«Но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф. 14:30, 31).
Петр является автором двух новозаветных книг (Первое и Второе послания Петра), носящих его имя. Он был одним из первых учеников Иисуса; он сопровождал Иисуса в Его служении на земле; и он был в числе учеников, первыми увидевших пустую гробницу. Другими словами, Петр имел богатейший опыт, к которому мог обращаться, когда под вдохновением Святого Духа писал эти убедительные послания. «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия» (2 Петр. 1:16).
Петр часто появляется в Евангелиях, описывающих его победы и падения. Именно он взаимодействует с Иисусом от имени учеников. После воскресения и вознесения Иисуса Петр стал выдающимся лидером ранней церкви. О нем упоминается в книге Деяний, а также в Послании к галатам.
Самое главное — Петр знал, что значит ошибаться, быть прощенным и двигаться вперед в вере и смирении. Испытав на себе действие благодати Божьей, он продолжает взывать ко всем тем, кто также нуждается в этой благодати.
В Евангелиях мы впервые встречаем Петра на берегу Галилейского моря, где тот рыбачит (см. Мф. 4:18; Мк. 1:16; Лк. 5:1–11). Он трудился всю ночь, но так ничего и не поймал. Несмотря на это он и его товарищи повинуются повелению Иисуса закинуть сети в море еще раз. Насколько сильным должно было быть удивление Петра и других в тот момент, когда от веса пойманной рыбы лодки начали тонуть! О чем они думали после этого чуда?
Прочитайте Лк. 5:1–9. Как характеризуют Петра его слова, обращенные к Иисусу, в Лк. 5:8? Как они раскрывают его духовное состояние?
Петр, должно быть, имел определенные знания об Иисусе. Еще до самого чуда, когда Иисус велел им закинуть сети, Петр, пусть и с долей скептицизма, сказал: «По слову Твоему закину сеть». Складывается впечатление, что послушание Петра было обусловлено его отношением к Иисусу. Факты свидетельствуют о том, что Петр был знаком с Иисусом до этого события.
Возможно, разгадка находится в Лк. 5:3, где говорится о том, что произошло перед этим чудом. «Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки». Возможно, именно тогда слова Иисуса произвели на Петра неизгладимое впечатление.
Тем не менее после этого чуда Петр почувствовал в Иисусе нечто большее — святость, противоположную своей греховности. Осознание Петром своей греховности и готовность признать ее публично показывают, насколько открыт он был для Господа. Неудивительно, что он был призван! Несмотря на все свои многочисленные недостатки, Петр был богобоязненным человеком, готовым следовать за Господом, чего бы это ни стоило.
Прочитайте Лк. 5:11. Какой важный принцип изложен здесь? Какой посвященности ожидает от нас Иисус? О чем также говорит тот факт, что эти рыбаки были готовы оставить все, когда их сети были полны?
Свидетельство Петра о Христе в беседе с Ним — один из самых ярких моментов в жизни Иисуса. Только что книжники и фарисеи искушали Его дать им знамение, которое сняло бы все вопросы относительно Его личности (см. Мф. 16:1–4). Позднее в кругу учеников Иисус говорил о двух совершенных Им чудесах, благодаря которым Он дважды накормил тысячи людей несколькими хлебами и рыбами. Все это говорилось в контексте предупреждения учеников о «закваске фарисейской и саддукейской» (Мф. 16:11).
Прочитайте Мф. 16:13–17. Что здесь происходит? Каково значение слов Петра, обращенных к Иисусу?
Здесь Петр смело говорит и о своей вере в Иисуса. Из Мф. 16:20 становится понятно, что и другие разделяли его признание Христа Мессией. Это стало поворотным моментом в служении Иисуса, хотя ученикам, включая Петра, предстояло еще многому научиться.
«Ученики все еще надеялись, что Христос будет царствовать как светский правитель. Хотя Он долгое время скрывал Свои намерения, они все-таки верили, что не вечно Он будет оставаться в бедности и безвестности, и приближается время, когда Он установит Свое царство. Ученики Христа и представить себе не могли, что ненависть священников и раввинов никогда не прекратится, что Христос будет отвергнут Своим народом, осужден, как обольститель, и распят, как разбойник» (Э. Уайт. Желание веков, с. 415).
Как только ученики признали Иисуса Мессией, Он начал открывать им, что Ему предстоит пострадать и умереть (см. Мф. 16:21–23). Петр не мог этого принять и стал «прекословить» Иисусу. Тогда Иисус обращается к Петру и говорит: «Отойди от Меня, сатана!» (Мф. 16:23). Это одни из самых суровых слов, которые Он сказал кому-либо во время Своего служения; тем не менее Он сделал это для блага Петра. Слова Петра отражали его собственные желания и эгоизм. Иисус должен был остановить его на этом пути здесь и сейчас. И хотя Иисус действительно обращался к сатане, Петр сделал выводы. Ему необходимо было понять, что служение Господу включает в себя страдания. То, что он усвоил этот урок, видно в его последующих посланиях (см. 1 Петр. 4:12).
Как часто ваши личные желания противоречат тому, чего хочет от вас Бог? Как вы решаете, что делать в таких ситуациях?
Сопровождая Иисуса, ученики видели множество чудес, но немногие из них могут сравниться с событиями, описанными в Мф. 14:13–33; Мк. 6:30–52 и Ин. 6:1–21. Иисус использовал пять небольших хлебов и две рыбы, чтобы накормить более пяти тысяч человек. Что должно было происходить в умах учеников после увиденного?
Прочитайте Мф. 14:22–33. Какой самый важный урок мы можем извлечь из этой истории, чтобы помочь себе поддерживать близкие отношения с Господом?
Эти люди стали свидетелями власти Иисуса, проявившейся в чуде насыщения народа. Он действительно имел контроль над природным миром. Должно быть, именно это подвигло Петра обратиться к Нему со своей смелой дерзкой просьбой: «Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде» (Мф. 14:28). Какое проявление веры!
Тогда Иисус признал эту веру и велел Петру идти по воде, что тот и сделал. И это было еще одно проявление веры Петра. Одно дело — идти по воде, когда море спокойно, но Петр ступил на воду во время бури.
Обычно эта история служит примером того, как важно не сводить свой взгляд с Иисуса. Но есть еще кое-что. Петр, безусловно, верил в Иисуса, иначе он никогда бы не попросил о таком и не сделал бы так. Однако, как только он пошел по воде, ему стало страшно, и он начал тонуть.
Почему? Разве Иисус не мог удержать Петра на поверхности независимо от его страха? Иисус, однако, позволил Петру достичь крайней точки, когда тому не оставалось ничего, кроме как кричать: «Господи! спаси меня» (Мф. 14:30). После этого Иисус протянул Свою руку и выполнил просьбу Петра. Тот факт, что «Иисус… простер руку, поддержал его» (Мф. 14:31), притом что мог запросто удержать ученика на поверхности без физического контакта, безусловно, помог Петру осознать, насколько важно научиться доверять Иисусу.
Мы можем приступить к делу с огромной верой, уповая на силу нашего Господа, но когда ситуация становится устрашающей, мы должны помнить слова Иисуса, адресованные Петру: «Маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф. 14:31).
Прочитайте Лк. 22:31–34, 54–62. Какие уроки мы можем извлечь из неудач Петра?
Петр имел благие намерения. И, в действительности, он проявил большее мужество, чем другие ученики, когда последовал за Иисусом, чтобы выяснить, что с Ним будет. Но при этом он решил скрыть свою личность. Этот компромисс и отклонение от истинного пути привели его к тому, что он трижды отрекся от своего Господа в полном соответствии с предсказанием Иисуса.
Здесь история Петра трагично поучительна в том, насколько разрушительными могут быть последствия компромисса.
Как мы знаем, история христианства омрачена страшными событиями, имевшими место, когда христиане поступались жизненно важными принципами. Хотя сама жизнь часто подразумевает компромисс и мы должны время от времени быть готовы идти на взаимные уступки, принципиальные истины следует твердо отстаивать. Как народ мы должны знать, в каких вопросах никогда и ни при каких обстоятельствах недопустимо идти на компромисс (см., например, Откр. 14:12).
Эллен Уайт пишет, что отречение Петра было обусловлено его беззаботным поведением в Гефсиманском саду, когда, вместо того чтобы молиться, он спал и, следовательно, не был духовно готов к предстоящим событиям. Она пишет, что, если бы Петр был верен в молитве, «он не отрекся бы от Господа» (см. Желание веков, с. 714).
Да, Петр ужасно пал. Но каким бы сильным ни было его падение, Божья благодать была сильнее. «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим. 5:20). Именно прощение Иисуса позволило Петру стать одним из главных лидеров ранней христианской церкви. Божья благодать реальна! Благодаря ей мы можем продвигаться вперед в вере, несмотря на наши неудачи!
Да, Петр знал, что значит получить прощение. Он знал не понаслышке то, что составляет суть Евангелия, потому что он пережил не только реальность своей человеческой греховности, но и величие и глубину Божьей любви и благодати к грешникам.
Как мы можем научиться прощать тех, кто разочаровал нас так же сильно, как Петр разочаровал Иисуса?
Во время служения Иисуса Петр часто выступал в роли лидера двенадцати учеников. Обычно именно он представлял их интересы. Перечисляя учеников, Матфей упоминает первым «Симона, называемого Петром» (Мф. 10:2). Петр также играл заметную роль в ранней церкви. Именно Петр взял на себя инициативу назначить ученика вместо Иуды Искариота, предавшего Иисуса (см. Деян. 1:15–25). В день Пятидесятницы именно Петр объяснил народу, что они видят обещанный дар Духа, изливаемый Богом на Свой народ (см. Деян. 2:14–36). Именно Петр, арестованный за проповедь о воскресении мертвых, обратился к первосвященнику и собравшимся иудейским старейшинам (см. Деян. 4:1–12). Именно Петр пришел по велению Бога к Корнилию — первому язычнику, принятому в качестве последователя Иисуса (см. Деян. 10:1–48). Павел посетил Петра и пробыл у него пятнадцать дней, когда впервые пришел в Иерусалим после своего обращения (см. Гал. 1:18). Описывая круг последователей Иисуса в Иерусалиме в то время, Павел выделяет три «столпа» церкви: Петра, Иакова — брата Иисуса и Его возлюбленного ученика Иоанна (см. Гал. 2:9).
Прочитайте Гал. 1:18, 19; 2:9, 11–14. Что эти тексты говорят нам о Петре?
Притом что Петр был лидером церкви, которого Сам Господь призвал на служение (см. Ин. 21:17), тем, кто удостоился видения (см. Деян. 10:28), он все еще нуждался в духовном росте.
Раннехристианская церковь состояла преимущественно из евреев, многие из которых были «ревнителями закона» (Деян. 21:20). Согласно их пониманию закона, непозволительно было принимать пищу вместе с язычниками, которые считались нечистыми. Когда из Иерусалима в Антиохию пришли некоторые иудеохристиане, посланные Иаковом, Петр перестал есть вместе с христианами из язычников.
Для Павла такое поведение было нападением на само Евангелие. Он рассматривал действия Петра как откровенное лицемерие и не побоялся упрекнуть его в этом. Фактически Павел использовал эту возможность, чтобы выразить ключевое учение христианской веры — оправдание по вере (см. Гал. 2:14–16).
Будучи призванным Богом, Петр все же имел недостатки, нуждавшиеся в исправлении. Как мы реагируем, когда другие люди указывают нам на наши слабые места?
ПрочитайтеЭ. Уайт «Желание веков», главы «Зов у моря», с. 244–251, «Ночь на озере», с. 377–382.
Начиная с момента признания рыбаком своей греховности, тогда, когда он смело заявил Иисусу: «Ты — Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16:16), когда отрекся от своего Господа и когда допускал ошибки в качестве церковного лидера, Петр, безусловно, оставался ключевой фигурой. Находясь под вдохновением Святого Духа, он смог написать то, что написал, исходя не только из теории, но и из собственного опыта. Он познал благодать Христа не только спасающую, но и преобразующую.
«До своего сокрушительного падения Петр всегда был впереди, отличался категоричностью, часто говорил необдуманно в моменты эмоционального порыва. Он всегда был готов поправлять других и выражать свое мнение еще до того, как сам ясно осознавал свое состояние и то, что он должен был сказать. Но Петр обратился, и обращенный Петр сильно отличался от Петра стремительного, нетерпеливого, импульсивного. Хотя он остался таким же пылким, благодать Христа сдерживала его горячность. Он перестал быть порывистым, самоуверенным и превозносящимся, но стал спокойным, владел собой и прислушивался к советам. После произошедшей в нем перемены Петр мог пасти и агнцев, и овец стада Христова» (Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 334, 335).
Все мы в определенной степени похожи на Петра. Кто из нас не отстаивал, подобно Петру, свою веру? И кто из нас не ошибался так же горько, как и Петр?
Вопросы для обсуждения:
1. Что говорит о Божьей благодати то обстоятельство, что даже после позорного отречения от Христа Петр сыграл одну из ключевых ролей не только в ранней церкви, но и в христианской вере, став одним из новозаветных авторов? Как на примере истории его возрождения мы можем научиться правильному обращению с теми, кто в той или иной форме отрекся от Господа?
2. Обсудите в классе опасности для церкви, которые таит в себе компромисс. Как нам узнать, где можно уступить, а где нельзя ни при каких обстоятельствах? Приведите примеры компромисса в истории церкви, который привел к катастрофе. Какие уроки мы можем извлечь из этих событий?
3. Петр дорого заплатил за свой жизненный опыт. Можем ли мы научиться на его ошибках, избежав собственных?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →