«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22, 23).
Плод Духа является подлинной сутью христианской жизни. Хотя апостол Павел перечисляет девять различных аспектов этого плода, тем не менее это один плод, который должен рассматриваться как единое целое. Плод Духа не говорит нам о том, что человек может сделать для Бога посредством духовных даров и талантов. Скорее, он показывает, как человек живет для Бога. Он говорит о том, кто этот человек. Все добродетели, перечисленные в Гал. 5:22, 23, присутствуют в Иисусе Христе. Таким образом, плодом Духа является жизнь Иисуса Христа в нас, ставшая возможной благодаря силе Святого Духа.
Плод Духа не достигается одними лишь человеческими усилиями. Можно демонстрировать некоторые добродетели посредством силы воли. Однако это не тождественно тому, что Дух Святой совершает в нас. То, что мы производим сами, подобно восковым фруктам по сравнению с настоящими плодами. Искусственные фрукты внешне выглядят такими же красивыми, как настоящие, однако на вкус они совершенно другие. Настоящий плод нельзя произвести. Он рождается из отношений. Когда Святой Дух соединяет нас с Иисусом через Его написанное Слово, Его качества начинают проявляться в нашей собственной жизни.
Прочитайте Ин. 15:1–11. Почему плод может появиться только в результате живых отношений с Иисусом, Виноградной Лозой? Почему пребывание в Иисусе так важно? Каким образом мы пребываем в Нем?
Первый секрет подлинного христианского плодоношения — это пребывание во Христе. Без Христа мы не можем произвести подлинный духовный плод. Плод Духа не навязывается нам извне, но является результатом жизни Христа внутри нас. В Ин. 15:1–11 Иисус говорит нам, что плодоношение является результатом жизненной энергии Христа, Виноградной Лозы, поступающей к ветвям — верующим. Рост плода — это работа Бога через Иисуса Христа.
Верующему необходимо пребывать во Христе. Когда Христос пребывает в наших мыслях, Он станет видимым в наших поступках. Иисус живет Своей жизнью в нас. Жизнь Христа будет воспроизведена в нас в том смысле, что мы будем отражать Его характер.
Плод духа — это характер Иисуса, запечатленный в последователях Христа Святым Духом. Когда Христос пребывает в нас, мы будем «поступать по духу» и не будем «исполнять вожделений плоти» (Гал. 5:16).
«Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф. 7:17, 18). Хороший плод является естественным результатом наших близких отношений с Иисусом через Святого Духа. Когда Дух Святой оказывает благотворное влияние на наши сердца, плод Духа становится очевидным в нашей жизни. Наши характеры будут преобразованы, чтобы отражать характер Иисуса Христа в мыслях, словах и поступках. Святой Дух даст нам силу жить победоносно и развивать добродетели, характерные для детей Божьих.
Во 2 Тим. 3:5 апостол Павел описывает людей, «имеющих вид благочестия, силы же его отрекшихся». В чем разница между внешне благочестивой жизнью и жизнью, исполненной Святым Духом? Как узнать, какой жизнью мы живем?
Прочитайте Гал. 5:22 и 1 Кор. 13. Почему любовь является первым и самым важным аспектом плода Духа? Как любовь влияет на все последующие аспекты этого плода?
Любовь направляет и венчает различные характеристики плода Духа, пронизывая собой весь плод. В определенном смысле все другие перечисленные качества можно рассматривать как аспекты любви. Поскольку Бог есть любовь (см. 1 Ин. 4:8), наибольшей христианской добродетелью является любовь (см. 1 Кор. 13:13). Божья любовь — это основа и источник всякого блага. Божья любовь изливается в наши сердца через Святого Духа (см. Рим. 5:5). Любовь является доказательством того, что мы — дети Божьи.
Эта любовь — нечто большее, чем человеческая привязанность. И ее нельзя получить, приложив усилия. Она приходит как результат пребывания во Христе. Такая любовь щедра и незаслуженна. Только она обладает силой изменять человека. Тактично и настойчиво Божественная любовь приводит грешника к покаянию и побуждает стремиться к лучшему. Любовь способна помирить даже врагов (см. Лк. 6:27, 28; Рим. 5:8). Поэтому, проявляя любовь друг к другу, мы показываем миру, что христиане действительно являются последователями Иисуса Христа (см. Ин. 13:35). Этот плод любви также побуждает христиан проявлять понимание и сочувствие к другим людям.
Примечательно, что великолепное описание любви в 13-й главе Первого послания к коринфянам заключено между 12-й и 14-й главами. Эти две главы посвящены теме духовных даров. 13-я же глава говорит о любви — духовном плоде. Без любви даже самые драгоценные дары обесцениваются. Дары Духа без плода Духа теряют силу и благословения, которыми Бог желает обогатить нас. В этом смысле любовь является тем клеем, который скрепляет все другие добродетели духовного плода в единое целое и наполняет смыслом все наши действия.
Достаточно ли любви вы проявляете в своей жизни? Попросите Святого Духа наполнить вас любовью к людям, с которыми вы ежедневно сталкиваетесь. Помните, что Бог проявляет Свою любовь к нам через других людей. Как показать любовь другим людям? Как любовь влияет на другие добродетели, составные части духовного плода?
В Рим. 14:17 сказано: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе». Следовательно, радость — это ответ любви на Божьи благословения и Его великое милосердие и прощение.
Человеческая радость часто сосредоточена на земных вещах и зависит от обстоятельств. Радость, укорененная в плоде Духа, сосредоточена на Боге и Его деяниях, совершаемых ради нас. Она не зависит от обстоятельств. Как народ Божий мы призваны радоваться. Это вовсе не означает, что мы должны постоянно улыбаться, хотя приветливая улыбка вызывает расположение окружающих. Однако наша вера в Бога дает нам повод для неизреченной радости, поскольку нам хорошо известно то, что Он совершает для нас и в нас. Духовная радость является результатом деятельной веры.
Прочитайте Ин. 14:27 и Рим. 14:17. Как ощущение мира связано с работой Святого Духа?
Ощущение мира длится дольше, чем радость. Оно приходит в результате оправдания верой в Господа нашего Иисуса Христа (см. Рим. 5:1). Когда мы находимся в мире с Богом, Святой Дух побуждает нас быть добрыми и терпеливыми к другим людям. Благодаря тому, что Бог мира будет с нами (см. Флп. 4:9) посредством пребывания в нас Святого Духа, мы не будем сварливыми и мстительными. Мы будем стремиться иметь мир со всеми (см. Рим. 12:18).
Прочитайте 2 Петр. 3:9. Как терпение отражает Божий характер?
Людям не свойственно терпение. Терпеть — значит мириться с другими людьми или с обстоятельствами, даже тогда, когда не все гладко. Тем не менее даже в испытаниях мы не одиноки. Бог поддерживает нас через Святого Духа и взращивает в нас терпение, которое является характерным признаком верующих в конце времени (см. Откр. 14:12). Только тот, кто стремится к достойной цели, может быть терпеливым.
Испытываете ли вы в своей жизни радость, мир и терпение? В какой сфере вам необходимо приложить больше усилий?
Прочитайте 1 Кор. 13:4. Почему подлинная доброта положительно влияет на людей? Где вы видите Божью милость в Его отношениях с человечеством?
Слово «благость» часто используется при описании отношений Бога с Его народом. Мы также проявляем доброту к другим людям, когда прощаем их ошибки. Бог мог бы весьма сурово оценивать наши недостатки. Однако Он относится к нам так же, как любящий отец относится к своему несмышленому сыну (см. Ос. 11:1–4). Пожалуй, ничто не дискредитирует наше христианское свидетельство и служение так, как проявление злости. Нам ничего не стоит проявить доброту, но она открывает дверь к сердцу другого человека. Независимо от строгости обличения мы должны оставаться доброжелательными к другим людям, несмотря на их недостатки и проблемы. Обличение с добротой является, пожалуй, самым большим признаком благородства.
Прочитайте Еф. 5:9. Что сопровождает благость в этом отрывке?
Благость — это любовь в действии. Будучи плодом Духа, она выражается в практических делах любви. Когда Святой Дух живет в нас, мы будем с добротой относиться к окружающим нас людям.
Прочитайте Гал. 5:22. Почему так важно быть надежным и верным в христианской жизни?
В данном отрывке под словом «вера» подразумевается твердость характера и неизменность поступков, достигаемые благодаря действию Святого Духа. Верность означает надежность. Люди, верные своему слову, всегда исполняют обещанное. Верность также является одним из качеств Иисуса Христа, «верного Свидетеля» (Откр. 1:5), и Бога Отца, Который исполняет Свои обещания и неизменен в Своих поступках (см. 1 Кор. 1:9, 10:13, 1 Фес. 5:24, 2 Фес. 3:3). Своей верностью мы отражаем Божий образ. «Для Бога важны не столько впечатляющие результаты нашей работы, сколько мотивы, которые нами двигали. Он оценивает не величие проделанной работы, но доброту и верность» (Эллен Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 510, 511).
Прочитайте Гал. 5:23 и Мф. 5:5. Почему кротость, или мягкость, так важна для христоподобного руководства?
Мягкость, или кротость, не означает слабость. Это вовсе не робость и не отсутствие лидерских качеств. Моисей назван кротчайшим человеком на земле (см. Числ. 12:3); и, тем не менее, он был сильным руководителем народа Божьего. Кроткие люди не поднимают шума и не вдаются в ненужные споры, чтобы самоутвердиться. Напротив, они скромно служат. Кротость может быть внешним выражением внутренней веры и уверенности в Божьей силе, которая оказывает благотворное влияние на нас. Часто за громким криком и неистовым напором человека скрываются его комплексы и страхи.
Прочитайте Гал. 5:23 и Притч. 16:32. Какому риску подвергают себя люди, лишенные самоконтроля? Какие благословения мы получаем, если практикуем воздержанность и умеренность в своей жизни?
Последним аспектом плода Духа является воздержание, или самоконтроль. Здесь нам всем следует быть осторожными, поскольку каждый из нас терял самообладание. Прежде чем человек сможет руководить городом, сообществом или церковью, он должен уметь контролировать свой собственный дух. Подлинное воздержание подразумевает контроль не только над едой и напитками, но над каждой сферой жизни.
Все вышеперечисленные качества являются частью одного духовного плода. Когда Библия описывает Божью работу в нашей жизни, то этические аспекты святости имеют приоритет над дарами с харизматической окраской. Христоподобие во всех его проявлениях действительно имеет большое значение в жизни верующего. Плод Духа характеризует верующих во всем мире, обеспечивая зримое единство церкви.
Подумайте, в каких областях вашей жизни вам необходимо быть более сдержанными. Возможно, в чем-то вы сдержанны, а в чем-то нет. Почему так важно с Божьей помощью контролировать себя во всех сферах жизни? Поделитесь своими мыслями с членами класса в субботу.
«На современном языке отрывок из Послания к галатам 5:22, 23 мог бы звучать так: “Плод же духа — это ласковое, любовное отношение; лучезарный дух и веселый нрав; спокойный ум и мягкие манеры; терпение в провоцирующих обстоятельствах и с людьми, которые пытаются вывести нас из равновесия; сопереживание и умение тактично помочь; великодушие и благотворительность от души; верность и надежность во всех обстоятельствах; смирение, заставляющее забывать о себе, радуясь за других; владение собой и самоконтроль в любых ситуациях как завершающий штрих совершенства. Плод Духа — это особый характер. Ключевым в фразе является слово “плод”. Он достигается не за счет старания, беспокойства и дел, но за счет пребывания в Боге, доверия и веры» (С. Чедвик, цит. по: Arthur Walkington Pink, The Holy Spirit, глава 30).
«Если любовь к истине живет в ваших сердцах, вы будете говорить об истине. Вы будете говорить о благословенной надежде, которую получили в Иисусе. Если любовь есть в ваших сердцах, вы будете стремиться воздвигать и укреплять своего брата в святой вере. Если было сказано слово, оскверняющее характер вашего друга или брата, не поощряйте такое злословие. Это работа врага. Вежливо напомните сказавшему это, что Слово Божье запрещает такого рода разговоры» (Эллен Уайт. Вы примете силу, с. 76).
Вопросы для обсуждения:
1. Обсудите в классе вопрос о необходимости самоконтроля, заданный в теме за четверг. Если мы уже спасены по благодати, то почему так важна победа над грехом? Разве Евангелие не говорит нам о прощении грехов? Подумайте также о характере Иуды и о том, к чему его привел грех корыстолюбия. Как его пример помогает ответить на вопрос о необходимости победы? «Даже одна нехорошая черта характера, одно взлелеянное греховное желание в конце концов сведут на нет всю силу Евангелия» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 53).
2. Почему плод Духа важнее любых даров Духа?
3. Прочитайте в классе вслух 13-ю главу Первого послания к коринфянам и обсудите ее значение. Почему Павел уделял большое внимание потребности человека в любви? Как нам научиться любить так, как описано в данной главе? Почему смерть своего «я» и пребывание во Христе так важны, особенно когда необходимо проявить любовь к людям, которые нам не нравятся?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →