«Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Рим. 8:26, 27).
Истиннаядуховность и молитва идут рука об руку. Подлинная духовная жизнь немыслима без ревностной молитвы. Одной из самых больших и насущных потребностей после нужды в покаянии является возрождение нашей молитвенной жизни. Благая весть заключается в том, что даже в наших молитвах мы не оставлены без помощи Святого Духа. Молитва приближает нас к Богу, она возносит нас в Его присутствие. Молитва веры дает нам возможность жить в соответствии с Божьими обетованиями. Когда мы претендуем на благословения Божьи, обещанные в Его слове, наша жизнь преображается. Бог в состоянии удовлетворить все наши нужды по богатству Своему (см. Флп. 4:19). Истинная молитва и подлинная духовность, будучи укоренены в Его Слове, всегда ставят Бога в центр внимания.
Мы не должны основывать свою духовную жизнь на своем изменчивом опыте и субъективных ощущениях, а также прибегать в своих молитвах к сомнительным приемам созерцания и медитации. Напротив, наша духовность должна направляться Библией и следовать Божьей воле, открытой в Его Слове. Именно Святой Дух пробуждает в нас желание искать Божьего присутствия в молитве и возносить прошения друг за друга.
Многие молитвы завернуты в красивую обертку, но внутри нее скрываются сомнительные мотивы. Мы можем молиться о продлении чьей-то жизни, потому что боимся остаться одни. Мы можем молиться об успехе Божьего дела, потому что играем значимую роль в нем. Мы можем молиться об обращении того или иного человека в надежде, что тогда наша собственная жизнь станет легче. Часто наши молитвы сосредоточены в большей степени на собственных желаниях, чем на Божьих. Молитва, угодная Богу, имеет иную направленность.
Прочитайте Ин. 15:7. Почему так важно пребывать в Иисусе и в Его Слове, если мы хотим успешной молитвенной жизни? На что будут ориентированы наши молитвы, если мы не пребываем в Иисусе?
Искать Бога в первую очередь и наслаждаться Его общением важнее, чем все остальное, что Он может дать нам. Если Бог стоит на первом месте в нашей жизни, мы желаем исполнять Его волю; Его мысли будут формировать наши желания. Если Бог является центром молитвы, мы будем молиться, имея Его взгляд на вещи. Мы начинаем видеть всю нашу жизнь Его глазами. Эта точка зрения облагораживает молитву.
Бог глубоко заинтересован в нас. Он стремится участвовать во всех аспектах нашей жизни: наших заботах, страхах, желаниях, надеждах, стремлениях, успехах, радостях и неудачах. Мы можем говорить обо все с Ним, как с хорошим другом. И мы смотрим на все Его глазами.
Молитва не меняет Бога; она меняет нас. Мы впускаем в свою жизнь Бога, и Его присутствие преображает нас.
«В молитве мы открываем наше сердце Богу как другу. Это необходимо не потому, что Богу неизвестно, кто мы такие, но для того, чтобы помочь нам принять Его. Молитва приближает не Бога к нам, а нас к Богу» (Э. Уайт. Путь ко Христу, с. 93).
Какие удивительные слова! Они как нельзя лучше описывают то, что молитва делает в нас и для нас. Только молитва делает нас открытыми хранилищами благодати, силы и Божьего присутствия в нашей жизни. Все мы в той или иной мере испытали на себе то, как молитва приближает нас к Богу!
Подумайте о своей молитвенной жизни. О чем вы молитесь, когда и почему? Что это говорит вам о собственном духовном состоянии и отношении к Богу? Что необходимо изменить?
Прочитайте Мф 7:7. Перед тем как получить что-либо от Бога, мы должны попросить об этом. Почему наши просьбы так важны, если Бог и так все знает?
Когда мы излагаем свои просьбы, мы выказываем свои желания и выражаем свое доверие Богу. Посредством молитвы мы приближаемся к Тому, у Кого найдем поддержку и помощь. Когда мы просим Бога, мы разрешаем Ему принимать активное участие в нашей жизни ради нашего блага. Бог желает, чтобы мы открывали свои сердца Ему. Он желает, чтобы мы приносили Ему свои молитвенные просьбы. Если мы не будем просить Его, мы не получим обещанные дары. Иисус сказал: «Проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучи́те, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк. 11: 9, 10).
Прочитайте Мк. 11:24; 1 Ин. 5:14, 15; Пс. 65:18. Почему Бог может выполнить любую просьбу? Почему необходимо знать, что Бог щедр и любит делиться Своим изобилием? Что является необходимым условием получения ответов на молитвы?
Мы действительно можем просить Бога о чем угодно. Ни одна просьба не является слишком маленькой или незначительной для Него. Ни одна просьба не является настолько большой, что Бог не может исполнить ее. Он всемогущ. Верой мы можем претендовать на каждое библейское обетование и получить обещанный дар из Его рук по Его воле (см. 2 Кор. 1:20).
Тем не менее есть некоторые условия, которые необходимо выполнить, чтобы получить просимое. Если мы не готовы полностью подчиниться Богу или наши просьбы отражают только наши эгоистичные и греховные желания, Бог не будет отвечать на наши молитвы (см. Ис. 59:1, 2). Важным условием для выполнения наших молитв является наша готовность следовать Божьей воле и быть послушными. «Все Его [Бога] дары обещаны на условии послушания» (Э. Уайт. Наглядные уроки Христа, с. 145). Зная, что Бог щедр, мы можем смело приходить к Нему. «Господь не прославляется, если в своих молитвах мы показываем, что ничего не ожидаем от Него. Он желает, чтобы каждый верующий приближался к престолу благодати с дерзновением и уверенностью» (Э. Уайт. Знамения времени, 7 августа 1901 г.).
Прочитайте Мк. 11:24. Какой другой элемент наряду с просьбой Иисус упоминает в связи с молитвой?
Недостаточно только просить. Существует второй важный элемент, который должен присутствовать в наших молитвах, — вера. В Послании к евреям сказано, что «без веры угодить Богу невозможно» (11:6). Когда мы становимся на колени перед Богом и открываем Библию на странице с тем или иным обетованием (всего их более трех тысяч), а затем просим Бога с простотой ребенка исполнить Его обетование нам во благо, мы должны верить, что Он сделает все лучшим образом и в свое время.
Прочитайте Иак. 1:6–8. Как здесь описан человек, который испытывает недостаток веры? Почему вера является необходимым условием для получения обещанных даров?
Когда мы приходим к Богу, мы должны верить, что Он существует и награждает тех, кто ищет Его. Действенная молитва должна сопровождаться верой не только в то, что Бог может ответить, но и в то, что Он совершит это в соответствии со Своей Божественной волей.
В Библии вера связана с доверием. Мы можем доверять кому-то только тогда, когда знаем, что этот человек надежен. Если мы сомневаемся в том, что Бог исполнит Свои обетования, мы не можем рассчитывать, что получим что-нибудь от Него. Верить — значит принять Бога в Его Слове. Это значит, что мы полагаемся на Бога и Его обетования, даже если наши чувства противятся этому. Ибо «вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Вера полагается на Божьи обетования, потому что мы доверяем тому, что Он сказал (см. Евр. 11:11). Вера знает, что «Бог лгать не может» (Евр. 6:18; ИПБ). Бог вчера, сегодня и вовеки тот же (см. Евр. 13:8). Вера знает, что для Бога нет ничего невозможного (см. Лк. 1:37).
Вера открывает двери в Божественную сокровищницу. С помощью Святого Духа Бог побуждает сердца мужчин и женщин верить Слову Божьему, и посредством веры наши молитвы приводят в движение руку Всемогущего.
Что помогает вам стать сильнее в вере? Какое качество характера Иисуса помогает вам обрести уверенность в Его готовности и способности даровать вам помощь во время нужды?
Вера бесполезна, если мы не претендуем на то, о чем молимся.
Прочитайте 1 Ин. 5:14, 15. Как нам обрести уверенность в том, что Бог слышит нас и мы получим просимое?
Третий элемент библейской молитвы — это принятие обетования. После того как мы попросили Бога и поверили Его обетованиям, мы должны их принять. Мы принимаем Божье обетование как относящееся непосредственно к нам и благодарим Бога за его исполнение. Таким образом, обетования принимаются сердцем. Эллен Уайт говорит, что «мы можем просить о любом даре, обещанном Им; и мы должны верить, что получим его, и благодарить Бога за то, что получили» (Эллен Уайт. Воспитание, с. 258).
В Лк. 8:11 Иисус сравнивает Слово Божье с семенем. Подобно тому, как в каждом семени содержится потенциал целой яблони, так и дар Божий содержится в Его обетованиях. Когда мы претендуем на обетование и благодарим Бога за него, мы уже обладаем обещанным Им даром. Мы получаем обещанный дар по вере прежде, чем сможем увидеть или почувствовать его.
Пример с воскрешением Лазаря в 11-й главе Евангелия от Иоанна показывает, что Иисус молился таким же образом. Иисус точно знал Божью волю в данной ситуации. В Ин. 11:11 сказано, что Он был готов исполнить волю Божью и был послушен. В Ин. 11:39–41 мы читаем, что Иисус заранее поблагодарил Отца за воскрешение Лазаря, когда тот был еще в могиле. Когда Иисус благодарил Бога, Его просьба была исполнена. Как дети Божьи мы должны полагаться не столько на Его доводы, сколько на Его обетования. Несмотря на то, что мы не можем объяснить все, мы можем доверять Его обещаниям.
«Господь говорит: „Призови Меня в день скорби“» (Пс. 49:15). Он приглашает нас представить Ему все наши затруднения и нашу нужду в Божественной помощи. Он повелевает нам быть постоянными в молитве. Так скоро, как встают затруднения, мы должны представить Ему наши искренние, прилежные прошения. Посредством наших настойчивых молитв мы даем свидетельство нашего сильного упования на Бога. Сознание нашей нужды ведет нас к горячей молитве, и нашего Небесного Отца трогают наши моления» (Э. Уайт. Наглядные уроки Христа, с. 172).
Почему так важно приносить все просьбы Богу в молитве?
Прочитайте Еф. 3:16 и Деян. 2:38. Что эти тексты говорят нам о получении Святого Духа в нашей жизни?
Мы можем о многом молиться, но в это тревожное время мы больше всего нуждаемся в Святом Духе. Это величайший дар, который может дать Иисус. Посылая Святого Духа, Бог не мог дать Своему народу большее. Нет ничего, что можно было бы добавить к этому дару (разве можно добавить что-либо к Самому Богу?). Благодаря Его служению в нашей жизни все наши потребности удовлетворяются. Благословение Святого Духа приносит с собой все другие благословения.
Существует, однако, одна серьезная преграда в лице нас самих, потому что мы часто не готовы принять Святого Духа.
Как и в дни новозаветной церкви, мы должны понимать, что мы сначала должны покаяться и полностью посвятить свою жизнь Иисусу. Да, только побуждение Святого Духа позволяет нам сделать это.
Однако когда мы откликаемся на Его побуждение, то покаяние является первым плодом работы Святого Духа в нашей жизни. В смирении и вере мы должны исповедовать свои грехи, чтобы Он очистил нас от всякой неправды. Нам нужно понять, что мы, будучи падшими существами, нуждаемся в Боге и Его благодати в своей жизни. Без Него мы потеряны, мертвы в своих грехах и обречены на вечную гибель.
Таким образом, в искренней молитве мы исполним условия, на которых Бог обещал дать нам Своего Святого Духа. Тогда все, что нам нужно сделать, — это просить Бога, и Он с радостью дарует нам Свой Дух. «Небесный Родитель охотнее желает дать Святого Духа просящим у Него, чем земные родители готовы дать благие даяния своим детям» (Эллен Уайт. Вы примете силу, с. 284).
Как и другие духовные дары, дар Святого Духа никогда не был самоцелью. Он дается, чтобы возвысить Иисуса, чтобы воспроизвести характер Христа в нашей жизни и даровать нам возможность служить другим в созидании Тела Христова, церкви. Таким образом, любое поклонение, общественное или личное, которое возвышает Святого Духа над Иисусом Христом, является неправильным. Ибо через Иисуса мы «имеем доступ к Отцу в одном Духе» (Еф. 2:18).
Почему дар Святого Духа является величайшим даром из всех, что Иисус мог дать нам? Пережили ли вы опыт участия Святого Духа в своей жизни? Какой была бы ваша жизнь без этого дара?
Прочитайте главу «Просьба дать» из книги Э. Уайт «Наглядные уроки Христа», с. 139–149. Обнадеживающие обетования можно найти в книге Эллен Уайт «Бог обещал» (God has Promised, Washington, D.C.: Review and Herald, 1982).
Без молитвы мы не имели бы никакой духовной силы в своей жизни, потому что молитва соединяет нас с Источником этой силы. Без молитвы мы не имели бы жизненно важной связи с Богом. Мы стали бы пустыми сосудами, которые будут иметь «вид благочестия», но будут лишены силы и обетования дара свыше. Как мы смогли убедиться на этой неделе, нам дарованы прекрасные обетования Божьего ответа на молитву. Но что можно сказать о тех периодах, когда мы не получаем просимого, хотя выполняем все условия со своей стороны наилучшим образом?
«Не падайте духом, если на ваши молитвы не следует немедленного ответа. Господь видит, что молитва часто смешивается с помыслами о материальных благах. Люди молятся о том, что будет потворствовать их эгоистичным желаниям, и Господь не исполняет их просьбы так, как они того ожидают. Он проводит их через испытания и унижения, пока они не увидят более ясно, в чем они более всего нуждаются. Он не потакает их испорченному вкусу и не дает им того, что причинит им вред и чем они обесчестят Бога. Он не дает людям того, что льстит их самомнению и служит лишь к их самовозвышению. Мы должны приходить к Богу с покорным, сокрушенным сердцем, подчинив все Его священной воле» (Эллен Уайт. В небесных обителях, с. 89).
Вопросы для обсуждения:
1. Каким образом молитва влияет на всю нашу духовную жизнь? То есть какой эффект вы испытываете, когда молитесь? Какие изменения производит в вас молитва?
2. Что вы скажете человеку, который молился о чем-то, но не увидел исполнения своей просьбы, например, не дождался исцеления больного ребенка? Как мы учимся доверять Богу даже в таких ситуациях, как эта?
3. Поделитесь собственным молитвенным опытом в классе и мыслями о том, что он значит для вас. Как то, что вы узнали о молитве, может помочь тем, кто не до конца понимает ее назначение?
4. Почему важно молиться, даже если мы не в полной мере понимаем механизм действия молитвы?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →