«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16, 17).
Назначение Писания обусловлено тем, что оно является Словом Божьим, открытым человечеству через работу Святого Духа. В Библии Святой Дух обозначает Божью волю, показывая, как нам жить жизнью, угодной Ему.
Но сила Святого Духа проявилась не только в далеком прошлом, во время написания Библии. И сегодня Он тесно связан со Словом Божьим во многих других важных аспектах. В процессе изучения и осмысления Слова мы нуждаемся в руководстве Святого Духа. Этот же Божественный Дух пробуждает в нас желание изучать Слово Божье и применять его учение в своей жизни. Таким образом, Дух работает при помощи и посредством написанного Слова, чтобы сделать нас новым творением во Христе.
На этой неделе мы рассмотрим работу Святого Духа в свете Писания.
Благодаря чему Бог может быть уверен в том, что Его воля была достоверно передана падшим людям?
В процессе получения Божественного откровения человеческие существа зависят от помощи Того, Кто открывает нам информацию, которую мы, будучи сотворенными и падшими существами, не можем знать о себе. Святой Дух учит нас истинам, знание которых для нас жизненно необходимо (см., например, Дан. 2:19–23); мы никогда не смогли бы узнать их естественным путем.
Откровение представляет собой процесс, в ходе которого Бог открывает Себя и Свою Божественную волю человеку. В основе понятия «откровение» лежит идея раскрытия того, что было скрыто. Мы нуждаемся в подобном откровении, поскольку, являясь смертными и падшими существами, разделенными с Богом из-за греха, мы сильно ограничены в умственных и физических способностях. Мы зависимы от Бога в познании Его воли. Следовательно, мы зависим от Божьего откровения, потому что не являемся Богом и имеем весьма ограниченное знание о Нем.
Прочитайте 2 Петр. 1:19–21. Что здесь сказано о природе библейской пророческой вести? Что Божественная природа библейской вести говорит нам об авторитете Библии?
Согласно словам апостола Петра, пророческая весть Ветхого Завета имела не человеческую природу. Пророки были направляемы Святым Духом. Эти люди передавали не свою весть, но Божью. Они были лишь инструментами ее передачи, но никак не ее авторами. Петр делает особое ударение на том факте, что источником вдохновения при изложении пророчеств был Святой Дух, хотя они были написаны людьми. «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой» (2 Петр. 1:21). И именно Божественная природа Библии дает ей право быть руководством в нашей жизни.
Бог прибег к помощи людей, чтобы донести Свое Слово до этого мира. Как Святой Дух может использовать нас в провозглашении вести, записанной ранее?
Инспирация — это термин, используемый для описания Божьего воздействия посредством работы Святого Духа в передаче Его вести через людей. Работа Святого Духа в процессе инспирации объясняет глубинное единство истины, открытой в Писании. Являясь Духом истины (см. Ин. 14:17; 15:26; 16:13), Святой Дух наставит нас на всякую истину.
Прочитайте 2 Петр. 1:21; Втор. 18:18; Мих. 3:8 и 1 Кор. 2:9–13. Что эти тексты говорят нам о библейских писателях и об участии Бога в происхождении Библии?
Фраза «будучи движимы Духом Святым» (2 Петр. 1:21) как нельзя лучше подтверждает работу Святого Духа в процессе инспирации, или вдохновения. В 1 Кор. 2:9–13 апостол Павел связывает откровение и вдохновение с деятельностью Святого Духа. В 9-м стихе он упоминает о том, что Бог открыл апостолам сокрытое от человеческих глаз. Бог открыл это Духом (см. 1 Кор. 2:10). Апостолы получили «Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1 Кор. 2:12). Затем в стихе 13 он непосредственно описывает процесс вдохновения, когда говорит, что дарованное от Бога «возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным». Павел не имел никаких сомнений относительно источника и авторитета вести, которую он провозглашал.
Хотя многие части Библии являются результатом прямого сверхъестественного откровения Божьего, не все в Библии было открыто подобным образом. Иногда Бог побуждал библейских авторов тщательно изучать тот или иной вопрос или воспользоваться другими источниками (см. Нав. 10:13; Лк. 1:1–3), чтобы открыть и передать Его весть. Таким образом, все книги Библии были открыты и вдохновлены Богом (см. 2 Тим. 3:16). Именно по этой причине Павел утверждает, что «все Писание» было написано для нашего наставления, «чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим. 15:4). Бог, Который говорит Сам и Который создал человеческий язык, дарует возможность людям передать богодухновенные мысли достоверным и надежным образом.
«Богу было угодно сообщить миру истину при посредстве людей, и Он Сам через Святого Духа наделил их способностями для этого труда, определенным образом направляя их мысли и подсказывая, что говорить и писать. Хотя это сокровище хранится в земных сосудах и возвещается несовершенным человеческим языком, оно остается Божьим свидетельством» (Э. Уайт. Избранные вести, т. 1, с. 26).
В то время как откровение является сверхъестественным действием, посредством которого Бог открывает истину избранным людям, вдохновение представляет собой деятельность Святого Духа, что гарантирует достоверность написанного земными авторами, а также полное одобрение их слов Богом. Бог ненавидит лжесвидетельство (см. Исх. 20:16) и не может лгать (см. Евр. 6:18). Он назван Богом истины (см. Пс. 30:6; Ис. 65:16), тогда как Святой Дух назван «Духом истины» (Ин. 14:17).
Прочитайте Пс. 118:160. Что этот стих говорит об истинах, которые Бог открывает нам?
Прочитайте Ин. 17:17. Что Иисус говорит нам здесь о Слове Божьем?
Слово Божье надежно и заслуживает полного доверия. Судить Писание — не наша задача, скорее, Писание имеет право и власть судить нас. «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12).
Хотя Библия была написана людьми, жившими в определенное время, в определенном месте и определенной культуре, этот факт не дает нам права видоизменять или отвергать библейскую весть, ниспосланную нам. Стоит допустить это, и Библия становится зависимой от человека и его представлений об истине. В результате многие люди, заявляющие, что верят в Библию, отвергают шестидневное творение, всемирный потоп, непорочное зачатие, телесное воскресение Иисуса и буквальное Второе пришествие. Это лишь некоторые из многих библейских истин, которые были отвергнуты людьми, ошибочно полагающими, что они имеют право судить о Писании. Мы никогда не должны повторять их ошибку.
Почему так важно соотносить свое собственное суждение со Словом Божьим, а не наоборот?
Благодаря Святому Духу мы не только имеем в своем распоряжении Слово Божье, но и можем правильно понимать его. Человеческие существа сами по себе не способны постичь истину; они в силу своей природы отчуждены от Бога (см. Еф. 4:18). Вот почему тот же Дух, Который открывал истину и вдохновлял людей для написания Слова Божьего, дарует нам возможность понять его. Проблема заключается не в том, что Библия трудна для понимания, а в нашем испорченном грехом отношении к Богу, Который открывает Себя в Библии.
Святой Дух является Учителем, Который желает привести нас к более глубокому пониманию Писания и бережному отношению к Библии. Он направляет наше внимание к истинам Слова Божьего и помогает осмыслить их таким образом, чтобы нашу жизнь отличали верность Богу и охотное послушание Его воле. Это может произойти только тогда, когда мы изучаем Библию со смиренным сердцем.
Прочитайте 1 Кор. 2:13, 14. Что говорит апостол Павел о нашей потребности рассматривать духовные вещи духовно?
В своем понимании Библии мы зависимы от Святого Духа. Без Святого Духа невозможно усвоить духовное значение библейских слов, выходящее за лексические рамки. Кроме того, будучи греховными людьми, мы часто противимся Божьей истине, но вовсе не потому, что не понимаем ее, а потому, что не желаем следовать ей. Без Святого Духа нет понимания Божьей вести. Нет надежды, нет доверия и нет ответной любви. Все, что совершает Дух, находится в гармонии с истиной, уже провозглашенной в Библии.
«Многие противоречивые мнения относительно библейского учения возникают не из-за сложных мест в книге, а из-за слепоты и заблуждений толкователей. Люди игнорируют простые заявления Библии ради следования своим собственным извращенным теориям» (Э. Уайт. Ревью энд Геральд,27 января 1885 г.). Каким образом наша гордость является камнем преткновения, не позволяющим воплотить истину Писания в жизни? В каких сферах ваши собственные желания удерживают вас от следования Божьей истине? Как научиться предавать все в руки Божьи?
Святой Дух, Который открыл людям содержание Библии и передал посредством вдохновения, никогда не будет побуждать нас поступать вопреки Слову Божьему.
Прочитайте Ин. 5:39, 46, 47 и Ин. 7:38. О каком авторитете упоминает Иисус в этих текстах? Каким образом Библия подтверждает, что Иисус — Мессия?
Некоторые люди утверждают, что получили особые «откровения» и наставления от Святого Духа, которые противоречат ясным истинам Библии. Для них Святой Дух обладает бо́льшим авторитетом и властью, чем Слово Божье. Всякий раз, когда богодухновенное написанное Слово Божье признается недействительным и его весть пренебрегается, мы становимся на скользкий путь и не следуем водительству Духа Божьего. Только Библия является нашей духовной защитой. Она одна является надежным мерилом всех вопросов веры и жизни.
«Через Писание Святой Дух обращается к уму и запечатлевает истину в сердце. Так Он разоблачает заблуждение и изгоняет его из сердца. Посредством Духа истины, действующего через Слово Божье, Христос привлекает к Себе избранных чад» (Э. Уайт. Желание веков, с. 671).
Эллен Уайт совершенно ясно говорит, что «Дух не предназначен заменить собой Библию, ибо Писание ясно говорит о том, что Слово Божье является мерилом всякого учения и чувства» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 9).
Святой Дух никогда не давался для того, чтобы заменить Слово Божье. Он работает в согласии с Библией и через нее, чтобы привлечь нас ко Христу, тем самым делая святую Книгу единственным мерилом подлинной библейской духовности. Мы можем быть уверены в том, что человек, чьи заявления противоречат Слову Божьему, говорит неправду. И хотя нам не дано судить сердечные помыслы или мотивы, мы можем давать оценку богословским взглядам, сопоставляя их со Словом Божьим.
Приведите примеры учений, продвигаемых некоторыми людьми в церкви, которые явно противоречат Слову Божьему! Какой должна быть наша реакция на людей, распространяющих заблуждения, а также на сами заблуждения?
Прочитайте главу «Наша единственная защита» из книги Э. Уайт «Великая борьба», с. 593–602. Прочитайте также главу «Да не смущается сердце ваше» из книги Э. Уайт «Желание веков», с. 662–680.
Подумайте обо всех тех истинах, которые мы узнали исключительно благодаря тому, что они были открыты нам в Библии. Возьмем, к примеру, истину о Творении. Какой разительный контраст между библейским учением о Творении и человеческими представлениями о процессе, именуемом как «неодарвинистский синтез»! Как сильно могут заблуждаться люди! Подумайте также о Втором пришествии Христа и воскресении мертвых в конце времени. Мы никогда не смогли бы узнать эти истины самостоятельно. Они непременно должны были быть открыты для нас; и они были открыты в Слове Божьем, написанном людьми под вдохновением Святого Духа. Но самой важной остается истина о том, что Иисус Христос умер за грехи наши и что мы спасаемся через веру в Него и Его служение ради нас! Это та истина, которую мы никогда не смогли бы постичь самостоятельно. Мы знаем ее только потому, что она была открыта нам. Подумайте о других истинах, которые мы знаем только потому, что они были открыты нам благодаря Слову Божьему. Что данный факт говорит нам о том, какое место должно занимать Слово Божье в нашей жизни?
Вопросы для обсуждения:
1. Почему Библия является более надежным руководством в духовных вопросах, чем субъективные представления? Каковы будут последствия нашего отвержения Библии как мерила, которым мы испытываем все учения и даже свои собственные духовные переживания?
2. Мы часто слышим слово «истина», используемое в различных контекстах. Обсудите в классе само понятие «истина». Что мы имеем в виду, когда утверждаем, что то или иное является «истиной»?
3. Как должна реагировать ваша церковь, если кто-то утверждает, что получил «новый свет»?
4. Проследите принципиальное различие между библейским учением о Творении и человеческими измышлениями. Эволюционная теория в ее нынешнем понимании полностью противоречит библейской вести. Что это говорит нам о причинах, по которым мы должны доверять Библии превыше всего остального?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →