«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5:23).
Очень легко стать невосприимчивыми к святости Бога и не думать о том, насколько сильно Бог ненавидит грех и зло.
Однако святость является ключевой темой в Библии. Стремление обрести святость и уподобиться Иисусу в любви и чистоте должно выйти на первый план у каждого христианина. Безусловно, неприемлемо, когда кто-то считает себя более святым, чем остальные. Но в то же время необходимо иметь ясное понимание того, что значит жить чистой и освященной жизнью.
Божья любовь и Его святость неразрывно связаны друг с другом. Без святости Божья любовь будет излишне сентиментальной; без любви Божья святость будет сурова и неприступна. Оба атрибута — любовь и святость — составляют основу Божьей сущности.
Святой Дух имеет прямое отношение к нашему стремлению к святости. В конце концов, Он именуется Святым Духом и «духом святости» (Рим. 1:4; ИПБ). Его имя напоминает нам о том, что Бог свят и что величайшим Божьим желанием является преобразование грешников в подобие Его святости.
На этой неделе мы более детально рассмотрим вопрос: «Что значит быть святым и жить святой жизнью?».
Прочитайте 1 Петр. 1:14–16. Почему основной мотивацией к святости является сам факт существования Бога? Что побуждает вас жить святой жизнью? Что означает Божья святость?
Популярно подчеркивать Божью любовь, игнорируя Его святость. Хотя Бог есть любовь, святость чаще соотносится с именем Божьим в Библии, чем любой другой атрибут (см. Пс. 88:19; Ис. 40:25; Иер. 51:5; Иез. 39:7; Откр. 4:8). Святость характеризует чистоту и нравственное совершенство Его характера. Божья святость означает, что Он благ и полностью свободен от зла. Божья святость выражается в совершенстве всех других Его качеств.
Если бы Бог обладал всемогуществом, всеведением и вездесущностью, но не имел бы совершенной святости, Он был бы силой, от которой мы бы справедливо ужасались. Вместо этого Он является Богом, достойным любви.
Божья святость одинаково относится к Его силе, милости, мудрости и любви. В этом смысле святость является глубоко личной характеристикой Бога, потому что она определяет Его сущность. Отрицать чистоту Божьей святой природы, пожалуй, хуже, чем отрицать Его существование. Последнее заблуждение заявляет о том, что Бога нет, а первое делает Бога менее привлекательным и даже отвратительным.
Божья святость означает, что Он отделен от греха и полностью посвящен тому, чтобы творить добро, воплощением которого является. Другими словами, святость определяет как качество отношений, так и моральный облик. Она подразумевает отделение от греха и полную преданность Божьей славе.
В Ис. 6:3 и Откр. 4:8 о Боге сказано: «Свят, свят, свят». Когда библейские авторы хотели подчеркнуть то, что имеет большое значение, они повторяли слово несколько раз, чтобы привлечь наше внимание к сказанному. Иисус обращает наше внимание на важные утверждения за счет повтора слов «истинно, истинно» (Ин. 5:24; 6:47 и т. д.) или «Иерусалим, Иерусалим» (Мф. 23:37). В особо важных случаях Он дважды называет имя человека, как в случае с Марфой (см. Лк. 10:41). Из всех качеств Бога только Его святость упоминается три раза подряд. Это указывает на его первостепенное значение. Божья сущность действительно свята. Он чист и благ.
Как сильно вы были бы напуганы, если бы наш всемогущий Бог и Творец не был бы святым и любящим? Что ваш ответ говорит о том, почему мы должны быть чрезвычайно благодарны за такого Бога, Какого мы имеем?
«Чем ближе вы ко Христу, тем больше недостатков увидите в своем характере, ибо духовное зрение обостряется. В сравнении с Его совершенством ваши слабости видны более отчетливо. Это говорит о том, что обольщения сатаны потеряли над вами власть, что животворное влияние Духа Божьего пробуждает вас» (Эллен Уайт. Путь ко Христу, с. 64, 65).
Прочитайте Еф. 1:4; 5:25–27 и Евр. 12:14. Каков замысел Бога относительно Его народа и церкви?
Святость — это и дар Божий, и Его повеление. Поэтому мы должны молиться о ней и стремиться ежедневно ее проявлять. Святость — плод Духа, отображаемый в нашей жизни по мере того, как мы каждый день ходим в духе с Христом (см. Гал. 5:16, 22, 25). Синоним святости — христоподобие. Это означает, что мы принадлежим Иисусу и живем как Его послушные и преданные дети, все более и более преображаясь в Его подобие. Понятие святости несет идею отделения человека для особого служения Богу. С другой стороны, святость также подразумевает наличие определенных моральных и духовных качеств, таких как справедливость и непорочность. В жизни человека должны присутствовать оба аспекта святости.
В Новом Завете верующие названы святыми вследствие их уникальных взаимоотношений с Иисусом и особого предназначения. Святость не делает их безупречными в этическом отношении и безгрешными, но меняет их в такой степени, что они делаются способными жить чистой и святой жизнью (ср. 1 Кор. 1:2, где Павел называет святыми коринфян, которых никак не назовешь безгрешными и совершенными). Верующих апостол увещевает стремиться к святости, без которой никто не увидит Господа (см. Евр. 12:14). Бог с самого начала принимает каждого верующего, но наш рост в процессе освящения — дело всей жизни. Мы не должны останавливаться в своем развитии, пока не уподобимся незапятнанному образу Того, Кто спас нас.
Некоторые ошибочно полагают, что раз мы уже святы, то незачем стремиться к святости. Будет ли наше стремление к святости иным, если мы осознаем, что уже принадлежим Богу и приняты Им благодаря жертве Иисуса?
Что 1 Кор. 6:11; Тит. 3:5 и Евр. 13:12 говорят нам об освящении?
Наше освящение совершается по вере (см. Евр. 11:6) силой Святого Духа (см. 2 Фес. 2:13; 1 Петр. 1:2). Апостол Павел пишет: «Но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6:11). На протяжении всей жизни Иисус обеспечивает наше возрастание в святости, производя в нас плод Духа. Мы преображаемся в Его подобие «как от Господня Духа» (2 Кор. 3:18).
Прочитайте Гал. 5:16, 17. Что Павел говорит нам в этих стихах?
В сердце каждого верующего происходит борьба. Противостояние, с которым все мы сталкиваемся, обусловлено тем фактом, что в нас живет грех (см. Рим. 7:20). Апостол Павел прекрасно знал об этом сражении и в конце своей жизни заявлял: «Я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3:13, 14).
Прочитайте Евр. 12:1, 2. Какую битву с грехом мы должны вести посредством веры?
Сражение, которое мы призваны вести, заключается в том, чтобы «взирать на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр. 12:2). Слишком часто мы проявляем эгоизм в своей религиозной жизни. Мы излишне сосредотачиваемся на своих победах и поражениях, а не на Боге, Который один может даровать нам победу над грехом. Когда мы силой Святого Духа взираем на Иисуса, у нас пропадает желание грешить и совершать все то, что уводит нас в сторону (см. Евр. 12:1). Когда же мы смотрим на свои грехи и недостатки, мы отводим взгляд от Иисуса. Это приводит к быстрому поражению, потому что, глядя на свои неудачи, мы можем легко разочароваться. Однако, взирая на Иисуса, мы получим ободрение и сможем жить победоносной жизнью.
Если кто-то спросит вас: «Как одержать победу над грехом, которая обещана в Библии?», что вы ответите и почему? Поделитесь своими мыслями в субботу в классе.
Мы знаем, что Бог призывает нас хранить Его закон. Возникает вопрос: почему мы должны соблюдать Его закон, если не можем им спастись? Ответ содержится в идее святости.
Прочитайте Рим. 7:12 и 1 Тим. 1:8. Как Павел характеризует закон? Каким образом закон отражает характер Бога?
Закон свят, праведен и благ. Эти три характеристики относятся только к Самому Богу. Таким образом, закон является выражением Божьего характера.
Жить жизнью, исполненной Духа, означает жить согласно Закону Божьему. Закон представляет собой неизменное правило Его святости. Устанавливаемый законом стандарт неизменен, как Сам Бог. Иисус утверждал, что закон не был отменен и каждая его деталь подлежит исполнению (см. Мф. 5:17–19). Исполнение закона — это не законничество, но проявление верности. Закон не спасает нас и никогда не сможет этого сделать. Закон никогда не был средством спасения. Скорее, это путь, которым идут спасенные люди. Закон, если можно так выразиться, это обувь, в которой наша любовь ходит и проявляет себя. Вот почему Иисус предсказывал, что «по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). Любовь уменьшается, когда закон не почитается.
Прочитайте Рим. 13:10 и Мф. 22:37–40. Почему любовь — это исполнение закона?
В то время как правило и норма святости — Божий Закон, сердцем Его святости является любовь. Любовь является ответом на спасительные действия Бога, проявляясь в верности. Вы не можете быть хорошим учеником Иисуса, не будучи добросовестным и любящим исполнителем закона. Хотя возможно соблюдать букву закона без любви, невозможно проявлять настоящую любовь без соблюдения закона. Истинная любовь желает быть верной. Любовь не отменяет закона, но исполняет его.
Почему закон является выражением Божьей любви к нам? Как любовь и послушание связаны между собой?
Прочитайте Пс. 15:1, 2; Еф. 4:22–24 и 2 Тим. 2:21. Что эти стихи говорят нам о святости?
Святость является предварительным условием для того, чтобы общение с Богом доставляло нам радость. Она является предварительным условием нашей полезности для Бога. Всем знакомо высказывание: «Посеешь мысль — пожнешь действие; посеешь действие — пожнешь привычку; посеешь привычку — пожнешь характер; посеешь характер — пожнешь судьбу».
Характер — единственное, что мы возьмем с собой на небеса!
Однако выработка привычек и формирование характера не достигаются собственными усилиями. Развивая в нас правильные привычки, Дух соблюдает нас в святости. Привычки играют важную роль в нашей христианской жизни, особенно те привычки, которые вырабатывают такие библейские добродетели, как терпение, любовь, верность, доброта, благость, кротость и воздержание.
Когда Святой Дух наполняет наши сердца, мы начинаем действовать в интересах Бога. Но слишком часто мы забываем, что именно Бог освящает нас, завершая начатую в нас работу (см. Флп. 1:6). Иногда мы настолько заняты, совершая различные виды служения для Бога, что забываем наслаждаться молитвенным общением с Ним. Если мы слишком заняты, чтобы молиться, значит, мы слишком заняты, чтобы быть христианами.
Возможно, наши знания и успех сделали нас настолько самодостаточными и самоуверенными, что мы принимаем свои умения и успешные программы как само собой разумеющееся, забывая, что без Христа и Святого Духа мы не можем достичь ничего.
Деятельность — еще не показатель святости. Будут люди, убежденные, что они творили великие дела для Господа, а на самом деле они вовсе не следовали за Ним. «Многие скажут Мне в тот день: „Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» (Мф. 7:22, 23). Существует большая разница между Божественным призванием и побуждением что-то сделать для Бога. Если мы сначала не провели время в тихой молитве, чтобы услышать призыв Бога, мы подвержены опасности самоуправства. Без Божьего призвания в нашей работе не будет ни силы, ни власти, ни мира, ни других благословений. Наша самая большая потребность — плодотворное общение с Богом, когда мы слышим Его голос и получаем подкрепление из Его Слова, будучи движимы Духом Святым. Слово наделяет нашу работу особым авторитетом и делает ее убедительной.
Прочитайте главу «Подобно закваске» из книги Эллен Уайт «Наглядные уроки Христа», с. 95–102.
Как нам начать постигать Божью святость, если наша природа — падшая и испорченная, а Его — бескомпромиссно святая? По причине Своей святости Бог отделен от мира греха и смерти, в котором мы живем. Тем не менее удивительная новость заключается в том, что Бог дает нам возможность приобщиться к Его святости. Это предусмотрено заветом, который мы заключаем с Ним. «Объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш» (Лев. 19:2). Или, как сказано в Послании к евреям: «Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет… Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (Евр. 8:8, 10). В этих текстах мы можем увидеть взаимосвязь между святостью, заветом и законом. Мы не можем быть святыми без повиновения Закону Божьему. И мы повинуемся Его закону только тогда, когда Он Сам, Дух Святой, напишет Свой закон в наших сердцах и умах. У нас есть священное преимущество участвовать в святости Его (см. Евр. 12:10), которую мы выражаем через доброхотное послушание Его закону.
Вопросы для обсуждения:
1. Поделитесь своими ответами на вопрос, приведенный в конце темы за вторник: «Как одержать обещанную Библией победу над грехом?».
2. Что значит иметь Закон Божий, написанный в наших сердцах и умах? Чем он отличается от закона, начертанного на каменных скрижалях?
3. Когда вы размышляете о Божьей святости, какие ассоциации приходят вам на ум? Дайте возможность каждому члену класса поделиться своими мыслями относительно Божьей святости. Что Иисус открыл нам о Божьей святости?
4. Что является основой нашей святости? Как достигается святость?
5. В теме за среду говорилось: «Закон не спасает нас и никогда не сможет этого сделать. Закон никогда не был средством спасения. Скорее, это путь, которым идут спасенные люди». Как понимание этого помогает нам уяснить роль закона в жизни христиан, которых освящает Дух Святой?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →