Библейские тексты для исследования:
Гал. 3:26–4:20; Рим. 6:1–11; Евр. 2:14–18; 4:14, 15; Рим. 9:4, 5.
Памятный стих:
«Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал. 4:7).
Павел наставляет галатов, что они должны жить не как рабы, а как Божьи сыновья и дочери со всеми принадлежащими им правами и привилегиями. Именно в этой истине Мартин Лютер нуждался как никто другой. По мере того, как осознание им своей греховности росло, молодой человек стремился добиться прощения и мира своими делами. Он вел строжайший образ жизни, сдерживая постом, бдением и плетками свои злые наклонности, от которых его не избавила монашеская жизнь. Он шел на любые жертвы в надежде достичь чистоты сердца, которая позволила бы ему быть принятым Богом. Он был, как напишет о себе позже, благочестивым монахом и строго придерживался уставов своего ордена, но так и не нашел душевного покоя. «Если бы хоть один монах попал на небо за свое монашество, то я тоже там был бы», — говорил он. Но все это не помогло.
Только тогда, когда он начал понимать истину о спасении во Христе, открытую в Послании к галатам, он обрел для своей души духовную свободу и надежду. В результате этого наш мир навсегда изменился.
Прочтите Гал. 3:25, 26. Как эти тексты помогают лучше понять наши отношения с законом после того, как Иисус искупил нас?
Союз «ибо» в 26-м стихе указывает на то, что Павел видел прямую связь между этим стихом и предыдущим. Дети хозяина находятся на попечении детоводителя только до совершеннолетия. Люди, пришедшие с верой ко Христу, перестали быть несовершеннолетними. Их отношения с законом изменились, поскольку они стали взрослыми «сынами» Бога.
Слово «сын», конечно же, здесь не относится только к мужскому полу, Павел включает в эту категорию и женщин (см. Гал. 3:28). Он использует слово «сыны» с учетом системы наследования, когда все переходило к потомкам мужского рода. Кроме того, фраза «сыны Божии» была особым обозначением Израиля в Ветхом Завете (см. Втор. 14:1; Ос. 11:1). Но теперь во Христе язычники также получали преимущество наслаждаться особыми отношениями с Богом, которое раньше принадлежало только Израилю.
Что делает крещение столь важным событием? См. Гал. 3:27, 28; Рим. 6:1–11; 1 Петр. 3:21.
Стих 27 также логически тесно связан с предыдущими текстами. Павел считает крещение судьбоносным решением объединить свою жизнь с Христом. В Рим. 6 с помощью символов апостол описывает крещение как наше участие в смерти и воскресении Христа. В Послании к галатам Павел использует другую метафору: крещение как акт облечения во Христа. Образы, используемые Павлом, связаны с удивительными ветхозаветными текстами об облечении в праведность и спасение (см. Ис. 61:10; Иов. 29:14).
«Павел рассматривает крещение как момент, когда Христос покрывает верующего, подобно одежде. Хотя Павел не использует этот термин, он описывает праведность, возлагаемую на верующих» (Frank J. Matera, Galatians, p. 145).
Наше единение со Христом, символически представленное крещением, означает, что Бог относится к нам так, будто мы никогда не грешили и все благословения Христовы теперь принадлежат нам. Поскольку Христос является «семенем» Авраама, мы как «сонаследники Христу» (Рим. 8:17) наследуем все обетования завета с Авраамом и его потомками.
Подумайте над выражением: «Бог относится к нам так, будто мы никогда не грешили». Как эта удивительная истина должна влиять на каждую сферу нашей жизни?
Сравнив наши отношения с Богом с отношениями наследников, Павел продолжает развивать эту метафору в Гал. 4:1–3. Апостол описывает ситуацию, когда владелец большого состояния умирает, оставляя все свое имущество старшему сыну. Однако его сын еще мал. (Сегодня также часто случается, что отец в своем завещании указывает: сын должен находиться под присмотром охранников и управляющих до своего совершеннолетия.) Хотя официально маленький сын является владельцем состояния отца, на самом деле он чуть выше раба.
Эта аналогия Павла схожа с метафорой о детоводителе в Гал. 3:24, но в данном случае власть управляющих и опекунов намного больше и важнее. Они отвечают не только за воспитание сына хозяина, но также за все финансовые и административные вопросы, пока сын не станет достаточно взрослым, чтобы самостоятельно их решать.
Прочтите Гал. 4:1–3. Какие слова Павла помогают нам яснее понять роль, которую закон должен играть в нашей жизни, когда мы во Христе?
Сегодня многие люди спорят о том, что именно Павел подразумевал под словами «вещественные начала» (Гал. 4:3). Греческое слово стойхейа дословно переводится как «элементы». Некоторые считают, что речь идет об основных элементах, составляющих Вселенную (см. 2 Петр. 3:10, 12), или о демонических силах, управляющих сегодня многими процессами (см. Кол. 2:15), или о начатках знания о Боге (см. Евр. 5:12). Упор Павла на том, что люди находятся в периоде «детства» до своего прихода к Христу (см. Гал. 4:1–3), позволяет предположить, что здесь он ссылается на простейшие принципы религиозной жизни. Апостол утверждает, что ветхозаветный период с его законами и жертвоприношениями был только предшественником Евангелия, содержащим основы спасения. Поэтому каким бы важным и воспитательным ни был церемониальный закон для Израиля, он являлся лишь тенью грядущего. И никогда не предполагалось, что он займет место Христа.
Строить свою жизнь вокруг этих правил, а не на Христе, подобно желанию вернуться в прошлое. Для галатов возвращение к этим «вещественным началам» после пришествия Христа похоже на желание взрослого сына из метафоры Павла вновь стать малым ребенком!
Хотя мы не должны оставаться в духовном «младенчестве», нам есть чему поучиться у детей, как об этом говорил Сам Иисус (см. Мф. 18:3). Можем ли мы сказать, что чем больше человек растет духовно, тем более детской становится его вера? Насколько детской, невинной и искренней является ваша вера?
«Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону» (Гал. 4:4). Слово «полнота» в этом стихе указывает на активную роль Бога в осуществлении Своей цели в человеческой истории. Иисус пришел не просто в какой-то момент, Он пришел в тот момент, который подготовил Бог. В истории это время известно как Pax Romana («Римский мир») — двухсотлетний период относительной стабильности и мира в Римской империи. Завоевание Римской империей Средиземноморья принесло мир, единый язык, удобные средства передвижения, общую культуру. Все это способствовало быстрому распространению Благой вести. С библейской точки зрения это было время, определенное Богом для пришествия обещанного Мессии (см. Дан. 9:24–27).
Почему Христос должен был принять человеческое тело, чтобы искупить нас? См. Ин. 1:14; Гал. 4:4, 5; Рим. 8:3, 4; 2 Кор. 5:21; Флп. 2:5–8; Евр. 2:14–18; 4:14, 15.
В Гал. 4:4 содержится одно из самых кратких изложений Евангелия в Писании. Пришествие Христа в человеческой истории не было случайностью. «Бог послал Сына Своего». Иными словами, Бог проявил инициативу по спасению людей.
В этих словах содержится основа веры христиан в Божественность Христа (см. Ин. 1:1–3, 18; Флп. 2:5–9; Кол. 1:15–17). Бог не послал небесного вестника, Он пришел Сам.
Иисус был небесным предвечным Сыном Божьим, но, придя на землю, Он «родился от жены», что указывает на Его человеческую природу.
Фраза «подчинился закону» указывает не только на иудейское наследие Иисуса, но также подразумевает тот факт, что Он понес наше осуждение.
Христу было необходимо принять нашу природу, потому что сами мы не можем спастись. Объединив Свою Божественную природу с нашей человеческой, Христос смог стать нашим Заместителем, Спасителем и Первосвященником. Как второй Адам, Он пришел, чтобы вернуть все, что потерял первый Адам из-за своего непослушания (см. Рим. 5:12–21). Своим послушанием Он полностью выполнил требования закона, искупив трагическую ошибку Адама. А Своей смертью на кресте Он удовлетворил правосудие закона, требующее смерти грешника. Поэтому Иисус получил право искупить всех, кто, отвергая свое «я», придет к Нему с верой.
В Гал. 4:5–7 Павел продолжает развивать свою мысль, подчеркивая, что Христос пришел, дабы «искупить подзаконных» (ст. 5). Одно из значений слова «искупить» — «выкупить». Оно подразумевает определенную плату, внесенную за заложника или раба. Как видим, человек нуждается в освобождении и сам по себе обрести эту свободу не может.
От чего нас необходимо освободить? Новый Завет называет четыре таких элемента:
1. Освобождение от дьявола и его уловок (см. Евр. 2:14, 15).
2. Освобождение от смерти (см. 1 Кор. 15:56, 57).
3. Освобождение от власти греха, который порабощает нас (см. Рим. 6:22).
4. Освобождение от осуждения закона (см. Рим. 3:19–24; Гал. 3:13; 4:5).
Вместе с искуплением что еще даровал нам Христос? См. Гал. 4:5–7; Еф. 1:5; Рим. 8:15, 16, 23; 9:4, 5.
Мы часто говорим о том, что Христос подарил нам спасение. Хотя это правильное слово, оно не такое яркое и точное, какое использует Павел. Его уникальный термин — хюйотесиа (усыновление). Хотя Павел — единственный из новозаветных авторов, кто использует это слово, усыновление было известной юридической процедурой в греко-римском мире. Во времена Павла императоры, не имея законных наследников, посредством усыновления выбирали себе преемника.
«Усыновление давало ряд привилегий:
1. Усыновленный становился истинным сыном… своего усыновителя…
2. Усыновитель был обязан растить ребенка должным образом и обеспечивать его потребности в еде и одежде.
3. Усыновитель не мог отречься от усыновленного ребенка.
4. Ребенок не мог быть переведен в положение раба.
5. Родные родители ребенка не имели права требовать вернуть его.
6. Усыновление давало право наследования» (Derek R. Moore-Crispin, «Galatians 4:1–9: The Use and Abuse of Parallels», The Evangelical Quarterly, vol. LXI/No. 3 (1989), p. 216).
Если все эти права гарантировались земным законом, представьте, насколько больше преимуществ получат усыновленные дети Божьи!
Прочтите Гал. 4:6, помня, что еврейское слово «Авва» было очень личным обращением ребенка к отцу, как сегодня слово «папа». Иисус использовал его в молитве (см. Мк. 14:36), и дети Божьи также обладают преимуществом называть Бога «Авва». Ваши отношения с Богом так же близки? Если нет, то в чем проблема? Что вы можете сделать, чтобы достичь такой близости?
Прочтите Гал. 4:8–20. Изложите вкратце смысл слов Павла. Насколько серьезно он относится к появлению ложных учений среди галатов?
Павел не описывает природу религиозных обрядов галатов, но ясно говорит о ложной системе поклонения, которая привела их к духовному рабству. Апостол считал ее настолько опасной и разрушительной, что пишет такое страстное письмо, дает свое красноречивое свидетельство, предупреждая галатов, что их действия — это добровольный отказ от статуса сыновей и обретение статуса рабов.
Не раскрывая подробностей, какие действия галатов Павел считал столь предосудительными? См. Гал. 4:9–11.
Многие толкуют слова Павла: «Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы» (Гал. 4:10) как возражение не просто против церемониального закона, но также против субботы. Однако такое толкование ошибочно. Во-первых, если бы Павел действительно хотел выделить субботу и другие иудейские правила, он мог их просто перечислить, как в Кол. 2:16. Во-вторых, Павел четко говорит: что бы ни делали галаты, это привело их от дарованной Христом свободы в рабство. «Если соблюдение седьмого дня субботы порабощало человека, тогда и Сам Творец оказался в порабощенном состоянии, когда почтил первую субботу в истории нашего мира!» (Библейский комментарий АСД, т. 6, с. 967). Кроме того, почему Иисус не только соблюдал субботу, но и других учил соблюдать ее, если это лишало людей свободы в Нем? См. Мк. 2:27, 28; Лк. 13:10–16.
Как вы считаете, могут ли в нашей среде существовать обычаи или традиции, которые лишают нас свободы во Христе? Или проблема не в обычаях, а в нашем отношении к ним? Как неправильное отношение может привести нас к такому же рабству, о котором обеспокоенный Павел предупреждал галатов?
«На небесном совете было принято решение, что люди, хоть и стали преступниками, не должны погибнуть в своем непослушании, но через веру в Христа как в своего Заместителя и Ходатая могут стать Божьими избранниками, которых Иисус Христос усыновит для Себя по Своей доброй воле. Бог желает, чтобы все люди спаслись, Он заплатил высокую цену, отдав Своего единственного Сына, чтобы искупить людей. Те, кто погибнет, погибнут потому, что отказались принять усыновление Богом через Иисуса Христа. Гордость человека мешает ему принять дар спасения. Но человеческие заслуги не оправдают душу перед Богом. Только данная Христом благодать через веру во имя Его сделает человека праведным перед Богом. Дела и чувства, переживаемые людьми, никак не связаны с заверением в том, что люди избраны Богом; ибо люди спасаются через Христа» (Э. Уайт. Избранные во Христе // Знамения времени, 2 января 1893 г.).
Вопросы для обсуждения:
Как вы думаете, что значит быть подобными детям в своих отношениях с Господом? Какие особенности детей мы должны перенять для своей веры? Как мы можем впасть в крайность в этом вопросе? Обсудите ваши ответы.
Почему люди боятся учения об оправдании только по вере? Почему многие предпочли бы заслужить оправдание делами, если бы это было возможно?
В классе обсудите ваш ответ на последний вопрос в уроке за четверг. Каким образом мы можем вновь попасть в рабство, от которого некогда освободились? Как мы можем распознать это рабство и освободиться от него?
Вывод: Во Христе мы стали сыновьями и дочерьми Бога, потому что Он усыновил нас. Как дети Божьи мы получили все права и преимущества таких семейных отношений. Общаться с Богом на основании только правил и законов было бы неразумно. Это подобно тому, как если бы сын решил отказаться от своего положения и наследства, чтобы стать рабом.