Библейские тексты для исследования:
Рим. 10, 11.
Памятный стих:
«Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова» (Рим. 11:1).
Урок этой недели охватывает главы 10 и 11 Послания к римлянам, сосредоточивая особое внимание на главе 11. Важно полностью прочитать обе главы для того, чтобы правильно уловить ход мысли Павла.
Эти две главы обсуждаются чаще остальных. Тем не менее в этих главах отчетливо прослеживается одна тема — Божья любовь к человечеству и Его огромное желание увидеть все человечество спасенным. Ни одной группе людей не отказано в спасении. В Рим. 10:12 ясно говорится, что «нет различия между Иудеем и Еллином»: все грешники, и все нуждаются в Божьей благодати, данной миру через Иисуса Христа. Эта благодать предлагается всем — не по национальности, происхождению или делам закона, но только по вере в Иисуса, Который умер за грешников всей земли. Роли могут меняться, но основной план спасения остается неизменным.
Павел развивает эту тему в главе 11. Как уже отмечалось ранее, важно понимать, что, обсуждая вопросы избрания и призвания, Павел не касается вопроса спасения. Речь идет о конкретной роли в Божьем плане спасения мира. Ни одной группе людей не было отказано в спасении. После жертвы Христа на кресте и возвещения Евангелия язычникам, в частности, через Павла, ранняя община верующих, состоявшая из иудеев и язычников, приняла на себя задачу благовестия миру.
Прочитайте Рим. 10:1–4. С учетом всего вышеизложенного скажите, о чем здесь идет речь. Угрожает ли нам сегодня опасность «поставить собственную праведность»?
Законничество может принимать множество форм, и поэтому его бывает трудно различить. В ловушку законничества попадают те, кто пристально смотрит на себя — на свои добрые дела, правильный рацион питания, строгое соблюдение субботы, на свой отказ от злых поступков. Каждую минуту нашей жизни мы должны взирать на святость Бога в противовес нашей греховности; это самый надежный способ защитить себя от соблазна искать «собственную праведность», которая противоречит праведности Христа.
Рим. 10:4 представляет собой важный текст, который передает суть обращения Павла к римлянам. Во-первых, нам нужно знать контекст. Многие евреи силились «поставить собственную праведность» (Рим. 10:3) и искали «праведности от закона» (Рим. 10:5). Но с приходом Мессии был показан истинный путь праведности. Праведность была предложена всем, кто с верой полагается на Христа. Именно на Него указывала вся древняя церемониальная система.
Даже если включить в определение закона Десять заповедей, это вовсе не означает, что Десять заповедей были отменены. Нравственный закон указывает на наши грехи, ошибки, недостатки и, таким образом, помогает нам осознать нужду в Спасителе, прощении, праведности — все это мы находим только в Иисусе. Христос есть «конец» закона в том смысле, что закон в конечном счете приводит нас к Нему и к Его праведности. Греческое слово telos — «конец» также можно перевести как «цель» или «предназначение». Христос является конечной целью закона, так как закон должен привести нас к Иисусу.
Увидеть в этом стихе указание на то, что Десять заповедей, и прежде всего четвертая заповедь, отменены, значит, сделать ошибочный вывод, противоположный тому, чему учат Павел и Новый Завет.
Вы когда-нибудь гордились тем, какой вы хороший, особенно по сравнению с другими? Возможно, вы и «лучше» кого-то, но разве это дает вам преимущество? Дайте себе оценку в сравнении с Христом!
Прочитайте Рим. 11:1–7. Какое распространенное учение ясно и безоговорочно отрицает этот отрывок?
В первой части своего ответа на вопрос «неужели Бог отверг народ Свой?» Павел указывает на сохраненный «по избранию благодати» Остаток как на доказательство того, что Бог не отверг народа Своего. Спасение открыто для всех, кто принимает его, — и для иудеев, и для язычников.
Следует помнить, что первоначально христианами становились исключительно евреи, как, например, группа обращенных в день Пятидесятницы. Потребовалось особое видение и чудо, чтобы убедить Петра, что благодать Христа доступна и язычникам (см. Деян. 10; ср. Деян. 15:7–9) и что Евангелие должно быть проповедано и им.
Прочитайте Рим. 11:7–10. Говорится ли здесь, что Бог намеренно закрыл путь к спасению тем израильтянам, которые отвергли Иисуса? Почему эта мысль ошибочна?
В Рим. 11:8–10 Павел цитирует авторитетный для евреев источник — Ветхий Завет. Цитируемые Павлом стихи говорят о том, что Бог дал израильтянам дух усыпления, лишив их духовного зрения и слуха. Ослепляет ли Бог людей, чтобы они не могли видеть свет, который приведет их к спасению? Никогда! Эти отрывки нужно понимать в свете нашего объяснения Рим. 9. Павел говорит не о личном спасении, потому что в деле спасения Бог не отвергает ни одной группы людей. Здесь, как и раньше, речь идет о той роли, которую эти люди играют в Его работе.
Почему в корне неверно думать, что Бог лишает какую-либо группу людей возможности спастись? Почему это противоречит Евангелию, учащему, что Христос умер ради спасения всех людей? Как в случае с евреями эта идея привела к трагическим последствиям?
Прочитайте Рим. 11:11–15. Какую великую надежду показывает Павел в этом отрывке?
В этом отрывке мы находим два параллельных выражения: (1) «полнота их [израильтян]» (Рим. 11:12) и (2) «принятие [израильтян]» (Рим. 11:15). Павел предполагал, что умаление и отвержение евреев носят временный характер и за ними последуют полнота и принятие. Это второй ответ Павла на вопрос, поставленный в начале этой главы: «Неужели Бог отверг народ Свой?». То, что представляется отвержением, говорит он, является лишь временной ситуацией.
Прочитайте Рим. 11:16–24. О чем Павел говорит здесь?
Павел уподобляет верный Остаток в Израиле благородной маслине, отдельные ветви которой (не поверившие) «отломились». Эту иллюстрацию он использует, чтобы доказать, что «не отверг Бог народа Своего» (Рим. 11: 2), корень и ствол все еще целы.
Верующие язычники были привиты к этому дереву. Но они питаются соком и жизненной силой от корня и ствола, которые представляет собой верующий Израиль.
То, что случилось с теми, кто отверг Иисуса, может случиться и с верующими язычниками. Библия не учит концепции «спасен однажды — спасен навсегда». Подобно тому, как спасение свободно предлагается, от него можно так же свободно отказаться. Нужно быть осторожными и не спешить утверждать, что каждый раз, когда мы падаем, мы лишаемся спасения или что мы не спасены, пока не достигли совершенства. Но нам также необходимо избегать другой ловушки — идеи о том, что, поскольку Божья благодать некогда коснулась нас, что бы мы ни делали, какие бы решения ни принимали, спасение нам гарантировано. В конце концов спасутся только те, кто «пребывает в благости Божией» (Рим. 11:22).
Ни один верующий не должен хвастаться своей собственной праведностью или чувствовать превосходство над своими собратьями. Мы не заслужили спасения; это был подарок. Перед Крестом, образцом Божьей святости, мы все равны. Мы — грешники, нуждающиеся в Божественной благодати и святости, даруемой исключительно по благодати. В нас самих нет ничего достойного похвалы. Мы можем хвалиться только Иисусом и тем, что Он сделал для нас, когда пришел в этот мир в человеческой плоти, перенес те же страдания, что и мы, умер за наши грехи, оставил нам образец того, как мы должны жить, и пообещал дать силу жить такой жизнью. Во всем этом мы полностью зависим от Него, ибо без Него у нас не было бы никакой надежды.
Прочитайте Рим. 11:25–27. Какие великие события предсказывает здесь Павел?
Христиане обсуждают Рим. 11:25–27 на протяжении веков. Несколько моментов, однако, очевидны. Во-первых, Бог обращается здесь к евреям. Сказанное Павлом — ответ на вопрос, заданный в начале главы: «Неужели Бог отверг народ Свой?». Давая отрицательный ответ, апостол объясняет, что ожесточение (греч. porosis — твердость) произошло «отчасти» и носит лишь временный характер, пока не наберется «полное число язычников».
Что означает «полное число язычников»? Многие считают, что эта фраза указывает на время, когда евангельское поручение будет исполнено и весь мир услышит Евангелие. «Полное число язычников» наберется, когда Евангелие будет проповедано повсюду. Вера Израиля, провозглашенная во Христе, станет универсальной и доступной для всех. Евангелие будет проповедано всему миру. Пришествие Иисуса приблизится. В этот момент многие евреи начнут приходить к Иисусу.
Определенные затруднения вызывает выражение «весь Израиль спасется» (Рим. 11:26). Было бы неправильно истолковывать его в том смысле, что по Божественному указу каждый еврей в конце времени спасется. Писание нигде не проповедует универсализм — ни для всего человечества, ни для конкретной его части. Павел надеялся спасти «некоторых из них» (Рим. 11:14). Некоторые приняли Мессию, а некоторые отвергли Его — как на уровне отдельных личностей, так и на уровне групп.
Комментируя Рим. 11, Эллен Уайт говорит: «Когда проповедь Евангелия приблизится к завершению… для многих евреев это будет подобно рассвету нового дня… Многие верой примут Христа как своего Искупителя» (Деяния апостолов, с. 381).
«Необходимо совершить огромную работу в нашем мире. Господь провозгласил, что язычники будут собраны к свету, и не только язычники, но и евреи. Среди евреев много таких, кто будет обращен и через кого мы увидим, что спасение Божье продвигается вперед, словно горящий светильник. Евреи живут повсюду, и до них надо обязательно донести свет истины для настоящего времени. Многие из евреев придут к свету и с удивительной силой провозгласят непреложность Закона Божьего» (Евангелизм, с. 578).
Поразмышляйте о еврейских корнях христианской веры. Как может выборочный анализ еврейской религии помочь вам лучше понять вашу христианскую веру?
Любовь Павла к родному народу хорошо просматривается в Рим. 11:25–27. Должно быть, ему было особенно больно, когда некоторые из его соотечественников боролись против него и против истины Евангелия. И, тем не менее, он продолжал верить, что многие примут Иисуса как Мессию.
Прочитайте Рим. 11:28–36. Как Павел показывает Божью любовь не только к евреям, но и ко всему человечеству? Как он выражает здесь эту удивительную и непостижимую силу Божьей благодати?
В Рим. 11:28–36, где сравниваются евреи и язычники, ясно выражена мысль: Божья милость, любовь и благодать изливаются на грешников. Еще до основания мира Божий план состоял в том, чтобы спасти человечество и использовать других людей и даже целые народы в качестве инструментов исполнения Своей Божественной воли.
Внимательно и с молитвой прочитайте Рим. 11:31. Каким должно быть наше свидетельство — не только евреям, но и всем людям, с которыми мы сталкиваемся?
Нет сомнений, что, если бы христианская церковь лучше относилась к евреям на протяжении веков, многие из них, возможно, обрели бы своего Мессию. Великое отступничество в первые века после прихода Христа и крайнее «оязычивание» христианства, в том числе отказ от соблюдения субботнего дня в пользу празднования воскресенья, конечно, не облегчили жизни тем евреям, которые, возможно, хотели прийти к Иисусу.
Насколько важно, чтобы все христиане, осознавая дарованную им в Иисусе милость, демонстрировали милосердие по отношению к другим. Если мы так не поступаем, мы не можем быть христианами (см. Мф. 18:23–35).
Есть ли у вас на примете человек, по отношению к которому вы можете проявить милосердие, хотя он, возможно, не заслуживает этого? Почему бы не проявить милость к этому человеку, как бы это ни было тяжело? Разве не то же самое сделал для нас Иисус?
Прочитайте из книги Э. Уайт «Деяния апостолов» главы «Перед синедрионом», с. 77–79; «Из гонителей — в ученики», с. 112–114; «Письма из Рима», с. 474, 475. Из книги Э. Уайт «Евангелизм» прочитайте главу «Благовествование католикам», с. 573–577; из книги «Избранные вести», том 1 — главу «О чем проповедовать и о чем не проповедовать», с. 155, 156.
«Несмотря на падение Израиля как нации, среди него оставался благочестивый Остаток, которому предстояло спастись. Во времена Спасителя жили верные мужи и жены, которые с радостью приняли весть Иоанна Крестителя и начали заново перечитывать пророчества о Мессии. Первая христианская церковь и состояла из тех верных иудеев, которые признали в Иисусе из Назарета Того, Кого они с таким нетерпением ожидали» (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 376, 377).
«Среди иудеев некоторые, сильные в Писаниях, подобно Савлу из Тарса, с изумительной силой начнут проповедовать о незыблемости Закона Божьего… Если рабы Божьи будут с верой трудиться ради тех, кого долгое время презирали и избегали, Его спасение не замедлит» (там же, с. 381).
«Когда проповедь Евангелия приблизится к завершению, необходимо будет обратить внимание на людей, которых раньше не замечали, и Бог надеется, что Его вестники проявят особый интерес к еврейскому народу, живущему во всех частях мира. Когда Писания Ветхого Завета сольются с Писаниями Нового Завета, открывая вечный план Иеговы, для многих евреев это будет подобно рассвету нового дня, воскресению души. Когда они увидят новозаветного Христа на страницах ветхозаветных Писаний, когда они поймут, как ясно Новый Завет объясняет Ветхий Завет, их спящая душа пробудится и они признают Христа Спасителем мира. Многие верой примут Христа как своего Искупителя» (там же).
Вопросы для обсуждения:
- Поскольку Божий закон и особенно заповедь о субботе будут широко обсуждаться в последние дни, разве не будет логичным предположить, что евреи (многие из них относятся к Десяти заповедям так же серьезно, как и адвентисты) также примут участие в просвещении мира? В конце концов, в вопросе соблюдения субботы еврейская традиция значительно превосходит накопленный адвентистами опыт. Обсудите!
- Почему именно адвентистская церковь может достичь наибольшего успеха в благовествовании евреям? Что вы или ваша местная церковь можете сделать, чтобы благовествовать евреям в вашем местном сообществе?
- Чему мы можем научиться на ошибках, допущенных израильтянами? Как нам сегодня избежать повторения тех же самых ошибок?