Библейские тексты для исследования:
Гал. 2:1–14; 1 Кор. 1:10–13; Быт. 17:1–21; Ин. 8:31–36; Кол. 3:11.
Памятный стих:
«Дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» (Флп. 2:2).
Протестантский реформатор Жан Кальвин считал, что разобщенность и разделение являются главным оружием дьявола в борьбе с церковью, и предупреждал, что христиане должны всячески избегать раскола, словно чумы.
Однако можно ли ради единства поступиться истиной? Представьте, что произошло бы, если бы Мартин Лютер, отец Реформации, на сейме в Вормсе ради единства отрекся бы от своих взглядов и убеждения, что спасение дается исключительно по вере.
«Если бы Лютер уступил хотя бы в одном пункте, тогда бы сатана и все его воинство торжествовали победу. Но его непоколебимая твердость явилась залогом освобождения церкви и положила начало новой, лучшей эры» (Эллен Уайт. Великая борьба, с. 166).
В Гал. 2:1–14 мы видим, как Павел делает все возможное, чтобы сохранить единство среди апостолов, тогда как некоторые верующие пытаются уничтожить его. Однако, признавая важность единства, Павел отказывался поступиться истиной ради достижения этого единства. Хотя настоящее единство подразумевает многообразие, целостность Евангелия не может быть разменной монетой.
Прочитайте 1 Кор. 1:10–13. Что этот отрывок говорит нам о значении единства в церкви, как его понимал Павел?
Опровергнув клевету, что его Евангелие исходит не от Бога, Павел в Гал. 2:1, 2 отвечает на другое обвинение в свой адрес. Лжеучителя из Галатии утверждали, что Евангелие Павла противоречит тому, чему учат Петр и другие апостолы. Павел, говорили они, является вероотступником.
В ответ на это обвинение Павел рассказывает о своем путешествии в Иерусалим спустя как минимум четырнадцать лет после своего обращения. Хотя нам неизвестна точная дата посещения им города, мы хорошо знаем, что в древности любое путешествие было нелегким делом. Если апостол путешествовал по суше из Антиохии в Иерусалим, то путь в 450 километров занял три недели, и по дороге он неизбежно столкнулся со всевозможными трудностями и опасностями. Невзирая на все невзгоды, Павел предпринял путешествие, и не потому, что апостолы вызвали его, но потому что Святой Дух побудил его к этому. Во время пребывания в Иерусалиме он изложил свое Евангелие апостолам.
Почему он это сделал? Конечно, не потому, что имел какие-либо сомнения относительно того, чему учил других. Безусловно, он не нуждался в каких-либо заверениях от них. В конце концов, он провозглашал это Евангелие на протяжении четырнадцати лет. И хотя он не нуждался в их разрешении или одобрении, он высоко ценил поддержку и поощрение со стороны других апостолов.
Таким образом, обвинение, что его весть расходится с вестью апостолов, наносило удар не только по Павлу, но было нападением на апостольское единство и саму церковь. Поддержание единства между апостолами имело первостепенное значение, потому что разделение между миссией Павла, ориентированной на язычников, и материнской церковью в Иерусалиме имело бы катастрофические последствия. При отсутствии общения между христианами из язычников и христианами из иудеев «Христос был бы разделен, и вся энергия, которую Павел уже затратил и собирался направить на благовестие языческому миру, оказалась бы невостребованной» (F. F. Bruce, The Epistle to the Galatians, p. 111).
Какие существуют угрозы единству церкви сегодня? Как мы купируем их? Что важнее единства?
Почему обрезание стало ключевым вопросом в споре между Павлом и иудействующими христианами? См. Быт. 17:1–22; Гал. 2:3–5; 5:2, 6; Деян. 15:1, 5. Почему нет ничего удивительного в мнении, что даже язычники должны быть обрезаны?
Обрезание было знаком отношений завета, который Бог заключил с Авраамом, отцом еврейского народа. Хотя обрезание предназначалось только для потомков Авраама мужского пола, все были приглашены вступить в отношения завета с Богом. Повеление относительно обрезания было дано Аврааму в Быт. 17. Это произошло после плачевной попытки Авраама заполучить сына от египетской служанки своей жены. Он думал, что тем самым помогает Богу исполнить Его обещание.
Обрезание было подходящим знамением завета. Оно служило напоминанием того, что люди, строя самые изощренные замыслы, никогда не смогут выполнить обещанное Богом. Внешнее обрезание было символом обрезания сердца (см. Втор. 10:16; 30:6; Иер. 4:4; Рим. 2:29). Оно позволяло избавиться от самоуверенности и подчинить свое «я» Богу.
Однако во времена Павла обрезание стало важным знаком национальной и религиозной идентичности, тогда как изначально оно не несло такого смысла. За полтора века до рождения Иисуса некоторые излишне ретивые патриоты не только заставили всех необрезанных евреев в Палестине обрезаться, но и потребовали исполнить этот обряд жителей соседних стран, попадавших под их юрисдикцию. Некоторые даже считали обрезание залогом спасения. Это можно увидеть в древних эпиграммах, в которых утверждается, что «обрезанные мужчины не нисходят в геенну [ад]» (C. E. B. Cranfield, A Critical and Exegetical Commentary on the Epistle to the Romans, p. 172).
Было бы ошибкой считать, что Павел выступал против обряда обрезания как такового. Павел возражал против навязывания язычникам этого обряда. Лжеучителя заявляли: «Если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись» (Деян. 15:1). На самом деле вопрос касался не столько обрезания, сколько спасения. Либо спасение дается исключительно по вере во Христа, либо зарабатывается посредством послушания.
Возможно, сегодня вопрос обрезания не стоит так остро. Но с какими созвучными проблемами мы боремся как церковь?
Прочитайте Гал. 2:1–10. Павел говорит, что лжебратья скрытно приходили «подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас» (Гал. 2:4). От чего свободны христиане? Прочитайте Ин. 8:31–36; Рим. 6:6, 7; 8:2, 3; Гал. 3:23–25; 4:7, 8; Евр. 2:14, 15. Каким образом мы ощущаем реальность этой свободы?
Свобода, характеризующая христианский опыт, является важным понятием для Павла. Он использовал это слово чаще, чем любой другой автор в Новом Завете, а в Послании к галатам слова «свободный» и «свобода» встречаются многократно. Однако свобода христианина означает свободу во Христе. Это возможность жить жизнью беспредельной преданности Богу. Она подразумевает свободу от желаний нашей греховной природы (см. Рим. 6), свободу от осуждения закона (см. Рим. 8:1, 2), а также свободу от власти смерти (см. 1 Кор. 15:55).
Апостолы признавали, что Павлу «вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных» (Гал. 2:7). Что это говорит о единстве и многообразии в церкви?
Апостолы признали, что Бог призвал Павла проповедовать Евангелие язычникам так же, как Он призвал Петра проповедовать евреям. В обоих случаях Евангелие было одним и тем же, но способ его подачи зависел от народа, которому апостолы благовествовали. В данном стихе подразумевается, что «одной и той же доктрине суждено быть по-разному услышанной и иметь различную силу в разных социальных и культурных контекстах. И это необходимо признать… Это то самое единство в многообразии, которое является основой христианского единства» (James D. G. Dunn, The Epistle to the Galatians, p. 106).
Насколько мы должны быть открыты для новых методов евангелизации, которые побуждают нас выйти из «зоны комфорта»? Какие методы и почему вызывают у нас беспокойство? Что необходимо сделать, чтобы стать более открытыми в этом вопросе?
Через некоторое время после беседы с Павлом в Иерусалиме Петр посетил сирийскую Антиохию, где находилась первая церковь из обращенных язычников и где Павел занимался миссионерской деятельностью, описанной в книге Деяния святых Апостолов. Во время этого визита Петр свободно ел вместе с обращенными язычниками. Но когда от Иакова прибыла группа обращенных иудеев, Петр, опасаясь их превратного суждения, резко изменил свое поведение и начал избегать своих собратьев из обращенных язычников.
Почему Петр поступил столь непоследовательно? Сравните Гал. 2:11–13 и Деян. 10:28. Что его действия говорят нам о том, насколько прочно культура и традиции могут укорениться в нашей жизни и влиять на наши поступки?
Некоторые ошибочно полагают, что в данном случае Петр и другие иудеи отказались следовать ветхозаветным законам относительно чистой и нечистой пищи. Однако речь идет совсем о другом. Если бы Петр и обращенные иудеи отказались от законов относительно пищи, это привело бы к возмущению в рядах членов церкви. Об этом были бы какие-либо записи, но их нет. Проблема была в том, что Петр сидел за одним столом с язычниками. Поскольку многие иудеи считали язычников нечистыми, некоторые из них по возможности избегали каких-либо контактов с ними.
Петр и сам некогда имел такое же представление, но посланное Богом видение помогло ему занять правильную позицию в этом вопросе. Войдя в дом римского сотника Корнилия, Петр сказал: «Вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым» (Деян. 10:28). И хотя после встречи с Корнилием Петр правильно понимал этот вопрос, он так опасался обидеть своих соплеменников, что вернулся к прежнему поведению. Это ясно показывает, насколько сильно культура и традиции влияли на его жизнь.
Однако Павел назвал действия Петра именно тем, чем они являлись: в Гал. 2:13 используется греческое слово хьюпокрисис — лицемерие. Он говорит, что даже Варнава «был увлечен их лицемерием». Сильные прямые слова, адресованные одним человеком Божьим другому.
Почему так легко допустить лицемерие? Возможно, потому, что мы склонны закрывать глаза на собственные ошибки, но всегда видим ошибки других. Какого рода лицемерие вы можете увидеть в своей жизни? И, что важнее, как можно распознать его и избавиться от него?
Ситуация в Антиохии была напряженной: Павел и Петр, два апостола Христовых, разошлись во мнениях и взглядах. Павел призывает Петра к ответу за его поведение.
Какие причины побудили Павла публично обличить Петра? См. Гал. 2:11–14.
Павел понимал, что проблема заключается не в том, что Петр решил разделить пищу с посетителями из Иерусалима. Древние традиции гостеприимства, безусловно, требовали этого.
Дело было в «истине Евангелия», а не просто в общении и трапезе. На самом деле действия Петра бросали тень на Благую весть.
Прочтите Гал. 3:28 и Кол. 3:11. Как эти тексты помогают нам понять реакцию Павла?
Во время встречи в Иерусалиме все апостолы пришли к заключению, что язычники могут без обрезания получить все благословения во Христе. Теперь же действия Петра ставили это решение под сомнение. Там, где обращенные в христианство иудеи и язычники когда-то объединялись в братство, сейчас паства была разделена, и в будущем это могло привести к разделению всей церкви.
С точки зрения Павла, поведение Петра показывало, что обращенные язычники были в лучшем случае верующими второго сорта. Подобные действия могли привести к сильному давлению на бывших язычников, побуждающему их соответствовать всем требованиям, чтобы по-настоящему стать членами христианского братства. Поэтому Павел говорит: «Если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?» (Гал. 2:14). Фразу «жить по-иудейски» дословно можно перевести как «обращаться в иудаизм». Это выражение часто употреблялось и означало «принять иудейский образ жизни». Так говорили о язычниках, посещавших синагогу и перенявших иудейские обычаи. По этой же причине оппонентов Павла в Галатии, которых он называет лжебратьями, часто называли «иудействующими».
Пример Петра оказался настолько заразительным, что за ним последовал и Варнава, который также должен был хорошо разбираться в этом вопросе. Какой яркий пример влияния окружения человека на его поведение! Как нам научиться противостоять пагубному влиянию, чтобы окружающие не увели нас с истинного пути?
Относительно вопроса единства и разнообразия в церкви читайте: Э. Уайт «Советы авторам и редакторам», раздел «Исследование нового света», с. 45, 47; «Избранные вести», т. 1, раздел «Разъяснения по поводу ранних высказываний», с. 75; «Служители Евангелия», глава «Тактичность», с. 117–119; «Материалы 1888 года», т. 3, «Опубликованные рукописи 898», с. 1092, 1093.
«Даже самые хорошие люди, предоставленные сами себе, могут совершать серьезные ошибки. Чем большая ответственность возложена на человека, чем выше его положение, позволяющее ему диктовать и контролировать, тем больше вреда он может причинить, развращая умы и сердца, если не следует строго за Господом. В Антиохии Петр поступился принципами честности. Павел должен был противостать ему как взирающему на лица. Данный случай записан для того, чтобы другие извлекли из него пользу и чтобы этот урок был торжественным предупреждением для людей, занимающих высокие посты, дабы они не поступались честностью, но придерживались определенных принципов» (Э. Уайт. Библейский комментарий АСД, т. 6, с. 1108).
Вопросы для обсуждения:
Большинству людей неприятны конфликты, но иногда избежать их просто не удается. Как найти в себе мужество, чтобы, подобно Павлу, в духе любви и смирения обличить неправильные поступки ближнего, компрометирующие церковь?
Все более численно увеличиваясь по всему миру, Церковь адвентистов седьмого дня в то же самое время включает в себя все большее разнообразие народов, культур, языков. Какие шаги может предпринять церковь, чтобы в этом многообразии не потерять единства? Как мы можем научиться принимать разнообразие культур и традиций и даже радоваться ему, но в то же время сохранять единство?
Делясь Благой вестью с представителями других культур, какие элементы мы можем изменять, а какие не должны? Как мы можем научиться различать то, что необходимо сохранять, и то, от чего при необходимости можно отказаться?
Вывод: Некоторые иудеи настаивали на обязательном обрезании язычников, чтобы те могли стать истинными последователями Христа. Тем самым иудействующие ставили под угрозу единство ранней церкви. Апостолы не позволили этой проблеме разделить Тело Христово на различные движения. Несмотря на конфликты и разномыслия, вестники Евангелия работали вместе, чтобы церковь Божья оставалась единой и верной истинному благовестию.