«Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Петр. 2:19).
В своем Первом послании Петр как заботливый пастырь стремится ободрить своих читателей, столкнувшихся с угрозой преследования. Хотя мы не знаем, о каких конкретно преследованиях идет речь, нам известно, что на долю церкви выпали тяжелые испытания, так как языческая Римская империя задалась целью подавить растущее движение так называемых «христиан».
Но сатана решил напасть с двух сторон. Конечно же, внешнее преследование с элементами физического насилия является мощным инструментом. Но церковь также столкнулась с внутренней угрозой — куда более опасной, чем внешние преследования. Подобно тому, как еврейскому народу в прошлом приходилось иметь дело с лжепророками, так и последователям Иисуса во времена Петра приходилось иметь дело с лжеучителями, вводящими в церковь пагубные ереси (см. 2 Петр. 2:1). И, что еще хуже, Петр предупреждал, что многие последуют этому «разврату» (2 Петр. 2:2).
О каких опасных учениях предупреждал Петр? Как апостол противодействовал им? Какие уроки мы сегодня можем извлечь из его предостережений, когда сталкиваемся с похожими внутренними угрозами?
Иногда мы склонны идеализировать раннюю церковь и думать об этом периоде как о времени спокойствия и гармонии, царивших в среде верующих в Иисуса. Подобное представление является ошибочным. Со дней Иисуса церковь переживала борьбу, часто внутреннюю (вспомните Иуду). Как показывают новозаветные послания, многие проблемы возникали из-за лжеучений в церковной среде. Ранняя церковь боролась не только с внешними преследованиями, но и с внутренними проблемами. В этом письме Петр затрагивает некоторые внутренние проблемы. Что это за проблемы? «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет» (2 Петр. 2:1–3). Согласитесь, данное описание не соответствует распространенному представлению о гармоничных отношениях между братьями и сестрами в ранней церкви.
Прочитайте 2 Петр. 2:1–3, 10–22. О чем предупреждает Петр? Какие ложные идеи распространялись в церквах?
2 Петр. 2:1 раскрывает наиболее вероятную причину, по которой Господь вдохновил Петра написать это послание. Апостол предупреждал верующих: лжепророки были в прошлом, будут они и в будущем. Петр приводит довольно длинный перечень обвинений в адрес этих учителей: они вводят «пагубные ереси» (2 Петр. 2:1), чем порабощают людей (см. 2 Петр. 2:19), и допускают множество других ошибок. Из написанного можно заключить, что данные лжеучения представляли серьезную угрозу, и довольно резкая реакция на них Петра была адекватной. Для апостола чистота христианского учения имела огромное значение.
Посмотрите, как категорично Петр реагирует на эти ложные учения. Что это говорит нам о важности истины? Как мы можем защитить свою церковь от лжеучений?
«Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении» (2 Петр. 2:18). О чем предупреждает Петр в этом стихе? Как 2 Петр. 2:19 объясняет его беспокойство? Какое значение имеет слово «свобода» в стихе 19?
В категоричных выражениях Петр предупреждает своих читателей об опасности, исходящей от лжеучителей. Во 2 Петр. 2:18–21 он объясняет, что, обещая людям свободу, эти ложные учителя ведут их прямиком в рабство.
Какое искажение Евангелия! Свобода во Христе подразумевает прежде всего свободу от рабства греха (см. Рим. 6:4–6). Любое понимание свободы во Христе, оставляющее человека рабом греха, является заблуждением, о чем и предупреждает Петр. Хотя исследователи Библии спорят относительно того, с какой именно ересью столкнулся Петр, очевидно, что она имела прямое отношение к проблеме греха и греховного рабства.
Прочитайте Ин. 8:34–36. Как приведенные здесь слова Христа помогают нам понять, о чем говорит Петр?
Что бы ни говорили лжеучителя, они вели своих жертв — людей, которые недавно нашли Господа Иисуса, — назад к греховному образу жизни. Легко представить себе подобную «благую» весть о дешевой благодати, что преуменьшала необходимость в чистоте и святости. Тем самым она подталкивала людей, которые недавно пришли из мира, к прежнему нечестию (см. 2 Петр. 2:19). Неудивительно, что Петр так резко и решительно выступал против этих учений и предупреждал о плачевных последствиях.
В чем заключается, на ваш взгляд, свобода во Христе? От чего освободил нас Христос?
Прочитайте 2 Петр. 2:17–22 и Мф. 12:43–45. Чем опасна ситуация, когда человек, обращенный в христианство, возвращается к своему прежнему образу жизни?
Петр был особенно обеспокоен судьбой тех, кого лжеучителя увлекли обратно к прежним грехам (см. 2 Петр. 2:18). Лжеучителя обещают свободу, но, по замечанию Петра, свобода, которую они обещают, радикально отличается от той свободы, которую обещал Своим последователям Иисус.
Посмотрите на суровое предостережение Петра. Лучше было бы «не познать пути правды» (2 Петр. 2:21), нежели, познав, вернуться на путь зла.
Это, безусловно, не означает, что для них нет никакой надежды. Мы все слышали истории о людях, которые отвернулись от Господа, но впоследствии вернулись к Нему. И мы знаем, что Господь всегда рад возвращению блудных детей и готов принять их обратно (см. Лк. 15:11–32). Слова Петра означают только то, что уход от Бога чреват большими опасностями, и в нем нет ничего приятного. Сравнение с собакой, возвращающейся на свою блевотину, звучит грубо, но точно отражает истинное положение дел.
Во 2 Петр. 2:20 мы слышим отголоски слов Христа (см. Мф. 12:45; Лк. 11:26), что может быть сознательным авторским приемом. Иисус рассказывает притчу о человеке, который освободился от нечистого духа. Дух блуждает и, не найдя пристанища, возвращается проведать дом, откуда вышел (см. Мф. 12:44). Он находит его убранным и никем не занятым. Тогда он снова уходит и приводит с собой несколько других духов, злейших себя. Иисус заканчивает притчу словами: «И бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12:45). Опасность, которую показал Иисус и которую описывает Петр, реальна. Новообращенный должен убедиться, что духовные интересы заменили мирские наклонности, которые преобладали до этого. Если участие в церковной жизни и свидетельство о своей вере не заменили прежних мирских забот, то возвращение на старый путь неизбежно.
Какими способами мы как церковная семья можем лучше заботиться и наставлять своих членов, особенно новообращенных?
Многие люди отмечают, что Иуд. 4–19 во многом повторяет 2 Петр. 2:1–3:7. Всякий раз, когда в Писании повторяется определенная весть, нужно понимать, что Бог хочет сообщить нечто важное. В этих схожих отрывках Петр и Иуда стараются донести до нас важную истину: Бог контролирует судьбы нечестивых. Оба автора не дают нам повода усомниться в том, что Бог внимательно следит за злом. Бог фиксирует злые дела нечестивых людей и падших ангелов и сберегает их для наказания в День суда (2 Петр. 2:9, 17; Иуд. 6).
Прочитайте 2 Петр. 2:1–3:7 и Иуд. 4–19. Какие примеры Божьего воздаяния приводят Петр и Иуда, показывая, насколько серьезно Бог относится ко греху?
Петр и Иуда приводят три примера Божьего воздаяния в прошлом. Это уничтожение мира водами потопа, гибель Содома и Гоморры и содержание в узах падших ангелов для последующего наказания (см. 2 Петр. 2:4–6; 3:7; Иуд. 6, 7). Все эти эпизоды пронизаны томительным предвкушением конца. Хотя Писание много говорит о милости и благодати Бога, Божья справедливость также играет важную роль в окончательном уничтожении греха.
Какие грехи вызвали столь суровое наказание? Распространение пагубной ереси; презрение начальств; порабощение материальными вещами; злоупотребление Божьей благодатью; отрицание Иисуса Христа как единственного Царя и Господа; осквернение своей плоти; произнесение пустых и хвастливых слов; злословие (см. 2 Петр. 2:1, 10, 19; Иуд. 4; Иуд. 8; 2 Петр. 2:18, Иуд. 10).
Интересно заметить, что эти описания не включают жестокие поступки и отвратительные злодеяния, которые так часто нас возмущают. Речь идет о едва уловимых грехах, имеющих общую черту. Все эти грехи порой присутствуют в церковной общине, и члены церкви закрывают на них глаза. Этот факт должен побудить нас к искреннему покаянию и преобразованиям в церкви.
Прочитайте 2 Петр. 2:12 и Иуд. 10. Здесь Петр и Иуда описывают людей, которые в своей деградации уподобились «бессловесным животным», управляемым инстинктами (см. 2 Петр. 2:12; Иуд. 10). Сравните это описание с первоначальным образом человека, сотворенного Богом. Как мы можем предотвратить подобную деградацию в своей жизни?
Прочитайте 2 Петр. 2:6–16. Какие еще примеры приводит Петр, предостерегая о разрушительных последствиях нечестия?
В Библии первое упоминание о Содоме находится в Быт. 13:12, 13. Лот и Авраам решили разделиться по «финансовым» соображениям. Лот выбрал долину реки Иордан и «раскинул шатры до Содома» (Быт. 13:12). Далее Библия говорит: «Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом» (Быт. 13:13). Позже, когда Бог сообщил Аврааму о Своем решении уничтожить Содом, Авраам договорился с Ним, что Бог не уничтожит города, если там найдется хотя бы десять праведников (см. Быт. 18:16–33). Случай с гостями Лота наглядно показал, сколь ничтожен был шанс найти в Содоме хотя бы десять праведников. В итоге город был разрушен; гибели избежали только Лот и две его дочери (см. Быт. 19:12–25).
Петр извлекает два урока из этой истории. Во-первых, незавидная судьба этих двух городов являет пример того наказания, что ждет нечестивых (см. 2 Петр. 2:6). Во-вторых, эта история показывает, что Господь знает, как избавить праведников от искушения (см. 2 Петр. 2:7–9). Затем Петр отмечает некоторые характеристики тех, кто был уничтожен в Содоме и Гоморре: они «идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших» (2 Петр. 2:10, 11). Налицо сходство с тем, как Петр описывает лжеучителей и их последователей.
История Валаама записана в Числ. 22:1–24:25. Моавитский царь Валак нанял Валаама, чтобы тот проклял израильтян. Тот поначалу отказывался, но в конце концов уступил, польстившись на вознаграждение (см. Числ. 22:7–21). Ангел преградил дорогу пророку, и тот избежал смерти только потому, что его ослица свернула в сторону. Избивший ослицу Валаам понял свою ошибку только тогда, когда Господь открыл ему глаза, и он увидел самого «Ангела Господня» (Числ. 22:22–35). В конечном итоге Валаам благословил Израиль (см. Числ. 23:4–24:24). Петр привел Валаама как пример всех тех, кто «польстился на бесчестную награду» (2 Петр. 2:14, 15; ИПБ). Все эти люди подобны Валааму. Они оставили путь, по которому должны были следовать.
Подумайте обо всем, что мы узнавали из Библии и из трудов Эллен Уайт. Почему мы, адвентисты седьмого дня, не можем сказать, что не были предупреждены о существующих опасностях?
Часто мы слышим, как христиане говорят о «свободе во Христе». И, конечно же, это правомерная концепция. Быть свободным от осуждения закона и иметь уверенность в спасении благодаря тому, что сделал для нас Христос, а не нашим собственным делам, действительно значит быть свободным. История Мартина Лютера, познавшего благодать и освободившегося от душевных мук, является прекрасной иллюстрацией обретения подлинной свободы. Тем не менее, как мы увидели в послании Петра, эта чудесная истина может быть искажена. «Неправильное понимание великой истины о том, что наше спасение полностью зависит от Христа, приводит к самонадеянности. Тысячи людей путают свободу во Христе с беззаконием, и, поскольку Христос пришел освободить нас от осуждения Закона, многие заявляют, что Закон упразднен, а соблюдающие его отпали от благодати. Таким образом, поскольку истина и заблуждение весьма схожи между собой, люди, не находящиеся под водительством Святого Духа, примут заблуждение и тем самым отдадут себя во власть сатанинского обмана. Побуждая христиан по исповеданию принимать заблуждение вместо истины, сатана добивается от протестантского мира особого почтения» (Э. Уайт. Христос побеждающий, с. 324).
Вопросы для обсуждения:
1. Поразмышляйте над 2 Петр. 2:19 и словами Петра о последствиях лжеучения. Почему нам необходимо хорошо разбираться в основных истинах, в которые мы верим? Насколько важно поддерживать единство учения? Чем опасны идеи, которые расходятся с вероучительными положениями церкви?
2. Посмотрите, как решительно Петр высказывается по вопросу наказания и суда: «Навлекут сами на себя скорую погибель» (2 Петр. 2:1); «В растлении своем истребятся» (2 Петр. 2:12); «Беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания» (2 Петр. 2:9.); «И погибель их не дремлет» (2 Петр. 2:3). Что же эти тексты говорят нам не только о реальности суда, но и об осуждении Богом тех, кто вводит Его народ в заблуждение?
3. Как вы думаете, почему те, кто говорит о «свободе во Христе», обычно делают это исключительно в контексте разговора о соблюдении четвертой заповеди о субботе? Каким образом этот аргумент помогает нам увидеть то, как может быть искажена идея «свободы во Христе»?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →