Библейские тексты для исследования:
Гал. 4:21–31; Быт 1:28; 2:2, 3; 3:15; 15:1–6; Исх. 6:2–8; 19:3–6.
Памятный стих:
«А вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам» (Гал. 4:26).
Христиане, отвергающие авторитет Ветхого Завета, считают, что данный на горе Синай закон не согласуется с Евангелием. Они приходят к выводу, что заключенный на Синае завет знаменует начало эры в человеческой истории, когда спасение основывалось на подчинении закону. Но поскольку люди не смогли жить в соответствии с требованиями закона, Бог, по их мнению, вынужден был заключить новый завет, завет благодати через заслуги Иисуса Христа. В этом заключается их понимание двух заветов: ветхого, основанного на законе, и нового, основанного на благодати.
Каким бы распространенным ни было это мнение, оно ошибочно. Человек никогда не мог обрести спасение через соблюдение закона, библейская религия с самого начала была религией благодати. Законничество, с которым Павел боролся в Галатии, было искажением не только христианства, но и самого Ветхого Завета. Два завета — это не два периода времени. Они отражают лишь отношение людей, символизируя два способа наладить связь с Богом. Эти способы берут начало от Каина и Авеля. Один из них символизирует тех, кто, подобно Каину, ошибочно полагался на собственные дела. Новый же завет символизирует опыт тех, кто, подобно Авелю, полностью полагался на благодать Бога, веря, что Он исполнит все Свои обетования.
Многие считают пересказ Павлом истории Израиля (см. Гал. 4:21–31) самой труднопонимаемой частью его послания из-за очень сложных доводов, требующих глубокого знания ветхозаветных персонажей и событий. Чтобы понять этот отрывок, необходимо разобраться в ветхозаветной концепции завета, на которой строятся доводы Павла.
Еврейское слово берит, переведенное как «завет», используется в Ветхом Завете почти триста раз. Оно означает контракт, соглашение или договор. Тысячи лет заветы являлись неотъемлемой частью отношений как между людьми, так и между народами по всему древнему Ближнему Востоку. Часто при заключении (дословно «зарезании») завета убивали какое-либо животное. Смерть животного символизировала участь того, кто не выполнит своей части договора.
«От Адама до Иисуса Бог взаимодействовал с человечеством посредством серии заветов, центром которых был грядущий Искупитель и кульминацией которых стал завет Давида (см. Быт. 12:2, 3; 2 Цар. 7:12–17; Ис. 11). Израилю в вавилонском плену Бог дал обетование лучшего, „нового завета” (Иер. 31:31–34), связанного с пришествием Мессии из колена Давидова (Иез. 36:26–28; 37:22–28)» (Hans K. LaRondelle, Our Creator Redeemer, p. 4).
Какие повеления дал Бог Адаму в Едемском саду до грехопадения? См. Быт. 1:28; 2:2, 3, 15–17.
Брак, физический труд и соблюдение субботы были благословениями для первого человека. Однако имелся один Божий запрет — не есть плоды с дерева познания добра и зла. Послушание было естественным для людей. Но Адам и Ева решили сделать то, что было для них противоестественным. Тем самым они нарушили Божье повеление. Самому Богу предстояло восстановить разрушенные Адамом и Евой отношения. Для этого Он установил завет благодати, основанный на неизменном обетовании о Спасителе (см. Быт. 3:15).
Прочтите Быт. 3:15 — первое евангельское обетование в Библии. Где в этом стихе содержится надежда, которую дарует нам Христос?
Какое обетование Бог дал Аврааму в Быт. 12:1–5? Как ответил на это Авраам?
Первое обетование Бога Аврааму — один из самых сильных ветхозаветных текстов. Эти стихи говорят о Божьей благодати. Обетования дает Бог, а не Авраам. Патриарх ничем не заслужил Божьего расположения. Нет также указания на то, что Бог и Авраам вместе работали над этим соглашением. Все обетования исходят от Бога. Авраам же только должен верить в верность Божьего обетования. Его вера не должна быть слабой и формальной. Патриарху необходимо проявить свою веру, оставить родственников (а ему уже было 75 лет!) и отправиться в обещанную Богом землю.
«Благословив Авраама, а через него и всех людей, Бог подтвердил Свои намерения искупить их. Он „благословил” Адама и Еву в раю (см. Быт. 3:15). Бог подтвердил Свое обетование благословить „все народы” Своим универсальным планом спасения» (Hans K. LaRondelle, Our Creator Redeemer, p. 22, 23).
Авраам ожидал рождения обещанного сына много лет. Какие вопросы возникали у него относительно Божьего обетования? Быт. 15:1–6.
Кто-то, возможно, считает, что Авраам [хотя некоторые события происходили до смены имен, описанной в Быт. 17, для удобства мы везде будем употреблять имена «Авраам» и «Сарра»] был таким человеком веры, у которого никогда не возникало вопросов и сомнений. Однако Писание говорит иначе. Авраам верил, но у него все же возникали вопросы и сомнения. Тем не менее, несмотря ни на что, его вера возрастала. Подобно отцу из истории, описанной в Мк. 9:24, Авраам в Быт. 15:8 по сути сказал Богу: «Верую, Господи! Помоги моему неверию». В ответ Бог милостиво заверил Авраама в верности Своего обетования, заключив с ним завет (см. Быт. 15:7–18). Этот отрывок удивителен не тем, что Бог заключает завет с Авраамом, а тем, насколько Бог готов был ради этого снизойти до уровня Авраама. Древние правители на Ближнем Востоке отвергали саму идею заключения завета со своими слугами. В отличие от них Бог не только дал Свое слово, но, по обычаю того времени, и прошел между рассеченными животными, таким образом заключив завет с Авраамом. Собственно, ради спасения людей и исполнения обетования Иисус и отдал Свою жизнь.
В каких сферах жизни вам необходимо просто поверить в то, что кажется невозможным? Как вы можете научиться продолжать верить несмотря ни на что?
Почему Павел вспоминает историю Агари? См. Гал. 4:21–31; Быт. 16. Какую важную мысль относительно спасения Павел передает с помощью этой ветхозаветной истории?
История Агари напрямую связана с решением Авраама помочь исполнению Божьего обетования. Агарь, египетская рабыня Авраама, была подарена ему фараоном. Эта история произошла потому, что Авраам усомнился в Божьем обетовании (см. Быт. 12:11–16).
Десять лет прождав обещанного сына, Авраам и Сарра все еще оставались бездетными. Решив, что нужно помочь Богу, Сарра дала Агарь Аврааму в наложницы. Хотя для нас сегодня этот план кажется странным, он был довольно обычным явлением в те дни. По обычаю, рабыня могла стать матерью для ребенка ее бесплодной госпожи. Таким образом, Сарра могла считать ребенка, рожденного от Агари и ее мужа, своим. И хотя ребенок родился, он не был сыном, обещанным Богом.
Эта история — яркий пример того, как в тяжелых обстоятельствах даже великий муж Божий может усомниться. В Быт. 17:18, 19 Авраам высказывает свои особенные надежды на Измаила как на наследника. Господь отвергает такое предположение. В рождении Агарью Измаила — ребенка, «рожденного по плоти», не было ничего сверхъестественного. Если бы Авраам непоколебимо верил обетованию Божьему и не позволил обстоятельствам взять над собой верх, ничего этого не произошло бы. Он мог бы избежать многих переживаний.
Посмотрите, при каких обстоятельствах родился Исаак и в чем его рождение отличалось от рождения Измаила. См. Быт. 17:15–19; 18:10–13; Евр. 11:11, 12. Почему эти обстоятельства потребовали от Авраама и Сарры великой веры?
Испытывали ли вы когда-нибудь боль из-за недостатка веры в Божьи обетования? Научили ли вас эти ошибки верить Богу в любых обстоятельствах? Какие решения могут укрепить вашу способность доверять Божьим обетованиям?
Какие отношения завета со Своим народом Бог желал установить на горе Синай? Что общего между этим заветом и заветом с Авраамом? См. Исх. 6:2–8; 19:3–6; Втор. 32:10–12.
На горе Синай Бог желал установить такие же отношения завета с народом израильским, как и с Авраамом. Между Божьими словами Аврааму в Быт. 12:1–2 и Моисею в Исх. 19 есть сходство. В обоих случаях Бог подчеркивает, что Он сделает для Своего народа. Он не требует, чтобы израильтяне обещали сделать что-либо, дабы заслужить Его благословение. Они просто должны были быть послушны в ответ на Его благословение. Еврейское слово, переведенное в Исх. 19:5 как «слушаться», дословно означает «слушать». Бог не говорит о праведности по делам. Напротив, Он хочет, чтобы израильтяне обладали той же верой, которую проявлял Авраам в ответ на Его обетования.
Если завет, заключенный Богом с Израилем на горе Синай, схож с Его заветом с Авраамом, почему Павел сравнивает гору Синай с опытом Агари? См. Исх. 19:7–25; Евр. 8:6, 7.
Завет, данный на горе Синай, должен был показать греховность человечества, а также указать на лекарство от нее в изоби-лующей благодати Божьей. Это символически отражалось в служении во святилище. Проблема с заветом, данным на горе Синай, исходила не от Бога. Она заключалась в ложных обещаниях людей (см. Евр. 8:9). Они ответили на Божьи обетования не смирением и верой, но самоуверенностью: «Все, что сказал Господь, исполним» (Исх. 19:8). Прожив более четырехсот лет в Египте как рабы, они не представляли истинного величия Бога и всей глубины своей греховности. Как Авраам и Сарра пытались помочь Богу исполнить Его обетование, так и израильтяне хотели превратить Божий завет благодати в завет дел. Случай с Агарью и гора Синай являются примерами попыток людей спастись делами.
Павел не говорит, что закон, данный на Синае, являлся злом для людей или был отменен. Его беспокоило неправильное, законническое понимание галатами заповедей Божьих. «Закон должен был убедить их в абсолютной невозможности угодить Богу законопослушностью. Но вместо этого он пробудил в них глубоко укоренившуюся решимость использовать собственные ресурсы, чтобы угодить Богу. Таким образом, закон не выполнил свою благодатную задачу — привести иудействующих ко Христу. Он заслонил от них Христа» (O. Palmer Robertson, The Christ of the Covenants, p. 181).
Своим кратким изложением истории Израиля Павел желал опровергнуть утверждения своих оппонентов, что они являются истинными потомками Авраама, а Иерусалим — центр иудейского христианства и закона — их мать. Иудействующие утверждали, что язычники не были законными наследниками. По их словам, если язычники хотели стать истинными последователями Христа, они должны сначала стать сыновьями Авраама, исполнив закон об обрезании.
Но Павел говорит, что все наоборот. Это законники, подобно Измаилу, были незаконными сыновьями Авраама. Полагаясь на обрезание, они доверяли «плоти», подобно Сарре в случае с Агарью и израильтянам у горы Синай. А обращенные язычники были сыновьями Авраама не по физическому рождению, но, подобно Исааку, сверхъестественным образом. «Подобно Исааку, они были исполнением обетования Аврааму… Подобно Исааку, они родились свободными благодаря Божественной благодати; подобно Исааку, они принадлежат к ветви завета обетования» (James D. G. Dunn, The Epistle to the Galatians, p. 256).
С чем столкнутся истинные потомки Авраама в этом мире? См. Гал. 4:28–31; Быт. 21:8–12.
Как обетованного ребенка Исаака ожидали не только благословения, но и преследования и противостояние. Говоря о преследовании, Павел имеет в виду случай, описанный в Быт. 21:8–10, когда чествовали Исаака, а Измаил насмехался над ним. Хотя поведение Измаила сегодня может казаться не столь значительным, оно указывает на глубокую враждебность, поскольку на кону было право первородства. В древности многие правители пытались обезопасить свое положение, уничтожая потенциальных соперников, в том числе родных братьев и сестер (см. Суд. 9:1–6). Хотя Исаак столкнулся с враждебностью, тем не менее он получил все привилегии любви, защиты и покровительства как наследник своего отца.
Как духовные потомки Исаака мы не должны удивляться испытаниям и вражде даже со стороны единоверцев.
Встречались ли вы из-за своей веры с враждебностью со стороны даже самых близких людей? А не случалось ли вам преследовать других за их веру? Подумайте об этом.
Прочитайте из книги Э. Уайт «Патриархи и пророки» главу «закон и заветы» (с. 363–373).
«Но если завет Авраама содержал в себе обетование искупления, для чего же заключен другой завет на Синае? Во время своего рабства народ во многом утратил познание о Боге и о принципах завета Авраама…
Бог привел их к Синаю, явил там Свою славу, дал Свой закон с обетованием великого благословения при условии повиновения. „Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то… вы будете у Меня царством священников и народом святым” (Исх. 19:5, 6). Люди не сознавали греховности своих сердец, не понимали, что без Христа они не в состоянии будут исполнять закон Божий, и они поспешно заключили завет с Богом… Однако уже через несколько недель нарушили свой завет с Богом и поклонились литому изваянию. Нарушив завет, они уже не могли надеяться обрести с его помощью благоволение Божье и теперь, ощущая свою греховность и потребность в прощении, осознали нужду в Спасителе, Который был открыт в завете с Авраамом и в прообразных жертвоприношениях. Теперь их любовь и вера устремились к Богу как к своему Избавителю от рабства греха. Теперь они были готовы оценить благословения Нового Завета» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 371, 372).
Вопросы для обсуждения:
Ваши отношения с Господом больше «ветхозаветного» или «новозаветного» типа? По каким показателям можно отличить эти два типа отношений?
Какие вопросы в вашей общине создают напряженную атмосферу? Как их решают? Если даже вы чувствуете себя жертвой «преследования», как можете убедиться, что сами никого не преследуете? См. также Мф. 18:15–17.
Сколько раз вы обещали Господу, что не будете совершать каких-то поступков, и нарушали свое обещание? Как этот печальный факт помогает вам понять значение благодати?
Вывод: Истории Агари, Измаила и народа израильского у горы Синай показывают, насколько бессмысленно полагаться на свои силы, пытаясь исполнить Божье обетование. Эти попытки самоправедности Павел называет заветом от горы Синай. Новый завет — это вечный завет благодати, впервые заключенный с Адамом и Евой после грехопадения, обновленный с Авраамом и исполненный во Христе.