«Если так всё это разрушится, то какими до́лжно быть в святой жизни и благочестии вам» (2 Петр. 3:11).
В прошлые века считалось, что не верующие в Бога люди не заслуживают доверия и даже потенциально опасны. Почему? Все просто: если они не верят в Бога, то и не верят в грядущий суд Божий, на котором должны будут ответить за свои поступки. Без этого стимула к праведной жизни люди были более склонны ко греху.
Хотя сегодня такое представление считается старомодным и «политически некорректным», ему трудно отказать в логике. Конечно, многим людям, чтобы поступать правильно, не нужно бояться грядущего суда. Но в то же время перспектива держать ответ перед Богом, безусловно, может побуждать к правильному поведению.
Как мы увидели, Петр не боялся предупреждать о суде, на котором грешники предстанут перед Богом, потому что Библия ясно говорит, что это произойдет. В данном контексте Петр однозначно говорит о последних днях, суде, Втором пришествии Иисуса и времени, когда «стихии… разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр. 3:10). Зная, что все мы грешны и что нас ждет суд, Петр спрашивает: «Какими должно быть в святой жизни и благочестии вам?» (2 Петр. 3:11).
Петр предупреждал своих читателей о том, с какими опасными учениями столкнется церковь. Он предостерегал о тех, кто, обещая освобождение, поведет людей назад в рабство греха вопреки свободе, которая нам обещана во Христе.
К сожалению, это не единственное ложное учение, с которым встретится церковь. За ним будет еще одно. Однако прежде чем предостеречь еще об одной угрозе, Петр говорит следующие слова: «Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл, чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими» (2 Петр. 3:1, 2).
Почему, по мнению Петра, читатели должны внимать тому, что он пишет? См. также Ин. 21:15–17.
Во 2 Петр. 3:1, 2 Петр напоминает им о вдохновенных словах, которые были даны прежде через «святых пророков». Таким образом, он снова указывает на Библию, на Ветхий Завет. Он напоминает своим читателям, что они имеют «вернейшее пророческое слово» (2 Петр. 1:19). Он хотел прояснить, что основанием их веры является Слово Божье. Ничто в Новом Завете не подтверждает идею, что писания Ветхого Завета стали недействительны или утратили свое значение. Напротив, именно Ветхий Завет подтверждает достоверность Нового Завета и слов Петра об Иисусе.
Более того, Петр подтверждает взаимосвязь между «святыми пророками» Ветхого Завета и своими полномочиями в качестве одного из «апостолов Господа и Спасителя». Он ясно осознавал свое призвание, которое получил от Господа. Неудивительно, что он говорит с такой убежденностью. Он знал источник своей вести.
Почему высшим авторитетом в нашей жизни должно быть Слово Божье, а не культура, личное суждение или интеллект? (В конце концов, какая другая причина побудила бы нас соблюдать седьмой день субботу, если не требование Слова Божьего?)
Постаравшись запечатлеть в сознании читателей «слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими» (2 Петр. 3:2), Петр переходит к особому предостережению. Возможно, зная, насколько опасным может быть это учение, он противопоставляет ему весь авторитет своих слов.
Есть заметное сходство между теми, кто распространял ложное учение о свободе, и теми, кто ставит под сомнение Второе пришествие. Первая группа шла «вслед скверных похотей плоти» (2 Петр. 2:10), тогда как те, кто отрицает возвращение Христа, поступают «по собственным своим похотям» (2 Петр. 3:3). Это не просто совпадение, а закономерность: греховные страсти ведут к ложным учениям.
Он предупреждал, что ругатели, оспаривая веру христиан в скорое возвращение Иисуса на землю, будут спрашивать: «Где обетование пришествия Его?» (2 Петр. 3:4). Говоря о последних днях, Петр отмечает, что ругатели прибегнут к неопровержимому факту: многие христиане умерли, а жизнь продолжает идти своим чередом, как и раньше.
На первый взгляд, это далеко не праздный вопрос. Даже святой Енох, как писала Эллен Уайт, был обеспокоен тем, что и праведник, и нечестивый «превратятся в прах, и это будет их конец» (Патриархи и пророки, с. 85). Если даже Енох, живший до потопа, задавался этим вопросом, насколько острее он будет стоять для людей, живущих спустя тысячелетия после него и достигших «последних дней»?
А что думаем об этом вопросе мы, адвентисты седьмого дня? Само наше название содержит идею о Втором пришествии Христа. И, тем не менее, Он до сих пор не пришел. И мы тоже сталкиваемся с ругателями, о которых предсказывал Петр.
Исходя из своего личного опыта веры, как вы относитесь к тому факту, что Христос еще не вернулся? Обсудите ответы в классе субботней школы.
Прочитайте 2 Петр. 3:8–10. Как Петр отвечает на аргументы ругателей? Как его слова помогают нам сегодня понять, почему Христос еще не вернулся?
Петр высказывается по вопросу неизменности мира. Он напоминает своим слушателям об ошибочности идеи, согласно которой мир не претерпевает изменений с момента Творения. (Обратите внимание, как Петр использует Слово Божье, выстраивая свою аргументацию). Однажды Бог уничтожил обитателей земли за их нечестие посредством потопа (см. 2 Петр. 3:6). Потоп вызвал глобальные изменения в мире, последствия которых видны и сегодня. Затем Петр говорит, что последующие разрушения будут вызваны огнем, а не водой (см. 2 Петр. 3:10).
Петр также написал: «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3:8). Возможно, эта его мысль была навеяна словами из Пс. 89:5: «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи». Другими словами, наше представление о времени не соответствует Божьему восприятию. Поэтому мы должны быть осторожны в своих суждениях.
С человеческой точки зрения, кажется, что Христос задерживается. С точки зрения Бога, нет никакой задержки. В действительности, как говорит Петр, нам было отпущено дополнительное время, потому что Бог проявляет Свое терпение. Он не желает, чтобы кто-либо погиб (см. 2 Петр. 3:9). В дополнительное время многие получили возможность покаяться.
Тем не менее, предупреждает Петр, Божьим терпением не следует злоупотреблять, откладывая на потом принятие решения в пользу Иисуса. День Господень придет так же неожиданно, как вор ночью. Вор рассчитывает под покровом ночи остаться незамеченным. Хотя День Господень придет, как вор ночью, он, безусловно, будет замечен. «Небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр. 3:10). Таким образом, весть Петра схожа с вестью Павла: «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор. 6:2).
Молодой человек пытался свидетельствовать своей матери. Он рассказал ей о смерти Иисуса и Его обещании возвратиться. Он был горд собой, думая, что проделал внушительную работу. Когда он закончил свою проповедь об Иисусе и Втором пришествии, его мать удивленно посмотрела на него и спросила: «И какое же это имеет отношение ко мне?».
Прочитайте 2 Петр. 3:11–13. Как Петр отвечает на вопрос: «И какое же это имеет отношение ко мне?». См. Мф. 24:43–51.
Как уже отмечалось, само название «адвентисты седьмогодня» показывает нашу веру в буквальное возвращение Христа. Это учение является основополагающим — вся наша христианская вера была бы бессмысленной без возвращения Христа и последующих за ним событий.
Но не грозит ли нам повторить ошибку злого слуги из притчи, записанной в Мф. 24:43–51? Возможно, мы не делаем зла, описанного в притче, но дело не в этом (в конце концов, это притча). Напротив, притча предупреждает: стоит снизить собственные стандарты, особенно в том, что касается нашего отношения к ближним, и мы сразу уподобимся людям из мира, а наша вера в возвращение Господа охладеет.
Конечно, время от времени мы встречаемся с теми, кто утверждает, что с помощью своих схем и пророческих расчетов вычислил дату возвращения Христа. Но, по большому счету, главная опасность, угрожающая адвентистам седьмого дня, состоит не в установлении даты скорого пришествия Христа. Скорее всего, она заключается в том, что с годами обетование о Втором пришествии перестает определять наше мышление.
Да, чем дольше мы живем, тем ближе к нам Второе пришествие. С другой стороны, чем дольше мы живем, тем отдаленнее нам представляется перспектива Его возвращения и тем меньше она влияет на нашу повседневную жизнь. Писание предостерегает от такого рода самоуспокоения. Зная, что Иисус вернется и мы предстанем перед судом, мы должны жить святой и благочестивой жизнью (см. 2 Петр. 3:11). Реальность Второго пришествия, когда бы оно ни произошло, должна повлиять на нашу нынешнюю жизнь.
Как осознание реальности Второго пришествия влияет на вас и ваше мышление в повседневной жизни? Что ваш ответ говорит о вашей жизни и вере?
Петр заканчивает свое послание призывом жить праведной жизнью и стараться «не увлечься заблуждением беззаконников» (2 Петр. 3:17). Этот посыл можно было проследить на протяжении всего послания.
Прочитайте 2 Петр. 3:14–18. К кому Петр обращается и от чего предостерегает?
Примечательно, что Петр заканчивает свое послание, ссылаясь на писания «возлюбленного брата нашего Павла» (2 Петр. 3:15). Павел также писал о необходимости жить в мире во время ожидания Второго пришествия Иисуса и вырабатывать навыки праведной жизни (см. Рим. 2:4, 12:18, Флп. 2:12).
Ссылка на письма Павла показывает, что его послания считались авторитетными с самого начала христианской истории. Неизвестно, имел ли в виду Петр целое собрание трудов Павла, которое в настоящее время помещено в Новом Завете, или только некоторые из них. Тем не менее комментарии Петра показывают, что письма Павла высоко ценились.
И, наконец, Петр утверждает, что послания Павла могут быть неверно истолкованы, «как и прочие Писания». Греческое слово графа дословно означает «писания», но в данном контексте оно явно означает «Священные Писания», такие как книги Моисея и пророков. Это самое первое доказательство того, что послания Павла по авторитетности приравнивались к Ветхому Завету.
Учитывая то, что мы читали раньше о лжеучителях, которые обещают свободу, нетрудно представить себе людей, превратно толкующих писания Павла о свободе и благодати и оправдывающих ими свое греховное поведение. Павел решительно подчеркивал истину о праведности по вере (см. Рим. 3:21, 22), но его труды не дают людям разрешения грешить (см. Рим. 6:1–14). Сам Павел сталкивался с такой ошибочной трактовкой учения о праведности по вере. Петр предупреждает: те, кто искажает труды апостола, рискуют собственной жизнью (см. 2 Петр. 3:16).
Какие решения помогут вам жить той жизнью, к которой мы призваны в Иисусе Христе? Можете ли вы принять такие решения прямо сейчас?
Нам может казаться, что Второе пришествие сильно задерживается. Иисус, безусловно, знал, что мы будем так думать, и в некоторых притчах предостерег нас, чтобы мы были осторожны и не теряли бдительности. Одна из них — притча о двух рабах в Мф. 24:45–51 (упоминается в уроке за среду). Оба раба ожидали возвращения своего хозяина, но пришли к двум разным выводам. Один решил всегда быть готовым к приезду хозяина, когда бы тот ни появился. Другой раб воспринял задержку хозяина как дозволение поступать нечестиво.
«Мы должны бодрствовать, потому что нам неизвестно точное время Его пришествия. “Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими” (Лк. 12:37). Ожидающие пришествия Господа не проводят дни в праздном ожидании, ибо ожидать пришествия Христа — это значит призывать людей убояться Господа и Его судов за беззакония; убеждать их в недопустимости отвержения Его милостивого приглашения. Ожидающие Господа очищают свою душу послушанием истине» (Э. Уайт. Желание веков, с. 634).
Вопросы для обсуждения:
1. Обсудите в классе свои ответы на вопрос о Втором пришествии, заданный в уроке за понедельник. Как мы реагируем на то, что Христос еще не вернулся? Чему мы можем научиться из услышанных ответов?
2. Какие адвентистские доктрины, практики и убеждения основаны исключительно на Слове Божьем, а не обусловлены культурой или традициями?
3. При изучении урока мы убедились, что Петр связывает греховные наклонности и страсти с лжеучениями. В уроке написано: «Это не просто совпадение, а закономерность: греховные страсти ведут к ложным учениям». Чем объясняется подобная закономерность?
4. Альберт Эйнштейн представил миру удивительную идею о том, что время не является абсолютным. То есть в зависимости от того, где вы находитесь и как быстро двигаетесь, время в вашей системе отсчета будет отличаться от времени в системе отсчета другого человека. Время — таинственная величина, мы не до конца понимаем, каким образом она действует. Как эта мысль помогает нам осознать, что Божье восприятие времени отличается от нашего, особенно в контексте возвращения Христа?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →