«Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10).
Как христиане мы должны быть исполнены Святым Духом. Без Него наше свидетельство будет бессильно, и наша христианская жизнь будет не чем иным, как бременем. Мы можем иметь образование, таланты и красноречие, но без Духа мы не сможем жить в соответствии с Божьим предназначением. Мы не будем иметь уверенности в спасении и не будем знать радости от служения нашему Господу. Мы будем христианами только по названию, а номинальный христианин — не христианин вовсе.
Иисус, однако, желает, чтобы мы жили полноценной жизнью. Он хочет дать нам жизнь в полном смысле этого слова. Она укоренена в Источнике всей жизни — Иисусе Христе и потому наполнена смыслом и приносит удовлетворение. Христос является Творцом всякой жизни и единственным путем к вечной жизни. «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Жизнь во всей ее полноте достигается только посредством единения с Ним. На это направлена работа Святого Духа в нашей жизни.
На этой неделе мы будем изучать, что говорит Библия о крещении Духом и что означает быть исполненными Им. Мы также рассмотрим некоторые признаки, указывающие на то, что мы в действительности исполнены Духом.
Прочитайте Мк. 1:8 (ср. Мф. 3:11; Лк. 3:16 и Ин. 1:33), Деян. 1:5 и 11:16. Какой еще обряд посвящения сопровождает крещение Духом?
В Новом Завете есть только семь отрывков, которые говорят о крещении Святым Духом. Четыре из них связаны со служением Иоанна Крестителя и указывают на Пятидесятницу. Святой Дух был дарован, чтобы возвестить наступление «последних дней» истории спасения.
Иоанн, однако, в отличие от других евангелистов, не использует будущее время, когда речь идет о крещении Духом. Вместо этого он использует причастие настоящего времени, указывая, что этот процесс имеет непреходящее значение (см. Ин. 1:33). Ту же грамматическую форму Иоанн использует чуть выше в Ин. 1:29, когда говорит о еще одной важной задаче Иисуса — очищении мира от греха. Служение Иисуса заключается в том, чтобы очистить нас от греха и дать нам Святого Духа. Это двойное служение также описано в Деян. 2:38. После того как ученики узрели Христа, они получили обещанное: прощение грехов и дар Святого Духа. Подобный опыт испытали верующие в доме Корнилия (см. Деян. 10:43, 44 и Деян. 11:16). Водное крещение также известно как крещение покаяния (см. Деян. 19:4). Когда мы раскаиваемся в грехе и крестимся во имя Иисуса, мы также получаем дар Святого Духа (см. Деян. 2:28–39).
В Новом Завете принятие Святого Духа и крещение взаимосвязаны. Они указывают на наше новое рождение. Посредством крещения мы отождествляем себя со Христом, и Иисус дает нам Святого Духа, чтобы мы могли жить в Его силе и благовествовать. Крещение Духом — отнюдь не вторая работа благодати на более позднем этапе в жизни, которую некоторые соотносят с чудодейственными дарами.
В 1 Кор. 12:13 Павел имеет в виду не уникальный опыт учеников в день Пятидесятницы, а опыт всех верующих. Он утверждает, что одним Духом мы все крестились в одно тело, и все напоены одним Духом. Павел подчеркивает идею единства. Местоимение «все» имеет решающее значение. Павел связывает приобщение всех верующих к Телу Христа с крещением Духа.
Опишите ваш собственный опыт крещения Святым Духом. Какое значение Он имеет для вашей жизни? Какими бы вы были, если бы Он не трудился в вашей жизни?
Прочитайте Еф. 5:18; Деян. 13:52 и Рим. 8:9. Что значит быть исполненными Святым Духом? Каким образом в нашей жизни происходит исполнение Духом?
После того, как мы крестились и стали принадлежать Христу, мы должны жить в силе Духа. Для того чтобы это произошло, мы должны быть исполнены Духом. Есть многочисленные ссылки в Новом Завете, где говорится о людях, исполненных Духом (см. Лк. 1:41, 67; Деян. 2:4; 4:8, 31; 9:17; 13:9). Апостол Павел использует причастие исполненный применительно к человеку, который полностью подчинился Богу и открыт для направляющего влияния Святого Духа. Божья работа может беспрепятственно выполняться в жизни такого человека.
Если мы зависимы от алкоголя, наши поступки, речь и мысли подвержены негативному влиянию. Когда мы исполнены Духом Святым, это позволяет Ему оказывать на нас положительное влияние, в результате чего наши поступки, речь и мысли будут отражать Иисуса.
Хотя Дух дается для наставления в вере (см. Гал. 3:2) и принимается через веру (см. Гал 3:14) в момент крещения (см. Тит. 3:5, 6), мы должны исполняться Святым Духом каждый день. Мы не можем довольствоваться сильным опытом, который имели в прошлом году, в прошлом месяце или даже вчера. Нам нужно исполняться Божьим Духом каждый день, потому что каждый день перед нами встают новые задачи.
В Деян. 13:52 используется глагол несовершенного вида «исполняться», означающий непрерывное действие. Исполнение Духом — не разовое событие. Это то, что должно стать частью ежедневного опыта. Каждая сфера нашей жизни должна быть отмечена Его присутствием, и тогда мы будем жить так, как должны.
Исполнение Духом Святым не означает, что мы получаем Его в большем объеме, чем раньше. Это означает, что Он оказывает большее влияние на нашу жизнь. Только тогда, когда мы ежедневно подчиняем свою жизнь Духу, Он может использовать нас для славы Божьей.
«Я желаю обратить ваше внимание на факт: те, в чьем сердце посредством веры живет Иисус, получили Святого Духа. Каждый человек, который принимает Иисуса как своего личного Спасителя, получает также Святого Духа. Он будет его Советником, Проводником и Свидетелем, а также Тем, Кто совершает освящение» (Э. Уайт. Рукописи, т. 14, с. 71).
Слово Божье указывает на определенные условия, при соблюдении которых Дух может пребывать в нас. Сегодня и завтра мы рассмотрим наиболее важные из них.
Прочитайте Деян. 2:37, 38. Каково первое условие получения дара Святого Духа?
Одним из условий получения дара Святого Духа является покаяние. Слушание Слова Божьего пробуждает нашу совесть и может привести нас к осознанию своего греховного и гибельного состояния. Истинное покаяние включает в себя нечто большее, чем сожаление о пагубных последствиях нашего греха. Это глубокое изменение сердца и ума, позволяющее увидеть грех тем, чем он в действительности является, — уродливым злом и бунтом против Бога. Единственный способ, благодаря которому мы можем пережить истинное покаяние, — испытать на себе воздействие Божьей любви. «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» (Рим. 2:4).
Прочитайте Гал. 3:14 и Иак. 1:6–8. Почему мы не можем получить Святого Духа, если не доверяем Слову Божьему?
Иисус обещал послать Духа в качестве Своего Представителя. Мы получаем обещанный дар по вере. Но если мы сомневаемся в обетовании Бога и не доверяем Его Слову, мы уподобляемся двоедушному человеку и не можем рассчитывать на получение чего-либо от Бога. Вера — это нечто большее, чем умственное согласие. Это полное доверие своей жизни Богу, уверенность в том, что Бог сохранит неизменным Свое Слово и не подведет, независимо от обстоятельств.
Прочитайте Лк. 11:8–10, 13. Почему постоянная молитва о получении Духа так важна?
Бог не удерживает Духа. Бог гораздо добрее к нам, чем мы по отношению к своим собственным детям. Наша настойчивая молитва не меняет Его отношения к нам. Наша молитва меняет в первую очередь нас самих и приводит в Божье присутствие. Молитва не приближает Бога к нам, но приближает нас к Нему. Наши молитвы просто показывают нашу решимость и готовят нас к получению дара.
Как мы можем научиться быть более ревностными, старательными и самоотверженными в своей собственной молитвенной жизни? Почему так важно, чтобы мы приобрели эти качества?
Прочитайте Деян. 5:32. Почему послушание Слову Божьему является важным условием для получения Святого Духа?
Сегодня, как и тогда, Святой Дух дается всем, кто подчиняется Богу. В Библии любовь и послушание идут рука об руку, и истинная вера выражается в исполнении воли Божьей. Если мы доверяем Богу всем сердцем, мы будем соблюдать Его заповеди. Иисус сказал: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин. 14:23). Послушание — это выбор человека, желающего жить в соответствии с Божьей волей, выраженной в Его законе. Мы должны демонстрировать послушание, если хотим признавать Иисуса своим Господом (см. Лк. 6:46). «Кто говорит: “я познал Его”, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась» (1 Ин. 2:4, 5). Какие сильные слова! Иоанн также говорит: «Кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам» (1 Ин. 3:24). Когда мы выполняем то, что Бог повелел, мы имеем душевное спокойствие.
Прочитайте Иуд. 18–21. Почему мы должны воздерживаться от любых злых поступков, если хотим быть исполнены Духом?
Огонь Святого Духа не может поддерживаться, когда мы живем мирской жизнью. Святой Дух очень чувствительно реагирует на существование всякого греха и суетности в нашей жизни. Поэтому нам необходимо хранить в себе любовь к Богу и общаться с Ним посредством молитвы, чтобы мы могли избежать тлетворного влияния извне и проявлять дух силы, любви и целомудрия (см. 2 Тим. 1:6, 7). Только посредством безжалостной борьбы со своим «я» мы сможем стать теми, кем должны быть. Конечно, самостоятельно мы не в силах выполнить эту задачу. Но именно мы принимаем решение — подчинить свою волю руководству Святого Духа либо позволить плоти взять верх. Выбор остается за нами.
«И нет предела пользе, которую может принести тот, кто, отказавшись от своего „я“, целиком доверяется Святому Духу и живет жизнью, полностью посвященной Богу» (Э. Уайт. Желание веков, с. 250, 251). Как вы можете применить эти слова к собственной духовной жизни?
Прочитайте Гал. 5:16–26 и ср. с Еф. 5:1–9, 17–20. Перечислите различия между эгоцентричной жизнью и жизнью, исполненной Духом.
Жизнь человека, который не живет в Духе, радикально отличается от жизни и ценностей человека, который наполнен Духом.
Эгоцентричный человек
Христоцентричный человек
Желает того, что греховно и неугодно Богу
Желает того, что духовно и угодно Богу
Греховные страсти контролируют его жизнь
Святой Дух контролирует его жизнь
Злоупотребляет своей свободой и порабощен грехом
Освобожден от рабства греха и призван к свободе во Христе
Противится воле Божьей
Послушен воле Божьей
Стремится к самоугождению
Проявляет самопожертвование
Приносит плоды греха
Приносит плоды Духа
Не признает нужды в прощении и занимается самовосхвалением
Признает нужду в прощении и восхваляет Иисуса за то, что Он совершил
Жизнь человека, который исполнен Божьим Духом, характеризуется добровольным послушанием Божьему закону и духом сострадания к другим (см. 2 Кор. 5:14). По мере того, как наше сознание и мышление будут обновляться, наши ценности и поведение изменятся. Мы обретем новое сердце и новое отношение к жизни. Не желая впредь жить эгоистичной жизнью, мы подчиняем ее Святому Духу (см. Гал. 3:3).
Мы не можем сами себя преобразовать. Мы не обладаем для этого никакой внутренней силой, ибо грех слишком глубоко укоренился в нас. Обновляющая энергия должна исходить от Бога. Глубокие внутренние перемены возможны только благодаря преобразующей работе Святого Духа. Одни лишь внешние изменения, такие как отказ от вредной привычки, не делают нас христианами. Изменение должно исходить из сердца, обновленного Святым Духом.
Это работа длиной в жизнь. На этом пути есть свои взлеты и падения, однако Сам Бог обещает совершить ее в нас, если мы отдаем себя Ему. «Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Флп. 1:6).
В каких сферах своей жизни вы видите, как эгоистичная природа вырывается наружу, а в каких вы видите жизнь, которая отражает действие Святого Духа в вас? Что ваш ответ говорит о вашем состоянии и решении, которое необходимо принять?
Для любого человека естественно желать управлять своей жизнью. Наши достижения, как правило, зависят от наших усилий. Хотя многие люди проводят свою жизнь в стремлении обрести контроль, другие имеют нездоровый страх потерять его.
Эта человеческая дилемма может быть решена только с Божьей помощью. Бог желает, чтобы вы отдали Ему, своему Творцу и Искупителю, полный контроль над своей жизнью. Он знает и любит вас как никто другой. Это дает Ему право трудиться в вашей жизни.
Принимая решение подчинить свою волю руководству Божьего Святого Духа, вы обретете сверхъестественный мир и безграничные возможности, которые позволят вам стать благословением для других. Однако для получения этой силы нам необходимо желание. Бог никого не принуждает принять Его. Чтобы быть нравственными существами, мы должны быть свободными людьми. А чтобы быть по-настоящему свободными во Христе, мы должны отказаться от своих старых греховных путей и испытать силу и водительство Святого Духа. Однако здесь нет никакого противоречия. Наша свобода зиждется на освобождении от осуждения и власти греха, который всегда порабощает нас и приводит к смерти. Вместо этого, доверившись Господу и позволяя Святому Духу пребывать в нас, мы не только становимся свободными от осуждения (см. Рим. 8:1), но также живем «не по плоти, но по духу». Это единственная подлинная свобода, которую мы, греховные и падшие существа, можем иметь.
Вопросы для обсуждения:
1. Некоторые люди думают, что свобода подразумевает возможность делать то, что хочется, когда хочется и как хочется. Чем ошибочна данная концепция с христианской точки зрения? Какова библейская идея истинной свободы? (См. Пс. 118:45; Лк. 4:18; Ин. 8:34–36; 2 Кор. 3:17 и Гал. 5:1).
2. Почему так важно смирить свое «я» и посвятить свою жизнь целиком Богу, прежде чем Святой Дух сможет плодотворно трудиться через нас? Что Бог может совершить в вас, чтобы сделать вас благословением для других, если вы смирите себя и откроете свое сердце влиянию Святого Духа?
3. «Жизнь христианина — это не частичное изменение или улучшение старого, но преобразование всего естества. Пережив смерть собственного „я“ и греха, человек обретает совершенно новую жизнь. Такая перемена может произойти только под влиянием Святого Духа» (Э. Уайт. Желание веков, с. 172). Обсудите в классе практический смысл этих слов.
4. Сравните признаки эгоистичной жизни с признаками жизни, которая находится под руководством Святого Духа (см. таблицу в теме за четверг). Обсудите в классе вопрос: какое величайшее благословение мы можем обрести, позволяя Святому Духу руководить нашей жизнью?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →