«Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 Петр. 5:7).
Изучение растущих церквей почти всегда подчеркивает важность эффективного руководства. Такое руководство строится на принципах Слова Божьего и предоставляет каждому члену общины возможность использовать свои духовные дары при выполнении евангельской работы.
Но церковное руководство является непростой задачей. Церковью преимущественно руководят добровольцы, которые находят для этого время несмотря на свою занятость. Члены церкви могут «голосовать ногами», перестав ходить в церковь, когда происходит то, с чем они не согласны. Кроме того, хорший христианский лидер должен быть глубоко духовным человеком. И мы не должны забывать, что Петр пишет церквам, которые испытывают преследования. Лидер церкви особенно уязвим в таких обстоятельствах. Кто же тогда подходит для выполнения этой задачи?
В 1 Петр. 5:1–10 Петр рассматривает вопрос христианского руководства на уровне поместной церкви. В этих стихах он пишет о важных качествах, которые необходимы не только местным лидерам, но также и членам церкви. Его слова актуальны и для нас сегодня.
Прочитайте Деян. 6:1–6; 14:23; 15:6; 1 Тим. 5:17; 1 Петр. 5:2. Что эти стихи говорят нам о проблемах, с которыми столкнулась ранняя церковь, и о роли ее лидеров?
Когда большая группа людей вливается в ряды верующих и приходит в церковь, это великое благословение от Бога. Тем не менее, как показывает опыт первых христиан, быстрый рост может вызвать дополнительные проблемы.
Например, главы 1–5 книги Деяния святых Апостолов свидетельствуют о водительстве Святого Духа и обращении множества людей в христианство. В Деян. 6:1–6 показан результат: разросшейся группой стало трудно руководить, и понадобились организационные изменения для эффективного управления церковью.
Слабость организационной структуры стала очевидна руководству из жалобы на дискриминацию. Грекоговорящая группа начала жаловаться, что их вдов обделяют при ежедневной раздаче пищи. В качестве ответной меры была назначена особая группа людей — диаконов для оказания помощи двенадцати апостолам в распределении церковных ресурсов.
Верно то, что ранняя церковь была особым образом ведома Святым Духом. Но даже тогда присутствовала необходимость в церковной организации. В первую очередь понадобились пресвитеры, которые были назначены в каждую местную общину. Павел и Варнава назначали пресвитеров в новообразованных христианских общинах, а сами направлялись туда, где люди еще не слышали об Иисусе (см. Деян. 14:23).
В период раннего христианства пресвитеры выполняли много различных функций. Будучи лидерами своей общины, они обучали новообращенных. Они проповедовали и заботились о благополучии общины (см. Деян. 15:6; 1 Тим. 5:17; 1 Петр. 5:2).
Каким образом вы можете лучше взаимодействовать с руководителями вашей общины, даже если вы не всегда с ними согласны?
Прочитайте 1 Петр. 5:1–4. Как лидеры должны относиться к своей роли в церкви? Как эти принципы могут быть применимы к каждому из нас независимо от нашей роли?
Петр начинает свое наставление пресвитерам (в Синодальном переводе — «пастырям») с замечания, что сам он является сопресвитером. Затем он упоминает еще два факта о себе: он свидетель страданий Христовых и участник славы, которая должна открыться. Говоря это, Петр подчеркивает первое качество, необходимое пресвитеру: он должен понимать важность Христовых страданий за нас и той великой надежды, которую Он нам предлагает.
Петр сравнивает пресвитера с пастухом, который пасет Божье стадо. Сравнение церкви со стадом овец предполагает, что члены церкви иногда блуждают сами по себе, подобно овцам. Поэтому им требуется пастырь, который направлял бы их в общину и помогал выстраивать отношения между ее членами. Пресвитер также должен подавать скромный пример того, как следует поступать христианину.
Какое предупреждение пастырям мы находим в следующих стихах? Иер. 10:21; Иез. 34:8–10; Зах. 11:17.
Задача христианского руководителя состоит в том, чтобы обращаться с людьми в церкви так же терпеливо, как пастухи обращаются со своими овцами. Пресвитеры должны с нежностью собирать их для совместного поклонения Богу и свидетельства об Иисусе тем, кто нуждается в Его спасении.
Петр также отмечает, что пресвитерам следует заботиться о пастве охотно, без принуждения. Не всегда легко найти людей, готовых взять на себя руководство церковью. Это особенно очевидно во время работы избирательного комитета. Чтобы церковь хорошо функционировала, необходимо назначить подходящих людей на определенные должности. Есть определенные причины, по которым многие люди не хотят брать на себя руководящую роль. Некоторые из этих ролей требуют значительных затрат времени, и люди, которые подходят для таких ролей, возможно, уже имеют много обязательств. Другие могут почувствовать, что они недостаточно хорошо подготовлены, чтобы взять на себя эту роль. Но Петр говорит о том, что, если нас об этом просят, мы должны охотно брать на себя лидерство, когда у нас есть такая возможность.
Прочитайте 1 Петр. 5:3 и Мф. 20:24–28. Какие важные принципы христианского руководства можно найти в этих текстах?
В греческом тексте ключевое слово в 1 Петр. 5:3 — катакуриеуонтес. То же самое слово встречается в Мф. 20:25 и означает «господствовать» или «властвовать» над кем-либо. Таким образом, наставление пастырям в 1 Петр. 5:3 можно перевести следующим образом: «Не господствуйте над теми, кто вам доверен». Этот совет перекликается со словами Иисуса в Мф. 20:25.
Мф. 20:20–23 позволяет увидеть контекст высказывания Иисуса в Мф. 20:24–28. Мать Иакова и Иоанна подошла к Иисусу с просьбой, чтобы в установленном Христом царстве ее сыновья сидели по правую и левую руку от Него.
«Иисус отнесся к ним снисходительно. Он не стал обличать их самолюбие и попытку возвыситься над своими же братьями. Он читал в их сердцах, знал глубину их преданности Ему. Их любовь — это не просто человеческая привязанность; хотя она несовершенна, как несовершенно все земное и человеческое, тем не менее она проистекает из Его спасительной любви. Христос хотел не обличить их, а углубить и очистить эту любовь» (Э. Уайт. Желание веков, с. 548).
Иисус объясняет, что такое почетное место дарует Отец, а не Он. Далее Он уточняет, что основным различием между Его Царством и царствами языческих народов является тип руководителя. Тот, кто желает быть большим в Царстве Иисуса, должен стать слугой, потому что руководители в Царстве Христа будут подобны Иисусу. «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28).
Таким образом, Петр призывает церковных лидеров к такому же идеалу: в них должны быть явлены те же смирение и самоотречение, что и в Иисусе.
Прочитайте Флп. 2:4–8. Как эти слова Павла перекликаются с тем, о чем написал Петр? Как можно выполнить то, к чему нас призывают эти стихи?
В древнем мире, в котором жил Петр, общество было поделено на множество классов. Правящая элита внушала страх одним лишь своим присутствием. Их окружали люди более низкого ранга. Самое незавидное положение занимали рабы. К представителям высших сословий следовало относиться со смирением. В греческом языке слово «смирение» означает «скромный», «незначительный», «слабый» и «бедный». Оно характеризует людей без положения и власти в обществе. Вне иудаизма и христианства эпитет «смиренный» ассоциировался с людьми низкого положения, и смиренное поведение не считалось обязательным для свободных людей.
Прочитайте 1 Петр. 5:5–7. Учитывая контекст и время, в которое жили адресаты послания, что такого особенного написал здесь Петр?
В Библии смирение показано совершенно в ином свете, нежели оно рассматривалось в то время и в той культуре, в которой жил Петр. Петр цитирует Притч. 3:34 из Септуагинты (греческого перевода Ветхого Завета) — стих, который также цитируется в Иак. 4:6. В Ветхом Завете в задачи Бога входило смирять гордых и сильных (см. Ис. 13:11; 23:9; Иов. 40:11).
Правильным является смиренное отношение к Богу. «Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1 Петр. 5:6). Смирение, а не гордость, должно характеризовать отношения христиан не только с Богом, но и друг с другом (см. 1 Петр. 5:5).
Христиане, включая тех, кто занимает ответственные посты, знают, что они — грешники, спасенные благодатью Божьей. Это самое главное, и в этом смысле мы все равны и должны смириться перед Крестом. И это смирение следует проявлять в наших отношениях с другими людьми, в частности с теми, кто нам доверен. Конечно, можно быть смиренным перед Богом, Творцом неба и земли. Кроме того, относительно легко быть смиренными перед теми, кто выше нас по рангу и имеет власть над нами. Настоящее же испытание приходит, когда необходимо проявить смирение по отношению к тем, кто «ниже» нас, кто не имеет над нами никакой власти. Это и есть то смирение, о котором говорит здесь Петр.
Почему вся суть — в Голгофском кресте и что в нем может помочь нам быть смиренными?
Как мы уже отметили, Петр писал свое послание в то время, когда церковь подвергалась преследованиям. Для его читателей тема великой борьбы была не просто абстрактной богословской идеей; в отличие от нас сегодня они испытали на себе всю тяжесть этой битвы.
Прочитайте 1 Петр. 5:8–10 и Откр. 12:7–9. Что эти тексты говорят нам о происхождении зла и работе сатаны в нашем мире?
Книга Откровение показывает, что христиане вовлечены во вселенскую битву между силами добра и зла. В Откровении силы добра возглавляет Иисус, Который есть «Слово Божие», «Царь царей и Господь господствующих» (Откр. 19:13, 16). Силы зла ведомы дьяволом, который также назван сатаной и представлен в образе дракона (см. Откр. 12:7–9; 20:7, 8). Хотя популярные СМИ и даже некоторые христиане отрицают реальность сатаны, на самом деле дьявол является могущественным существом и желает нам только зла. Тем не менее хорошей новостью является то, что в конечном итоге дьявол будет навсегда уничтожен (см. Откр. 20:9, 10).
Петр не умаляет угрозы, исходящей от дьявола. «Диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5:8). Петр также говорит, что его читатели могут увидеть силу дьявола в своих нынешних страданиях. Тем не менее эти страдания закончатся вечной славой (см. 1 Петр. 5:10).
Прочитайте 1 Петр. 5:10 еще раз. О чем говорит нам Петр?
Хотя мы не знаем точного характера их испытаний, мы можем увидеть надежду, которую выражает Петр. Да, дьявол реален. Великая борьба реальна, и наши страдания реальны. Но «Бог всякой благодати» победил дьявола. Поэтому, какие бы испытания ни выпали на нашу долю, если мы останемся верными даже до смерти (см. Евр. 11:13–16), победа нам обеспечена благодаря Иисусу.
Как мы можем научиться отстаивать свою веру и твердо стоять до конца, независимо от того, что с нами происходит?
Наглядный пример смиренного руководства Иисуса можно увидеть в Его действиях во время Тайной вечери. Тогда Иисус полностью осознавал, что приходится Сыном Богу и вскоре вернется к Своему Отцу (см. Ин. 13:1). После трапезы Он омыл ноги ученикам и сказал: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13:14, 15). Каждый раз, когда последователи Иисуса омывают ноги друг другу, они не только воспроизводят эту сцену, но и напоминают друг другу истину: чтобы быть первым в Царстве Иисуса, нужно стать слугой. Несомненно, до конца своей жизни, более полно осознав, кем же на самом деле был Иисус, ученики помнили этот жест смирения со стороны своего Учителя. Безусловно, об этом помнил и Петр, призывая пастырей церкви не господствовать над другими, но облечься в смиренномудрие.
«Согласившись стать человеком, Христос проявил смирение, которое поразило небожителей. Само согласие стать человеком не было бы унижением, если бы не возвышенное предсуществование Христа. Мы должны уяснить, что Христос снял Свою царскую одежду, Свой царский венец, оставил Свое высокое положение и облек Свою Божественность в человеческое естество, чтобы найти с человеком общий язык и наделить род людской нравственной силой быть сыновьями и дочерьми Бога.
Кротость и смирение, присущие Христу, будут явлены в жизни и характере тех Его последователей, которые привыкли поступать так, как Он поступал» (Э. Уайт, Сыновья и дочери Бога, с. 81).
Вопросы для обсуждения:
1. Иисус начал Свое служение, противостав дьяволу. Ослабленный сорокадневным постом, Он смог противостоять искушениям дьявола, цитируя Писание (см. Мф 4:1–11; Мк. 1:12, 13; Лк. 4:1–13). Каким образом мы можем противостоять дьяволу в нашей жизни?
2. Приведите примеры истинного смирения, которые вы видели. Чему они вас учат?
3. Обсудите в классе качества хорошего христианского лидера помимо тех, о которых говорит Петр в стихах, предложенных для изучения на этой неделе. Как эти качества соотносятся с качествами светских лидеров? Чем они могут отличаться?
4. Как бы вы ответили на заявление, что сатаны как такового не существует и это всего-навсего символ зла, присутствующего в человеческой природе?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →