Библейские тексты для исследования:
Гал. 5:16–25; Втор. 13:4, 5; Рим. 7:14–24; Иер. 7:9; Ос. 4:2; Мф. 22:35–40.
Памятный стих:
«Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» (Гал. 5:16).
Гимн Роберта Робертсона «Приди, Источник всех благословений» является одним из самых популярных христианских гимнов. Однако Робертсон не всегда был человеком веры. После смерти отца он обозлился и вскоре предался разврату и пьянству. Однако, услышав проповеди известного проповедника Джорджа Уайтфилда, Робертсон доверил свою жизнь Господу, стал методистским пастором и написал этот гимн. В первоначальной версии гимна были слова: «О, великим должником благодати я вынужден быть ежедневно! Пусть Твоя доброта, подобно оковам, прикует к Тебе мое скитающееся сердце».
Кому-то не понравился образ неприкаянного христианского сердца, и слова гимна были изменены таким образом: «Я склонен поклоняться Тебе, Господи, я чувствую это; я склонен любить Бога, Которому служу».
Хотя редактор действовал из лучших побуждений, оригинальный вариант очень точно описывал борьбу христиан. Мы как верующие сочетаем в себе два конфликтующих начала — плоть и дух. И хотя наша грешная природа всегда будет склонна отдаляться от Бога, мы, если хотим предаться Его Духу, не должны становиться рабами плоти. Эту мысль Павла мы подробно изучим на этой неделе.
Прочтите Гал. 5:16. Как слово «поступайте» связано с жизнью по вере? См. Втор. 13:4, 5; Рим. 13:13; Еф. 4:1, 17; Кол. 1:10.
«Поступать» (в оригинале «ходить») — это метафора из Ветхого Завета, указывающая на то, как человек должен себя вести. Павел, будучи иудеем, в своих посланиях часто использует эту метафору, чтобы описать христианское поведение. Вероятно, эта метафора также была связана с первым названием ранней церкви. До того как последователей Христа стали называть христианами (см. Деян. 11:26), их еще называли последователями «учения Пути» (см. Ин. 14:6; Деян. 22:4; 24:14). Это предполагает, что в самом начале христианство было не просто сводом теологических верований, центром которых был Иисус, но также «путем» жизни, по которому следует идти.
Как слова «водиться», «поступать», «ходить» в посланиях Павла отличаются от ветхозаветного понимания? Сравните Исх. 16:4; Лев. 18:4; Иер. 44:23 с Гал. 5:16, 18, 25; Рим. 8:4.
В Ветхом Завете, когда речь заходит о поведении, употребляется не просто слово «поступать», а более конкретное выражение: «поступать по закону». Юридический термин галахах иудеи использовали в отношении указаний и правил, установленных законом и раввинистической традицией. Хотя обычно это слово переводят как «иудейский закон», оно происходит от еврейского слова «ступать» и дословно означает «путь, по которому идут».
Слова Павла «поступать по духу» не противоречат соблюдению закона. Апостол не говорит, что христиане должны нарушать закон, он не выступал против закона и его соблюдения. Он был против законнического отношения, когда сам закон неверно понимали и использовали. Истинное послушание, которого желает Бог, достигается посредством не внешнего поведения, а внутреннего побуждения, вдохновляемого Духом Святым (см. Гал. 5:18).
Каким был ваш опыт «поступков по Духу»? Как вы их совершали? Что в вашей жизни усложняет такое поведение?
«Ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал. 5:17). Сталкивались ли вы в своей жизни с жестокой реальностью этого факта?
Не все ведут борьбу, которую описывает Павел. Его слова относятся к противоречивым чувствам, которые испытывают христиане. Поскольку люди рождаются с желанием угождать вожделениям плоти (см. Рим. 8:7), духовный конфликт появляется лишь тогда, когда мы вновь рождаемся в Духе (см. Ин. 3:6). Это не значит, что нехристиане никогда не сталкиваются с нравственными противоречиями. Конечно же, они переживают их и сталкиваются с ними, более того, даже эти конфликты являются результатом работы Святого Духа, Который влияет на сердца людей, побуждая их к добру. Но борьба христиан имеет иное измерение, потому что верующий обладает двумя конфликтующими началами — плотью и духом.
На протяжении всей истории христиане жаждали отдохнуть от этой борьбы. Некоторые пытались решить этот конфликт, уходя из общества. Другие говорили, что грешную человеческую натуру можно искоренить благодаря новому духовному рождению. Оба мнения ошибочны. Хотя с помощью силы Святого Духа мы, без сомнения, можем подавить желания плоти, конфликт будет продолжаться, принимая различные формы, пока мы не получим новое тело во время Второго пришествия. Уход от человеческого общества не поможет, ибо, куда бы человек ни пошел, борьбу он несет в самом себе, и продолжится она до смерти человека, а в глобальном масштабе — до Второго пришествия.
Говоря в Рим. 7 о внутреннем конфликте христиан, который не дает им делать то, что они хотят, Павел подчеркивает всю серьезность этого конфликта. Поскольку мы обладаем двумя началами, то одновременно находимся по обе стороны конфликта. Наша духовная часть желает духовного и ненавидит плотское. А плотская стремится к плотскому и противостоит духовному. А так как обращенный разум слишком слаб, чтобы самостоятельно противостоять плоти, единственная надежда заключается в том, чтобы подавлять греховные желания и ежедневно вставать на сторону Духа Святого в борьбе против нашей греховной сущности. Поэтому Павел так настаивает, чтобы мы поступали по духу.
Исходя из своего опыта духовной борьбы, какой совет вы дали бы христианину, который пытается справиться с этим нескончаемым конфликтом?
Изобразив конфликт между плотью и духом в Гал. 5:18–26, Павел раскрывает природу этого противостояния, перечисляя пороки и добродетели. Такой список был устойчивым литературным жанром в иудейской и греко-романской литературе. Он указывал, какого поведения следует избегать и к каким добродетелям стремиться.
Внимательно изучите список пороков и добродетелей в приведенных отрывках. В чем список Павла в Гал. 5:19–24 похож на них, а в чем отличается? См. Иер. 7:9; Ос. 4:2; Мк. 7:21, 22; 1 Тим. 3:2, 3; 1 Петр. 4:3; Откр. 21:8.
Хотя Павел был хорошо знаком с другими списками пороков и добродетелей, его список имеет важные особенности.
Во-первых, Павел противопоставляет два списка, называя список пороков «делами плоти», а список добродетелей «плодом духа». Это важное различие. Как пишет Джеймс Данн, «плоть требует, а Дух дарует. Если один список дышит тревожным самодовольством и неистовым потворством желаниям, другой наполнен скорее беспокойством о других, безмятежностью, стойкостью и надежностью. Один список изображает человеческие дела, другой — Божественную поддержку и благословение. Это подчеркивает тот факт, что внутренняя трансформация является источником ответственного поведения» (Послание к галатам, с. 308).
Вторая интригующая особенность списков Павла в том, что о списке пороков он намеренно говорит во множественном числе: «дела плоти», а словосочетание «плод духа» употребляет в единственном числе. Это отличие позволяет предположить, что жизнь по плоти может привести только к разделению, беспорядку, раздорам и расколу. Жизнь в царстве духа, напротив, дает один плод духа, который проявляется в девяти достоинствах, ведущих к единству и целостности.
Некоторые верующие порой заявляют: неважно, как человек верит в Бога, главное, чтобы его вера была искренней. Эта концепция далека от истины. Составленный Павлом список пороков указывает на обратное: неправильное знание о Боге ведет к искаженному пониманию религии, нравственности, сексуального поведения, а это разрушает отношения. Более того, человек рискует потерять жизнь вечную (см. Гал. 5:21).
Внимательно прочитайте список «дел плоти». Заметили ли вы, что каждое из этих дел является нарушением одной или нескольких заповедей Десятословия?
«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22, 23). Как соблюдение Десяти заповедей отражает плод духа, изображенный в этих стихах? См. Мф. 5:21, 22, 27, 28; 22:35–40.
Десять заповедей не являются альтернативой или заменой любви. Они указывают нам, как проявлять любовь к Богу и человеку. Мысль о том, что любовь к Богу и ближнему отменяет Десять заповедей, так же бессмысленна, как и заявление, что любовь к природе отменяет закон всемирного тяготения.
К тому же в отличие от перечня дел плоти, состоящего из восемнадцати слов, плод духа описан девятью словами. Богословы считают, что эти девять добродетелей объединены в три группы по три добродетели, но нет единого мнения относительно того, насколько важен порядок их перечисления. Некоторые видят в числе три скрытую ассоциацию с Троицей. Другие считают, что три группы показывают, как мы должны относиться к Богу, ближнему и себе. А третьи уверены, что этот список по сути описывает характер Иисуса. Хотя каждое из этих мнений имеет право на существование, важнее всего помнить, что Павел придает первостепенное значение любви в жизни христиан.
Перечисляя девять добродетелей, Павел не случайно первой называет любовь. В текстах Гал. 5:6, 13 он уже указал на главенство любви в жизни христиан. Он также включает ее в список добродетелей в других своих посланиях (см. 2 Кор. 6:6; 1 Тим. 4:12; 6:11; 2 Тим. 2:22). Если все остальные добродетели упоминаются и в нехристианских источниках, любовь является отличительной чертой христиан. Все это указывает на то, что любовь нельзя считать всего лишь одним из многих достоинств. Это центральная христианская добродетель и ключ к другим добродетелям. Любовь — выдающийся плод Духа (см. 1 Кор. 13:13; Рим. 5:5). Она должна определять жизнь и отношения каждого христианина (см. Ин. 13:34, 35), как бы сложно порой ни было ее проявлять.
Подразумевает ли любовь самоотречение? Можно ли любить без самоотверженности? Что Иисус говорит нам о любви и самоотречении?
Хотя внутренняя борьба между плотью и духом будет происходить в сердце каждого верующего на протяжении его жизни, сама жизнь христианина не должна быть наполнена поражением, неудачами и грехом.
Судя по Гал. 5:16–26, что является ключевым фактором в жизни, в которой дух властвует над плотью?
Отрывок Гал. 5:16–26 содержит пять ключевых глаголов, описывающих жизнь, в которой правит дух. Во-первых, человек должен «поступать» по духу (ст. 16). В греческом языке это слово звучит как перипатео, что дословно означает «идти вокруг» или «следовать». Сторонники греческого философа Аристотеля были известны как перипатетики (странствующие), потому что повсюду следовали за Аристотелем. Данный глагол употребляется в настоящем времени, и это позволяет предположить, что Павел говорит не о случайных поступках, а о ежедневной жизни. Указание «поступать» по духу предполагает, что этот выбор мы должны делать каждый день.
Второй глагол — «водиться» (ст. 18). Он предполагает, что нам также необходимо позволить Духу вести нас в соответствии с Его волей, а мы должны идти, подчиняясь Ему (сравните Рим. 8:14; 1 Кор. 12:2). Мы должны не вести, а следовать.
Следующие два глагола используются в Гал. 5:25. Первый — «живем» (греч. дзомен). Здесь Павел говорит об опыте перерождения, которым должна быть отмечена жизнь каждого верующего. Настоящее время глагола указывает на то, что этот опыт должен ежедневно обновляться. Далее Павел говорит: если мы живем духом, то должны также «поступать» по духу. В оригинале это слово отличается от слова в стихе 16. Здесь оно звучит как стойхомен. Это военный термин, дословно означающий «подводить черту», «держать шаг» или «соответствовать». Здесь имеется в виду, что Дух не только дает нам жизнь, но также должен ежедневно направлять ее.
В стихе 24 Павел использует слово «распять». Это поразительное выражение. Если мы должны водиться Духом, значит, должны также принять твердое решение умертвить желания плоти. Конечно, Павел выражается фигурально. Мы распинаем плоть тем, что подпитываем свою духовную жизнь, не даем пищи желаниям плоти и подавляем их.
Что вы должны изменить в своей жизни, чтобы одержать обещанную во Христе победу?
«Жизнь христианина далеко не безоблачна. Он сталкивается с суровыми конфликтами и встречает серьезные искушения. „Ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти“. Чем ближе мы подходим к концу земной истории, тем более обманчивыми и искусными будут атаки врага. Его нападения ужесточатся и участятся. Отвергающие свет и истину станут еще более бесчувственными и безразличными и еще сильнее ожесточатся против тех, кто любит Бога и продолжает соблюдать Его заповеди» (Э. Уайт. Рукопись 33, 1911 г. // Библейский комментарий АСД, т. 6, с. 1111).
«Влияние Святого Духа — это жизнь Христа в душе. Мы не видим Христа воочию и не говорим с Ним напрямую, но Его Святой Дух всегда находится рядом с нами. Он действует в каждом и через каждого, кто принимает Христа и верует в Него. Те, в ком пребывает Дух, проявят плоды Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, кротость, праведность и веру» (Э. Уайт. Рукопись 41, 1897 г. // Библейский комментарий АСД, т. 6, с. 1112).
Вопросы для обсуждения:
- Подумайте над идеей распятия желаний плоти. Что это значит? Как это можно совершить? Как часто необходимо это делать? Почему Павел использовал столь сильный глагол? Что слово «распять» говорит нам о сложности борьбы против своей грешной природы?
- Какую роль играют человеческие усилия в обретении плода Духа? Что ваш личный опыт говорит о роли этих усилий?
- Павел предупреждает, что потакающие делам плоти не наследуют Царства Божьего. Как это предупреждение сочетается со словами Павла о спасении по вере, а не по делам?
- В чем заключалась причина вашей самой серьезной духовной борьбы? Не было ли это искушение каким-то грехом? Как грех отражается на отношениях с Богом? Кто из христиан не чувствовал одиночества, сомнений и разочарования в результате собственных падений, особенно если учесть обетование о победе над грехом? В контексте этого обетования почему мы всегда должны помнить, что наше спасение полностью зависит от Голгофского подвига Христа?
Вывод: Хотя в жизни всех верующих происходит борьба между плотским и духовным, христианин не обречен на поражение в этой битве. Поскольку Христос победил грех и смерть, в жизни христианина может править Дух Божий, принося ежедневные Божьи благословения и держа под контролем желания плоти.