«И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4:30).
Святой Дух обладает уникальной способностью вести грешников к осознанию их истинного греховного состояния. Он также пробуждает в нас желание принять Иисуса и Его прощение наших грехов. Святой Дух обладает несравненной силой, чтобы сделать нас победителями и помочь нам отражать прекрасный характер Иисуса.
В то же время Дух Святой, обладающий непревзойденной силой и мощью, может испытывать противление со стороны слабых грешников. Он не навязывает Себя нам.
Грех заманчив и весьма привлекателен. Однако он чрезвычайно обманчив и приводит к летальному исходу. Он диаметрально противоположен Богу и Его чистой святости и благости. Отражая Божественную святость, Святой Дух противостоит греху в любой форме, и Он огорчается, когда мы упорно грешим. Несмотря на силу Святого Духа, Его положительное влияние может угаснуть, если мы продолжаем жить греховной жизнью и противимся Его влиянию. В Евангелиях говорится о том, что хула на Духа — единственный грех, которому нет прощения (см. Мф. 12:31, 32).
На этой неделе мы рассмотрим библейские аспекты, связанные с огорчением и отвержением Святого Духа, с противлением Ему и грехом, которому нет прощения.
Прочитайте Деян. 7:51. Какое предостережение изложено в данных стихах и как оно относится к нам сегодня?
Существует ряд грехов, которые в Писании относятся к категории грехов против Святого Духа. Многие из этих грехов совершаются на индивидуальном уровне. Тем не менее, судя по Деян. 7:51, присутствует и коллективная составляющая. Стефан говорит, что его обвинители такие же жестоковыйные, как и израильтяне, поклонившиеся золотому тельцу (см. Исх. 33:3). Они сопротивлялись влиянию Святого Духа, потому что отказывались слушать наставления, которые Святой Дух стремился запечатлеть в их сердцах через пророков Божьих. Это отвержение Бога и Его плана в конечном итоге привело некоторых к отвержению Господа Иисуса Христа. Вместо того чтобы следовать за Иисусом, они заменили послушание живому Божьему Слову показным поклонением.
Поразительно, что слабые человеческие существа, созданные Богом и зависимые от Него, способны противостоять работе Святого Духа и в конечном счете отвергнуть Божью благодать. Обладая Божественной силой, Дух не принуждает нас принять Его. Он уважает наш выбор и свободу воли.
Если бы Бог хотел заставить нас повиноваться Ему, Он мог сделать это в Эдеме с Адамом и Евой, избавив тем самым весь мир от проблемы греха! Разве нет? Бог сотворил нас свободными существами с правом делать осознанный моральный выбор в пользу жизни или смерти, добра или зла. Какой священный и драгоценный дар был дарован каждому из нас!
Хотя каждый человек несет ответственность за свои собственные решения, мы также несем коллективную ответственность. Поэтому мы должны поощрять друг друга оставаться верными, повиноваться Слову Божьему и иметь близкие отношения с Иисусом (см. Евр. 10:24, 25). Если сегодня мы сопротивляемся Божьему Слову и не принимаем посланий Его пророков, то мы сопротивляемся влиянию Святого Духа.
Просто обращаться к истории древнего Израиля, судить и критиковать чужие ошибки! А как насчет наших собственных ошибочных решений? Что бы вы почувствовали, если бы они были преданы той же огласке, что и преступления древних израильтян?
Как мы можем помочь другим проявлять «любовь и добрые дела»? Насколько вы ответственны за духовный рост своих братьев и сестер?
Прочитайте Еф. 4:30. Здесь Павел использует глагол в повелительном наклонении и увещевает нас не оскорблять Святого Духа. Что значит оскорблять Святого Духа?
Святой Дух является Личностью, а не просто Божественной силой. Именно поэтому Он может огорчаться. Но как мы оскорбляем Святого Духа? Возможно, нам необходимо помнить, что одна из задач Святого Духа — это открыть наши глаза на грех (см. Ин. 16:8). Он ведет нас к Иисусу, Который прощает наши грехи и освящает нас. В конце концов, Дух Божий назван «Святым». Это означает, что Он ненавидит грех. Но Он радуется, когда мы послушны Богу во всем и наши мысли и слова чисты и святы. С другой стороны, это также означает, что Он огорчается, когда мы лелеем все, что недостойно нашего Божественного призвания. Любая наша греховная привязанность или склонность преуменьшать последствия греха огорчают Его. Оскорбление Святого Духа носит крайне серьезный характер.
Контекст заявления Павла в Еф. 4:30 об оскорблении Святого Духа связан с образом жизни людей до своего обращения к Христу и после. Являясь новым творением во Христе, мы должны быть терпеливыми друг с другом, снисходя друг к другу с любовью, и сохранять единство духа в союзе мира (см. Еф. 4:2, 3). Обновившись Духом (см. Еф. 4:23), мы теперь следуем за Христом — нашим новым главой (см. Еф. 4:15) и поэтому не должны поступать по суетности ума, подобно язычникам (см. Еф. 4:17). Вместо этого мы живем жизнью, угодной Богу (см. Еф. 4:24–31).
Всякий раз, когда мы позволяем любой отрицательной черте, упомянутой в этих стихах 4-й главы, укорениться в наших сердцах и проявлять себя в наших словах и поступках, Дух огорчается. Оскорбление Святого Духа означает отвержение Его освящающего присутствия и Его преобразующей силы, которым мы предпочитаем грех.
Святому Духу не безразличен наш образ жизни. Прочитайте Еф. 4:25–31 и перечислите конкретные виды нравственного поведения, которые оскорбляют Святого Духа. Почему Святой Дух огорчен этими поступками?
Тот факт, что Святой Дух может быть огорчен, говорит нам, что Бог неравнодушен к нам и нашим поступкам. Наши решения и наш образ жизни оказывают определенное влияние на Бога.
Прочитайте Еф. 4:25–5:2. Какие повеления содержатся для нас в данных стихах? Как изменится наша жизнь, если мы будем следовать этим повелениям?
Мы радуем Святого Духа, когда говорим истину с любовью; когда негодуем на грех, но не согрешаем в своем гневе; когда трудимся своими руками и делимся результатами труда с нуждающимися; когда наставляем людей и оказываем на них благотворное влияние. Мы также доставляем удовольствие Духу, когда демонстрируем доброту, сострадательность и готовность прощать.
Если мы называем себя христианами, но живем так, как будто Христос никогда не придет, и наша жизнь не находится под Его руководством и любовью, тогда мы оскорбляем Святого Духа. Когда мы заявляем, что верим в Истину, но наши поступки противоречат нашим словам, мы огорчаем Святого Духа. Отсутствие моральной целостности также огорчает Духа. Наше миссионерское служение не должно быть оторванным от нашего этического поведения. Если наша жизнь подсказывает другим людям, что мы действительно Божьи дети, мы приносим радость сердцу Бога.
Прочитайте Еф. 4:3, 4, 15, 16, 32. Что эти тексты говорят о коллективной составляющей жизни в Духе? Как жизнь, исполненная Духом, проявляется в сообществе верующих?
Примечательно, что в 4-й главе Послания к ефесянам подмечается также общинный аспект. Несколько раз упоминается идея единства. Павел заботится о том, чтобы мы сохраняли единство духа, потому что мы живем жизнью Бога в тесном взаимодействии друг с другом (см. Еф. 4:32). В своих взаимоотношениях в церкви мы призваны «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3). Это является важным условием, если мы не желаем огорчать Святого Духа. Наши отношения друг с другом в церкви, которая является храмом Святого Духа (см. 1 Кор. 3:16, 17), на самом деле имеют большое значение для Бога. То, как мы поступаем друг с другом в Христовом Теле, имеет первостепенное значение для Божьего Духа.
Прекрасно, если мы знаем истину и знакомы с Трехангельской вестью (см. Откр 14:6–12), но задайте себе вопрос: «Как я обращаюсь с другими людьми, особенно с теми, кто ниже меня рангом или не может принести мне пользы, с теми, кто ничего не может предложить взамен?».
Прочитайте 1 Фес. 5:19–21. Как можно угашать Святого Духа?
Глагол «гасить» наводит на мысль о пожаре. Однокоренное греческое слово встречается в 1 Фес. 5:19 и в Еф. 6:16. Данные отрывки напоминают нам, что Святой Дух подобен огню, который мы можем угасить. Мы должны помнить, что Дух Святой выполняет две важные функции для нас: Он обличает грех и дает нам силу его победить. Оба действия тесно связаны с освящением.
Посредством Божьего Слова Дух дает нам необходимые для святой жизни знания, а благодаря Своей силе Он дарует нам возможность изменить свою жизнь в соответствии с этими знаниями. Если мы хотим избежать угасания Духа, то не должны пренебрегать пророчествами (см. 1 Фес. 5:20). Павел наставляет фессалоникийских верующих внимать пророческим наставлениям, но при этом демонстрировать проницательность (см. 1 Фес. 5:21). Хотя мы должны быть открыты для влияния Святого Духа в жизни общины и не должны угашать работу Святого Духа, мы также нуждаемся в проницательности, потому что ложные учения и лжепророки будут продолжать будоражить церковь.
Не все духи являются добрыми. Богодухновенное Слово Божье является светильником для наших ног и светом на нашем пути (см. Пс. 118:105). Оно также является критерием проверки новых пророчеств. В библейские времена в качестве светильника использовали факел, который освещал путь путешественников ночью. Библия учит нас, как следует «поступать по духу» (Гал. 5:25). Это становится возможным, если мы придерживаемся учения Божьего Слова и повинуемся наставлениям Святого Духа, когда Он указывает нам путь, которым мы должны идти.
Многие из тех, кто заявляет о своей вере в Библию как в Слово Божье, интерпретируют ее таким образом, что лишают Писание авторитета и животворной силы, необходимых для изменения жизни. Кроме того, когда мы пренебрегаем Словом Божьим, относимся к нему с неуважением или не спешим применять его наставления в своей жизни, мы гасим этот светильник, дарованный для того, чтобы нам не сбиться с пути и преуспеть в добрых делах.
Прочитайте 1 Фес. 4:7, 8. Что значит быть призванными «к святости»? В каких сферах жизни вам недостает поведения, свойственного народу святых?
Прочитайте Мк. 3:28, 29; Лк. 12:10; Мф. 12:31, 32. Если можно простить все грехи и хуления, то чего простить нельзя?
Пожалуй, ни один грех не вызывал большую неопределенность и тревогу среди христиан и не был столь непонятен, как хула на Духа Святого. Некоторые думают, что Иисус имеет в виду конкретные грехи из разряда особо тяжких. Нам необходимо помнить, что все грехи отвратительны в глазах Божьих, хотя некоторые грехи могут иметь более серьезные последствия, чем другие. Но что имел в виду Иисус, когда Он говорил о непростительном грехе?
На самом деле ни один из этих текстов не утверждает, что этот грех не может быть прощен. В них просто говорится, что он не будет прощен. Давайте вспомним: работа Святого Духа заключается в том, чтобы приводить грешников к осознанию их греха и пробудить в них желание принять Иисуса, Единственного, Кто прощает грехи. Поэтому хула на Духа Святого — это сознательный и упорный отказ от спасительной работы Иисуса. Так происходит, когда человек отчаянно противится свидетельству Святого Духа о Христе, Его спасении и благодати.
Иисус говорит не о человеке, который произносит несколько клеветнических слов. Хула на Святого Духа совершается в условиях упорного неверия и открытой враждебности по отношению к Иисусу. Хула на Святого Духа — это не единичный эпизод; это непреклонный образ жизни.
«Вместо того чтобы принять доказательства, предложенные им, и признать в действиях Христа небесный свет, они продолжали придерживаться своих худых мыслей и утверждали, что Он выполнял эту замечательную работу с помощью дьявола. Это был грех против Святого Духа» (Ellen G. White, Loma Linda Messages, p. 156).
Когда человеческое сердце упорно противодействует Богу и сознательно отказывается воздать Иисусу должное, оно каменеет и не признает истинного свидетельства Святого Духа о спасительной Божьей жертве в лице Иисуса Христа. Такой грех делает прощение невозможным — вовсе не потому, что Бог бессилен или не желает прощать, а потому, что человек не в состоянии признать свой грех. Таким образом, он отказывается принять прощение через Иисуса. Такое отношение, конечно же, имеет вечные последствия.
Как нам при всем нашем самомнении быть уверенными в том, что мы не противимся Богу и Святому Духу? (См., например, 1 Ин. 5:3 и Рим. 8:14).
Сам факт того, что людей тревожит вопрос, не совершили ли они непростительный грех, показывает, что этого еще не произошло. Если бы они совершили такой грех, то не беспокоились бы об этом. Их беспокойство является доказательством того, что они по-прежнему открыты для руководства Духа. Все, что необходимо человеку, это принять праведность Иисуса и, полагаясь на заслуги Иисуса, идти вперед в вере и послушании. Только облачившись в Христову праведность, праведность Самого Бога (см. Рим. 10:3), они могут обрести мир и уверенность, которых так катастрофически не хватает в настоящее время.
В действительности Бог не может простить только того человека, который упорно отказывается прийти к Иисусу и получить прощение. «Грех хулы на Святого Духа заключается не в каком-либо неосторожном слове или поступке, но в упорном, умышленном сопротивлении истине и ее доказательствам» (Комментарии Эллен Уайт, Библейский комментарий АСД, т. 5, с. 1093). «Никто не должен рассматривать грех против Святого Духа как нечто таинственное и необъяснимое. Грех против Святого Духа — это грех упорного отказа от приглашения покаяться» (там же, с. 1093).
Вопросы для обсуждения:
1. Если к вам пришел человек, опасающийся, что совершил непростительный грех, что вы скажете ему и какие библейские стихи приведете, чтобы помочь? Почему понимание спасения по вере так важно для помощи человеку, который считает себя безнадежно погибшим?
2. Мы угашаем Святого Духа, когда отказываемся действовать или говорить так, как Он повелевает. Где нас подстерегает опасность угашать влияние Святого Духа? В каких аспектах нашей жизни, если таковые имеются, мы сопротивляемся Божьему руководству? Как нам научиться посвящать всецело свою жизнь Ему?
3. Иногда Бог позволяет некоторым необъяснимым событиям происходить в нашей жизни. Так произошло, например, с Иовом. Почему ощущение обиды ослабляет работу Святого Духа в нашей жизни? Как научиться доверять Богу и полностью полагаться на Него даже в самые трудные моменты?
4. Из-за боязни быть «запятнанными» безнравственным влиянием отдельных членов церкви некоторые полностью отстраняются от Тела Христова и живут сами по себе. В чем пагубность данной идеи и почему она не является библейской моделью для подражания?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →