Библейские тексты для исследования:
Гал. 4:12–20; 1 Кор. 11:1; Флп. 3:17; 1 Кор. 9:19–23; 2 Кор. 4:7–12.
Памятный стих:
«Прошу вас, братия, будьте как я, потому что и я как вы» (Гал. 4:12).
Как мы уже видели, Павел в Послании к галатам не пытался смягчать выражения. Однако серьезные слова апостола лишь отражали его огромное желание видеть основанную им церковь в духовном благополучии. Павел не просто излагает важный теологический вопрос, но в более широком смысле показывает, насколько важна истинная доктрина. Если не так важно, во что мы верим, если доктрины не имеют значения, тогда почему Павел в своем послании столь категоричен и непреклонен? Ответ один: то, во что мы верим, крайне важно, особенно в вопросе Благой вести.
В Гал. 4:12–20 Павел продолжает свою мысль, хотя несколько изменяет подход. Ранее Павел привел несколько подробных, теологически сложных аргументов, чтобы убедить галатов в ошибочности их суждений. Теперь же он переходит к личному пасторскому обращению. В отличие от лжеучителей, по-настоящему не заинтересованных в галатах, Павел проявляет истинный интерес, беспокойство, надежду и любовь хорошего пастыря к своей пастве. Он не просто исправляет их теологические взгляды, но также пытается служить тем, кого любит.
Прочтите Гал. 4:12–20. Какова основная мысль этого отрывка?
Беспокойство и тревога тяжким грузом лежат на сердце Павла. Он проникновенно обращается к галатам (см. ст. 12). Это обращение звучит сразу же после его просьбы: «Будьте, как я». К сожалению, перевод выражения «прошу вас» не полностью передает весь многогранный смысл греческого слова деомай. Хотя слово можно перевести как «просить», «упрашивать», в греческом оригинале более сильный оттенок отчаяния, вложенного в просьбу (см. 2 Кор. 5:20; 8:4; 10:2). Павел, по сути, говорит: «Умоляю вас!».
Павел беспокоится не просто о теологических идеях и доктринальных взглядах. Он переживает за людей, которые через его служение пришли ко Христу. Апостол считал их больше чем просто друзьями или собратьями по вере. Он был их духовным отцом, а они — его детьми. Но, более того, Павел сравнивает свое беспокойство за галатов с волнением и муками, которые испытывает мать при рождении ребенка (см. Гал. 4:19). Теперь, когда галаты отошли от истины, Павел вновь переживает всю боль, желая обеспечить их благополучие.
К какой цели Павел вел галатов? Какого результата он ожидал от «родов», которые вновь претерпевал ради них? См. Гал. 4:19.
Павел говорит о себе, как о матери, ожидающей ребенка. Слово «изобразится» используется как медицинский термин, обозначающий развитие эмбриона. Этой метафорой Павел поясняет, что значит быть христианином как в личной, так и церковной жизни. Быть последователем Христа — это гораздо больше, чем просто на словах исповедовать веру. Христианин — это тот, кто радикально меняется с одной целью — стать подобием Христа. Павел «искал не незначительных изменений в галатах, а таких перемен, чтобы в их жизни проявился характер Христа» (Leon Morris, Galatians, p. 142).
Проявляется ли характер Христа в вашей жизни? Какие сферы своей жизни вам еще необходимо изменить?
Прочтите 1 Кор. 11:1; Флп. 3:17; 2 Фес. 3:7–9 и Деян. 26:28, 29. Какая мысль из этих текстов отражена в Гал. 4:12? Как мы должны ее понимать?
Несколько раз в своих посланиях Павел призывает христиан подражать ему. В каждой ситуации он называет себя авторитетным примером, которому верующие должны следовать. В текстах 2 Фес. 3:7–9 Павел на своем примере показывает, как верующие в Фессалониках должны зарабатывать себе на жизнь, чтобы не обременять других. В 1 Кор. 11:1 Павел призывает коринфян следовать его примеру и в первую очередь искать пользы других. Но его беспокойство о галатах несколько иного рода.
В Гал. 4:12 Павел не просит галатов подражать ему. Он призывает их «стать» такими, как он. Павел говорит о сути, а не о действиях. Почему? Проблема в Галатии заключалась не в аморальном поведении или неугодном Богу образе жизни, как это было в Коринфе. Галатийское отступление касалось самой сути христианства, его внутренней сущности, а не практической жизни. Павел не говорит: «Поступайте, как я», а подчеркивает: «Будьте, как я». Точно такие же слова, как и в Гал. 4:12, содержатся в обращении Павла к Ироду Агриппе II в Деян. 26:29: «Молил бы я Бога, чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все, слушающие меня сегодня, сделались такими, как я, кроме этих уз». Павел говорит о своем христианском опыте и вере, основанной только на Христе. Он доверяет не своим делам закона, а Христу, ибо знает, что Христос сделал для него. Галаты больше заостряли внимание на своем поведении, а не на единстве с Иисусом.
И хотя Павел не уточняет, каким образом галаты должны стать такими, как он, ситуация в Галатии свидетельствует: это требование не относилось к деталям его жизни. Поскольку апостол беспокоился о вере галатов, сориентированной исключительно на закон, Павел, очевидно, имел в виду удивительную любовь, радость, свободу и уверенность в спасении, которые обрел в Иисусе Христе. В свете спасения во Христе он научился считать все остальное незначительным (см. Флп. 3:5–9). Он хотел, чтобы галаты сами пережили подобный опыт.
Кто из людей подает вам хороший пример? Какие качества этого человека вы считаете достойными подражания и как можете лучше раскрыть эти качества в своей жизни?
Прочтите 1 Кор. 9:19–23. Какие слова Павла в этом отрывке помогают нам лучше понять смысл второй части стиха Гал. 4:12? См. также Деян. 17:16–34; 1 Кор. 8:8–13; Гал. 2:11–14.
Стих Гал. 4:12 может показаться несколько запутанным. Почему галаты должны стать, как Павел, если он уже стал, как они?
Павел хотел, чтобы они уподобились ему в вере во Христа и уверенности в том, что ее достаточно для оправдания. Его слова о том, что он стал, как они, напоминают: хотя он был иудеем, но фактически стал язычником «без закона», чтобы нести Евангелие язычникам. Как великий миссионер в мире язычников Павел проповедовал Благую весть и иудеям, и язычникам. Согласно 1 Кор. 9:19–23, хотя само Евангелие оставалось неизменным, методы Павла изменялись в зависимости от его аудитории.
«Павел был пионером в том, что мы сегодня называем контекстуализацией, или передачей Благой вести таким образом, чтобы обращаться к каждому с учетом его менталитета» (Timothy George, The New American Commentary: Galatians, p. 321).
При этом в 1 Кор. 9:21 Павел показывает, насколько далеко человек может зайти в контекстуализации Евангелия. Например, он говорит: хотя человек свободен по-разному проповедовать иудеям и язычникам, эта свобода не включает в себя права жить, не подчиняясь закону, потому что христианин «подзаконен Христу».
Хотя контекстуализация может быть сложной, но «до тех пор, пока мы можем отделить суть Евангелия от культурного кокона, контекстуализируя весть о Христе и не искажая ее сути, мы также подражаем Павлу» (там же, с. 321, 322).
Несложно исказить весть Евангелия, подстроить ее под себя, не так ли? Иногда чем дольше человек является христианином, тем легче идет на компромисс. Почему это происходит? Подумайте о себе. Насколько компромиссы проникли в вашу жизнь и как вы их оправдывали? Как вы можете избавиться от них там, где это необходимо?
Отношения Павла с верующими в Галатии не всегда были такими сложными. Павел напоминает о времени, когда впервые проповедовал Евангелие в Галатии. Он тепло вспоминает о том, как хорошо галаты отнеслись к нему. Что же произошло?
Какие обстоятельства предположительно повлияли на решение Павла проповедовать в Галатии? См. Гал. 4:13.
Вероятно, сначала Павел не планировал долго находиться в Галатии. Однако в пути он чем-то заболел и был вынужден либо оставаться в Галатии дольше, чем планировалось, либо прийти в Галатию для лечения. Чем именно болел Павел, остается тайной. Одни полагают, что он заразился малярией, другие — что это могло быть заболевание глаз. Такое предположение основывается на словах Павла, что галаты были готовы «исторгнуть свои очи» и отдать ему (Гал. 4:15). Заболевание также могло быть связано с «жалом в плоти», о котором он говорит во 2 Кор. 12:7–9.
Чем бы ни страдал Павел, он намекает: болезнь была столь неприятной, что для галатов стала испытанием. В мире, где болезнь часто считалась знаком Божественного осуждения (см. Ин. 9:1, 2; Лк. 13:1–4), она могла стать для галатов поводом отвергнуть Павла и его весть. Но они от чистого сердца приняли апостола. Почему? Потому что проповедь о распятом Христе (см. Гал. 3:1) и влияние Святого Духа коснулись их сердец. Как же теперь они могли объяснить изменение своего отношения к Павлу?
Почему Бог позволил Павлу страдать? Как апостол мог служить другим, если страдал сам? См. Рим. 8:28; 2 Кор. 4:7–12; 12:7–10.
Какой бы ни была болезнь Павла, она, очевидно, была серьезной. Апостол легко мог использовать ее, чтобы жаловаться Богу на свои проблемы либо просто перестать проповедовать, сославшись на плохое самочувствие. Но Павел этого не сделал. Он не позволил ситуации сломить его, а использовал ее как возможность еще больше положиться на Божью милость. «Вновь и вновь Бог использовал превратности жизни — болезнь, преследование, бедность, даже природные катаклизмы и необъяснимые трагедии, чтобы проявить Свою милость и благодать и содействовать распространению Благой вести» (Timothy George, Galatians, p. 321, 322).
Как научиться в испытаниях и страданиях больше узнавать Бога? Какая существует альтернатива?
Прочтите Гал. 4:16. О чем здесь говорит Павел? Где и когда вы переживали нечто подобное? См. Ин. 3:19; Мф. 26:64, 65; Иер. 36:17–23.
Выражение «говорить истину» часто несет отрицательный оттенок, особенно в нынешнее время. Сейчас его могут воспринимать как жесткий, беспощадный принцип изложения фактов, какими бы неприятными или нежелательными они ни были. Если бы не слова Павла в Гал. 4:12–20 и в нескольких других местах его послания (см. Гал. 6:9, 10), можно было бы ошибочно решить, что стремление Павла говорить правду сильнее, чем любые проявления любви. Но, как мы видим, хотя Павел беспокоился о том, чтобы галаты познали «истину благовествования», «истину Евангельскую» (Гал. 2:5, 14), это беспокойство было обусловлено любовью к ним. Кто из нас не знает, как больно критиковать кого-то или просто говорить ему правду, которую по какой-то причине он не хочет слышать? Но мы делаем это потому, что заботимся о человеке, а не потому, что хотим причинить ему боль. Хотя часто первой реакцией на наши слова может быть боль, злость или обида, мы все равно говорим их, ибо знаем: как бы человек ни противился, ему необходимо это услышать.
Что Павел говорит о людях, которым противостоит? Кроме выстроенного ими богословия, против чего еще выступает апостол? См. Гал. 4:17–20.
Павел говорит открыто, рискуя вызвать раздражение галатов. А его противники, напротив, активно искали расположения галатов, но не из любви к ним, а ради своих эгоистичных интересов. Не совсем ясно, что Павел имеет в виду, когда говорит, что его противники «хотят вас отлучить». Вероятно, здесь речь идет о попытке отлучить их от преимуществ благовествования, пока они не примут обрезание.
Вспомните случаи, когда на вас сердились из-за ваших слов, какими бы честными и нужными они ни были. Как этот опыт может помочь вам в следующий раз, когда вам придется делать что-то подобное?
«В галатийских церквах евангельская весть была вытеснена открытым, очевидным заблуждением. Они фактически променяли Христа, истинное основание веры, на устаревшие обряды иудаизма. Апостол понимал, что надо принимать самые решительные меры и выступать с самыми резкими предостережениями, чтобы спасти верующих Галатии от опасного влияния.
Каждый служитель Христа должен учиться у Павла искусству изменять методы работы в зависимости от состояния людей, которым он хочет помочь. В разных ситуациях требуются либо мягкость и терпение, либо решительность и твердость. Чтобы мудро вести себя с разными категориями людей, необходимы мудрость и здравомыслие, просвещенное и освященное Духом Святым…
Павел умолял тех, кто однажды ощутил в своей жизни действие силы Божьей, вернуться к первой любви. Он неопровержимо доказывал, что они имеют величайшее преимущество стать свободными во Христе, по благодати Которого все, полностью покорившиеся Ему, облекаются в Его праведность. Он настаивал на том, что всем желающим спастись необходимо иметь личный духовный опыт.
Искренние мольбы апостола не остались бесплодными. Святой Дух действовал с могучей силой, и многие вставшие на ложный путь обрели прежнюю веру в Евангелие. С тех пор они были тверды в свободе, которую даровал им Христос» (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 385, 386, 388).
Вопросы для обсуждения:
Подумайте о страданиях и о том, как Бог может использовать их. Как справляться с ситуацией, которая, кажется, никак не служит ко благу, не приносит ничего хорошего?
Подумайте о том, что «в нас изображается Христос». Что это значит с практической точки зрения? Какие изменения происходят в нас? Как не разочароваться, если это происходит не так быстро, как нам бы хотелось?
Вывод: Ранее Павел привел несколько подробных, теологически сложных аргументов, чтобы убедить галатов в ошибочности их суждений. Теперь же он переходит к личному пасторскому обращению. Он умоляет их послушаться его совета, напоминает о прежних хороших отношениях между ними, об искренней любви и беспокойстве, которые он испытывает к ним как их духовный отец.