«И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» (Ин. 10:4, 5).
В 362 г. по Р. Х. римский император Юлиан начал кампанию по возрождению язычества. Его и других представителей власти из числа язычников беспокоило то, что христианство беспрепятственно распространялось по всей Римской империи. Совет Юлиана видному языческому жрецу выражает его озабоченность и объясняет, почему христианство так быстро распространяется: «Я думаю, это произошло потому, что беднота была в пренебрежении у жрецов, а нечестивые галилеяне [христиане] заметили это и посвятили себя благотворительности… [Они] поддерживают не только своих бедняков, но и наших, и каждый может видеть, что наш народ не получает помощи от нас» (цит. по: Rodney Stark, Cities of God, 2006, p. 31).
Римляне рассчитывали, что христианство исчезнет со смертью его основателя, Иисуса Христа. Однако произошло наоборот, многие римские граждане стали последователями Иисуса. Как они объясняют эту «проблему»? Последователи Иисуса демонстрировали свою любовь, удовлетворяя основные потребности своего окружения. Это то, что делал Иисус, когда был на земле, и именно так должны поступать Его последователи.
Неудивительно, что, когда последовало приглашение пойти за Иисусом, многие его приняли.
Прочитайте Ин. 10:1–5, 16. Как эти тексты показывают важность построения открытых и дружеских отношений с людьми, которых мы стремимся привести к Иисусу? Как мы можем помочь им научиться слышать Его голос?
Шепот друга является более мощным средством в привлечении людей к Иисусу, чем крик незнакомца. Когда мы приобретаем друзей и завоевываем их доверие, Добрый Пастырь (см. Ин. 10:11, 14) может действовать через нас, помогая этим людям услышать, узнать Его голос и последовать за Ним.
Конечно, важно самим знать голос Иисуса, чтобы помочь другим познакомиться с Ним. Нам необходима проницательность от Бога, чтобы отличать вкрадчивый голос сатаны от голоса Иисуса. Мы никогда не должны забывать о реальности великой борьбы и о том, что у нас есть враг, который действует с большой хитростью, препятствуя людям приходить к спасительным отношениям с Иисусом.
Тем не менее мы можем стать мощными ретрансляторами, донося до слуха людей голос Иисуса. Он говорит через природу (несмотря на разрушительные последствия грехопадения), через различные обстоятельства, допущенные Провидением, через влияние Святого Духа, благочестивых людей и через Свое Слово (см. Э. Уайт. Путь ко Христу, с. 85–91). Познакомившись с Ним и научившись повиноваться этому голосу, мы можем стать проводниками для других людей. Но никому из нас не хочется оказаться слепым проводником, ведущим слепого (см. Мф. 15:14).
Почему Иисус с непреодолимой силой привлекал к Себе людей? Потому что трудно устоять перед Его примером бескорыстной отдачи Себя людям. Когда мы, члены Его Тела, откажемся от своего эгоизма и станем служить, позволяя Ему жить в нас, другие люди отзовутся на звучащий в нас призыв Христа.
Будучи представителями Доброго Пастыря, мы должны отражать черты Его служения, если желаем, чтобы люди следовали за Ним. Искренние слова, а также подлинное служение являют жертвенную любовь Иисуса, завоевывают расположение тех, кому мы служим, и разрушают барьеры между обществом и церковью.
Назовите конкретные шаги, которые могут помочь другим людям услышать голос Пастыря.
Прочитайте Лк. 19:10; Мк. 1:17; Лк. 9:2 и Откр. 14:6, 7. Какая общая мысль объединяет все эти тексты? Что они повелевают нам делать?
На протяжении нескольких лет община адвентистов седьмого дня молилась: «Господи, пожалуйста, приведи людей в нашу церковь и к Тебе», как если бы церковь представляла собой гигантский магнит, который волшебным образом привлекает людей к себе. Да, иногда люди, ищущие Бога, приходят в нашу церковь без видимых усилий с нашей стороны.
Но что будет делать ваша община, если по прошествии нескольких лет никто не переступит порог вашей церкви? Если вы просто сосредоточитесь на молитве за людей, чтобы они пришли в церковь, то вы изберете не метод Христа для приобретения душ. Он жил среди людей, общался с ними и искал их, чтобы спасти. «Нам не следует ждать, когда люди придут к нам, мы должны сами идти к ним… Большинство людей так никогда и не узнает о Благой вести, если ее к ним не принести» (Э. Уайт. Наглядные уроки Христа, с. 229).
Различные метафоры иллюстрируют эту идею поиска:
1. Пастух оставляет 99 овец из своего стада и отправляется на поиски одной-единственной овечки, которая заблудилась (см. Мф. 18:10–14). Иисус рассказывает эту историю в контексте Своего увещевания заботиться и защищать «меньших сих» от греха. «Меньшими» могут быть дети или незрелые христиане. Если они заблудились в мире, мы, подобно Иисусу, должны найти их и с любовью вернуть Ему.
Главная мысль аналогична ключевой мысли предыдущих текстов: мы должны проявлять инициативу в поиске заблудших душ. Мы должны прикладывать усилия, чтобы достичь их. Безусловно, бывают такие случаи, когда человек с улицы заходит в молитвенный дом и просит рассказать ему о Боге, спасении и истине, но это скорее исключение, чем правило.
2. «Метод Христа» в приобретении потерянных душ «никогда не останется без плода» (Э. Уайт. Служение исцеления, с. 144). Должны ли мы, однако, ориентироваться только на «легкодоступные плоды», то есть на людей, которые уже разделяют наше христианское мировоззрение, таких как христиане других конфессий? Что мы делаем для приобретения «труднодоступных плодов»: светских людей, атеистов, мусульман, иудеев, индуистов, буддистов и других? Исторически сложилось так, что люди с христианским мировоззрением имеют нормальное отношение к адвентизму, но нам необходимо улучшить свою работу по обращению людей из религиозных групп, имеющих иные взгляды на мир.
Иногда церковь проводит различные программы, рассчитанные на общество и посвященные вопросам здоровья, семьи, управления финансами, разрешения конфликтов и др. Уместен вопрос: что играет роль моста, позволяющего привести людей к стадии призыва «Следуй за Мной!»? Правильнее будет спросить: кто является этим мостом? Вы сами! «Самый сильный аргумент в пользу Евангелия — это любящий и привлекательный христианин» (Э. Уайт. Служение исцеления, с. 470). Церкви, которым удается поддерживать интерес к себе посредством проведения различных мероприятий и программ, состоят из благословенных членов, которые искренне любят Бога и стремятся налаживать долгосрочные дружеские отношения с людьми.
С другой стороны, члены церкви, которые безразличны к своим посетителям, могут оказывать весьма негативное влияние на миссионерскую деятельность вашей церкви. «Господь в данное время не работает, чтобы привести многие души к истине как из-за членов церкви, которые никогда не были обращены, так и из-за тех, кто, некогда обратившись, отступил от веры. Какое влияние будут оказывать эти непосвященные члены на новообращенных? Разве они не сводят на нет Богом данную весть, которую должен нести Его народ?» (Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 371).
Прочитайте Лк. 19:1–10. Почему Закхей посчитал необходимым забраться на дерево, чтобы мельком увидеть Иисуса? Какие духовные уроки мы можем извлечь из этой истории?
Представьте себе, что произошло, если бы те, кто не пускал людей к Иисусу там, в Иерихоне, обратили внимание на заинтересованность Закхея и с любовью пригласили бы этого «грешника» к ногам Спасителя.
Те из нас, кто является частью «толпы» вокруг Иисуса, должны «заразиться» Его любовью к страдающему, грешному человечеству, так чтобы наша христианская любовь стала «заразной». Если мы глубоко осознаем Божью любовь и благодать для грешников, подобных нам, мы будем стремиться найти за пределами толпы духовно слабых людей и заботливо вести их к Христу.
Что вы будете делать, если увидите незнакомых людей в церкви? Приложите ли вы усилия, чтобы поговорить с ними? Или вы проигнорируете их, ожидая, что кто-то другой послужит им? Как ваш ответ характеризует вас и помогает увидеть то, что необходимо измененить?
Иисус и Его ученики исцеляли людей, а затем направляли их мысли к вечным вопросам (Э. Уайт. Служение исцеления, с. 20.) Марк Финли напоминает нам, что не знакомить людей с Богом — это духовное злодеяние. Метод евангелизации Иисуса заключался в том, чтобы удовлетворить наиболее острые нужды людей. Это и есть медико-миссионерская работа. Христос не ограничивался только физическим исцелением. Цель — жизнь вечная во Христе. Медико-миссионерская работа может не начинаться с призыва к тем, кого мы знаем, следовать за Иисусом, однако это должно быть нашей конечной целью. Испытывая любовь к людям, мы жаждем предложить им все, что предлагает Иисус.
Но вы можете возразить: «Я могу выполнить первую часть метода Иисуса, но я не смогу выполнить ту часть, в которой звучит призыв „Следуй за Мной“. У меня нет таких способностей». Если вы выполните первую часть, вы удивитесь тому, как непроизвольно поделились вестью об Иисусе, и это будет легко и естественно, потому что вы заложили «основу» в их сердцах.
Чем лучше вы узнаете людей, которым служите, тем старательнее ищете возможности поделиться своей верой и тем, что Господь значит для вас. Находите поводы начать разговор на духовные темы. Расспросите своих новых друзей об их семье, профессии и религии; все это открывает путь для того, чтобы поделиться личным опытом.
В действительности личные свидетельства могут быть самым мощным способом благовестия, потому что не содержат в себе никакой угрозы. Вы не проповедуете открыто, а просто рассказываете свою историю. У каждого из нас должна быть личная история о том, что Иисус совершил в нашей жизни.
Прочитайте Деян. 26:11–27, где апостол Павел делится своим личным опытом с царем Агриппой. Какой урок мы можем извлечь для себя из этой истории, желая научиться эффективно свидетельствовать другим об Иисусе?
Обратите внимание на различные этапы свидетельства Павла. Сначала он рассказал о том, каким был до того, как познал Господа. Затем он поведал о своем опыте обращения. Также Павел рассказал о том, что Бог совершил в его жизни с тех пор. И после всего этого он сделал призыв.
Хотя наши истории могут быть не столь драматичны, как у апостола Павла, какова ваша собственная история отношений с Иисусом и как вы можете научиться делиться ею с другими в подходящий момент?
Прочитайте Откр. 3:20; Мф. 7:7, 8 и Ин. 1:12. Каким образом эти три отрывка связаны между собой и что они говорят нам о том, что значит искать и найти Бога?
Все эти тексты показывают, что люди должны просить и искать, а также быть открытыми для принятия Иисуса. В то же время Откр. 3:20 изображает Иисуса стоящим у двери и стучащим, чтобы человек мог открыть дверь и впустить Его.
Эти идеи не противоречат друг другу. Благодаря силе Святого Духа Господь работает над сердцами людей, привлекая их к Себе, даже если люди не осознают этого. Они часто ищут чего-то такого, что сама жизнь не может предложить им. У нас есть преимущество указать им правильное направление и помочь лучше понять, что они ищут.
Через вас Иисус может стучать в «двери» людей в вашем городе или поселке, и те, кто добровольно «откроет дверь» и примет Его, получат благословения, которые приходят вместе с Ним (Откр. 3:20; 1:12). Кроме того, Он приглашает Своих последователей просить, искать и стучать в двери и получить добрые дары Его Царства (Мф. 7:7, 8, 11).
Когда Святой Дух повлиял на сердце человека и он расположен «открыть дверь» для Христа, спросите его: «Желаете ли вы помолиться со мной, принять Иисуса Христа и стать членом Его семьи?». Ниже приводится образец молитвы, который можно использовать для этой цели:
«Дорогой Господь Иисус, я знаю, что я грешник, и нуждаюсь в Твоем прощении. Я верю, что Ты умер за мои преступления. Я хочу оставить свои грехи. Войди в мое сердце и живи в нем! Я желаю верить и следовать за Тобой, мой Господь и Спаситель! Во имя Иисуса, аминь».
Мы должны обладать духовной проницательностью, чтобы определить подходящий момент для призыва. Помимо опасности быть чрезмерно настойчивым есть худшая опасность — быть недостаточно настойчивым. Иногда человека нужно аккуратно и с любовью подвести к тому, чтобы он сделал выбор в пользу Господа. Кто знает, может быть, кто-то балансирует на грани между вечной жизнью во Христе и вечной погибелью?
На нас, безусловно, возложена священная обязанность.
Прочитайте Пс. 76:21; Ос. 11:4; 2 Кор. 5:11–21. Прочитайте следующие главы из книги Э. Уайт «Служение исцеления»: «Учение и исцеление», с. 139–146 и «Помощь в ежедневной жизни», с. 469, 470, а также главы из книги «Наглядные уроки Христа»: «Он принимает грешников», с. 185–197 и «Идите по дорогам и изгородям», с. 228–237.
Один молодой человек любил Господа и желал рассказать другим об Иисусе. Он умел четко формулировать свои мысли, был обаятельным и убедительным свидетелем. Люди любили слушать его. Тем не менее он всегда боялся просить людей посвятить свою жизнь Иисусу. Это удивляло других членов церкви, потому что в остальных отношениях он производил впечатление смелого свидетеля, всегда готового открыто рассказать о своей вере. Когда его спросили об этом, он ответил, что у него нет такого дара. Он любил сеять семена, оставляя другим возможность пожинать урожай.
Через некоторое время, однако, он признался, что больше всего боялся быть отвергнутым. Он всегда чувствовал себя недостойным благовестия (что хорошо) и поэтому боялся, что люди откажутся посвятить свою жизнь Иисусу, если он попросит их об этом. Другие члены церкви объяснили ему, что мы благовествуем не о себе, а об Иисусе. Мы всегда будем несовершенными свидетелями. Хотя мы можем с молитвой и любовью указывать им на Иисуса, мы не способны заменить роль Святого Духа — Единственного, Кто может убедить человека и обратить. Тем не менее мы призваны быть человеческими каналами, чтобы любовь Христа достигла других.
Вопросы для обсуждения:
Что бы вы сказали человеку в ответ на его признание в том, что он боится призывать других людей посвятить свое сердце Иисусу?
В Ин. 1:9 говорится: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир». Как этот стих помогает нам понять, что Господь стремится даровать спасение каждому человеку?
Насколько дружелюбна ваша церковь к посетителям? Что бы вы улучшили в этом служении?
Когда в последний раз человек с улицы просто зашел в вашу церковь? Какова была реакция членов церкви?
Расскажите в классе историю своего обращения. Как вы используете ее или могли бы использовать для эффективного благовестия?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →