«Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Петр. 2:21).
История преследования христиан в первые три века хорошо известна. Сама Библия, особенно книга Деяний, проливает свет на то, что ожидало раннюю церковь. Преследования и сопутствующие им страдания были знакомы и христианам, к которым обращался Петр.
В первой главе Петр пишет: «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа» (1 Петр. 1:6, 7). В последних стихах послания эта мысль повторяется: «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми» (1 Петр. 5:10).
В этом небольшом послании как минимум в трех развернутых отрывках говорится о страданиях его читателей за Христа (см. 1 Петр. 2:18–25; 3:13–21; 4:12–19). Принято считать, что главной в Первом послании Петра является тема страданий, вызванных преследованиями. Поэтому обратимся к этой теме.
Прочитайте 1 Петр. 1:6; 5:10. О чем говорит Петр? Как он советует своим читателям реагировать на происходящее с ними?
В течение первых трех столетий человек мог поплатиться ужасной смертью только за то, что был христианином. Письмо, адресованное римскому императору Траяну, иллюстрирует, насколько уязвимы были ранние христиане. Письмо написано Плинием, который на момент его написания (111–113 гг. н. э.) был наместником Понта и Вифинии — двух областей, упомянутых в 1 Петр. 1:1.
Плиний спрашивал у Траяна, как следует поступать с христианами. Он пояснил, что отправляет на смертную казнь тех, кто упорно отстаивает свою принадлежность к христианству. Другие говорили, что были христианами в прошлом, но больше таковыми не являются. Плиний разрешил им доказать свою невиновность. Для этого они должны были возжечь курение статуям Траяна и других божеств и проклясть Иисуса.
Поклонение живому императору редко практиковалось в Риме, но в восточной части Римской империи, куда как раз и направлялось Первое послание Петра, императоры разрешали возведение храмов в свою честь. В некоторых из этих храмов были свои священники и алтари для жертвоприношений. Когда Плиний заставлял христиан демонстрировать свою лояльность к империи, возжигая курение и поклоняясь статуе императора, он использовал давно установившуюся в Малой Азии практику.
В первом веке христианам угрожала смерть уже в силу того факта, что они были христианами. Особенно сильными оказались преследования при императорах Нероне (54–68 гг. н. э.) и Домициане (81–96 гг. н. э.).
Преследования, отображенные в Первом послании Петра, скорее всего носили локальный характер. В своем послании Петр не приводит конкретных примеров, но, возможно, речь идет о злословии (см. 1 Петр. 2:12), ругательстве и упреках (см. 1 Петр. 3:9; 4:14). При всей серьезности этих испытаний они едва ли вели к массовым тюремным заключениям или казням, по крайней мере, в то время. Тем не менее христианская жизнь могла привести к конфликту верующих с представителями влиятельных сословий, и в таком случае они могли серьезно пострадать из-за своих убеждений. Петр в своем послании затронул важную и актуальную тему.
Прочитайте 1 Петр. 3:13–22. Как христиане должны отвечать тем, кто причиняет им страдания из-за их веры? Какова связь между страданиями Иисуса и страданиями, которые претерпевают верующие из-за своей веры?
Когда Петр говорит: «Если и страдаете за правду, то вы блаженны» (1 Петр. 3:14), он повторяет слова Иисуса: «Блаженны изгнанные за правду» (Мф. 5:10). Затем он говорит, что христиане не должны бояться своих обидчиков, но должны святить (чтить) Христа как Господа в своих сердцах (см. 1 Петр. 3:15). Такое исповедание Иисуса в сердце поможет преодолеть страх, внушаемый их противниками.
Затем он говорит, что христиане всегда должны быть готовы дать отчет в своем уповании с кротостью и благоговением (см. 1 Петр. 3:15, 16).
Петр настаивает: христиане должны быть уверены, что не дают другим повода для обвинений в свой адрес. Они должны иметь «добрую совесть» (1 Петр. 3:16). Это важно, потому что те, кто обвиняет христианина, будут пристыжены его непорочной жизнью.
Очевидно, что нет никакой заслуги в страдании за злые дела (см. 1 Петр. 3:17). Именно страдание за доброе дело, за правильный поступок оказывает существенное влияние. «Ибо, если угодно воле Божьей; лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые» (1 Петр. 3:17).
Затем Петр приводит в пример Иисуса. Сам Христос пострадал за Свою праведность; святость и чистота Его жизни были постоянным упреком для тех, кто ненавидел Его. Если кто и пострадал за свои добрые дела, а не за злые, так это Иисус.
Но Его страдания также произвели единственное средство спасения. Он умер вместо грешников («праведник за неправедных», 1 Петр. 3:18), чтобы те, кто верит в Него, получили обетование вечной жизни.
Страдали ли вы когда-нибудь из-за того, что поступили правильно, а не из-за своего проступка? Что это был за опыт и научил ли он вас тому, что значит быть христианином и отражать характер Христа?
Прочитайте 1 Петр. 4:12–14. Почему Петр говорит своим читателям, что страдания не должны их удивлять? См. также 2 Тим. 3:12; Ин. 15:18.
Петр ясно говорит, что быть гонимыми за христианство означает разделить страдания Христа. Этому не стоит удивляться. Павел писал: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12). Сам Иисус предупреждал Своих последователей о том, с чем они столкнутся: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга» (Мф. 24:9, 10).
Эллен Уайт писала: «Так будет со всеми, кто желает жить благочестиво во Христе Иисусе. Всех, кто имеет дух Христов, ожидают гонения и преследования. Характер гонений со временем меняется, но принцип и дух их остаются теми же. Это тот же самый дух, который убивал Божьих избранников еще со времен Авеля» (Деяния апостолов, с. 576).
Прочитайте Откр. 12:17. Что здесь говорится о преследовании христиан в последние дни?
Несомненно, для верных христиан преследования могут стать постоянной реальностью, о чем и говорит здесь Петр, предостерегая своих читателей об «огненном искушении», с которым они сталкиваются.
Огонь — удачная метафора. Огонь может быть разрушительным, но он также может очистить от примесей и грязи. Все зависит от того, что именно подвергается воздействию огня. Если здания уничтожаются огнем, то серебро и золото огнем очищаются. Хотя никогда не следует намеренно провоцировать преследования, Бог может обратить их во благо. Следовательно, Петр говорит своим читателям и нам: «Да, гонения это плохо, но не впадайте в отчаяние, как если бы это было чем-то неожиданным. Возрастайте в вере!».
Что мы можем сделать, чтобы поддержать и приободрить тех, кто страдает за свою веру?
Ср. 1 Петр. 4:17–19 с Ис. 10:11, 12 и Мал. 3:1–6. О чем говорят эти стихи?
Во всех этих отрывках изображен процесс суда, начинающийся с Божьего народа. Петр даже связывает страдания своих читателей и суд Божий. По его мнению, страдания, которые испытывают его читатели-христиане, есть не что иное, как Божий суд, который начинается с дома Божьего. «Итак, страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро» (1 Петр. 4:19).
Прочитайте Лк. 18:1–8. Как этот отрывок помогает нам понять суд Божий?
В библейские времена суд, как правило, был весьма желанным событием. Изображение бедной вдовы в Лк. 18:1–8 показывает общее отношение к суду. Вдова знает, что сможет выиграть дело, если найдет судью, который возьмется за него. Для того чтобы ее выслушали, у нее нет ни денег, ни положения в обществе, но она все-таки убеждает судью выслушать ее и защитить. Иисус говорит: «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь?» (Лк. 18:7). Грех принес зло в этот мир, и Божий народ на протяжении многих веков ожидал Бога, Который все исправит.
«Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои» (Откр. 15:4).
Подумайте о бесчисленных злодеяниях, происходящих в мире и остающихся безнаказанными. Почему в таком случае понятия справедливости и Божьего праведного суда столь значимы для нас как христиан? Какую надежду вы черпаете в обетовании грядущего суда?
Мы выяснили, что Петр писал верующим, страдающим за свою веру. Как показывает история христианства, эта ситуация в дальнейшем ухудшилась. Несомненно, что в последующие годы многие христиане находили утешение и поддержку в словах Петра. Они несут ободрение верующим и сегодня.
Почему мы страдаем? Это извечный вопрос. В книге Иова, одной из первых записанных книг Библии, тема страданий является ключевой. В самом деле, если кто-то за исключением Иисуса и пострадал не как «убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое» (1 Петр. 4:15), то это был Иов. Ведь даже Бог так говорит об Иове: «Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов. 1:8). И все же посмотрите на страдания, которые несчастный Иов перенес не потому, что делал зло, но потому, что творил добро!
Как следующие тексты помогают ответить на вопрос о причине страданий? 1 Петр. 5:8; Откр. 12:9; Откр 2:10.
Если говорить вкратце, мы страдаем потому, что находимся в эпицентре великой борьбы между Христом и сатаной. Это не просто метафора, указывающая на противоборство доброго и злого начал в нашей природе. Реальный дьявол и реальный Иисус сражаются за человека.
Прочитайте 1 Петр. 4:19. Как то, о чем пишет здесь Петр, может помочь нам в нашей борьбе?
Когда мы страдаем не по своей вине, мы, естественно, снова и снова задаемся тем же вопросом, что и Иов: «Почему?». И чаще всего мы не находим ответа. Все, что мы можем сделать в страданиях, это посвятить свои души Богу, уповая на нашего «верного Создателя» и продолжая делать добро (1 Петр. 4:19).
Почему личный опыт познания Бога и Его характера, Его благости и любви столь значим для страдающего христианина? Как мы можем углублять свои знания о Боге?
В уроке за воскресенье мы говорили о преследованиях, с которыми сталкиваются христиане. Развернутый отрывок письма, написанного императору Траяну, дает представление о том, какие страдания испытывали христиане в те далекие времена:
«С теми, на кого донесли как на христиан, я действовал так. Я спрашивал их самих, христиане ли они; сознавшихся спрашивал во второй и третий раз, угрожая наказанием; упорствующих отправлял на казнь. Я не сомневался, что, в чем бы они ни признались, их следовало наказать за непреклонную закоснелость и упрямство.
Тех, кто отрицал, что они христиане или были ими, я решил отпустить, когда они, вслед за мной, призвали богов, совершили перед изображением твоим, которое я с этой целью велел принести вместе со статуями богов, жертву ладаном и вином, а кроме того похулили Христа: настоящих христиан, говорят, нельзя принудить ни к одному из этих поступков.
Другие названные доносчиком сказали, что они христиане, а затем отреклись: некоторые были, но отпали, одни три года назад, другие много лет тому назад, некоторые лет тому двадцать. Все они почтили и твое изображение, и статуи богов и похулили Христа» (Письма Плиния Младшего, X.96).
Вопросы для обсуждения:
1. С какой основной проблемой сталкивались христиане, судя по этому письму? Какие здесь можно усмотреть параллели с событиями последних дней, описанными в вести третьего ангела (см. Откр. 14:9–12)? Что это говорит нам о важных моментах великой борьбы?
2. «Чтущих Закон Божий будут обвинять в том, что они навели суды Божьи на мир, на них будут смотреть как на виновников ужасных стихийных бедствий, вражды, кровопролития, которые наполнят всю землю страданием. Сила, сопровождающая последнее предостережение, приведет нечестивых в ярость, и их гнев разгорится против всех, принявших эту весть, а сатана будет еще больше раздувать дух ненависти и преследования» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 614, 615). Хотя мы не знаем, когда это произойдет, мы должны всегда быть готовы столкнуться с противодействием нашей вере. Назовите ключевые факторы, обеспечивающие нашу готовность.
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →