Библейские тексты для исследования:
Гал. 6:1–10; Мф. 18:15–17; 1 Кор. 10:12; Рим. 15:1; Ин. 13:34; Лк. 22:3.
Памятный стих:
«Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6:10).
Некоторые фермеры решили самые крупные овощи забирать себе, а мелочь использовать в качестве семян. После нескольких неутешительных урожаев они обнаружили, что плоды уменьшились до размеров грецкого ореха. И хотя в экономическом отношении это был плачевный опыт, фермеры открыли для себя важный закон жизни.
«Нельзя оставлять себе самое лучшее, а ненужные отбросы использовать для посадки. Закон жизни показывает, что качество семян непременно скажется на урожае.
К сожалению, мы продолжаем „сажать мелкие овощи”. Мы берем себе наилучшее, а сажаем остатки. Мы ожидаем, что благодаря какому-то невероятному искривлению духовных законов наш эгоизм будет вознагражден бескорыстием» (International Student Fellowship Newsletter, March 2007).
Павел применяет этот принцип в Гал. 6:1–10. Вместо того чтобы быть раздираемой внутренними распрями (см. Гал. 5:15), церковь должна стать местом, где Дух побуждает нас давать другим дорогу. Понимание того, что мы спасены по благодати, должно сделать нас смиренными, более терпеливыми и сострадательными по отношению к другим.
Хотя требования Павла к христианской жизни высоки (см. Гал. 5:16), его совет верующим в Гал. 6:1 по-прежнему актуален. Люди не идеальны, и даже самые посвященные христиане не застрахованы от ошибок. Греческий оригинал Гал. 5:16 позволяет предположить, что Павел рисует ситуацию, которая в скором времени может сложиться в церкви. Апостол дает галатам практический совет, как справляться с такими ситуациями.
Как христиане должны реагировать, когда брат по вере впадает в грех? См. Гал. 6:1; Мф. 18:15–17.
Чтобы извлечь пользу из совета, данного в Гал. 6:1, необходимо понять, о какой именно ситуации говорит Павел. Ее раскрывают два слова, использованные в первой половине предложения. Первое слово «впадет». Дословно оно означает «быть обнаруженным, застигнутым врасплох, удивленным». Контекст и различные нюансы этого слова предполагают, что Павел имел в виду два аспекта. Он говорит не только о верующем, «застигнувшем» другого верующего за проступком, но также о верующем, «застигнувшем» самого себя за поступком (см. Притч. 5:22), которого при лучших обстоятельствах он предпочел бы избежать.
Из выбранных Павлом слов для описания грехов можно сделать вывод, что он говорит о непреднамеренных проступках. Слово, переведенное как «согрешение», происходит от греческого параптома. Оно относится не к преднамеренным грехам, а скорее к ошибке, спотыканию или неправильному шагу. Это никоим образом не оправдывает проступков, но показывает, что Павел не говорит о демонстративном грехе (см. 1 Кор. 5:1–5).
В подобных обстоятельствах более правильной реакцией было бы не наказание, осуждение и отторжение, а исправление. Греческое слово, переведенное как «исправляйте» (катартидзо), означает «чинить», «приводить в порядок». В Новом Завете оно употребляется, когда говорится о починке сетей (см. Мф. 4:21). В греческой литературе оно также является медицинским термином, означающим лечение переломов. Мы не отвернемся от брата, если он упадет и сломает ногу. Таким же образом как члены Тела Христова мы должны с любовью заботиться о своих братьях и сестрах во Христе, которые оступились и упали на пути к Царству Божьему.
Почему часто мы не следуем указаниям из Мф. 18:15–17, но плохо отзываемся о тех, на кого рассержены, позволяем своему гневу расти или даже стремимся отомстить?
«И сказал Нафан Давиду: ты — тот человек» (2 Цар. 12:7).
Нельзя не заметить, насколько серьезны слова Павла в Гал. 6:1 о том, что мы должны наблюдать за собой, дабы не впасть в искушение. Тон этого обращения указывает на настойчивость и личное беспокойство Павла. Слово, переведенное как «наблюдать», дословно означает «обращать пристальное внимание» (сравните Рим. 16:17; Флп. 2:4). Павел говорит: «Внимательно следите за собой, чтобы грех не застал вас врасплох». Чтобы подчеркнуть важность этого предостережения, Павел переходит от второго лица множественного числа («вы») в первой части Гал. 6:1 к единственному числу («ты») в последней части стиха (в оригинале — «чтобы ты не был искушен»). Это предостережение адресовано не всей церкви в целом. Это личное предостережение, адресованное каждому члену церкви.
Павел не дает пояснений относительно природы искушений, от которых он столь настойчиво предостерегает галатов. Возможно, он подразумевал не одно конкретное нарушение, а предупреждал их не впасть в такой же грех, от которого они пытаются предостеречь других. В то же самое время фраза «не будем тщеславиться» в Гал. 5:26 показывает: он советует им также не считать себя духовно выше тех, кого исправляют.
Почему Павлу было необходимо предостеречь верующих от духовной гордыни? См. 1 Кор. 10:12; Мф. 26:34; 2 Цар. 12:1–7.
Одна из величайших опасностей в жизни христиан — духовная гордыня. Она внушает нам, что мы каким-то образом защищены от определенных грехов. Печально, но все мы обладаем греховной натурой, противостоящей Богу. Поэтому без сдерживающей силы Духа Божьего в определенных обстоятельствах мы можем совершить практически любой грех. Осознание нашей реальной сущности, сущности без Христа, может удержать нас от греха самоуверенности. Оно также может внушить нам большее сочувствие к ошибающимся.
Как часто вы осуждали других (возможно, только в мыслях) за грехи, которые однажды совершали сами?
Помимо исправления оступившихся, какие еще указания дает Павел верующим в Галатии? См. Гал. 6:2–5; см. также Рим. 15:1; Мф. 7:12.
В греческом языке слово, переведенное как «бремя» в Гал. 6:5, звучит как барос. Дословно оно означает тяжелый груз, который кому-то приходится далеко нести. Однако со временем это слово стало метафорой, означающей любые проблемы или сложности, как, например, бремя долгой работы в жаркий день (см. Мф. 20:12). Непосредственный контекст указания Павла «носите бремена друг друга» относится к нравственным проступкам братьев по вере, о которых говорится в предыдущем стихе. Но апостол имеет в виду более широкое понимание несения бремени. Указания Павла раскрывают несколько особенностей христианской жизни, о которых нельзя забывать.
Во-первых, как пишет Тимоти Джордж, «у каждого христианина есть бремя. Для некоторых это бремя искушений и последствий нравственных ошибок, как указано в первом стихе. Для других это физический недостаток, кризис в семье, безработица или целый ряд других проблем. Но нет христианина без бремени» (Galatians, p. 413).
Во-вторых, Бог не желает, чтобы мы несли бремя в одиночку. К сожалению, мы часто с большей охотой помогаем другим людям нести их бремя, чем позволяем им помочь нам, отказываясь признать, что у нас также есть потребности и слабости. Такую самоуверенную самодостаточность Павел называет гордыней (см. Гал. 6:3). Гордыня не только лишает нас помощи других людей, но также не дает этим людям выполнить служение, к которому их призвал Господь.
И, наконец, Бог призывает нас нести бремена друг друга, поскольку через наши действия Он помогает людям. Такая концепция основана на факте, что церковь является Телом Христовым. Иллюстрацией этого могут служить слова Павла: «Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита» (2 Кор. 7:6). Заметьте: «Бог утешил Павла не во время личной молитвы и ожидания Господа, а через приход друга и добрую весть, которую он принес. Человеческая дружба, проявленная в том, что мы несем бремена друг друга, является частью Божьего плана для Его народа» (John R. W. Stott, The Message of Galatians, p. 158).
Что не позволяет нам просить о помощи: гордыня, стыд, недоверие, чувство самодостаточности? Почему бы не обратиться к тому, кому мы доверяем, и не попросить его разделить наше бремя?
Павел связывает несение бремени с исполнением закона Христова. Что он подразумевает под «законом Христовым»? См. Гал. 5:14; 6:2; Ин. 13:34; Мф. 22:34–40.
Это единственное место в Библии, где употребляется выражение «закон Христов» (тон номон ту Христу). Однако Павел использует схожее выражение в 1 Кор. 9:21 (енномос Христу). Уникальность этой фразы привела к целому ряду вариантов толкования. Кто-то ошибочно усматривает в этой фразе подтверждение того, что закон Божий, данный на горе Синай, был заменен другим законом, законом Христовым. Другие говорят, что слово «закон» просто означает «общий принцип» (см. Рим. 7:21), то есть, неся бремена друг друга, мы следуем примеру Иисуса. Хотя последнее толкование отчасти верно, контекст и терминология, схожая с Гал. 5:14, позволяют предполагать, что слова «исполните закон Христов» — это повторение указания исполнять моральный закон с любовью. Ранее в своем письме Павел показал, что с пришествием Христа нравственный закон не был упразднен. Напротив, нравственный закон, основанный на любви, продолжает играть важную роль в жизни христиан. Это краткое изложение того, чему учил Иисус во время Своего земного служения, того, как Он жил и как принял смерть на кресте. Неся бремена друг друга, мы не только следуем примеру Иисуса, но также исполняем закон.
В исследуемом отрывке есть еще одно сложное место: кажущееся противоречие между Гал. 6:2 и 6:5. Однако этот вопрос решается легко: Павел использует два разных слова, описывая две разные ситуации. Как мы уже говорили, в стихе 2 слово, переведенное как «бремя» (барос), означает тяжелый груз, который необходимо перенести на большое расстояние. А слово фортион в стихе 5 означает груз корабля, рюкзак солдата или ребенка в утробе матери. И если первое бремя можно опустить, то второе — нет. Беременная женщина должна носить ребенка. Как видно из этого примера, есть бремя, которое можно разделить с кем-то, а есть такое бремя, которое другой человек не может понести за нас. Примером этого может служить бремя вины, страданий и смерти. Здесь мы должны полагаться только на Божью помощь (см. Мф. 11:28–30).
Некоторые бремена мы можем разделить с другими людьми, а некоторые можем отдать только Господу. Как отличить одно от другого? Как научиться отдавать Богу то, что вы сами просто не можете нести?
Гал. 6:7 — единственный стих в Новом Завете, где употребляется слово мюктеридзетай, переведенное как «поругаем». Но оно часто используется в греческом переводе Ветхого Завета. Дословно оно означает «с презрением превозноситься перед тем, кого ругают». В Ветхом Завете оно употребляется для описания отношения к Божьим пророкам (см. 2 Пар. 36:16; Иер. 20:7). В одном месте оно даже употребляется для описания непокорного отношения к Богу (см. Иез. 8:17).
Павел заявляет: люди могут игнорировать Бога или даже насмехаться над Его заповедями, но они не могут обмануть Его. Он — главный Судья, и в конце концов они должны будут ответить за свои действия.
Прочтите Гал. 6:8. Что Павел имеет здесь в виду? Какие можно найти примеры библейских персонажей, сеющих в плоть и сеющих в дух? См. Деян. 5:1–5; Лк. 22:3; Дан. 1:8; Мф. 4:1.
Метафора Павла о посеве и жатве не редкостна. Это наблюдение отражено во многих древних поговорках. Важно, как Павел использует его для пояснения предыдущих слов о плоти и духе. Джеймс Данн отмечает: «Существует современный вариант этого выражения: мы можем принимать решения, но не можем выбирать последствия своих решений» (Galatians, p. 330).
Хотя Бог не всегда освобождает нас от земных последствий наших грехов, мы не должны отчаиваться из-за своих неправильных решений. Мы можем радоваться, что Бог простил нам наши грехи и усыновил нас как Своих детей. Мы должны вкладывать в то, что принесет богатый урожай на небесах.
Кроме того, Гал. 6:10 отражает факт, что «христианская этика сосредоточена на двух вещах: одна — универсальное и всеобъемлющее „будем делать добро всем”, вторая — конкретное и точное „а наипаче своим по вере”. Универсальный призыв Павла был основан на факте, что все люди по всему миру были созданы по образу и подобию Божьему и посему бесконечно прекрасны в Его глазах. Когда христиане забывали этот главный факт библейского откровения, они неизбежно становились жертвами ослепляющего греха дискриминации по расе, полу, народности, классу и массе других признаков, который поражал человечество от Адама и Евы до нынешних дней» (Timothy George, Galatians, pp. 427, 428).
Что вы сеете: добро или зло? Проанализируйте свою жизнь. Какой урожай вы пожнете?
«Дух Божий сдерживает зло под контролем совести. Когда человек превозносится над Святым Духом, он пожинает плоды своего беззакония. Влияние Духа на такого человека уменьшается, и Ему становится все сложнее сдерживать непослушание, которое тот повсюду сеет. Предостережения имеют над ним все меньше силы. Он постепенно теряет страх Божий. Он сеет в плоть и пожнет тление. Урожай посеянного им семени скоро созреет. Он пренебрегает Божьими святыми заповедями. Его плотское сердце каменеет. Сопротивление истине утверждает его в беззаконии. Из-за того, что человек сеял семена зла, в допотопном мире процветали беззаконие, преступления и насилие.
Все должны знать о действиях, разрушающих душу. Это происходит не потому, что Бог издал какое-то постановление против человека. Не Он делает человека духовно слепым. Бог дает человеку достаточно света и доводов, чтобы тот мог отличить истину от заблуждения. Но Он не принуждает человека принимать истину. Он оставляет за ним право избрать добро или зло. Если человек отверг свидетельства, достаточные для того, чтобы направить его суждения в правильном направлении, и выбрал зло, то во второй раз ему легче будет сделать это. В третий раз ему будет еще проще уйти от Бога и избрать сторону сатаны. И так будет продолжаться до тех пор, пока он не укоренится в грехе и не поверит лжи, которую будет лелеять, словно истину. Его упорство дало свой плод» (Э. Уайт. Рукопись 126, 1901 г. // Библейский комментарий АСД, т. 6, с. 1112).
Вопросы для обсуждения:
Что с практической точки зрения значит «исправить» брата по вере, совершившего ошибку? Как «величина» содеянного греха влияет на процесс исправления? Означает ли это, что в некоторых случаях все может оставаться по-прежнему? Обсудите ваши ответы.
Поскольку определенное бремя люди должны нести сами (см. Гал. 6:5), как верующему определить, может ли он помочь другому в конкретном случае?
Как ваша церковь выполняет указания Павла, данные в Гал. 6? Что вы лично можете сделать, дабы улучшить ситуацию?
Вывод: Божье присутствие среди Его народа проявляется через Дух Христов, царящий в церкви. Об этом можно судить по тому, как на оступившихся членов распространяется прощение и исправление, как верующие помогают друг другу в испытаниях и совершают добрые поступки друг для друга и для окружающих.