Библейские тексты для исследования:
Гал. 3:15–20; Быт. 9:11–17; Мф. 5:17–20; Исх. 16:22–26; Быт. 15:1–6.
Памятный стих:
«Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию» (Гал. 3:18).
Одного политика как-то спросили: «Сдержали ли вы все обещания, которые давали во время предвыборной кампании?». Он ответил: «Да… ну, по крайней мере те, которые намеревался сдержать».
Кого из нас в тот или иной момент жизни не подводили люди, не выполнившие своих обещаний? Нередко случалось, что человек, нарушивший свое слово, даже не замечал этого.
Иногда люди дают обещание, искренно намереваясь сдержать его, но так и не делают этого; другие же, обещая золотые горы, твердо знают, что не ударят и пальцем о палец.
К счастью для нас, Божьи обетования имеют иной характер. Слово Божье верно и неизменно. «Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю», — говорит Господь (Ис. 46:11).
В предлагаемом уроке мы поговорим о взаимосвязи между Божьим обетованием Аврааму и законом, данным Израилю спустя 430 лет. Как понимать эту взаимосвязь и как она влияет на проповедь Евангелия?
Гал. 3:15–18
Даже если бы противники Павла признали, что жизнь Авраама в первую очередь была жизнью веры, Павел знал, что у них все равно остались бы вопросы. И главным из них был бы такой: зачем через 430 лет после Авраама Бог дал Израилю закон? Разве этот закон не аннулировал все предыдущие договоренности?
Каков смысл приведенной Павлом аналогии между завещанием последней волей человека, и заветом, который Бог заключил с Авраамом? См. Гал. 3:15–18.
Завет и завещание, как правило, отличаются друг от друга. Завет представляет собой взаимное соглашение между двумя или более людьми, часто называемое договором или контрактом. Завещание, напротив, является изъявлением воли одного человека. В Септуагинте, греческом переводе Ветхого Завета, применительно к завету Бога с Авраамом никогда не употребляется греческое слово сунтеке, которое используется для обозначения взаимных соглашений и контрактов. Вместо него используется слово диатеке, обозначающее завещание или волеизъявление. Почему? Вероятно, потому, что переводчики понимали: завет Бога с Авраамом не был договором между двумя людьми, в котором прописаны обоюдные обещания. Божий завет был основан исключительно на Божьей воле. Никаких дополнительных оговорок. Авраам должен был просто поверить Богу на слово.
Павел обращает внимание на смысловую близость слов «завещание» и «завет» для того, чтобы подчеркнуть характерные черты Божьего завета с Авраамом. Как и в случае с человеческим завещанием, Божье обетование касается конкретного получателя, Авраама и его потомков (см. Быт. 12:1–5; Гал. 3:16); оно также подразумевает наследство (см. Быт. 13:15; 17:8; Рим. 4:13; Гал. 3:29). Наиболее важным для Павла является неизменный характер Божьего обещания. Подобно тому, как вступившее в силу завещание не может быть изменено, так и передача закона через Моисея не может аннулировать предыдущий завет Бога с Авраамом. Божье завещание — это обетование (см. Гал. 3:16), а Бог никогда не нарушает Своих обещаний (см. Ис. 46:11; Евр. 6:18).
Замените слово «завет» словом «обетование» в следующих отрывках Священного Писания. Какова природа «завета» в каждом отрывке? Как понимание завета как Божьего обетования проясняет смысл отрывка, и как это помогает нам лучше усвоить саму идею завета? См. Быт 9:11–17; 15:18; 17:1–21. Что это говорит нам о характере Бога и о нашем доверии Ему?
Рим. 3:31
Павел решительно выступает за превосходство веры в отношениях человека с Богом. Он неоднократно заявлял, что ни обрезание, ни какие-либо другие «дела закона» не являются необходимым условием для спасения, «ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2:16). Кроме того, не дела закона, но вера является характерной чертой верующего (см. Гал. 3:7). Это неоднократное отрицание дел закона приводит нас к вопросу: «Неужели закон не имеет абсолютно никакого значения? Отменил ли Бог закон?».
Говоря, что оправдание обретается по вере, а не по делам закона, имеет ли Павел в виду, что вера отменяет закон? Что по этому поводу говорят следующие тексты? Сравните Рим. 3:31 с Рим. 7:7, 12; 8:3 и Мф. 5: 17–20.
Доводы Павла в третьей главе Послания к римлянам перекликаются с его словами о вере и законе в Послании к галатам. Понимая, что его слова могут привести некоторых к мысли, что он возвышает веру в ущерб закону, Павел задает риторический вопрос: «Итак, мы уничтожаем закон верою?». Слово, переведенное в Рим. 3:31 как «уничтожаем», в греческом языке звучит как катаргео. Павел часто использует это слово. Его можно перевести как «уничтожить» (Рим. 3:3), «упразднить» (Еф. 2:15; Рим. 6:6). Если бы Павел хотел поддержать идею о том, что закон был упразднен на кресте, которую некоторые люди сегодня ошибочно приписывают апостолу, то это был самый подходящий момент для этого. Но Павел не просто подчеркнуто отрицает это предположение, он говорит, что вера «утверждает» закон!
«План оправдания по вере показывает, как высоко Бог чтит Свой закон, если ради исполнения его требований Он принес искупительную жертву. Если бы оправдание по вере упраздняло закон, тогда не было бы никакой необходимости в искупительной смерти Христа. Не было бы нужды освобождать грешников от их грехов и примирять их с Богом.
Более того, искренняя вера подразумевает полную готовность исполнять волю Божью в жизни посредством послушания закону… Истинная вера, основанная на чистосердечной любви к Спасителю, может вести только к послушанию» (Библейский комментарий АСД, т. 6, с. 510).
Подумайте, что произошло бы, если бы Павел действительно заявил, что вера отменяет закон. К примеру, перестало бы тогда прелюбодеяние быть грехом? Или воровство? Или даже убийство? Возможно ли такое? Подумайте о скорби, боли и страданиях, от которых вы избавились, подчинившись закону Божьему. Приходилось ли вам сталкиваться с проблемами и трудностями, когда вы отказывались принимать Божий закон?
В текстах Гал. 3:19–29 Павел несколько раз упоминает слово «закон». О каком законе говорит Павел в этой части Послания к галатам?
Некоторые считают, что слова «до времени» в стихе 19 указывают на временность этого закона. Они полагают, что этот отрывок относился к церемониальному закону, потому что цель этого закона была достигнута на Голгофе. Хотя сама по себе эта мысль верна, не похоже, что Павел в Послании к галатам говорил именно об этом. Хотя церемониальный и нравственный законы были «даны после», на горе Синай, «по причине преступлений», обдумав следующий вопрос, мы увидим, что в первую очередь Павел говорил о законе нравственном.
Говоря, что закон «дан после», что имеет в виду Павел? После чего был дан закон? Почему в нем возникла необходимость? Ср. Гал. 3:19 и Рим. 5:13, 20.
Павел не говорит, что закон был добавлен к Божьему завету (завещанию) с Авраамом как дополнение, которое изменяло первоначальные условия. Закон существовал задолго до Синая. Но Павел имеет в виду, что закон был дан Израилю с совершенно иной целью. Закон показывает нам нашу греховность и нужду в Божьей благодати. Он не должен был стать своего рода программой, помогающей заслужить спасение. Напротив, Павел говорит, что он был дан и «таким образом умножилось преступление» (см. Рим. 5:20), то есть более четко стал виден грех в нашей жизни (Рим. 7:13).
Церемониальный закон указывает на Мессию, делает ударение на святости и нужде в Спасителе. Нравственный же закон с его «не…» раскрывает грех, показывает нам, что грех не просто составная часть нашей природы, а прямое нарушение Божьих повелений (см. Рим. 3:20; 5:13, 20; 7:7, 8, 13). Поэтому Павел говорит: «Где нет закона, нет и преступления» (Рим. 4:15).
«Закон действует, как увеличительное стекло. Оно не умножает количество грязных пятен на одежде, но делает их более заметными и показывает гораздо большее количество пятен, чем человек может увидеть невооруженным глазом» (William Hendriksen, New Testament Commentary, Exposition on Galatians, p. 141).
Павел говорит о том, что закон был «дан после», на горе Синай. Означает ли это, что до этого закона Божьего не было? А если был, что изменилось после событий на Синае? См. Быт. 9:5, 6; 18:19; 26:5; 39:7–10; Исх. 16:22–26.
Богу не нужно было открывать Свой закон Аврааму с громом, молнией и страхом смерти (см. Исх. 19:10–23). Почему же тогда Бог дал Закон израильтянам именно в такой манере? Это произошло потому, что во время своего рабства в Египте израильтяне потеряли из виду величие Бога и Его высокие нравственные нормы. В результате они должны были быть осведомлены о степени своей греховности и святости закона Божьего. Откровение на Синае, безусловно, служило именно этой цели.
Что имеет в виду Павел, когда пишет, что закон был дан «до времени пришествия семени, к которому относится обетование»? См. Гал. 3:16–19.
Многие понимают этот текст таким образом: закон, данный на горе Синай, был временным. Он появился через 430 лет после Авраама, а затем его действие завершилось с пришествием Христа. Однако это толкование противоречит словам Павла о законе, записанным в Послании к римлянам, а также другим библейским текстам, таким как Мф. 5:17–19.
Часто читатели ошибочно полагают, что слова «до времени» всегда означают ограниченный период времени. Но это не так. В Откр. 2:25 Иисус говорит: «Только то, что имеете, держи́те, пока приду». Говорит ли Иисус о том, что когда Он придет, нам уже не нужно быть верными?
Роль закона не завершилась с приходом Христа. Закон продолжает указывать на грех. Павел говорит, что пришествие Христа станет решающим моментом в истории человечества. Христос смог сделать то, чего закон сделать никогда не смог бы: дать истинное избавление от греха, оправдать грешников и через Святого Духа исполнить в них Божий Закон (см. Рим. 8:3, 4).
Приходила ли вам когда-либо такая мысль: «Если бы Бог сделал для меня то или это, я бы больше никогда не сомневался в Нем»? Но подумайте о том, что произошло на горе Синай. Израильтяне видели впечатляющее проявление Божьей силы, а спустя короткое время уже поклонялись золотому тельцу. Каким образом этот опыт открывает нам, что такое истинная вера и как ее поддерживать? См. Кол. 2:6.
«Это тот, который был в собрании в пустыне с Ангелом, говорившим ему на горе Синае, и с отцами нашими, и который принял живые слова, чтобы передать нам» (Деян. 7:38).
В Гал. 3:19, 20 Павел развивает мысль, что закон не отменяет завета благодати. Это очень важно. Противники Павла утверждали обратное. Каким было бы тогда наше положение как грешников, если бы для спасения нам пришлось полагаться на свое послушание закону, а не на Божью благодать? У нас не было бы надежды.
Хотя нелегко понять все детали комментария Павла в Гал. 3:19, 20 относительно событий на Синае, основная мысль ясна: закон передан через ангелов и Моисея. Участие ангелов в передаче закона не упомянуто в книге Исход, но упоминается в нескольких других частях Писания (см. Втор. 33:2; Деян. 7:38, 53; Евр. 2:2). В тексте 1 Тим. 2:5 Павел использует слово «посредник» по отношению к Христу, но его комментарий здесь дает все основания предполагать, что он имел в виду текст Втор. 5:5, где Моисей говорит о себе: «Я же стоял между Господом и между вами в то время, дабы пересказывать вам слово Господа».
Дарование закона на горе Синай было величественным и торжественным действом, оно происходило в присутствии бесчисленного количества ангелов. Моисей сыграл важную роль в этом событии, ведь передача закона произошла через него, посредника. В этом и заключалось отличие от завета, который Бог заключил напрямую с Авраамом (и в его лице со всеми верующими), когда не было нужды в посреднике.
Несмотря на всю важность закона, он не может заменить собой обетование спасения благодатью через веру. Но закон помогает нам лучше осознать, насколько удивительно это обетование.
Опишите природу прямого общения Авраама с Богом. В чем преимущество таких близких отношений с Богом? См. Быт. 15:1–6; 18:1–33; 22:1–18.
Вспомните другие примеры общения людей с Богом: Адам и Ева в Едеме (см. Быт. 3); Иаков в Вефиле (см. Быт. 28), Павел на пути в Дамаск (см. Деян. 9). Возможно, вы не переживали столь значительные события, но как Бог открылся вам? Что в вашей личной жизни мешает вам иметь близкие отношения с Богом? Что вы можете сделать, дабы устранить помехи?
«Во время своего рабства народ во многом утратил познание о Боге и о принципах завета Авраама. Избавляя евреев из Египта, Бог желал открыть им Свое могущество и милость, чтобы они любили Его и доверяли Ему. Он привел их к Красному морю, где, преследуемые египтянами и предвидя верную гибель, они осознали свое совершенное бессилие и воззвали к Божественной помощи. И тогда Он избавил их. Их сердца преисполнились любовью и благодарностью к Богу и доверием к Его действенной силе. Тогда Он был для них избавителем от земного рабства.
Но существовала еще более великая истина, которую следовало запечатлеть в их сознании. Живя среди язычников, в атмосфере растленности, они не имели истинного представления о святости Божьей, о чрезвычайной греховности своих сердец, о своем полнейшем бессилии повиноваться закону Божьему и о своей нужде в Спасителе. Всему этому им предстояло научиться» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 371).
«Закон Божий, торжественно произнесенный с Синая, — это слово осуждения для грешника. Поскольку функция закона — осуждать, в нем нет силы для того, чтобы простить или искупить» (Э. Уайт. Библейский комментарий АСД, т. 6, с. 1094).
Вопросы для обсуждения:
Как вы себя чувствовали, когда вам что-либо обещали, а затем обманывали вас? Что вы чувствовали по отношению к человеку, не сдержавшему свое обещание? Имеет ли значение факт, что обещавший хотел сдержать обещание, но затем передумал или не смог? А что если он вообще не собирался выполнять обещанного? Станете ли вы меньше доверять человеку после того, как он по какой-либо причине не сдержал своего обещания? Что для вас значит доверие Божьим обетованиям? Как научиться доверять Божьим обетованиям?
Как наше окружение может негативно повлиять на наше понимание данных Богом истин? Как мы можем распознавать это тлетворное влияние и противостоять ему?
Вывод: Провозглашенный на Синае закон не отменяет обетования, данного Богом Аврааму, и не меняет его. Закон был дан для того, чтобы люди осознали реальные масштабы своей греховности и свою нужду в Спасителе.