«Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Петр. 2:24).
Изучая Первое послание Петра, становится понятно, что независимо от контекста и специфических вопросов, которые он затрагивает, внимание автора целиком сосредоточено на Иисусе. Личность Иисуса является золотым стержнем всего послания.
С первой строки, где Петр называет себя «Апостолом» («посланником») Иисуса Христа, и до последней, где он пишет «Мир вам всем во Христе Иисусе» (1 Петр. 5:14), главной темой послания остается Иисус. Петр говорит о жертве Иисуса за нас. Он говорит о том великом страдании, которое претерпел Иисус, оставив нам тем самым пример. Апостол говорит о воскресении Иисуса и его значении для нас. Кроме того, он говорит об Иисусе не просто как о Мессии (греч. Христос — «помазанник»), но как о Божественном Мессии. Другими словами, мы видим в Первом послании Петра множество доказательств Божественной природы Иисуса. Он был Богом, Который принял на Себя человеческую плоть, жил и умер, чтобы мы могли иметь надежду и обетование вечной жизни.
На этой неделе мы более внимательно рассмотрим то, что Первое послание Петра открывает нам об Иисусе.
Одна из главных тем Библии, если не единственная, — работа Бога по спасению падшего человечества. От описания падения Адама и Евы в книге Бытие до описания падения Вавилона в Откровении Библия так или иначе раскрывает работу Бога, продиктованную стремлением «спасти погибшее» (Лк. 19:10). Послания Петра не исключение.
Прочитайте 1 Петр. 1:18, 19 и Кол. 1:13, 14. Что значит быть искупленным и какое отношение имеет кровь к искуплению?
1 Петр. 1:18, 19 описывает значение смерти Иисуса таким образом: «Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца». В этих словах есть два ключевых образа: искупление и жертвоприношение животных.
Искупление совершалось в Библии несколькими способами. Например, первородный осел (который не мог быть принесен в жертву) и первородный сын (см. Исх. 34:19, 20) выкупались посредством заместительной жертвы агнца. Заплатив деньги, можно было выкупить предметы, которые были проданы по причине бедности (см. Лев. 25:25, 26). И самое главное, раб также подлежал выкупу (см. Лев. 25:47–49). Сначала Петр сообщает своим читателям, что ценой их искупления от «суетной жизни, преданной вам от отцов» (1 Петр. 1:18) было не что иное, как «драгоценная кровь Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Петр. 1:19). Образ агнца, конечно же, указывает на жертвоприношения животных.
Таким образом, Петр уподобляет смерть Христа смерти жертвенного животного в Ветхом Завете. Грешник приносил в святилище агнца без порока и затем возлагал на него руки (см. Лев. 4:32, 33). Затем животное закалывали и небольшим количеством его крови мазали жертвенник; остальную же кровь выливали к подножию жертвенника (см. Лев. 4:34). Смерть жертвенного животного давала «искупление» тому, кто приносил жертву (см. Лев. 4:35). Петр говорит, что вместо нас умер Иисус, Его смерть искупила нас от нашей прежней жизни и неминуемой гибели в будущем.
Что говорит нам о нашей зависимости от Бога тот факт, что наша надежда на спасение существует только благодаря заместительной Жертве?
Христиане часто говорят о «страстях Христовых». Слово страсть происходит от греческого глагола, который означает «страдать», и выражение «страсти Христовы», как правило, относится к страданиям, перенесенным Иисусом в конце Своей жизни, начиная с триумфального въезда в Иерусалим. Петр также размышляет на тему страданий Христа в те последние дни.
Прочитайте 1 Петр. 2:21–25 и Ис. 53:1–12. Что они говорят нам о том, что пришлось перенести Иисусу ради нас?
Страдания Иисуса имеют особое значение. «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо [указание на крест; ср. Деян. 5:30], дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Петр. 2:24). Грех приносит смерть (см. Рим. 5:12). Как грешники мы заслуживаем смерти. Тем не менее совершенный Иисус, в Чьих устах не было лести (см. 1 Петр. 2:22), умер вместо нас. В этом замещении и состоял план спасения.
Прочитайте еще раз Ис. 53:1–12. Что эти тексты говорят о страданиях Иисуса? Что они говорят нам о характере Бога?
«Ужасными искушениями сатана терзал сердце Иисуса. Спаситель не мог видеть, что ожидает Его за порогом смерти. Зримо Он не представлял, как выйдет из могилы Победителем. Ничто не говорило о том, что Отец принимает Его жертву. Зная, насколько грех отвратителен Богу, Христос опасался, что будет навечно разделен с Отцом. Он испытывал такие мучения, какие предстоят каждому грешнику, когда Господь уже больше не будет ходатайствовать за грешный род. Именно сознание греха, который Он взял на Свои плечи и который навлек на Него Отчий гнев, сделало такой горькой чашу Его страданий, сокрушив Его сердце» (Э. Уайт. Желание веков, с. 753).
Каким должен быть наш отклик на страдания Христа ради нас? Как мы можем последовать Его примеру, согласно 1 Петр. 1:21?
Прочитайте 1 Петр. 1:3, 4, 21; 3:21; Ин. 11:25; Флп. 3:10, 11; Откр. 20:6. На какую великую надежду указывают эти стихи и что она значит для нас?
Как уже отмечалось, Первое послание Петра адресовано тем, кто страдает из-за своей веры в Иисуса. Поэтому особенно уместно то, что в самом начале своего письма Петр обращает внимание своих читателей на характер их надежды. По его словам, надежда христианина есть надежда живая, поскольку она опирается на воскресение Иисуса (см. 1 Петр. 1:3). Благодаря воскресению Иисуса христиане могут рассчитывать на небесное наследство — нетленное и неувядаемое (1 Петр. 1:4). Другими словами, независимо от того, насколько плохи нынешние обстоятельства, нужно думать о том, что нас ждет впереди.
Действительно, воскресение Иисуса из мертвых является гарантией того, что мы так же можем быть воскрешены (см. 1 Кор. 15:20, 21). Павел говорил: «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» (1 Кор. 15:17). Но Своим воскресением из мертвых Иисус показал, что Он имеет власть победить саму смерть. Таким образом, христианское упование основывается на историческом событии воскресения Христа. Его воскресение делает возможным наше собственное воскресение в конце времени.
Где бы мы были без этой надежды и обетования? Все, что Христос сделал для нас, достигает своей кульминации в обещании воскресения. Без него у нас нет оснований для надежды! Ведь вопреки распространенному среди христиан мнению нам известно, что мертвые покоятся в могиле в бессознательном состоянии.
«Для христианина смерть — это сон, мгновение безмолвия и тьмы. „Жизнь… сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе“ (Кол. 3:3, 4)… Но во время Его Второго пришествия все умершие праведники услышат Его голос и выйдут для славной бессмертной жизни» (Э. Уайт. Желание веков, с. 787).
Подумайте о кажущейся окончательности смерти. Она так внезапна, неумолима и реальна. Почему тогда обетование воскресения столь важно для нашей веры?
Как уже ранее отмечалось, важнейшим поворотным моментом в земном служении Иисуса был ответ Петра: «Ты — Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16:16). Слово «Христос» означает «помазанник», «Мессия». В еврейском языке ему соответствует термин «Машиах». Оно образовано от однокоренного слова, которое означает «помазать», и использовалось в Ветхом Завете в различных контекстах. (В одном месте оно даже использовано применительно к языческому царю Киру. См. Ис. 45:1.) Таким образом, когда Петр назвал Иисуса Христом, он использовал слово, которое выражало идеал, заимствованный из еврейских Писаний.
Прочитайте следующие ветхозаветные тексты, в которых встречаются слова «Мессия» или «помазанник». Каким образом контекст помогает нам понять его значение? Какой смысл мог вкладывать в него Петр, называя Иисуса Христом?
Пс. 2:2
Пс. 17:51
Дан. 9:25
1 Цар. 24:6
Ис. 45:1
Хотя вдохновленный Господом Петр провозгласил Иисуса Мессией (см. Мф. 16:16, 17), очевидно, он и сам не до конца понимал, что это значит. Он не понимал, кто такой Мессия, что Он должен был совершить и, пожалуй, самое главное, каким образом.
Петр не был одинок в своем непонимании. В Израиле существовало много различных представлений о Мессии. Использование слов «Мессия» или «помазанник» в вышеприведенных текстах не дает представления о том, какого именно Мессию ожидали евреи и каких дел ждали от него.
Ин. 7:40–42 открывает некоторые ожидания евреев, связанные с Мессией: Он будет потомком Давида, рожденным в Вифлееме (см. Ис. 11:1–16; Мих. 5:2). В этом они были правы. Однако большинство людей думали, что Мессия из рода Давида сделает то же, что сделал Давид: поразит врагов еврейского народа. И никто не ожидал такого Мессию, который будет распят римлянами.
Конечно, на момент написания своих посланий Петр гораздо лучше понимал Иисуса как Мессию (в двух своих посланиях он называет Иисуса Христом пятнадцать раз) и яснее понимал все то, что Тот совершил для человечества.
Петр знал, что Иисус одновременно является и Мессией, и Господом. Другими словами, на момент написания своих посланий Петр знал, что Мессия был Самим Богом. Хотя в греческом языке термин «Господь» может относиться к земному господину, он также может указывать на Божественность. В 1 Петр. 1:3 и 2 Петр. 1:8, 14, 16 Петр говорит об Иисусе, Мессии, Христе как о Господе Боге.
Как и другие новозаветные авторы, Петр характеризует отношения между Иисусом и Богом при помощи категорий Отец и Сын. Например: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа» (1 Петр. 1:3, ср. 2 Петр. 1:17). Иисус описывается как возлюбленный Сын (см. 2 Петр. 1:17), и власть Иисуса как Господа и Его небесное положение обусловлены этими особыми отношениями с Богом Отцом.
Прочитайте 2 Петр. 1:1; Ин. 1:1 и Ин. 20:28. Что эти стихи говорят о Божественности Иисуса?
Во 2 Петр. 1:1 говорится: «Бог наш и Спаситель Иисус Христос». В греческом тексте стоит один определенный артикль, относящийся к обоим словам: «Бог» и «Спаситель». Грамматически это означает, что и «Бог», и «Спаситель» относятся к Иисусу. Поэтому 2 Петр. 1:1 является одним из самых убедительных доказательств Божественности Иисуса в Новом Завете.
В своем стремлении понять Иисуса ранние христиане собрали воедино все свидетельства Нового Завета. В писаниях Петра Отец, Сын и Святой Дух — это самостоятельные Личности (см. например, 1 Петр. 1:3; 2 Петр. 1:17; 1 Петр. 1:12; 2 Петр. 1:21), как, впрочем, и в остальной части Нового Завета. В то же время Иисус изображается как всецело Божественная Личность, как и Святой Дух. Некоторое время спустя после долгих обсуждений церковь разработала учение о Троице, чтобы объяснить, насколько это вообще возможно, — таинство Божественной природы. Адвентисты седьмого дня включают доктрину о Троице в состав 28 основополагающих утверждений. Таким образом, мы видим, что в послании Петра Иисус показан не только как Мессия, но и как Сам Бог.
Когда мы размышляем о жизни и смерти Иисуса и осознаем, что Он был Богом, что это говорит нам о Боге, Которому мы служим? Почему мы можем любить такого Бога и доверять Ему? Поделитесь своими ответами в классе.
«Логично начать наше исследование с титула „Мессия“, поскольку христианская церковь обязана своим названием его греческому эквиваленту: Христос, что означает «Помазанный». Для евреев Мессия был избавителем, Которого они ожидали и Которому отводилась роль представителя Бога в торжественном открытии нового века для Божьего народа. Как еврейское, так и греческое понятия образованы от корней, означающих «помазывать». Очевидно, используя титул Христос, новозаветные писатели считали Иисуса отделенным для выполнения особой задачи.
Титул Христос встречается свыше пятисот раз в Новом Завете. Хотя среди современников Иисуса бытовали различные представления о мессианстве, общепризнано, что к первому веку иудеи стали смотреть на Мессию как на Того, Кто находится в особых взаимоотношениях с Богом. Ему надлежало объявить о конце века и об установлении Божьего Царства. Он был Тем, через Кого Бог должен был вмешаться в историю, чтобы избавить Свой народ. Иисус принимал титул «Мессия», но не поощрял его использование, поскольку он имел в ту эпоху политическую окраску, что затрудняло его употребление. Хотя Иисус неохотно пользовался этим титулом в общении с людьми, Он не запретил ни Петру (см. Мф. 16:16, 17), ни самарийской женщине (см. Ин. 4:25, 26) употребить его. Он знал, что Он Мессия, как видно из Евангелия от Марка, где Христос говорит о награде для тех, кто напоит Его учеников чашей воды, во имя Его, потому что они „Христовы“ (Мк. 9:41)» (Библейский комментарий АСД, т. 12, с. 165).
Вопросы для обсуждения:
1. Прочитайте Ис. 53:1–12. Что сделал для нас Иисус, согласно этим текстам? Напишите, что конкретно Он сделал для нас. Каким образом мы можем ясно увидеть в этих текстах то, что Иисус является нашей заместительной жертвой? Почему мы нуждаемся в Нем как в нашем Заместителе?
2. На протяжении истории библейское обещание жизни после смерти часто использовалось для того, чтобы угнетать людей. «Да, здесь и сейчас ваша жизнь трудна, но просто сосредоточьтесь на том, что Бог обещал нам по возвращении Иисуса». Так как этой истиной из Слова Божьего долгое время злоупотребляли, многие отвергают христианское представление о жизни после смерти, усматривая в нем простую уловку, позволяющую одним людям угнетать других. Как бы вы ответили на это возражение?
3. Обсудите в классе вопрос о Божественности Христа, заданный в уроке за четверг. Что Его Божественность говорит нам о характере Бога?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →