Библейские тексты для исследования:
Деян. 6:9–15; 9:1–9; 1 Цар. 16:7; Мф. 7:1; Деян. 11:19–21; 15:1–5.
Памятный стих:
«Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» (Деян. 11:18).
Можно понять Савла из Тарса (также известного после своего обращения как апостол Павел) и мотивацию его поступков. Для правоверного иудея, который всю свою жизнь слышал о важности закона и о скором политическом освобождении Израиля, была невыносимой сама мысль, что долгожданный Мессия бесславно закончил Свою жизнь, испытав участь преступника. Естественно, он считал, что последователи Иисуса своим пренебрежением Торой препятствуют осуществлению Божьего плана для Израиля. Их утверждения, что распятый Иисус является Мессией и что Он воскрес из мертвых, были, по его мнению, отступничеством. Не могло быть и речи о терпимости к подобной ереси или к ее носителям. Савл был призван помочь Израилю избавиться от этих заблуждений. Поэтому он появляется на страницах Писания в образе воинственного гонителя своих соплеменников, веривших, что Иисус является Мессией.
У Бога, однако, были совершенно иные планы относительно Савла, которые тот никогда не смог бы предвидеть: этот иудей не только будет проповедовать Иисуса как Мессию, но будет совершать эту работу среди язычников!
Савл из Тарса впервые появляется в книге Деяния святых Апостолов как участник побивания камнями Стефана (см. Деян. 7:58), затем фигурирует в масштабном преследовании христиан в Иерусалиме (см. Деян. 8:1–5). Петр, Стефан, Филипп и Павел играют заметную роль в книге Деяний, будучи активными участниками событий, которые привели к распространению христианской веры за пределами иудейского мира. Особенно выделяется фигура Стефана, чья проповедь и мученическая смерть, по всей видимости, оказали глубокое влияние на Савла из Тарса.
Сам Стефан был грекоговорящим иудеем, одним из семи первых диаконов (см. Деян. 6:3–6). Согласно книге Деяния святых Апостолов, группа евреев-иностранцев, приехавших жить в Иерусалиме (см. Деян. 6:9), вступила в спор со Стефаном относительно его проповеди об Иисусе. Возможно, Савл из Тарса участвовал в этой дискуссии.
Прочитайте Деян. 6:9–15. Какие обвинения были выдвинуты против Стефана? Что эти обвинения вам напоминают? См. также Мф. 26:59–61.
Свирепая враждебность по отношению к проповеди Стефана была обусловлена двумя факторами. Во-первых, Стефан не уделял должного внимания еврейскому закону и храму, которые составляли центр иудаизма и служили символами религиозной и национальной идентичности. Во-вторых, он пламенно провозглашал, что Иисус, распятый и воскресший Мессия, является подлинным основанием иудейской веры.
Неудивительно, что он рассердил фарисея Савла (см. Флп. 3:3–6), чье рвение в преследовании ранних христиан указывает на то, что он, вероятно, принадлежал к строгому и воинствующему крылу фарисеев. Савл видел, что великие пророческие обетования Божьего Царства еще не были исполнены (см. Дан. 2; Зах. 8:23; Ис. 40–55), и он, вероятно, считал своим долгом помочь Богу приблизить тот день. Для этого требовалось очистить Израиль от религиозного разложения, включавшего идею о том, что Иисус был Мессией.
Убежденный в своей правоте, Савл был готов отправить на смерть тех, кого считал заблуждавшимися. Хотя нам необходимы рвение и усердие для выполнения нашей миссии, как нам научиться обуздывать свое усердие, осознавая, что порой мы также можем ошибаться?
«Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна» (Деян. 9:5).
Савл начинает преследование ранней церкви с неприметной роли (он всего-навсего стережет одежды палачей Стефана), но вскоре он разворачивает целую кампанию (см. Деян. 8:1–3; 9:1, 2, 13, 14, 21; 22:3–5). Несколькими словами Лука описывает Савла как дикого, свирепого зверя или мародерствующего солдата, настроенного уничтожить противника. Глагол «терзал» (Деян. 8:3) также встречается в греческом переводе Ветхого Завета (см. Пс. 79:14), где описывает бесконтрольное и разрушительное поведение дикого кабана. Ожесточенная борьба Савла с христианами была обусловлена отнюдь не практическими соображениями; это был преднамеренный план уничтожения христианской веры.
Посмотрите на три описания обращения Савла (Деян. 9:1–18; 22:6–21 и 26:12–19). Какую роль сыграла Божья благодать в этом опыте? Другими словами, заслуживал ли Савл той благости, которую Господь проявил по отношению к нему?
С человеческой точки зрения, обращение Савла выглядит невероятным. Поэтому многие, впервые услышав о нем, проявляют скептицизм.
Савл однозначно заслуживал наказания, но вместо этого Бог явил милость к этому ревностному иудею. Однако важно отметить, что обращение Савла, обусловленное рядом факторов, было добровольным.
Савл не являлся атеистом. Он был набожным человеком, хотя и серьезно ошибался в своем понимании Бога. Слова «трудно тебе идти против рожна» (Деян. 26:14), сказанные Иисусом Савлу, свидетельствуют о том, что Дух обличал Савла. В древности рожном называлась палка с острым концом, которой подгоняли волов при вспашке поля. Савл сопротивлялся влиянию Бога, Который подталкивал его в течение некоторого времени, но в конце концов на пути в Дамаск благодаря чудесной встрече с воскресшим Иисусом Савл решил больше не сопротивляться.
Вспомните о своем собственном опыте обращения. Возможно, он был менее драматичным, чем опыт Павла, но благодать Божья излилась на вас аналогичным образом. Почему так важно никогда не забывать, что нам было даровано во Христе?
Ослепший во время встречи с Иисусом Савл получил повеление пойти в дом Иуды и ожидать там Ананию. Без сомнения, физическая слепота Савла была мощным напоминанием о духовной слепоте, которая побуждала его преследовать учеников Христа.
Встреча с Иисусом на дороге в Дамаск изменила все. Думая, что он прав, Савл страшно ошибался. Вместо того чтобы трудиться для Бога, он противодействовал Ему. Савл покинул Иерусалим гордым и ревностным фарисеем, а вошел в Дамаск совершенно иным человеком. Свои первые три дня в Дамаске он провел в посте и молитве, размышляя обо всем, что произошло.
Прочитайте Деян. 9:10–14. Представьте себе, в каком смятении находился Анания, видя в одном и том же человеке гонителя Савла и верующего в Иисуса Павла, апостола Божьего, избранного нести Евангелие языческому миру (см. Деян. 26:16–18). Если церковь в Иерусалиме не решалась принять Павла даже спустя три года после его обращения (см. Деян. 9:26–30), можно представить себе, какие противоречия и страхи охватили сердца верующих в Дамаске всего через несколько дней после этого события!
Заметьте также, что Господь в видении сообщил Анании удивительную и неожиданную новость о Савле из Тарса. Если бы не это видение, то едва ли он поверил бы, что злостный враг верующих иудеев Савл теперь стал одним из них.
Савл оставил Иерусалим, получив от первосвященников наказ — искоренить христианскую веру (см. Деян. 26:12). У Бога, однако, было совершенно другое поручение для Савла — возвестить Евангелие языческому миру. Сама эта идея шокировала Ананию и других еврейских верующих больше, чем обращение Савла.
В свое время Савл изо всех сил старался ограничить распространение христианской веры. Теперь же Бог использовал его, чтобы распространить христианство далеко за пределами той территории, о которой мечтали иудеохристиане.
Прочитайте 1 Цар. 16:7; Мф. 7:1 и 1 Кор. 4:5. Почему мы должны быть осторожны в стремлении измерить духовный опыт других людей? Ошибались ли вы в своих суждениях о других людях и какой урок вы извлекли из этих ошибок?
Где была организована первая церковь из обращенных язычников? Какие события заставили верующих отправиться туда? См. Деян. 11:19–21, 26. Какую ветхозаветную историю вам это напоминает? См. Дан. 2.
Гонения в Иерусалиме, разразившиеся после смерти Стефана, заставили многих верующих евреев бежать в Антиохию, преодолевая путь примерно в 450 километров. Будучи столицей римской провинции Сирии, по своему значению Антиохия уступала только Риму и Александрии. Ее население, насчитывавшее, по оценкам специалистов, пятьсот тысяч человек, было чрезвычайно разнородным, что делало город идеальным местом не только для церкви из язычников, но и для отправной точки миссионерской деятельности ранней церкви.
Какое событие в Антиохии побудило Варнаву посетить город и пригласить Павла присоединиться к нему там? Как описывается антиохийская церковь? См. Деян. 11:20–26.
Хотя сложно хронологически расписать жизнь апостола Павла, судя по всему, прошло около пяти лет с момента его обращения (см. Деян. 9:26–30), прежде чем он получил приглашение от Варнавы присоединиться к нему в Антиохии. Трудно сказать наверняка, что Павел делал все эти годы. Основываясь на Гал. 1:21, можно предположить, что он проповедовал Евангелие в Сирии и Киликии. Некоторые считают, что именно в этот период его родные лишили его наследства (см. Флп. 3:8), и он перенес лишения, подробно описанные во 2 Кор. 11:23–28. Церковь в Антиохии расцвела под руководством Святого Духа. Описание в Деян. 13:1 указывает на то, что космополитический характер города вскоре отразился на этническом и культурном составе самой церкви. (Варнава был родом с Кипра, Луций — из Кирены, Павел — из Киликии, Симеон — предположительно из Африки и т. д.) Святой Дух побуждал все большее количество язычников принять Евангелие, используя церковь в Антиохии в качестве двигателя миссионерской деятельности за пределами Сирии и Иудеи.
Прочитайте еще раз Деян. 11:19–26. Чему мы можем научиться у антиохийской церкви — весьма разнородной в культурном и этническом отношениях? Как мы можем сегодня перенять положительный опыт ранней церкви?
Конечно, люди несовершенны, и прошло совсем немного времени, как в церкви возникли проблемы. Во-первых, не все были довольны приходом язычников в раннехристианскую церковь. Разногласия возникли не по вопросу необходимости проповеди Евангелия среди язычников, а по вопросу требований, предъявляемых к язычникам, желающим присоединиться к церкви. Некоторые считали, что вера в Иисуса сама по себе еще не дает человеку права называться христианином; вера, по их мнению, должна быть дополнена обрезанием и послушанием закону Моисея. (В Деян. 10:1–11:18 мы можем увидеть степень разногласия между евреями и неевреями, по-разному реагировавшими на опыт Петра с Корнилием.)
Официальные визиты из Иерусалима уполномоченных лиц, которые проверяли работу Филиппа среди самарян (см. Деян. 8:14) и работу с язычниками в Антиохии (см. Деян. 11:22), указывают на существование некоторой обеспокоенности в связи с принятием неевреев в христианскую общину. Тем не менее реакция на крещение Петром Корнилия — необрезанного римского солдата как нельзя лучше показывает разногласия по вопросу принятия язычников в христианство среди верующих ранней церкви. Если принятие в церковь отдельных язычников, таких как Корнилий, вызывало определенный дискомфорт у некоторых верующих, то намеренные усилия Павла воцерковить большое число язычников на основании одной лишь веры в Иисуса привели к преднамеренным попыткам подорвать служение апостола.
Как некоторые верующие из Иудеи пытались противодействовать работе Павла с христианами из язычников в Антиохии? См. Деян. 15:1–5.
Хотя Иерусалимcкий Совет в конечном счете принял позицию Павла по вопросу обрезания (см. Деян. 15), противостояние служению Павла продолжилось. Семь лет спустя, во время последнего визита Павла в Иерусалим, многие верующие по-прежнему с подозрением относились к его служению. Во время посещения храма Павел чуть было не лишился жизни, когда евреи из Азии закричали: «Мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие» (Деян. 21:28; см. также 21:20, 21).
Поставьте себя на место еврейских верующих, которые были обеспокоены учением Павла. Чем были обусловлены их беспокойство и противодействие? Какой урок мы можем извлечь относительно собственных предвзятых идей, касающихся культуры и религии? Как нам избежать ошибок, которые возможны даже при благих намерениях?
О том, как соотносятся личное обращение и членство в церкви, прочитайте в главе «Личная независимость» в книге Эллен Уайт «Свидетельства для Церкви», т. 3, с. 430–434. Относительно раннего периода жизни Павла см. Библейский комментарий АСД, т. 6, с. 226–234.
«Павел был известен как ревностный защитник иудейской религии и неутомимый гонитель последователей Иисуса. Способности и образование, мужество, независимость в суждениях и настойчивость позволяли ему трудиться практически на любом поприще. Он отличался необычайно ясным мышлением и логикой, а своим уничтожающим сарказмом мог смутить любого противника. Теперь иудеи видели, что этот многообещающий молодой человек объединился с теми, кого он раньше преследовал, и бесстрашно проповедует во имя Иисуса.
Убитые в сражении — потеря для армии, но их смерть не делает противника более сильным. Когда выдающийся человек переходит на сторону неприятеля — это потеря для бывших союзников и решающее преимущество для новых друзей. Господь легко мог умертвить Савла из Тарса, когда тот приближался к Дамаску, и наступающая сторона лишилась бы главной ударной силы. Но провидению Божьему было угодно не только сохранить жизнь Савла, но и обратить его, чтобы он перешел из вражеского стана в стан Христов. Красноречивый оратор и суровый обличитель, Павел со своей твердой целеустремленностью и непоколебимым мужеством был тем человеком, которого так не хватало первоапостольской церкви» (Эллен Уайт. Деяния апостолов, с. 124).
Вопросы для обсуждения:
Какой урок мы можем извлечь из того факта, что самые ярые противники Павла были его соотечественниками, верующими в Иисуса?
Как можно отстаивать религиозные вопросы, но при этом в своем рвении не идти против Бога?
Вывод: Встреча Савла с воскресшим Иисусом на пути в Дамаск была переломным моментом в его жизни и в истории ранней церкви. Бог преобразовал гонителя церкви в Своего избранного апостола, чтобы провозглашать Евангелие языческому миру. Однако вопрос принятия язычников в церковь на основании одной лишь веры стал камнем преткновения для отдельных членов церкви. Это наглядный пример того, как предвзятые мнения и предубеждения могут помешать выполнению нашей миссии.