Библейские тексты для исследования:
1 Ин. 2:16, 17; Лк. 14:26–33; 12:15–21; Втор. 8:10–14; 1 Тим. 6:10; Ин. 15:5; Гал. 2:20.
Памятный стих:
«Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что́ есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2).
Слово Божье увещевает народ Божий: «Не сообразуйтесь с веком сим» (Рим. 12:2). Но тяга к материальному и стремление к богатству и тому, что, как нам думается, это богатство может нам дать, крайне сильны. Очень многие люди, богатые и бедные, зависят от материальной стороны жизни, и христиане не исключение.
Нет ничего плохого в том, чтобы быть богатым, или в том, чтобы упорно трудиться и преуспевать, обеспечивая себя и своих близких всем необходимым. Но когда стремление к деньгам становится всеохватывающим, мы попадаем в ловушку дьявола и действительно «сообразуемся с веком сим».
В мире преобладает идея, что хорошую, полноценную жизнь могут дать только деньги. Но деньги — это маска, за которой прячется сатана, желая заполучить нашу преданность. Материализм является одним из орудий сатаны в борьбе с христианами. В конце концов, кому не нравятся деньги? Кому не нравится то, что можно получить за деньги прямо здесь и сейчас? Деньги могут дать нам мгновенное удовлетворение, но в конечном итоге они не могут восполнить наши самые глубокие потребности.
Деньги стали богом этого мира, а материализм — его религией. Материализм — это сложная и коварная система, которая предлагает временную защищенность, но не гарантирует абсолютной безопасности.
Материализм — это жизненная позиция, при которой желание богатства и обладания становится более важным и ценным, чем духовная жизнь. Имущество имеет определенную ценность, но мы не должны от него зависеть: «Умножается имущество, умножаются и потребляющие его; и какое благо для владеющего им: разве только смотреть своими глазами?» (Еккл. 5:10). Желая обладать мирскими благами, мы сталкиваемся с одной проблемой: сколько бы мы ни получили, этого никогда не будет достаточно. Мы стремимся получить все больше и больше, но полученное не способно удовлетворить нас надолго. Вот такая ловушка!
Прочитайте 1 Ин. 2:16, 17. Что этот текст говорит нам о том, что действительно имеет значение?
Прочитайте Лк. 14:26–33. Что, согласно словам Иисуса, имеет наибольшее значение для христианина?
Те, для кого деньги или стремление к деньгам становятся в жизни всем, должны учесть неминуемые последствия. «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8:36).
«Когда Христос пришел на землю, человечество, казалось, стремительно катилось к самому низкому уровню. Устои общества были подорваны. Жизнь стала лживой и обычаи искусственными… Во всем мире различные религии утрачивали свое влияние на умы и души. Испытывая отвращение к небылицам и лжи и гоня прочь мысли о духовном, люди поворачивались к неверию и материализму. Оставив мысли о вечности, люди стали жить преходящим» (Эллен Уайт. Воспитание, с. 74, 75).
Люди обращаются к неверию и материализму и живут преходящим. Звучит знакомо, не правда ли?
Нам всем нравится обладать имуществом. Вопрос заключается в следующем: как мы можем понять, что не мы владеем вещами, а они — нами? Кто один должен владеть нашими умами и как мы можем быть уверены в том, что Он действительно владеет нами?
Прочитайте Лк. 12:15–21. Какая весть содержится здесь для нас? Как этот принцип применим даже к тем, кто небогат?
Будь мы богаты или бедны, наше желание владеть вещами может отвлечь наш разум от того, что действительно важно, и сосредоточить мысли на том, что временно, мимолетно и что, безусловно, не стоит потери вечной жизни.
Возможно, мы никогда не преклонимся перед буквальной статуей из золота или серебра. Тем не менее мы все же подвержены опасности поклониться золоту и серебру в другой форме.
Эта притча уместна во многих частях мира, где жизнь почти целиком посвящена приобретению имущества. Торговцы всех мастей превратили торговлю в настоящее массовое искусство. Вся их маркетинговая стратегия основана на том, чтобы внушить нам: мы не можем быть счастливы или довольны, пока не получим то, что они продают. Одна весьма успешная компания создала продукт, заставила нас думать, что он нам нужен, а затем продала его нам. И правда состоит в том, что это сработало! Даже христиане, чья надежда не имеет ничего общего с этим миром, не находятся в безопасности.
Прочитайте Втор. 8:10–14. Каким образом любой член церкви подвергается угрозе, о которой здесь говорится?
Какие примеры вы можете найти в Библии или в нашем мире сегодня, когда накопление богатства и материальных ценностей увеличивает духовность человека, любовь к Богу и стремление к горнему? Поделитесь своим ответом с классом!
Компании тратят миллиарды долларов на рекламу, размещая изображения своих продуктов перед нашими глазами. Они почти всегда пользуются услугами красивых и привлекательных людей, чтобы продвигать свои товары. Мы смотрим рекламу и не просто представляем себя обладателями того или иного товара, но и отождествляем себя с успешными людьми из рекламы.
Материализм не был бы таким эффективным, если бы реклама не оказывала незаметное (а иногда и заметное) влияние на наши чувства. Это самая мощная рекламная технология, но она действует как яд на христиан, которые борются с опасностями материализма.
Прочитайте Мф. 6:22–24. Что представляет собой «глаз», согласно христианскому взгляду? Как мы, христиане, реагируем на тонкие образы, которые соблазняют нас потреблять то, что нам действительно не нужно?
Реклама товаров и услуг, которая воздействует на чувства потребителя, может стать мощным инструментом. Розничные продавцы продают свой товар, будоража умы потенциальных покупателей. Испытываемое переживание — чистая фантазия, но этот метод работает. Люди инстинктивно устремляются туда, где, как им кажется, их ждет другой уровень жизни. Это становится ложной религией, которая не дает никаких знаний и не имеет никакой духовной истины, но является настолько привлекательной и соблазнительной на данный момент, что многие люди не сопротивляются ей. Мы хотим этого и чувствуем, что заслужили это, так почему бы не получить это? Только Бог знает, какие огромные суммы были и еще будут потрачены на убеждение нас в полезности того или иного товара.
«Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» (Гал. 5:16). Хотя под «вожделениями плоти» мы часто понимаем сексуальные излишества, к чему еще нас может подталкивать греховная плоть?
«По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим. 12:3).
Бог сказал: «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою» (Иез. 28:17). Люцифер обманывал себя, думая, что он больше, чем был на самом деле. Когда он самолюбиво сказал в своем сердце «буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:14), он заявил о правах, которых у него никогда не было. Самообман и самолюбие — две черты падшего сердца Люцифера.
Эти тексты о падении Люцифера должны сказать нам, что первородный грех — это нарциссизм, который один из словарей определяет как «чрезмерное очарование самим собой; самолюбие, тщеславие». Эти черты падшего человека как нельзя лучше характеризуют его самообман!
Но эти черты куда более распространены, чем можно было бы подумать. Навуходоносор высокомерно мнил себя бо`льшим, чем был на самом деле (см. Дан. 4:30). Фарисеи также были ослеплены соблазнительным обманом (см. Лк. 18:11, 12). Богатство тоже может привести к этому же обману, если мы не будем осторожны.
Прочитайте 1 Тим. 6:10. О какой опасности предупреждает здесь Павел?
Павел учит Тимофея остерегаться многих плохих людей (см. 2 Тим. 3:1–5), включая «сребролюбивых». Любовь к деньгам может провоцировать самонадеянность, эгоизм и тщеславие. Людям, обладающим большим имуществом, нередко свойственно раздутое самомнение. Когда у вас много денег, велико искушение думать о себе больше, чем следует. В конце концов, каждый хочет быть богатым, но лишь немногим это удается. Следовательно, богатые легко могут стать эгоцентричными, гордыми и хвастливыми.
Прочтите Флп. 2:3. Как этот стих помогает нам понять, почему материализм и обусловленное им отношение полностью противоречат христианскому идеалу?
Есть много людей, которые любят Бога. Их связывают с Ним настолько тесные отношения, что материальное имущество отступает на второй план.
Прочитайте Втор. 7:6; 1 Петр. 2:9; Ин. 15:5 и Гал. 2:20. Что значит наша принадлежность Богу? И что определяет нашу истинную сущность?
Бог говорит: «Я есмь лоза, а вы — ветви… без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Эта связь является прямой и неразрывной. «Подлинное послушание идет от сердца. Оно возникает в душе под влиянием Христа. И если мы не будем противиться, то Он настолько сольется с нашими помыслами и целями, настолько приведет наше сердце и ум в согласие со Своей волей, что, повинуясь Ему, мы будем исполнять не что иное, как свои желания» (Эллен Уайт. Желание веков, с. 668).
Культ материализма, напротив, предлагает нам отождествлять себя со своим имуществом. Другими словами, мы оцениваем себя, исходя из того, чем обладаем и какие блага этого мира можем купить. Иаков предостерегает нас от этого: «Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни» (Иак. 5:3). Глагол «собрали» означает, что они накопили и хранят много сокровищ, которые определяют то, кем они являются (см. Лк. 12:19–21).
Идя на поводу у материализма, мы заблуждаемся относительно того, кто мы такие. Для многих из нас личность сливается в одно целое с нашим имуществом. Наше имущество становится нашим богом (см. Мф. 6:19–21). Как сказал один человек: «Я — ничто без моих вещей». Как грустно, что мы можем идентифицировать себя только благодаря тем земным вещам, которые у нас есть. Насколько это бездарный способ прожить свою жизнь, особенно для тех, кто называют себя христианами! Отождествляем ли мы себя с Богом или с нашим имуществом? В конце концов, выбор остается за нами.
В какой степени вещи, которыми вы владеете, определяют то, кем вы являетесь?
«Сегодня враг очень дешево покупает души. „За ничто были вы проданы“ (Ис. 52:3), — говорит Писание. Один предлагает свою душу за аплодисменты мира, другой — за деньги, третий — за удовлетворение низменных страстей, четвертый — за мирские забавы. Подобные сделки заключаются ежедневно. Сатана назначает свою цену за искупленных кровью Христа и приобретает их по дешевке, несмотря на огромную цену, уплаченную за их выкуп» (Эллен Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 133).
Приобретение души за материальные ценности является целью сатаны, и внешние атрибуты благополучия не оставляют равнодушным ни одно сердце. Материализм не может говорить, но он понимает язык каждого человека. Он знает, как доставить удовольствие богатым и бедным и сделать так, чтобы они сказали: «У меня есть все, что мне нужно! Зачем беспокоиться о чем-то еще?». Таким образом, материализм развращает ум; он заставляет людей доверять своему имуществу, а не Богу. Однако есть и противоядие: «Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Зах. 4:6). Материализм не может противостоять водительству Святого Духа, когда мы посвящаем себя Богу и вверяемся Его милости.
Вопросы для обсуждения:
1. Если мы бедны или ограничены в материальных благах, угрожают ли нам опасности, о которых мы говорили на этой неделе? Если да, то каким образом?
2. Некоторые люди, в том числе и состоятельные, говорят: «Деньги меня не волнуют и ничего не значат для меня». Почему в большинстве случаев это лукавство? Не отрицая важности финансов в нашей жизни, мы должны правильно относиться к деньгам, исходя из библейских наставлений.
3. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:19–21). Внимательно прочитайте, о чем говорит здесь Иисус. Какой эффективный способ защиты от опасностей материализма Он предлагает?