«И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Петр. 1:19).
В процессе изучения посланий Петра следует обратить внимание на абсолютную уверенность автора в том, о чем он пишет. Точно так же обстоит дело и с Павлом. Обоих апостолов характеризует твердая убежденность в истинности провозглашаемой ими вести об Иисусе Христе и Кресте.
В текстах, предложенных для изучения на этой неделе, мы непременно увидим эту убежденность Петра. Сам апостол объясняет, откуда у него появилась такая уверенность. Он говорит, что их свидетельство основано не на «хитросплетенных баснях» (2 Петр. 1:16), наподобие тех, на которых строились языческие религии его времени. Петр имел уверенность в истинности своей вере по двум причинам.
Во-первых, он был «очевидцем величия» «Господа нашего Иисуса Христа» (2 Петр. 1:9). Во-вторых, что гораздо важнее (потому что очевидцами были единицы), он имел «вернейшее пророческое слово» (2 Петр. 1:19). Петр снова обращается к Библии, указывая на отрывки Писания, которые подтверждают подлинность личности Иисуса, особенно говорящие о Нем пророчества. Некоторые из них Сам Иисус относил к Себе (см. Мф. 26:54; Лк. 24:27). Если Иисус и Петр так серьезно воспринимали Библию, разве можем мы относиться к ней иначе?
Когда Петр писал свои послания, он был уверен в правдивости своих слов. Он знал, о чем говорит, потому что знал Того, о Ком говорил. Одной из причин этого было его знание, что Иисус есть Тот, на Кого указывали ветхозаветные пророки. Именно доверие Петра написанному Слову помогло ему понять Слово, Которое «стало плотию» (Ин. 1:14).
В 1 Петр. 1:10–12 апостол указывает своим читателям на писания древних пророков и их изречения об Иисусе. По словам Петра, в Ветхом Завете Святой Дух открыл две важные истины об Иисусе: страдания Христа и последующее за ними величие (см. 1 Петр. 1:11). Эти две темы проходят красной нитью через весь Ветхий Завет.
Что Ветхий Завет предсказывал об Иисусе? См. Пс. 22; Ис. 53:1–12; Зах. 12:10; 13:7; Иер. 33:14, 15; Дан. 7:13, 14.
В 1 Петр. 1:10–12 апостол заверяет своих читателей, что они занимают особое место в истории спасения. Им было открыто гораздо больше, чем древним пророкам. Пророки действительно обращались к людям своего времени, но значимая часть их вестей исполнилась лишь с приходом Христа.
Некоторые предсказания пророков сбылись только в то время, когда жили читатели посланий Петра. Эти люди могли слышать от тех, «кто благовествовал Духом Святым, посланным с небес», истины, которые хотели бы узнать и ангелы (см. 1 Петр. 1:12). Слушая проповедуемое им слово, люди знали гораздо больше о страданиях и унижении Искупителя, чем пророки древности. Конечно, им, как и нам, придется подождать, чтобы увидеть «последующую за ними [страданиями Христа] славу» (1 Петр. 1:11). Видя, что первая часть этих пророчеств исполнилась, мы можем быть уверены в том, что и последняя также исполнится.
Какие библейские обетования исполнились в вашей жизни? Исполнения каких обетований вы все еще ожидаете? Что они значат для вас и как вы можете научиться полагаться на них несмотря ни на что?
Прочитайте 2 Петр. 1:16–18. Какие еще доказательства приводит Петр в пользу своей веры в Иисуса?
Петр сам был очевидцем тех событий, о которых проповедовал. Христианство, по его словам, основано не на «хитросплетенных баснях» (2 Петр. 1:16), но на реальных исторических событиях, свидетелем которых он был.
Из Евангелий мы знаем, что Петр имел отношение ко многим поворотным событиям в жизни и служении Иисуса. Он был свидетелем проповедей, наставлений и чудес. Начиная с самого первого чуда с рыбой (см. Лк. 5:4–6) и заканчивая моментом, когда ученики увидели Иисуса в Галилее после Его воскресения (см. Ин. 21:15), Петр был наблюдателем большинства событий.
Во 2 Петр. 1:17, 18 Петр обращает особое внимание на одно событие, свидетелем которого он был. Что означало это событие?
Петр выделяет одно особое событие, очевидцем которого он был: преображение Иисуса. Иисус отправился с Петром, Иаковом и Иоанном на вершину горы для молитвы (см. Лк. 9:28). Там Он преобразился на их глазах. Его лицо сияло, а одежды стали ослепительно белыми (см. Мф. 17:2; Лк. 9:29). К нему присоединились Моисей и Илия, и Голос с неба произнес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 17:5).
Хотя Петр повидал многое за время своего пребывания с Иисусом, этот случай играет особенную роль. Он показывает, что Иисус есть Сын Божий, что Его земная жизнь проходила в соответствии с замыслом Бога и что Он имел совершенно особые отношения с Отцом. Петр был свидетелем многих событий, но в своем послании он упоминает только этот случай (см. 2 Петр. 1:18).
Какое событие произвело неизгладимое впечатление на вашу духовную жизнь и веру? Как оно повлияло на вас и что оно значит для вас сегодня? Почему оно оказало такое влияние? Поделитесь своими ответами в классе в субботу.
«И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Петр. 1:19). Внимательно прочтите этот текст. Что делает слова Петра такими важными для нас сегодня?
Здесь, как и во многих других библейских отрывках (см. Быт. 1:4; Ин. 1:5; Ис. 5:20; Еф. 5:8), проводится граница между светом и тьмой. Для Петра Слово Божье сияло, как светильник в «темном месте» (некоторые переводят слово «темный» как «запущенный», «грязный»). Вот почему он ясно говорит, что нам нужно обращаться к нему и следовать за ним, «доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших». Мы — падшие существа, живущие в падшем и темном мире. И только сверхъестественная сила Бога способна вывести нас из этой темноты к Свету — Иисусу.
Петр указывает своим читателям на цель. Некоторые считают, что выражение «доколе не начнет рассветать день» относится ко Второму пришествию Иисуса. Хотя Второе пришествие — наша отдаленная надежда, идея восходящей в наших сердцах «утренней звезды», судя по всему, относится к настоящему моменту и носит глубоко личностный характер. Выражение «утренняя звезда» относится к Иисусу (см. Откр. 2:28, 22:16). Ее восход в сердцах верующих выражается в познании Иисуса, полном доверии Ему и осознании присутствия живого Христа в их жизни. Иисус должен выходить за рамки доктрины; Он должен быть смыслом нашего существования и источником нашей надежды и веры. Таким образом, Петр проводит прямую связь между изучением Слова Божьего и спасительными отношениями с Иисусом, «утренней звездой».
И, конечно же, когда этот свет воссияет в нас, мы будем распространять его на других. «Вся земля должна быть освещена славой Божьей истины. Свет должен светить всем странам и всем народам. И он исходит от тех, кто получил этот свет. Утренняя звезда взошла над нами, и мы должны освещать путь тем, кто находится в темноте» (Э. Уайт. Христианские опыты и учения Э. Уайт, с. 220).
Каким образом личное изучение Слова помогает вам лучше узнавать Иисуса?
Прочитайте 2 Петр. 1:19–21. О каких пророчествах говорит Петр? Что он имеет в виду, когда утверждает, что «никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою»?
Подчеркивая, что христианство основывается не на «хитросплетенных баснях» (2 Петр. 1:16), Петр предлагает две линии доказательств: во-первых, свидетельства очевидцев (см. 2 Петр. 1:16–18) и, во-вторых, пророчества Писания (см. 2 Петр. 1:19–21) — аргумент, используемый им ранее (см. 1 Петр. 1:10–12).
Петр также утверждает, что «ни одно из пророчеств Писания невозможно толковать самому» (2 Петр. 1:20; ИПБ). Говоря об этом, Петр не запрещает нам изучать Писание для себя. Ведь он сам сказал: «Пусть… ваш разум будет трезв и всегда готов к действию» (1 Петр. 1:13; РБО). И он высоко оценивал древних пророков за их усердный поиск смысла данных им пророчеств (см. 1 Петр. 1:10).
Тогда что имеет в виду Петр? Церковь Нового Завета развивалась и училась как единый организм. Христиане были частью большого Тела (см. 1 Кор. 12:12–14). И Петр здесь предостерегает против такого изучения Писания, при котором не берется в расчет его трактовка сообществом верующих. Взаимодействуя с другими членами церкви, мы можем расти как единый организм. Дух работает как с целой общиной, так и с отдельными личностями в ней. Нужно делиться своим пониманием, уточнять и углублять его. Но, действуя в одиночку и отказываясь от помощи других, можно прийти к неправильным выводам, особенно в том, что касается пророчеств.
В следующих стихах мы находим объяснение тому, почему Петр сделал такое замечание. Он пишет христианам, среди которых присутствуют лжепророки и лжеучителя (см. 2 Петр. 2:1). Петр призывает их в вопросе толкования Писания довериться водительству церкви. Многие люди впали в фанатизм и заблуждение только потому, что отказались прислушаться к совету общины верующих, руководимой Духом. Это было опасно в то время и опасно сегодня.
Почему так важно быть открытым к совету и наставлениям всей церкви? В то же время существуют ли разумные границы нашего доверия чужому мнению?
Как мы уже увидели, Петр уделяет большое внимание Священному Писанию. 2 Петр. 1:19–21 подтверждает огромное значение Библии для христианского опыта и свидетельствует о богодухновенности Писания. Библия — это не продукт человеческого труда и вымысла, как другие книги. Эта книга была написана по вдохновению Святого Духа, Который действовал через «святых людей Божиих».
Прочитайте 2 Тим. 3:15–17. Как эти тексты помогают нам осмыслить роль Писания в нашей жизни? Как они подтверждают истину, высказанную во 2 Петр. 1:19–21?
Предупредив Тимофея об опасностях, грозящих ему и церкви, Павел кратко обозначает всю важность Писания: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16).
Давайте рассмотрим три основных назначения Библии.
Научить. Доктрины составляют учение церкви. Они выражают верования общины по значимым библейским темам. В идеале каждая доктрина должна указывать на Христа и учить нас жить в соответствии с «совершенной волей Бога» (см. Рим. 12:2).
Наставить. Павел говорит Тимофею, что Писание полезно для «обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16). На это указывает и Петр, сравнивая пророчества Писания со светильником, сияющим в темном месте (см. 2 Петр. 1:19). Другими словами, Писание наставляет нас в том, как мы должны жить и вести себя. Вдохновленное Святым Духом Писание есть не что иное, как открытая воля Божья.
«Умудрить во спасение». Говоря, что Писание «умудряет во спасение» (2 Тим. 3:15), Павел имеет в виду, что Писание указывает нам на Иисуса. Спасение строится на вере в то, что Иисус умер за наши грехи.
«Первейшей и высочайшей обязанностью каждого разумного человека является изучение Священного Писания. Постичь истину и затем нести ее свет, поощряя других своим примером, — вот наш долг. Мы должны ежедневно с усердием изучать Библию, взвешивая каждую мысль и сравнивая тексты. С Божественной помощью мы должны вырабатывать собственное мнение, поскольку каждому предстоит держать за себя ответ перед Богом.
Истины, столь ясно изложенные в Библии, подвергнуты сомнению учеными, которые, претендуя на высшую мудрость, учат, что Писание имеет мистический, тайный, духовный смысл, который недоступен простому человеку. Это лжеучители. Именно к ним и обращены слова Иисуса: „Этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией“» (см. Мк. 12:24). Библейские слова нужно понимать так, как они написаны, конечно, за исключением символов и иносказаний. Христос обещал: „Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении“ (Ин. 7:17). Если бы люди воспринимали Библию так, как она написана, если бы не было лжеучителей, которые вводят в заблуждение и смущают их умы, тогда ангелы могли бы радоваться тому, что к стаду Христову присоединились тысячи и тысячи душ, которые в настоящее время блуждают во мраке (Э. Уайт. Великая борьба, с. 598, 599).
Вопросы для обсуждения:
1. Какие еще принципы следует учесть в стремлении прийти к ясному пониманию Писания?
2. Мартин Лютер писал, что «Библия толкует себя сама». Под этим он имел в виду принцип самодостаточности Библии: одна ее часть может быть использована для понимания другой части. Приведите несколько примеров действия этого принципа.
3. Обсудите в классе ответы на вопрос, заданный в уроке за понедельник: какие события в значительной степени повлияли на ваш христианский опыт? Имеют ли эти события нечто общее? Чему вы можете научиться из опыта своих братьев и сестер?
4. Если бы кто-то спросил вас, как изучение Библии может углубить ваши отношения с Господом, что бы вы ответили? Какие принципы вы извлекли из своего собственного опыта, стремясь познать Господа Иисуса через изучение Его Слова?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →