«Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно люби́те друг друга от чистого сердца» (1 Петр. 1:22).
Всякий раз, когда мы изучаем Библию, сосредотачивая внимание на одной книге или даже на ее части, необходимо по возможности ответить на несколько вопросов.
Во-первых, какова целевая аудитория книги? Во-вторых, что послужило причиной ее написания? К каким особым вопросам (если таковые имеются) хотел обратиться автор (как, например, в случае с Посланием Павла к галатам по поводу распространенных заблуждений относительно учения о спасении и законе)? Как мы знаем, значительная часть Нового Завета была написана в виде посланий, или писем, а люди, как правило, пишут письма, чтобы передать адресату конкретную весть.
Другими словами, читая послание Петра, полезно знать его исторический контекст. О чем оно говорит и почему? И, конечно, самое главное — какие уроки мы можем извлечь из него?
Как мы скоро убедимся, уже в первых текстах своего послания Петр открывает много истин, жизненно важных для нас сегодня.
Если бы вам дали листок бумаги с текстом, который начинается со слов «Уважаемый господин!», вы бы поняли, что читаете письмо. И вы с легкостью определили бы, что это письмо пришло от человека, с которым вас мало что связывает.
Подобно тому, как современные письма начинаются со стандартных формулировок, точно так же обстояло дело с корреспонденцией в античную эпоху. Первое послание Петра начинается так же, как начиналось бы любое письмо того времени. В нем указываются автор и адресат.
Прочитайте 1 Петр. 1:1. Какие полезные сведения мы можем почерпнуть из этого стиха?
Петр четко идентифицирует себя. Его имя — первое слово в письме. Более того, он сразу определяет себя как «Апостола Иисуса Христа». Подобно Павлу (см. Гал. 1:1; Рим. 1:1; Еф. 1:1), Петр сразу обозначает свои «полномочия», подчеркивая свое Божественное призвание. Он был «апостолом», или «посланником», тогда как «пославшим» был сам Господь Иисус Христос.
Петр указывает области, жителям которых адресовано его послание: Понт, Галатия, Каппадокия, Асия и Вифиния. Все они находились на полуострове Малая Азия на территории современной Турции к востоку от Босфора.
Ведутся споры относительно того, обращался ли Петр к верующим из числа иудеев или из числа язычников. Термины «скитальцы», «рассеянные», которые Петр использует в 1 Петр. 1:1 (ИПБ), обычно относились к евреям, жившим в I веке н. э. за пределами Святой земли. Характеристики «избранные» и «освящаемые Духом» в 1 Петр. 1:1, 2 подходят как для евреев, так и для христиан. Тот факт, что люди, находящиеся вне сообщества верующих, названы «язычниками» (см. 1 Петр. 2:12, 4:3), указывает на еврейскую принадлежность тех, кому пишет Петр.
Некоторые комментаторы возражают, что слова Петра в 1 Петр. 1:18 и 4:3 звучат убедительнее, если предположить, что они скорее относятся к обращенным в христианство язычникам, нежели к евреям. В самом деле, мог ли Петр написать евреям о «суетной жизни, преданной [им] от отцов»? Или обратиться к еврейским читателям со словами: «Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям [мужеложству, скотоложству, помыслам], пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению» (1 Петр. 4:3)?
Однако для нас не столько важен вопрос читательской аудитории послания, сколько его содержание.
Прочитайте 1 Петр. 1:1, 2. Что еще говорится нам о тех, кому писал Петр? Как он их называет?
Писал ли Петр иудеохристианам или верующим из числа язычников, он был абсолютно уверен в том, что они — «избранные, по предведению Бога Отца» (1 Петр. 1:1, 2).
Здесь, однако, нужно быть осторожными. Это не означает, что Бог предопределил некоторым людям спастись, а некоторым погибнуть, и по счастливой случайности те, кому писал Петр, оказались теми, кого Бог решил спасти, тогда как другие были обречены на погибель. Библия учит совершенно иному.
Прочитайте 1 Тим. 2:4; 2 Петр. 3:9; Ин. 3:16; Иез. 33:11. Как эти стихи помогают нам понять, что имел в виду Петр, называя этих людей «избранными»?
Писание ясно говорит, что еще до сотворения земли Бог замыслил спасти каждого человека: «Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира» (Еф. 1:4). «Все» являются «избранными» в том смысле, что изначально Бог желал, чтобы все спаслись и никто не погиб. Он предопределил все человечество для вечной жизни. Это означает, что план спасения позволял каждому получить искупление, но не все воспользовались такой возможностью.
Божье предвидение избранных — это просто Его преждевременное знание того, каким будет их свободный выбор в отношении спасения. Это предвидение никак не могло повлиять на сам выбор этих людей.
Обнадеживает ли вас тот факт, что Бог избрал вас для спасения?
Прочитайте 1 Петр. 1:3–12. Какова основная мысль Петра в этих стихах?
Приветствуя своих читателей, Петр уже упоминал Отца, Сына и Святого Духа (см. 1 Петр. 1:2). Три личности Божества являются субъектами (см. 1 Петр. 1:3–12). Отец и Сын фигурируют в 1 Петр. 1:3–9, а деятельность Святого Духа обсуждается в 1 Петр. 1:10–12.
По ходу того, как Петр пишет об Отце и Сыне и работе Святого Духа, он затрагивает целый ряд тем, к рассмотрению которых вернется позже.
Петр начинает с утверждения, что христиане родились заново (см. 1 Петр 1:3; см. также Ин. 3:7). Вся их жизнь была преображена воскресением Иисуса и удивительным наследством, ожидающим христиан на небесах (см. 1 Петр. 1:3, 4). Здесь, как и во многих других местах в Новом Завете, воскресение Иисуса имеет ключевое значение для христианской надежды.
Эта надежда дает христианам повод для радости, несмотря на то обстоятельство, что многие из читающих Первое послание Петра страдают. Это страдание испытывает и очищает их веру, как огонь испытывает и очищает золото. Читатели послания Петра не видели Иисуса воочию во время Его земного служения, но это не мешает им любить Его и верить в Него. Результат этой веры — спасение и обетование «наследства нетленного, чистого, неувядаемого, хранящегося на небесах для вас» (1 Петр. 1:4).
Петр также дает им знать, что пророки древности предсказывали о «назначенной вам благодати» (1 Петр. 1:10). Пророки Ветхого Завета посредством «изыскания и исследования» (1 Петр. 1:10) постигали опыт спасения, который теперь эти люди испытывают в Иисусе.
Поскольку читатели Петра гонимы за свою веру, Петр обращает их внимание на то обстоятельство, что они вовлечены в масштабный конфликт между добром и злом. Апостол стремится помочь им остаться верными истине, даже среди испытаний.
В 1 Петр. 1:4 говорится, что существует нетленное наследство, «хранящееся на небесах для вас». Подумайте о том, что на небесах есть определенное место, предназначенное специально для вас. Каким образом вы лично можете отреагировать на это замечательное обетование?
Прочитайте 1 Петр. 1:13–21. Что, согласно этому отрывку, должно мотивировать поведение христианина?
Слово «посему» в стихе 13 показывает, что последующее утверждение Петра вытекает из предыдущего. Как мы увидели во вчерашнем исследовании, Петр до этого говорил о благодати Божьей и о той надежде, которую христиане имеют во Христе Иисусе (см. 1 Петр. 1:3–12).
Петр призывает своих читателей, получивших благодать и надежду, «препоясать чресла ума» (1 Петр. 1:13). Другими словами, в ответ на спасение, которое они имеют в Иисусе, они должны подготовить свой ум, чтобы твердо стоять на ногах и быть верными (см. 1 Петр. 1:13).
Прочитайте 1 Петр. 1:13. Что значит «совершенно уповать на благодать, явленную в Иисусе»?
Безусловно, Петр говорит им, что их упование всецело основано на Иисусе. Но затем он отмечает, что от христиан ожидается определенный уровень поведения как следствие их спасения. Он отмечает три побуждающих фактора, лежащих в основе христианского поведения: характер Бога (см. 1 Петр. 1:15, 16), грядущий суд (см. 1 Петр. 1:17) и цена искупления (см. 1 Петр. 1:17–21).
Первое, что должно мотивировать христианское поведение, — это характер Бога. Этот характер можно описать фразой: Бог свят. Петр цитирует Лев. 11:44, 45, когда говорит: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Петр. 1:16). Поэтому те, кто следует за Иисусом, также должны быть святы (см. 1 Петр. 1:15–17).
Второй мотивационный фактор для христианского поведения — понимание того, что святой Бог будет судить всех беспристрастно, согласно поступкам каждого (см. 1 Петр. 1:17).
Третий побуждающий фактор вытекает из великой истины о том, что христиане искуплены. Это означает, что за них была заплачена очень высокая цена: драгоценная кровь Христа (см. 1 Петр. 1:19). Петр подчеркивает, что смерть Иисуса не являлась случайным историческим событием, так как была предусмотрена до основания мира (см. 1 Петр. 1:20).
Что побуждает вас быть христианином? Поделитесь своими мыслями в классе субботней школы.
Затем Петр направляет христиан к наивысшему выражению того, что значит жить жизнью святости и веры.
Прочитайте 1 Петр. 1:22–25. На что Петр обращает особое внимание, рассуждая о том, что значит быть христианином?
Петр исходит из того, что христиане уже очищены («очистив души ваши…») и живут в послушании истине (см. 1 Петр. 1:22). Глагол «очистить» тесно связан со словами «святой» и «святость», которые отсылают нас назад к тому, о чем Петр писал ранее (см. 1 Петр. 1:15). Посвятив себя Иисусу и приняв крещение (ср. 1 Петр. 3:21, 22), христиане очистили себя, отделив себя для Бога, и они делают это, повинуясь истине.
Это изменение в их жизни имеет естественное последствие, так что теперь они находятся в тесной взаимосвязи с другими людьми, имеющими такие же взгляды. Эти отношения настолько близки, что Петр сравнивает их с отношениями внутри семьи. Христиане должны действовать, исходя из братской и сестринской любви. Греческое слово, которое использует Петр, когда говорит о «братолюбии» (см. 1 Петр. 1:22), — филадельфия, «братская или сестринская любовь». Это та любовь, которую имеют друг к другу члены одной семьи.
В греческом языке есть несколько различных слов для обозначения любви: филия (дружба), эрос (страстная любовь между мужем и женой), агапе (чистая любовь, ищущая блага другого). Когда Петр пишет: «Постоянно люби́те друг друга» (1 Петр. 1:22), он использует слово агапе. Именно поэтому он дополняет фразу: «Любите друг друга от чистого сердца» (1 Петр. 1:22) — сердца, которое родилось заново от нетленного Слова Божьего (см. 1 Петр. 1:23; см. также 1 Петр. 1:3). Такого рода любовь исходит только от Бога; эгоистичное и невозрожденное сердце на нее не способно. Именно поэтому Петр уделяет повышенное внимание очищению и послушанию истине (см. 1 Петр. 1:22). Истина — это не просто то, во что мы верим; ею нужно жить.
Как мы можем научиться быть более любящими? Какое решение мы должны принять, чтобы иметь возможность проявлять любовь «от чистого сердца»?
Прочитайте Э. Уайт «Избранные вести», т. 1, главы «Совершенное послушание во Христе»; с. 373–376, «Христос — путь жизни», с. 365–368.
Первая глава Первого послания Петра является на удивление содержательной и глубокой по смыслу. Петр начинает свое письмо с размышлений о характере Бога: Отца, Сына и Святого Духа. Отец предусмотрел Спасителя в лице Своего Сына Иисуса Христа, и мы избраны в Нем для освящения и послушания. Мы возлюбили Иисуса, и в Нем мы радуемся великой радостью, потому что через Его смерть и воскресение мы имеем обетование «нетленного наследства» на небесах. Даже в испытаниях мы можем радоваться спасению, предложенному нам во Христе. «Послания [Петра] способствовали возрождению мужества и укреплению веры людей, переносивших испытания и страдания, и обновлению веры тех, кому угрожала опасность забыть о Боге вследствие всевозможных искушений» (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 517). Дух Святой воздействовал на пророков, чтобы они в своих предсказаниях описали время, в которое жили Петр и его читатели. Как следствие, христиане должны жить святой жизнью в послушании истине в сообществах, отличительной чертой которых будет любовь, исходящая от «чистого сердца».
Вопросы для обсуждения:
1. В классе обсудите вопрос, предложенный в конце урока за среду: «Что побуждает нас быть христианами?». В чем ваши ответы схожи, а в чем различаются?
2. В первой главе (см. 1 Петр. 1:3, 21) Петр дважды упоминает о воскресении Христа. Почему это событие столь важно для нашей веры?
3. Петр говорил о «наследстве нетленном» (см. также Дан. 7:18). Что это значит? Подумайте обо всех вещах в этом мире и в этой жизни, которые постепенно проходят или могут исчезнуть в одно мгновение. Что это должно сказать нам о том, насколько прекрасно обещанное нам наследство?
4. Как может наша вера возрасти среди испытаний? Каким образом можно извлечь ценные уроки из своих страданий?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →