«Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом» (Ис. 53:4).
С неожиданным появлением Самого Господа в 38-й и последующих главах книга Иова достигает своей кульминации. Бог явил Себя Иову могущественным и чудесным образом, и это привело к исповеди и раскаянию Иова. Затем Господь упрекнул троих друзей Иова за их неверные речи, и Иов помолился за них. «И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде» (Иов. 42:10). После этого Иов прожил долгую и полноценную жизнь.
Существует, однако, нечто тревожащее, нечто неудовлетворительное в этой истории и в том, как она заканчивается. Бог и сатана спорят на небесах, и этот спор переносится на землю, осложняя жизнь бедного Иова! Представляется несправедливым и неправильным тот факт, что Иов вынужден тяжело страдать из-за конфликта между Богом и сатаной, тогда как Господь остается на небе и просто наблюдает за всем этим.
У этой истории должно быть продолжение. И оно есть. История получает новое развитие много веков спустя в земной жизни Христа и Его смерти на кресте. Только в Иисусе мы находим удивительные и утешительные ответы на вопросы, на которые книга Иова ответила не в полной мере.
В 38-й главе книги Бог показал Себя Иову в образе Творца, Который «проводит протоки для излияния воды и путь для громоносной молнии, чтобы шел дождь на землю безлюдную, на пустыню, где нет человека» (Иов. 38:25, 26). Роль Творца — не единственная роль Господа.
Прочитайте Иов. 19:25–27. Что эти слова говорят о надежде Иова на спасение?
Этими известными словами Иов показывает, что имеет определенное знание об Искупителе. Ему известно, что, хотя люди умирают, существует неподвластная смерти надежда на Искупителя, Который однажды придет на землю.
Эти слова Иова указывают на наиболее значимую истину в Библии — истину о Боге-Искупителе. Да, Бог — наш Создатель. Но в падшем мире грешников, обреченных на вечную смерть в своих грехах, нам нужен не только Творец, но и Искупитель. Бог является нашим Творцом и нашим Искупителем (см. Ис. 48:13–17), и благодаря тому, что Он выполняет обе эти роли, мы имеем великую надежду на вечную жизнь.
Прочитайте Ин. 1:1–14. Каким образом Иоанн в этом отрывке изображает Иисуса и как Творца, и как нашего Искупителя?
В Ин. 1:1 присутствует явная аллюзия на Быт. 1:1 и указание на Бога-Творца. Слова «В мире был, и мир чрез Него на́чал быть… Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин 1:10–12) делают неразрывной связь между Иисусом-Творцом и Иисусом-Искупителем. В действительности, Бог может быть нашим Искупителем только на том основании, что Он является нашим Творцом.
Если бы у нас был только Творец, но не было бы Искупителя, какую надежду мы бы имели? Почему Иисус как Искупитель так важен для нас?
Начальные главы книги Иова дали возможность частично увидеть великую борьбу между Христом и сатаной. Как мы знаем, это противостояние началось на небе, но в итоге перешло на землю (см. Откр 12:7–12). В книге Иова мы увидели ту же направленность: начавшийся на небесах конфликт переходит на землю. К несчастью для Иова, этот конфликт на земле был сосредоточен на нем.
Прочитайте Иов. 10:4, 5. На что жаловался Иов и были ли у него основания для жалобы?
Позиция Иова была проста: «Ты — Бог, Владыка Вселенной, Творец. Откуда Ты можешь знать, каково это — быть человеком и переживать те страдания, которые мы испытываем?»
Как следующие стихи отвечают на жалобу Иова? Лк. 2:11; Ин. 1:14; Лк. 19:10; Мф. 4:2; 1 Тим. 2:5; Евр. 4:15.
Иов сетовал на то, что Бог — не человек и потому не может знать человеческое горе. Исчерпывающим ответом на эту жалобу стал приход Иисуса в человеческой природе на землю. Сохранив Свою Божественность, Иисус стал человеком и на личном опыте испытал страдания и борьбу Иова и всех людей. В Евангелиях мы видим реальность человеческой природы Христа и тех страданий, через которые Он прошел, будучи человеком. Иисус ответил на жалобу Иова.
«Христос принял на Себя не кажущуюся, но настоящую человеческую природу и жил в ней… Он не был только лишь обладателем сотворенной плоти, но воспринял подобие плоти греховной» (Комментарии Э. Уайт. Библейский комментарий АСД, т. 5, с. 1124).
Как вы понимаете тот факт, что Иисус принял человеческую природу. Что это говорит о том, насколько понятны Ему ваши переживания?
Что следующие тексты говорят нам об Иисусе и о том, как мы должны понимать Его?
1 Ин. 2:6
Гал. 4:19
Без сомнения, Иисус является образцовым человеком. Его жизнь и Его характер — это пример, которому по милости Божьей должны следовать все верующие в Него. Иисус оставил единственный совершенный пример жизни, к которой Бог призывает нас.
Тем не менее Христос пришел на эту землю не для того, чтобы просто оставить нам пример. Наше положение грешников требовало куда более решительных мер, чем просто развития качеств нашего характера до уподобления Его образу. Для искупления этого было недостаточно. Мы нуждаемся в Заместителе — Том, кто понесет наказание за наши грехи. Христос пришел не для того, чтобы просто явить нам пример совершенной жизни. Он пришел, чтобы умереть смертью, которую заслуживаем мы, чтобы Его совершенная жизнь могла быть зачтена нам как наша собственная.
Что следующие тексты говорят о необходимости смерти Христа за нас? Мк. 8:31; Лк. 9:22; Лк. 24:7; Гал. 2:21.
Иисус должен был умереть за нас, потому что послушание закону, хотя и занимает центральное место в христианской жизни, не является тем, что спасает падших. «Итак, закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона» (Гал. 3:21). Если какой-либо закон и мог спасти грешника, то это однозначно был бы Закон Божий, но даже этот закон не может спасти нас. Только совершенная жизнь нашего идеального Образца, Иисуса, может спасти нас, и поэтому Христос пришел, чтобы предложить Себя как единственную на все времена жертву за грехи (см. Евр. 10:12).
Как ваш собственный опыт соблюдения закона показывает вам вашу нужду в Заместителе?
Прочитайте Ис. 53:1–6. Что здесь говорится о страданиях Господа на кресте?
В Ис. 53:4 говорится, что Иисус понес наши немощи и болезни. Это бремя включало в себя также немощи и болезни Иова. И не только Иова, но и всего мира. За грехи всех когда-либо живших людей Иисус умер на кресте.
Следовательно, только на кресте книга Иова может быть увидена в истинном свете. Здесь мы видим того самого Бога, Властелина природы, что явился Иову, страдающим сильнее, чем может вынести любой человек, включая Иова. Горе и скорби, которые каждый из нас переживает в отдельности, Он принял на Себя в совокупности. Нет нужды, чтобы кто-то просвещал Бога относительно страданий, поскольку Он в человеческой плоти понес на Себе тяжелую ношу всех страданий, посеянных по всему миру грехом. Нам известны только наши собственные немощи, только наши собственные скорби; на кресте Иисус испытал их все в полной мере.
Бог, Который спрашивал Иова: «Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на земле?» (Иов. 38:33), становится еще более удивительным, когда мы понимаем, что Он не только создал «уставы неба», но также принял на Себя человеческую плоть и умер в ней, «дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2:14).
Рассматриваемая в контексте Креста книга Иова обретает больший смысл, потому что Крест отвечает на многие вопросы, которые книга оставляет без ответа. И самый главный вопрос — насколько справедливым было то, что Бог находился на небесах, тогда как Иов вынужден был невыносимо страдать на земле, и все для того, чтобы помочь опровергнуть обвинения сатаны? Крест показывает, что, независимо от того, насколько сильно Иов или любой другой человек страдает в этом мире, наш Господь добровольно пострадал намного сильнее, чем любой из нас был бы способен вынести, лишь для того, чтобы дать нам надежду и обещание спасения.
Иов видел Бога как Творца; после Креста мы видим Его как Творца и Искупителя, а точнее как Творца, ставшего нашим Искупителем (см. Флп. 2:6–8). И, чтобы выполнить эту задачу, Он должен был пострадать от греха так, как никогда не сможет ни один человек, включая Иова. Поэтому нам остается воскликнуть вслед за Иовом: «Отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 42:6).
Прочитайте Ин. 12:30–32. Что Иисус говорит о сатане в контексте Креста и великой борьбы?
Говоря о смерти Иисуса на кресте, Эллен Уайт пишет о том сильном воздействии, которое она имела на небе и во Вселенной. «Сатанинская клевета на характер и правление Божье предстала в истинном свете. Он обвинял Бога в том, что, требуя от сотворенных Им существ подчинения и послушания, Он навязывал им Свою волю и просто стремился к самопрославлению, что, призывая всех к самоотречению, Сам Творец ничем не жертвовал. Теперь же все увидели, что для спасения падшего и грешного рода Правитель Вселенной принес одну из самых величайших жертв, на какую только способна любовь, ибо «Бог во Христе примирил с Собою мир» (2 Кор. 5:19). Все увидели также, как Люцифер, стремясь к почестям и верховной власти, открыл дверь греху; Христос же, для того чтобы уничтожить грех, смирил Себя и стал послушным до смерти» (Великая борьба, с. 502).
Прочитайте 2 Кор. 5:19. Как смерть Христа примирила падший мир с Богом?
Мир впал в грех и восстал против Бога; он стал уязвимым для сатанинских козней, что ясно видно в книге Иова. Иисус, приняв человеческую плоть и сохранив при этом Свою Божественность, соединил неразрывными узами небо и землю и Своей смертью гарантировал окончательное поражение греха и сатаны. На кресте Иисус понес законное наказание за грех, тем самым примирив падший мир с Богом. Хотя все мы — грешники, осужденные на смерть, верою мы можем иметь надежду на вечную жизнь в Иисусе.
Несмотря на совершенные нами грехи, Иисус заплатил за них полную цену на Кресте. Почему эта удивительная истина может изменить нашу жизнь и пробудить в нас желание жить в послушании Ему?
«„Ныне суд миру сему, — продолжал Христос, — ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет“. Мир переживает кризис. Если Я принесу Себя в жертву умилостивления за грехи людей, мир обретет свет и власть сатаны над их душами разрушится. Истинный образ Бога восстановится в сознании человечества, и праведники наконец смогут наследовать небесные обители. Таковы будут последствия смерти Христа.
Спаситель погрузился в созерцание грядущего, проходящего перед Его взором. Он видит крест, мучительное, позорное распятие и ужасается, но знает, что вскоре все озарится славой. Ведь на кресте свершится не только искупление человечества. Любовь Божья будет явлена всей Вселенной. Изгнание князя мира сего опровергнет все обвинения, которые сатана выдвигал против Бога, и поношение Неба, исходившее от него, исчезнет. Ангелы и люди устремятся к Искупителю» (Э. Уайт. Желание веков, с. 625, 626).
Вопросы для обсуждения:
1. Каким образом жизнь и смерть Иисуса ответили на поднятые в книге Иова вопросы?
2. Подумайте над тем, что Крест говорит нам о характере Бога, особенно когда мы понимаем, что наш Творец умер за нас на кресте. Почему это обстоятельство может вселить в нас надежду и утешить в испытаниях, с которыми мы сталкиваемся? Как эта удивительная истина учит нас доверять Богу и Его благости? (См. Рим. 8:32).
3. Как мы увидели, книга Иова среди прочего показывает, что великая борьба имеет вселенский масштаб и что конфликт между Христом и сатаной выходит за пределы земли. Представьте себе, каково было небесным существам, знающим Иисуса только в Его небесной славе, увидеть муки Сына Божьего на кресте! Как размышление об этом помогает нам дорожить тем, что нам дано в Иисусе?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →