1 Петр. 3:8–12; Гал. 2:20; 1 Петр. 4:1, 2; Рим. 6:1–11; 1 Петр. 4:3–11; 2 Цар 11:4.
Памятный стих:
«Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лицо Господне против делающих зло» (1 Петр. 3:12).
Авторы Библии хорошо знали о проблеме человеческой греховности, поразившей весь мир. Они также знали о своей собственной греховности (см 1 Тим. 1:15). Они понимали всю серьезность этой проблемы, для решения которой потребовалась смерть Иисуса Христа на кресте. Это показывает нам всю пагубность и масштабность греха.
Но библейские авторы также прекрасно знали, что Христос имеет силу изменить нашу жизнь и сотворить из нас новый народ в Себе.
На этой неделе мы продолжим исследовать тему новой жизни, которую обретает верующий во Христе после того, как он посвятил себя Ему и принял крещение. В действительности, эта перемена настолько велика, что ее нельзя не заметить. Петр не говорит, что эта перемена дается легко; зачастую требуются страдания плоти, чтобы обрести обещанную победу (см. 1 Петр. 4:1).
Петр развивает тему, которая проходит красной нитью через всю Библию, — проявление любви в жизни верующего в Иисуса. «Любовь, — пишет он, — покрывает множество грехов» (1 Петр. 4:8). Любя и прощая других, мы отражаем то, что Иисус сделал и продолжает делать для нас.
Прочитайте 1 Петр. 3:8–12. Как, по словам апостола, должны жить христиане? Что он повторяет из написанного в 1 Петр. 2:20, 21?
Петр начинает с того, что призывает верующих быть единомысленными (хомофронес). Он не имеет в виду однообразие, когда все думают, поступают и верят абсолютно одинаково. Лучшую иллюстрацию этой идеи можно найти в 1 Кор. 12:1–26, где Павел разъясняет, что, подобно тому как тело состоит из разных частей, таких как руки и глаза, церковь состоит из людей с разными духовными дарами. И в том, и в другом случае единство достигается за счет общих целей и совместных действий.
Безусловно, иметь подобное единство не всегда легко, о чем наглядно свидетельствует печальная история христианской церкви. Тем не менее сразу после этого наставления Петр объясняет своим читателям, каким образом они могут воплотить в жизнь этот христианский идеал.
Например, христиане должны действовать с сочувствием (см. 1 Петр. 3:8). Сочувствие означает, что, когда страдает один христианин, другие будут страдать с ним; когда один христианин радуется, с ним будут радоваться и другие христиане (ср. 1 Кор. 12:26). Сочувствие дает нам возможность увидеть происходящее глазами другого человека, а это является важным шагом на пути к единству. Затем Петр говорит, что мы должны быть братолюбивы (см. 1 Петр. 3:8). Сам Иисус сказал, что Его истинных учеников можно будет узнать по тому, что они любят друг друга (см. Ин. 13:35). Кроме того, по словам Петра, христиане должны быть милосердны (см. 1 Петр. 3:8). Они должны быть снисходительны к недостаткам и ошибкам друг друга.
«Распните себя, почитайте других лучшими себя. Таким образом вы станете едины со Христом. Перед Вселенной, перед церковью и миром вы пронесете безошибочное свидетельство того, что вы — сыновья и дочери Божьи. Бог прославится через пример, который вы покажете своей жизнью (Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 188).
Всегда ли мы поступаем так, как советует здесь Петр, особенно относительно его совета «не воздавать злом за зло» (1 Петр. 3:9)? Должны ли мы победить свою гордыню, чтобы следовать этим словам? Каким образом мы можем это сделать? (См. Гал. 2:20).
Иисус умер за наши грехи, и наша надежда на спасение основана только на Нем, на Его праведности, которая покрывает нас и делает праведными в глазах Бога. Благодаря Иисусу «Бог принимает вас так, как будто вы никогда не грешили» (Э. Уайт. Путь ко Христу, с. 62).
Но Божья благодать не ограничивается тем, что провозглашает прощение наших грехов. Бог также дает силу, чтобы победить наши грехи.
Прочитайте 1 Петр. 3:18, 21; 1 Петр. 4:1, 2, а также Рим. 6:1–11. Какова связь между страданием и победой над грехом?
В 1 Петр. 3:18 используется короткое греческое слово, которое показывает исчерпывающий характер жертвоприношения Иисуса. Это слово хапакс, «раз и навсегда». Петр использует это слово, чтобы подчеркнуть универсальный характер страданий Иисуса и Его смерти за нас.
Связь между 4:1, 2 и 3:18–22 обеспечивается за счет слова «итак» в 4:1. Ранее Петр отмечал, что Христос пострадал за наши грехи для того, чтобы привести нас к Богу (см. 1 Петр. 3:18), и что «крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Петр. 3:21).
Лучше всего понять слова Петра «страдающий плотию перестает грешить» (1 Петр. 4:1) можно в контексте крещения. Посредством крещения христианин участвует в страданиях, смерти и воскресении Иисуса; христианин сделал выбор «остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» (1 Петр. 4:2). Эта задача может быть достигнута только путем ежедневного подчинения себя Господу и распятия «плоти со страстями и похотями» (Гал. 5:24).
В Рим. 6:1–11 Павел говорит, что при крещении христиане объединились с Иисусом в Его смерти и воскресении. При крещении мы умерли для греха. Теперь мы должны сделать так, чтобы смерть для греха стала очевидной в нашей жизни. Слова Павла «почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:11) открывают секрет успеха христианской жизни.
Когда в последний раз вы «страдали плотию», пытаясь побороть грех? Что ваш ответ говорит вам о вашей христианской жизни?
Во Христе мы имеем новую жизнь, новое начало. Мы рождаемся свыше. Для тех, кто принял Христа во взрослом возрасте, это означает, что отныне они будут жить не так, как раньше. Все мы слышали невероятные истории о людях, которые, живя в мире, испытали радикальную перемену благодаря Иисусу и Его спасительной благодати.
Сказав о смерти своего «я» и о новой жизни, которую мы имеем в Иисусе как крещенные в Его смерть и воскресение, Петр теперь говорит о тех изменениях, которые произойдут.
Прочитайте 1 Петр. 4:3–6. Какие изменения будут происходить в жизни человека и как другие люди будут реагировать на эти изменения?
Говоря о злоупотреблении алкоголем, Петр использует выражения «пьянство», «излишество в питии», «распутство». Говоря современным языком, с обращением человека вечеринки закончились. По словам Петра, происходящие с христианином изменения столь велики, что те, кто знал его по прошлой жизни, будут «дивиться» тому, что он оставил разгульный образ жизни (см. 1 Петр. 4:4). Таким образом, мы получаем возможность свидетельствовать неверующим, не прибегая к проповеди. Жизнь благочестивого христианина может быть большим свидетельством, чем все проповеди в мире.
Что Петр говорит о суде в этих текстах?
Здесь, как и в других местах Библии (см. Ин. 5:29; 2 Кор. 5:10; Евр. 9:27), Петр ясно говорит, что однажды настанет день суда для дел, совершенных «по человеческим похотям» (1 Петр. 4:2). Когда Петр говорит, что Евангелие «и мертвым было благовествуемо» (1 Петр. 4:6), он имеет в виду, что умершие на тот момент люди при своей жизни имели возможность познать спасительную благодать Бога. Таким образом, Бог может также справедливо судить и их.
Насколько сильно изменилась ваша жизнь с того момента, когда вы поверили во Христа? Что именно изменилось?
Перечисляя те неправильные поступки, которые люди совершали в прошлом и которые перестали делать, поверив в Иисуса, Петр также упоминает то, что попадает под определение «сексуальных грехов».
Прочитайте еще раз 1 Петр. 4:3. Какие пороки перечисляет здесь апостол?
Два слова имеют явный сексуальный подтекст: «распутство» (греч. асельгия — «сладострастие») и «похоти» (греч. эпитупия — «вожделение» или «сексуальное желание»).
Тем не менее христиане часто имеют неправильное представление о сексуальности. Библия не против секса. Наоборот, Бог создал секс, и Он даровал человечеству сексуальность как великое благословение. Сексуальность присутствовала в Эдеме в самом начале: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт. 2:24, 25). Она была одним из ключевых факторов единства мужа и жены, пожизненно посвятивших себя друг другу. Это единство обеспечивало наилучшую среду для воспитания детей. И эта близость и интимность есть отражение того, к чему также стремится Бог в отношениях со Своим народом (см. Иер. 3; Иез. 16; Ос. 1–3).
И хотя в брачном союзе мужчины и женщины сексуальность является огромным благословением, в любых других отношениях она может стать одной из самых разрушительных сил в мире. Разрушительные последствия этих грехов в наше время невозможно предсказать. Жизнь многих людей оказалась загубленной в результате злоупотребления этим замечательным даром.
Что общего имеют следующие тексты: 2 Цар. 11:4; 1 Кор. 5:1; Быт. 19:5; 1 Кор. 10: 8?
Необязательно читать Библию, чтобы знать о той боли и тех страданиях, которые причиняют эти грехи.
Тем не менее мы должны быть осторожны. Конечно, подобные грехи оказывают сильное негативное воздействие на людей, и общество склонно клеймить их позором. Но грех есть грех, и смерть Христа покрывает любые грехи, включая сексуальные. Как христианам нам следует быть осторожными, особенно в такой деликатной сфере, чтобы быть уверенными в том, что мы следуем совету: «Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Лк. 6:42).
Уже во времена Петра христиане жили, ожидая скорого возвращения Иисуса и конца этого мира. Мы знаем это из слов самого апостола: «Впрочем, близок всему конец. Итак, будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах» (1 Петр. 4:7). Другими словами, Петр призывает своих читателей приготовиться к концу. В определенном смысле «конец» для каждого из нас наступит сразу после смерти. Смертный сон может длиться тысячу лет или несколько дней, но мы воспринимаем его как одно мгновение. Как только мы откроем глаза, для нас сразу наступят Второе пришествие Христа и конец этого мира.
Как следует жить христианам, по словам Петра, если «близок всему конец» (1 Петр. 4:7–11)?
Христиане не только должны быть благоразумными и бодрствовать в молитвах, но и поддерживать постоянную «любовь друг к другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (1 Петр. 4:8).
Что это значит? Каким образом любовь покрывает грех? Ответ на этот вопрос находится в тексте, на который ссылается Петр: «Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи» (Притч. 10:12). Когда мы любим, мы с большей готовностью и легче прощаем тех, кто причиняет нам боль и оскорбляет нас. Любовь Христа приводит к тому, что Он нас прощает. Наша любовь также должна побуждать нас прощать других. Когда преизобилует любовь, легче забыть незначительные и серьезные проступки.
Очевидно, что Петр выражает здесь ту же мысль, которую неоднократно озвучивали Иисус и Павел: весь закон сводится к обязанности любить Бога всем сердцем и любить наших ближних, как самих себя (см. Мф. 22:34–39; Рим. 13:8–10).
Петр также призывает христиан быть гостеприимными. Второе пришествие близко, но христиане не должны из-за этого пренебрегать социальными отношениями. Наконец, когда христиане говорят, их слова должны звучать как слова Божьи. Серьезность времени, в которое мы живем, призывает к серьезному разговору с людьми о духовных истинах.
«Любовь покрывает множество грехов». Кто согрешил против вас? Как вы можете проявить любовь, необходимую для того, чтобы «покрыть» тот грех? Почему вы сами выиграете, если поступите подобным образом?
«Любовь, которая долготерпит и которая добра, не будет превращать опрометчивый поступок в непростительный грех и наживаться на ошибках других. Писание ясно учит нас, что с ошибающимся человеком нужно обходиться терпеливо и предупредительно. При правильном подходе ожесточенное сердце сможет быть обращено ко Христу. Любовь Иисуса покрывает множество грехов. Его благодать никогда не ведет к разоблачению чьих-то проступков, если только это не вызвано положительной необходимостью» (Э. Уайт. Советы родителям, учителям и учащимся, с. 267).
Поразмышляйте об Иисусе и женщине, уличенной в прелюбодеянии (см. Ин 8:1–11). Мы обычно рассматриваем этот эпизод как историю о благодати, проявленной Христом к падшей женщиной, и это правда. Но здесь есть и более глубокий смысл. Почему Иисус записал «тайные прегрешения» религиозных лидеров на песке, не обладающем способностью долго хранить надписи (см. Э. Уайт. Желание веков, с. 461)? Почему Он не обличил их прилюдно в грехах, которые вполне могли быть тяжелее грехов этой женщины? Вместо этого Иисус показал им, что Ему известны их лицемерие и злые намерения, но все же Он не хочет предавать их пороки огласке. Возможно, именно так Иисус пытался достучаться до сердец этих людей, показывая, что они все еще могут спастись. Какой замечательный урок для нас!
Вопросы для обсуждения:
1. Поразмышляйте о единстве, противоположном однообразию. Есть ли такие сферы, в которых мы должны поддерживать полное единомыслие, для того чтобы успешно функционировать как церковь? Что это за сферы и как мы можем достичь необходимого единодушия? И, напротив, в каких сферах разница мнений не только не вредна, но и полезна?
2. Испытали ли вы пользу от «страдания плотию» с целью перестать грешить? Означает ли тот факт, что Бог действует в нашей жизни, меняя нас, что нам нет необходимости «страдать плотию», чтобы одержать победу? Аргументируйте свой ответ.
3. Посмотрите на вред, который причиняет людям употребление алкоголя. Что мы как церковь можем сделать, чтобы помочь другим увидеть всю пагубность этого наркотика? Что мы можем сделать, чтобы предостеречь молодежь от заигрывания с ним?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →