«Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь» (Иов. 38:4).
Несмотря на все различия, герои в книге Иова имели одну общую черту: каждому было что сказать о Боге или, по крайней мере, о своем понимании Бога. И, как мы отметили, со многим из сказанного ими можно согласиться. Трудно оспорить следующее утверждение: «И подлинно: спроси у скота — и научит тебя, у птицы небесной —и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие? В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» (Иов. 12:7–10)? Или вот это: «Неужели Бог извращает суд и Вседержитель превращает правду?» (Иов. 8:3)?
И хотя поводом для разговора были страдания Иова, главным объектом обсуждения был Бог. По мере повествования, не считая первых двух глав, Господь оставался на заднем фоне и был скрыт из виду. Совсем скоро такое положение вещей изменится. Сам Бог — объект бесчисленных дискуссий и дебатов в книге Иова — будет говорить за Себя.
Прочитайте Иов. 38:1. Кто включается в разговор?
Неожиданно в повествовании книги Иова появляется Господь, Чьи последние слова прозвучали в Иов. 2:6: «И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги».
Читатели совсем не готовы к столь внезапному появлению Бога. Глава 37 книги Иова заканчивается речью Елиуя. А следующая глава начинается словами: «Господь отвечал Иову из бури» (Иов. 38:1). В определенный момент Бог и Иов остаются наедине, как если бы присутствия других не требовалось вовсе, по крайней мере сейчас.
Образ «бури» используется в качестве одного из атрибутов явления Бога людям (см. Ис. 29:6; Зах. 9:14). То же самое еврейское слово, переведенное как «вихрь», используется при описании взятия Илии на небо: «В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала» (4 Цар. 2:1).
Хотя нам не сообщается о каких-либо физических аспектах этой «теофании» (видимого явления Бога людям), ясно, что Бог не говорит Иову «в тихом ветре» (3 Цар. 19:12). Вместо этого Господь явил Себя могущественным способом, который, безусловно, привлек внимание Иова.
Конечно, это не единственный случай, когда Бог открыл Себя погибшим людям. В очередной раз Писание показывает нам близость Бога к человечеству.
Что эти тексты говорят о том, насколько Бог может быть близок к нам? Быт. 15:1–6; Быт. 32:24–32; Ин. 1:29.
Библия учит нас великой и важной истине, что наш Бог — это не отстраненное божество, которое создало наш мир, а затем предоставило нас самим себе. Бог тесно взаимодействует с нами. Несмотря на все наши скорби, беды и трудности, мы можем иметь уверенность в том, что Бог рядом, и доверять Ему.
Одно дело — умозрительно верить в близость Бога к нам; и совсем другое — испытать эту близость. Как вы можете научиться поддерживать близкие отношения с Богом и черпать из этих отношений надежду и утешение?
После молчания, которое могло показаться Иову невыносимо долгим, Бог наконец заговорил с ним. При этом сказанные Им вначале слова, вероятно, отличались от тех, что Иов хотел услышать.
Какой первый вопрос Бог задал Иову и что означал этот вопрос? Иов. 38:2.
Во всей Библии мы видим, что Бог задает людям вопросы. Это происходит не потому, что Он не знает ответов. Бог, подобно хорошему учителю, задает вопросы, побуждая нас задуматься над своей ситуацией, возразить самим себе, чтобы помочь нам разобраться в этих вопросах и прийти к определенным выводам. Другими словами, Бог задает вопросы не для того, чтобы уяснить то, чего Он якобы не понимает. Чаще всего они задаются для того, чтобы с их помощью люди могли лучше усвоить то, в знании чего они больше всего нуждаются. Вопросы Бога носят риторический характер и предназначены для того, чтобы истина дошла до умов и сердец людей.
Прочитайте следующие вопросы Бога. Как вы думаете, с какой целью Бог их задавал? На что Он обращал внимание?
Быт. 3:11
Быт. 4:9
3 Цар. 19:9
Деян. 9:4
Мф. 16:13
Иов мог многое сказать о Боге, и Господь, очевидно, хотел показать ему, что в действительности он многого не знает о своем Творце и далеко не все понимает. Первый вопрос Бога Иову во многих отношениях созвучен со словами его друзей (см. Иов. 8:1, 2; 11:1–3; 15:1–3).
Если бы Бог сейчас задал вопрос, касающийся вашей жизни, что бы Он, по вашему мнению, спросил? Что бы вы Ему ответили? Как этот ответ характеризует вас?
Прочитайте Иов. 38:4–41. О чем Бог спрашивает Иова и какова цель этих вопросов?
Вопреки своим ожиданиям Иов не получил подробных разъяснений того, почему с ним приключились все эти бедствия. Вместо этого на него обрушился поток риторических вопросов, показывающих контраст между творческой силой Господа и невежеством бедного Иова, чья жизнь мимолетна.
«Где был ты, когда Я полагал основания земли?» — спрашивает для начала Господь (Иов. 38:4). После напоминания о начальных сценах из книги Бытие, таких как происхождение земли, моря, света и тьмы, Бог говорит Иову: «Ты знаешь это, потому что ты был уже тогда рожден и число дней твоих очень велико» (Иов. 38:21).
Затем Господь указывает на чудеса и загадки Творения, снова в форме последовательных риторических вопросов, которые касаются не только образования земли, но и загадок погоды и даже звезд: «Можешь ли ты связать узел Хима и разрешить узы Кесиль?» (Иов. 38:31). Затем Бог снова обращает взор Иова на землю, акцентируя его внимание на самых разных явлениях, начиная от человеческого интеллекта (см. Иов. 38:36) и заканчивая повадками диких животных (см. Иов. 38:39–41). Последняя тема довольно подробно рассматривается в главе 39 книги Иова. Если бы эта книга была написана в наши дни, Господь мог бы спросить: «Кто связывает кварки в протонах и нейтронах?», «Где вы были, когда я впервые измерил постоянную Планка?» или: «Разве по вашей мудрости гравитация искривляет пространство-время?»
Безусловно, Иов не присутствовал ни при одном из описанных событий и мало что знал о любом из упомянутых Господом явлений. Целью Бога было показать Иову, что даже при всей его мудрости и знаниях и при всем том, что в отличие от других людей он говорил о Боге «верно» (Иов. 42:7), Иов все же знал так мало. И его недостаток знаний лучше всего обнаруживался в осведомленности о сотворенном мире.
Если Иов так мало знал о творении, насколько полными были его познания о Творце? Налицо разительный контраст между Творцом и созданием, между Богом и человечеством. Хотя Бог в данном случае сравнивает Себя с Иовом, результат сравнения с любым другим человеком, за исключением Иисуса, будет аналогичным. Что мы собой представляем в сравнении с Богом? И все же посмотрите на то, что сделал Бог, чтобы спасти нас и предложить нам надежду на вечный союз с Ним.
Оценивая с учетом наших сегодняшних знаний вопросы, заданные Богом Иову, нетрудно понять, насколько мало такой человек, как Иов, живший несколько тысячелетий назад, мог знать о сотворенном мире. Только в 16-м веке нашей эры люди (по крайней мере некоторые) наконец поняли, что видимое движение Солнца в небесной сфере обусловлено вращением Земли вокруг Солнца и собственной оси. Большинство из нас сегодня считают этот факт само собой разумеющимся.
Благодаря современной науке мы обладаем сегодня такими знаниями о природном мире, которые были недоступны для людей в библейские времена. И даже при всех этих приобретенных знаниях мы, люди, по-прежнему ограниченны в своем понимании устройства и происхождения природного мира.
Прочитайте вопросы, которые Бог задает Иову в главах 38 и 39. Насколько лучше люди могли бы ответить на них сегодня?
Без сомнений, наука открыла нам многие грани реальности, которые ранее были скрыты. Тем не менее нам еще многое предстоит узнать. Во многих отношениях, не устраняя величия и таинства Божьего творения, наука сделала еще более увлекательным процесс его познания, открывая глубину и сложность мира природы, о которых предыдущие поколения ничего не знали.
«Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое — нам и сынам нашим до века» (Втор. 29:29). Бог не открыл людям, каким именно путем была осуществлена работа творения. Человеческая наука не может проникнуть в тайны Всевышнего. Его творческое могущество так же непостижимо, как и Его бытие» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 113).
Какое предупреждение нужно извлечь из следующих текстов, касающееся ограниченности человеческого знания? 1 Кор. 3:19; 1 Кор. 1:18–27.
Несмотря на все знания, накопленные нами за последние сотни лет, Творение остается для нас полным чудес и тайн, которые мы вряд ли сможем понять. Чем больше мы узнаем о сотворенном мире, тем более удивительным и таинственным он предстает перед нами. Каким образом созданный мир вызывает у вас восхищение перед могуществом Бога?
Прочитайте Иов. 40:1–4 и Иов. 42:1–6. Что говорит Иов в ответ на Божье откровение о Себе?
Очевидно, Иов был поражен тем, что показал ему Бог. Когда в Иов. 42:3 он говорит: «Кто сей помрачающий Провидение, ничего не разумея?», он фактически повторяет первый вопрос Бога к нему. Иов теперь знал ответ: это был он сам, когда рассуждал о вещах, о которых не имел ни малейшего понятия.
Заметьте также то, что Иов говорит в Иов. 42:5. Хотя он многое слышал о Боге, теперь, когда он увидел Бога, то есть ближе познакомился с Ним, он также увидел себя в истинном свете. Вот почему он так отреагировал, презирая себя и раскаиваясь в прахе и пепле.
Прочитайте Ис. 6:1–5 и Лк. 5:1–8. Чем реакции, описанные в этих текстах, похожи на реакцию Иова?
Во всех этих случаях мы видим ключевую библейскую истину о греховности человека. Иов был «непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов. 1:1). И, несмотря на все попытки сатаны настроить его против Бога, Иов остался верным. Мы видим здесь стойкого и преданного последователя Господа.
Однако, как и в случае с Исаией и Петром, проблеска святости и силы Божьей было достаточно, чтобы заставить Иова сжаться от ощущения своей греховности и малости. Все мы — падшие и пораженные грехом существа, и наша природа сама по себе вступает в конфликт с характером Бога. Вот почему никто не может спасти себя; никто не может сделать достаточно добрых дел, чтобы заслужить Божью благосклонность. Вот почему все мы, включая «самых лучших», — тех, кто, подобно Иову, непорочен, справедлив, богобоязнен и удаляется от зла, — нуждаемся в благодати и Спасителе, Который сделает для нас то, чего мы никогда не сможем сделать для себя. К счастью, в Иисусе мы имеем все необходимое для спасения и даже больше.
Представьте себя стоящими перед лицом Божьим прямо сейчас. Как вы думаете, какой была бы ваша реакция?
«Бог излил потоки света на мир как в области науки, так и в области искусства, но если ученые будут рассматривать эти сферы только с человеческой точки зрения, они неизменно придут к ложным выводам. Конечно, мы можем строить различного рода предположения сверх того, что открыто в Слове Божьем, но только при условии, если наши взгляды не будут противоречить библейским фактам. Но те, кто оставляет Писание и пытается объяснить работу Творения с научной точки зрения, блуждают без карты и компаса по неизвестным водам безбрежного океана. Гениальные мужи, если не будут руководствоваться Словом Божьим в своих исследованиях, придут в тупик при попытке установить связь между наукой и Откровением Божьим. Поскольку Сам Творец и Его деяния непостижимы их пониманию и не поддаются объяснению с точки зрения естественных законов, то ученые просто отвергают библейскую историю как недостоверную. Сомневающиеся в правдоподобности Ветхого и Нового Заветов пойдут еще дальше и усомнятся в существовании Самого Бога, и, таким образом потеряв якорь, они будут носиться по волнам, пока не разобьются о скалы безбожия» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 113).
Вопросы для обсуждения:
1. Посмотрите на утверждение Эллен Уайт в уроке за пятницу. Какие мы видим доказательства того, что ее предостережения сбываются, особенно в сфере науки? Какие современные научные постулаты явно противоречат Слову Божьему?
2. Алфред Норт Уайтхед, авторитетный математик и писатель 20-го века, сказал следующее: «Пятьдесят семь лет назад я был молодым человеком и учился в Кембриджском университете. Мне преподавали научную методологию и математику выдающиеся люди, и я преуспевал в учебе; на рубеже столетий я стал свидетелем того, как все базовые допущения обеих дисциплин были признаны неверными… И все же, зная об этом, разработчики новых научных гипотез заявляют: „Теперь наконец у нас есть уверенность!“» (A. N. Whitehead, Dialogues of Alfred North Whitehead). Что это должно сказать нам о том, насколько осторожными следует быть в принятии «истин», которым нас учат «великие мира сего», особенно когда их учение явно противоречит Божьему Слову?
3. Какие чудеса творения, открытые нам современной наукой, люди во времена Иова и даже двести лет назад могли бы не понять? Как они еще сильнее свидетельствуют нам об удивительной творческой силе нашего Господа?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →