. 16:10–12.
Памятный стих:
«Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным» (1 Кор. 4:1, 2).
Отличительный знак христианского управителя — это отражение любви Христа в жизни, возможное благодаря близким с Ним отношениям. Когда мы живем и поступаем по примеру Христа, в нашей личности хорошо просматривается Его личность (1 Кор. 6:17).
На этой неделе мы рассмотрим отличительные черты Божьих управителей. Эти черты вдохновляют нас ожидать возвращения Иисуса и выполнять работу, возложенную на нас как на верных распорядителей Его истины. Каждая характеристика указывает на возможность иметь глубокие отношения с Тем, Кто пришел взыскать и спасти погибшее. Чем больше мы изучаем эти качества, тем глубже они укореняются в нашей жизни. Божественный характер любви будет влиять на каждый аспект нашей жизни сегодня и в вечности.
«От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным» (1 Кор. 4:2). Для верного распорядителя крайне важно «подвизаться добрым подвигом веры» (1 Тим. 6:12). Бог — верный, и мы призваны стать верными посредством Его силы. Быть верным означает сохранить приверженность истине, особенно в разгар духовной борьбы.
Духовные конфликты между истиной и ложью, добром и злом не заставят себя ждать. Они являются частью испытания веры. И в каждой ситуации управитель принимает решение оставаться верным.
Если вы любите богатство, прислушивайтесь к Его предостережениям об опасности любви к деньгам. Если вы жаждете славы, следуйте наставлениям Слова Божьего о смирении. Если вы боретесь с похотливыми мыслями, храните святость. Если вы жаждете власти, будьте всем слугой, как заповедал Господь. Выбор быть верным или неверным часто делается за долю секунды, тогда как его последствия простираются в вечность.
Прочтите Евр. 11:8–12, 17–19 и Рим. 4:13, 18–21. Что эти тексты говорят о верности?
На еврейском языке, как и на русском, прилагательное «верный» имеет тот же корень, что и глагол «доверять». От того же еврейского корня происходит слово «аминь», которое означает «верно», «да будет так». Верность означает то, что мы были испытаны и доказали свою преданность Божьему плану.
Готовясь к выступлению перед императором, реформатор Мартин Лютер «прочитал Слово Божье, просмотрел свои сочинения и попытался составить свой ответ в подходящей форме… Он приблизился к Священному Писанию… С волнением положа свою левую руку на священную книгу и подняв правую руку к небу, он поклялся оставаться верным Евангелию и свободно исповедовать свою веру, даже если придется подтвердить свое свидетельство кровью» (J. H. Merle d’Aubigné, History of the Reformation, vol. 2, book 7, p. 260).
Прочтите Откр. 2:10. Что означает «быть верным до смерти» применительно к повседневному опыту общения с Господом?
«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24). Что этот текст говорит нам о том, как важно хранить верность Богу?
Знание того, что имя Бога — «ревнитель» (Исх. 34:14), призывает нас к верности. Преданность Богу-ревнителю немыслима без любви. Когда наша вера испытывается, преданность помогает определить, кто мы, и побуждает нас продолжать бороться.
Наша преданность важна для Бога (см. 3 Цар. 8:61). Это не контракт, в котором предусматриваются все возможные случайности; и это не просто список правил. Скорее, это видимое выражение наших личных убеждений, веры и приверженности.
Прочитайте 1 Пар. 28:9. Что говорит этот текст о важности преданности?
Там, где есть преданность, есть и вероятность предательства. Преданность, подобно любви, должна быть добровольной, в противном случае это не настоящая преданность. На войне солдаты на передовой иногда вынуждены сражаться и держать линию фронта, поскольку самовольное отступление грозит расстрелом. Эти люди могут выполнять свой долг, но не обязательно по причине своей преданности. Это не та верность, о которой просит нас Бог.
Посмотрите на Иова. Он не предвидел тех катастрофических событий, которые отняли у него семью, имущество и здоровье. Он мог отказаться от веры, любви и обязательств, но его преданность Богу была непоколебимым нравственным выбором. Честно и бесстрашно он произнес знаменитые слова: «Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться» (Иов. 13:15). Верность Иова перед лицом катастрофы показывает всю суть преданности, которая характеризует верных управителей Божьими ресурсами.
Скажите себе: насколько я верен Господу, Который умер за меня? Каким образом я мог бы лучше проявить эту верность?
Существует много ценностей, которыми мы можем обладать. Здоровье, любовь, друзья, отличная семья — все это благословения. Но, возможно, одна из самых важных — это чистая совесть.
Прочтите Евр. 10:19–22 и 1 Тим. 4:1, 2. Что значит иметь «порочную совесть» и быть «сожженным в совести своей»?
Наша совесть действует как внутренний монитор нашей внешней жизни. Наша совесть нуждается в соответствии высокому и совершенному стандарту: Божьему закону. Бог написал Свой закон в сердце Адама, но грех практически полностью уничтожил его — не только в нем, но и в его потомках. Остались только фрагменты закона. «[Язычники] показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их» (Рим. 2:15). Иисус преуспевает там, где Адам потерпел неудачу, потому что в Его сердце живет Божий закон (см. Пс. 39:9).
Что, по словам Павла, может очистить нашу совесть? См. Евр. 9:14.
«Нужно войти в покрытый паутиной тайник совести. Окна души должны быть закрыты для земного и широко открыты для небесного, чтобы туда могли проникнуть яркие лучи Солнца праведности. Память нужно освежать библейскими принципами. Разум нужно хранить ясным и чистым, чтобы он мог делать различие между добром и злом» (Эллен Уайт. Разум, характер и личность, т. 1, с. 327, 328). Если закон Божий был вложен в сердце верующего (см. Евр. 8:10) и верующий по вере стремится следовать этому закону, то очевидным результатом будет чистая совесть.
Если вы когда-либо мучились угрызениями совести, то знаете, насколько это тяжело. Каким образом, положившись на Иисуса и Его заместительную смерть на кресте, вы можете освободиться от мук совести?
Авель послушно опустился на колени у своего жертвенника, принося в жертву ягненка, как повелел Бог. Каин, напротив, рассерженно опустился на колени у своего алтаря, держа плоды земли. Оба брата принесли жертвы, но только один брат был послушен Божьему повелению. Закланный ягненок был принят, а плоды земли отвергнуты. Оба брата понимали смысл жертвоприношения и порядок принесения жертвы, но только один из них подчинился тому, что заповедал Господь (см. Быт. 4:1–5).
«Смерть Авеля была результатом отказа Каина принять Божий план в школе послушания, быть спасенным кровью Иисуса Христа, символически представленного жертвоприношениями. Каин отказался от пролития крови, которая символизировала пролитую за этот мир кровь Христа» (Комментарии Э. Уайт. Библейский комментарий АСД, т. 6, с. 1109).
Послушание начинается в уме. Оно включает в себя деликатный процесс принятия умом ответственности за выполнение повелений более высокой власти. Послушание подразумевает отношения с авторитетной личностью и готовность подчиниться ей. Послушание в наших отношениях с Богом — это добровольный акт любви, формирующий наше поведение в соответствии с моральными обязательствами. Послушание Богу подразумевает точное выполнение всех Его повелений, а не только тех, которые мы находим правильными. Случай с Каином — наглядный пример того, как люди поступают по своему измышлению, вместо того чтобы делать то, что просит Бог.
Прочитайте 1 Ин. 5:2, 3 и Рим. 1:5; 10:16, 17. Что эти тексты говорят о роли послушания в жизни христианина, который спасен по вере, а не делами закона?
Мы послушны не для того, чтобы заслужить спасение; мы послушны, потому что мы уже спасены. Послушание — это практическое подтверждение нравственной веры. Самуил сказал Саулу: «Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов» (1 Цар. 15:22).
Что имел в виду Самуил, говоря, что «послушание лучше жертвы»? Как эти слова могут помочь нам, христианам, избежать пагубного влияния евангелия дешевой благодати?
Прочитайте Лк. 16:10–12. Что этот текст говорит о надежности? Почему эта черта так важна для верного распорядителя?
Принцип надежности просматривается во всей Библии. Например, в 1 Пар. 9:26, 27 рассказывается о том, что четырем начальникам привратников, левитам, было поручено охранять ночью ветхозаветное святилище. Они должны были стеречь сокровища дома Божьего и каждое утро отпирать двери. Им было доверено это служение, потому что они считались надежными.
Надежность — обязательная характеристика хорошего распорядителя. Верные управители понимают значимость своей роли. Они понимают, что Бог заслуживает доверия, и стремятся походить на Него (см. Втор. 32:4; 3 Цар. 8:56).
Надежность подразумевает зрелость характера. Это характер и компетентность высшей пробы! Отражать Божий характер означает выполнять то, что пообещали, независимо от обстоятельств или людей, которые заставляют вас поступить иначе (см. 4 Цар. 12:15).
Даниила считали заслуживающим доверия монархи двух мировых держав. На протяжении всей своей жизни он имел репутацию надежного советника, который бесстрашно возвещал царям мудрость и правду, будучи полной противоположностью придворных прорицателей и магов. Надежность — это вершина этики, она представляет ваши моральные принципы во всем их чистом сиянии. Это качество не появляется у управителя в одночасье, оно приходит со временем при условии, что он верен даже в мелочах.
Другие люди замечают нашу надежность. Они уважают нас и полагаются на нас, потому что знают, что нас не могут поколебать чьи-то мнения, причуды или лесть. Таким образом, поступать надежно означает проявлять ответственность в каждом аспекте земной жизни, показывая при этом, что мы — жители неба. «Мы должны оставаться верными, надежными подданными царства Христа, чтобы люди по-мирски мудрые могли иметь истинное представление о богатствах, доброте, милосердии, нежности и учтивости граждан Божьего Царства» (Эллен Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 190).
Подумайте о знакомом вам человеке, который заслуживает доверия. Чему вы можете научиться у этого человека, чтобы стать более надежным?
Еще одно необходимое для распорядителя качество — личная ответственность.
«Сатана всегда ставил перед собой цель переключить внимание людей с Иисуса на человека и уничтожить принцип ответственности перед Богом каждого человека в отдельности. Сатане не удалось искусить Сына Божьего, но он достиг большего успеха, когда приступил к падшему человеку. Христианство разложилось» (Эллен Уайт. Ранние произведения, с. 213).
Когда Христос занимает центральное место в нашей жизни, мы открыты Его руководству. В результате этого наша вера, верность, послушание, чистая совесть, надежность и личная ответственность будут явлены в нашей жизни. Таким образом, как управители мы становимся совершенными в руках Бога (см. Пс. 138:23, 24).
Принцип личной ответственности — важный библейский принцип. Будучи на земле, Иисус был подотчетен Отцу (см. Ин. 8:28). Мы несем ответственность за каждое праздное слово (см. Мф. 12:36). «От всякого, кому дано много, много и потребуется» (Лк. 12:48). Нет хуже привычки, чем привычка перекладывать на чужие плечи наши обязанности. «Давайте помнить о том, что нам доверено вкладывать в дело Божье отнюдь не свою собственность. Если бы это было так, то мы могли бы тогда претендовать на способность рассуждать, перекладывать свою ответственность на других и доверять им распоряжение нашим имуществом. Но этого не может быть, потому что Господь сделал каждого из нас в отдельности Своим домостроителем» (Эллен Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 177).
Вопросы для обсуждения:
1. Посмотрите на все характеристики управителя, которые мы изучали на этой неделе: личная ответственность, надежность, послушание, преданность, чистая совесть и верность. Как они соотносятся друг с другом? Как потакание одному недостатку сводит на нет все достоинства? И, напротив, как достижение одного качества приводит к достижению других?
2. Поразмышляйте о том, как обетования Евангелия могут помочь тем, кто испытывает невыносимые муки совести. К каким обетованиям могут обратиться такие люди?
3. Мы часто рассматриваем понятие «преданность» как исключительно положительное. Но всегда ли это так? Каким образом можно демонстрировать верность кому-то или чему-то нехорошему? Почему понятие верности всегда следует рассматривать в конкретном контексте, чтобы увидеть, насколько она уместна?