Библейские тексты для исследования:
Гал. 5:1–15; 1 Кор. 6:20; Рим. 8:1; Евр. 2:14, 15; Рим. 8:14; 13:8.
Памятный стих:
«К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5:13).
В текстах Гал. 2:4, 5 Павел упоминает о том, как важно защищать свободу, данную нам в Иисусе Христе. Апостол часто говорит о свободе, но что он подразумевает под этим словом? Что включает в себя свобода? Насколько далеко она распространяется? И как свобода во Христе связана с законом?
Павел раскрывает эти вопросы, предупреждая галатов о двух угрозах. Первая — законничество. Оппоненты Павла в Галатии настолько увлеклись попытками заслужить Божье расположение своим поведением, что забыли об освободительном труде Христа, о спасении, которое они могут получить по вере через Христа. Вторая угроза заключалась в склонности злоупотреблять свободой во Христе, приравняв ее к вседозволенности. Эти люди ошибочно предполагали, что свобода противоположна закону.
Как законничество, так и вседозволенность лишают своих приверженцев свободы, поскольку держат их в своеобразном рабстве. Павел призывает галатов крепко держаться истинной свободы, дарованной им во Христе.
«Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5:1).
Подобно полководцу, стремящемуся вдохновить свои войска, Павел призывает галатов не отказываться от свободы во Христе. Вдохновенное, эмоциональное обращение апостола призывает читателей к действию. Кажется, что именно этого и добивался Павел. Хотя данный текст тематически связан с предыдущими и последующими стихами, его резкий тон и синтаксическое построение в греческом языке позволяют предполагать, что Павел желал особо выделить его. Все доводы Павла сводятся к свободе во Христе, которую галаты рисковали потерять.
Прочтите Гал. 1:3, 4; 2:16; 3:13. Какие метафоры использует автор в этих стихах и как они помогают нам понять, что Христос совершил для нас?
Выражение Павла «свобода, которую даровал нам Христос» (Гал. 5:1), позволяет предположить, что здесь он использует еще одну метафору. Построение этой фразы схоже с формулой, используемой при религиозном освобождении рабов. Поскольку у рабов не было законных прав, предполагалось, что какое-либо божество может купить им свободу, после чего раб, по сути ставший свободным, будет по закону принадлежать этому божеству. Конечно, на практике такой процесс был лишь фикцией, поскольку рабу надо было самому принести в храм деньги за свое освобождение. Примером этого может служить формула, используемая в более чем тысяче надписей, найденных в храме Аполлона Пифийского в Дельфах, датируемых 201 г. до н. э. — 100 г. н. э.: «Для освобождения Аполлон Пифийский покупает у Сосибуса из Амфиссы рабыню по имени Никея… Однако Никея сделала пожертвование Аполлону за свое освобождение» (Ben Witherington II, Grace in Galatia, p. 340).
Эта формула схожа с выражением Павла, однако между ними существует главное отличие. В метафоре Павла нет фикции. Мы не платим сами за свою свободу (см. 1 Кор. 6:20; 7:23). Цена слишком высока для нас. Мы не можем спасти себя сами. Но Иисус совершил за нас то, что мы сами сделать не могли. Он понес наказание за наши грехи, тем самым освободив нас от осуждения.
Проанализируйте свою жизнь. Как вы считаете, можете ли спасти себя? Что ваш ответ говорит вам о том, какую благодарность мы должны испытывать за дар Христа?
Павел призывает христиан «стоять в свободе», а потом приводит важный факт: эту свободу «даровал нам Христос». Почему христиане должны стоять в своей свободе? Потому что ее даровал Христос. Иными словами, наша свобода стала результатом подвига Христа ради нас.
Далее следует указание, типичное для посланий Павла (см. 1 Кор. 10:13, 14; Кол. 2:6). К примеру, в Рим. 6 Павел несколько раз указывает на наше состояние во Христе: «Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним» (Рим. 6:6). На основании этого факта Павел дает указание: «Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его» (Рим. 6:12). По сути, Павел говорит: «Станьте теми, кем вы уже являетесь во Христе». Евангелие не накладывает на человека груз попыток вести себя так, чтобы доказать, что мы дети Божьи. Но мы ведем себя, как дети Божьи, потому что уже являемся таковыми.
От чего Христос освободил нас? См. Рим. 6:14, 18; 8:1; Гал. 4:3, 8; 5:1; Евр. 2:14, 15.
В посланиях Павла для описания христианской жизни слово «свобода» используется более выразительно, чем в других текстах Нового Завета. В посланиях слово «свобода» и его производные встречаются 28 раз, а в других текстах — лишь 13 раз.
Что же Павел подразумевает под свободой? Во-первых, это не просто абстрактное понятие. Оно не имеет отношения к политической, экономической свободе или свободе жить так, как нам хочется. Напротив, эта свобода основана на наших отношениях с Иисусом Христом. Судя по контексту, Павел говорит о свободе от рабства и осуждения законнического христианства. Но наша свобода включает в себя гораздо больше. Это свобода от греха, вечной смерти и дьявола.
«Без Иисуса Христа человеческое существование является рабством — рабством законничества, рабством зла, доминирующего в мире, рабством греха, плоти и дьявола. Бог послал Своего Сына в мир, чтобы сбросить иго этих рабовладельцев» (Timothy George, Galatians, p. 354).
Что в вашей жизни порабощает вас? Вспомните Гал. 5:1 и молитесь, чтобы свобода во Христе стала реальной для вас.
Первые слова Павла в Гал. 5:2 указывают на то, что он собирается сказать нечто важное. В различных вариантах перевода они звучат так: «Смотрите!», «Слушайте!», «Отметьте мои слова!», «Я, Павел, говорю вам!». Павел не ходит вокруг да около. Своими словами он не просто требует полного внимания читателей, но даже прибегает к своему апостольскому авторитету. Он хочет, чтобы они поняли всю серьезность ситуации. Если язычники будут принимать обрезание с целью спастись, то галатам необходимо осознать опасные последствия такого решения.
Прочтите Гал. 5:2–12. О чем предостерегает Павел относительно вопроса об обрезании?
Первое последствие попытки человека заслужить Божью благосклонность, совершив обрезание, заключается в том, что это обязывает человека соблюдать весь закон. В стихах 2 и 3 Павел использует интересную игру слов. Он говорит, что Христос не принесет им пользы (офелесей), но они будут обязаны (офейлетес) соблюдать закон. Если человек хочет жить в соответствии с законом, он не может выбирать, каким положениям следовать, а каким нет. Нужно соблюдать все.
Во-вторых, они «отпадут» от Христа. «Нельзя получить и то, и другое. Невозможно принять Христа, тем самым признав, что не можешь спасти сам себя, а затем совершить обрезание, тем самым заявив, что можешь» (John R. W. Stott, The Message of Galatians, p. 133).
Третье возражение Павла против обрезания состоит в том, что оно мешает духовному росту. Он сравнивает эту ситуацию с бегуном, которому намеренно не дали добежать до финиша. Слово, переведенное как «остановил» (ст. 7), в военной терминологии обозначало «разрушение дорог, уничтожение мостов или возведение препятствий на пути врага с целью остановить его продвижение» (Библейский комментарий АСД, т. 6, с. 978).
И, в конце концов, обрезание упраздняет необходимость в Голгофской жертве Христа. Как? Весть, которую проповедовали иудействующие, предполагает, что человек может спасти себя, совершив обрезание. Это льстит человеческому самолюбию. Однако весть о распятии задевает человеческое самолюбие, ибо нам необходимо признать, что мы полностью зависим от Христа.
Павел возмущен тем, что лжеучителя настаивают на обрезании, по сути удаляя Христа из своей жизни и жизни слушающих их. Это показывает, насколько серьезным он считал данный вопрос.
Текст Гал. 5:13 является поворотной точкой Послания к галатам. Если до этого момента Павел сосредоточил все свое внимание на теологической части послания, то теперь он переходит к вопросу христианского поведения. Как должен жить человек, спасаемый не по делам закона?
От какой возможной ошибки в понимании свободы Павел хотел предостеречь галатов? См. Гал. 5:13.
Павел прекрасно знал о возможности неверного истолкования его слов о благодати и свободе, обретаемых верующими во Христе (см. Рим. 3:8; 6:1, 2). Однако проблема была не в вести Павла, а в человеческой склонности потакать своим желаниям. История пестрит рассказами о людях, городах и народах, чьи развращение и нравственный хаос были напрямую связаны с недостатком самоконтроля. Кто не замечал этой тенденции в своей жизни? Поэтому Павел так серьезно призывает последователей Иисуса не угождать плоти. Он желает, чтобы они поступали наоборот, то есть «любовью служили друг другу». Каждый, кто с любовью служит другим, знает, что это можно совершать только на условии умерщвления собственного «я». Люди, потакающие плоти, не склонны служить другим, — скорее, наоборот.
Посему наша свобода во Христе не просто освобождает нас от рабства мира, но и призывает к новому типу служения, к обязанности служить другим с любовью. Это «возможность любить ближнего без помех, возможность создавать человеческие сообщества на основе взаимного бескорыстного служения, а не погони за властью и положением» (Sam K. Williams, Galatians, p. 145).
Современные переводы текста Гал. 5:13 не всегда передают всю глубину вести апостола и степени влияния этих слов на галатов. Во-первых, греческий оригинал указывает: любовь, ведущая к такому служению, — это не обычная человеческая любовь. Человеческая любовь слишком условна. Павел использует определенный артикль перед словом «любовь». Это свидетельствует о том, что он говорит о Божественной любви, которую мы получаем только посредством Духа Святого (см. Рим. 5:5). Удивителен факт, что слово, переведенное как «служить», в греческом оригинале может означать «быть рабом». Наша свобода дается нам не для независимости и самоугождения, а для того, чтобы мы стали рабами друг друга на основе Божьей любви.
Ответьте честно: думали ли вы когда-либо, что свобода во Христе может позволить вам оставить за собой небольшие «грешки»? Что опасного в таких мыслях?
Как можно увязать негативное замечание Павла о необходимости «исполнить весь закон» (Гал. 5:3) с его положительным выражением: «весь закон… заключается» (Гал. 5:14)? Сравните также Рим. 10:5; Гал. 3:10, 12; 5:3 с Рим. 8:4; 13:8; Гал. 5:14.
Многие усматривают парадоксальное противоречие между отрицательным высказыванием Павла о необходимости «исполнить весь закон» и положительными словами: «весь закон… заключается». Но противоречия здесь нет. Дело в том, что Павел намеренно использует эти фразы, чтобы показать важное различие между двумя возможными вариантами отношения христиан к закону. Заметьте: когда Павел говорит о соблюдении христианами закона в положительном ключе, он никогда не называет это «исполнением закона». Это выражение он использует только в отношении неверного поведения тех, кто живет под законом и пытается заслужить Божье расположение исполнением требований закона.
Однако Павел вовсе не имеет в виду, что спасающиеся благодатью Христа не подчиняются закону. Это утверждение далеко от истины. Павел говорит, что они «поступают» по закону. Иными словами, истинно христианское поведение включает в себя гораздо больше, чем слепое «исполнение» закона. Христиане «поступают» по закону. Такое послушание происходит от Иисуса (см. Мф. 5:17). Это не отмена закона или сведение его к одной лишь любви. Но так верующий может испытать истинное предназначение и смысл всего закона!
В чем, согласно Павлу, выражается закон во всей полноте? См. Лев. 19:18; Мк. 12:31, 33; Мф. 19:19; Рим. 13:9; Иак. 2:8.
В Послании к галатам Павел цитирует Лев. 19:18. Иисус считал этот текст кратким содержанием всего закона. Раввин Гилель, живший незадолго до Иисуса, также сказал: «Что ты ненавидишь, того не делай своему ближнему; в этом весь закон». Но Иисус смотрел на этот вопрос с совершенно иной точки зрения (см. Мф. 7:12). Его мнение не просто более позитивно — Он показал, что Закон и любовь прекрасно сочетаются. Без любви закон пуст и холоден. Без закона любовь не имеет направления и цели.
Что проще: любить других или просто исполнять Десять заповедей? Есть ли смысл в таком вопросе? Почему? Обсудите ваши ответы в классе.
«Истинная вера всегда проявляется в любви. Когда вы взираете на Голгофу, это должно не внушать мысль, что можно не исполнять своих обязанностей, не усыплять вас, но пробуждать деятельную веру в Иисуса, очищающую душу от налета эгоизма. Когда мы принимаем Христа верой, наш труд только начинается. У каждого человека есть порочные и греховные привычки, которые должны быть побеждены решительными действиями. Последователь Христа не может быть резким в обращении с другими людьми, жестокосердным и лишенным сострадания. Он не может произносить непристойных слов в своей речи, быть напыщенным и самодовольным. Не может быть властолюбивым, не может использовать грубые слова и слова осуждения.
Труд любви проистекает из работы веры. Библейская религия означает постоянный труд. „Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного“. „Со страхом и трепетом совершайте свое спасение. Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению“. Мы должны быть усердными в добрых делах; быть внимательными, чтобы поддерживать благие труды. Истинный Свидетель говорит: „Я знаю твои дела“.
Если верно то, что наша активная деятельность не гарантирует спасения, то верно также и то, что вера, объединяющая нас со Христом, будет побуждать душу к действиям» (Э. Уайт. Рукопись 16, 1890 г. // Библейский комментарий АСД, т. 6, с. 1111).
Вопросы для обсуждения:
- В классе обсудите свой ответ на заключительный вопрос урока за четверг. Какие важные истины раскрывает ваш ответ относительно того, что значит поступать по закону?
- Павел говорит, что закон заключается в любви. Что это значит?
- Почему так легко использовать свободу во Христе для потакания своим грехам? В какую ловушку попадают люди, поступающие таким образом? См. 1 Ин. 3:8.
Вывод: Свобода — одно из любимых слов Павла для определения Благой вести. Оно подразумевает, что совершил для нас Христос, освободив от рабства мира, и какой христианской жизнью мы призваны жить. Однако мы должны быть осторожными, чтобы наша свобода не превратилась в законничество или вседозволенность. Христос освободил нас не для того, чтобы мы служили себе, а для того, чтобы мы посвятили свою жизнь служению ближним.