«Он вступается за угнетенных, дарует пищу голодным. Господь освобождает пленных, открывает Господь глаза слепым, Господь поднимает согбенных. Господь любит праведных. Оберегает скитальцев Господь, поддерживает Он сироту и вдову, а замыслы нечестивых расстраивает» (Пс. 145:7–9; ИПБ).
Много лет назад в Нью-Йорке босой и дрожащий от холода десятилетний мальчик стоял и смотрел на витрину обувного магазина. К нему подошла женщина и спросила, почему тот так пристально смотрит в окно. Он ответил, что просил Бога дать ему пару обуви. Женщина взяла его за руку и вошла с ним в магазин. Она попросила продавца принести шесть пар носков, а также таз с водой и полотенце. Отведя парня в конец торгового зала, она сняла перчатки, вымыла ему ноги и высушила их полотенцем. Продавец принес носки. Женщина надела одну пару мальчику на ноги, а затем купила ему пару обуви. Она погладила его по голове и спросила, лучше ли он себя чувствует. Когда она уже собралась уходить, удивленный мальчуган взял ее за руку и со слезами на глазах спросил: «Вы — жена Бога?» (электронный ресурс: www.inspirationalstories.com/1/198.html-dobj).
Этот мальчик, сам того не сознавая, сказал истину. Церковь Бога является Его невестой, Его женой. Божий характер отражен в памятном стихе. Как преображенные члены Его церкви мы должны отражать Его характер. Если мы действительно принадлежим Ему, то будем поддерживать бедных и угнетенных и заботиться о них.
С самого начала социальная справедливость предусматривалась Божьим законом и была установленным Им идеалом для Своего народа. Социальная справедливость входила в первоначальный замысел Бога относительно человеческого сообщества: мир, в котором удовлетворены основные потребности людей, благоденствие народа в мире и спокойствии.
Прочитайте следующие стихи и обобщите то, что они говорят о милости и справедливости или о том, что иногда называют «социальной справедливостью»: Исх. 22:21–23; 23:2–9; Лев. 19:10; Притч. 14:31; 29:7.
Милосердие и справедливость также подчеркиваются в законах о субботе, данных древнему Израилю. Бог выделил три типа суббот.
Как идея милосердия и справедливости отражается в каждом типе суббот? Исх. 20:8–10; 23:10, 11; Лев. 25:8–55.
1. Повеление соблюдать седьмой день субботу подразумевает обеспечение равными возможностями для отдыха всех, в том числе слуг, пришлых людей и домашних животных.
2. Каждый седьмой (субботний) год был временем прощения долгов, проявления заботы о бедных и освобождения рабов. Бог наставлял Свой народ давать животным возможность воспользоваться преимуществами субботнего года (см. Лев. 25:6, 7).
3. Юбилейный год приходился на пятидесятый год, после семи субботних лет. Проданная недвижимость возвращалась к первоначальному владельцу, долги прощались; а заключенные и рабы освобождались. Юбилейный год уравнивал людей в правах, давая каждому возможность начать сначала. Это было «защитой как против чрезмерного обогащения, так и против обнищания» (Э. Уайт. Служение исцеления, с. 185).
В самом устройстве еврейского общества мы можем увидеть, как принципы правосудия и милосердия действовали во благо наименее благополучных групп населения.
Прочитайте Быт. 2:1–3. Что эти стихи говорят об универсальности субботы?
Если мы по-настоящему соблюдаем субботу, мы не будем довольствоваться исключительно своим собственным покоем (Исх. 23:12), искуплением (Втор. 5:12–15) и окончательным восстановлением на новой земле (Ис. 66:22, 23). В действительности седьмой день суббота говорит нам, что Бог сотворил всех людей на этой земле и дал каждому Свой покой. Универсальность субботнего покоя предполагает, что всех нас, богатых и бедных, связывают родственные отношения. Наличие общего Отца — Бога подразумевает всеобщее равенство и обязанность заботы обо всех людях.
Кроме того, как мы увидели вчера, забота о социальной справедливости простирается от еженедельных суббот до субботних лет и юбилейного года. Принципы, заложенные в основе этих трех разновидностей суббот, описанных в 23-й и 25-й главах книги Левит, распространяются также на христиан. Седьмой день будет всегда указывать на Творение, а также на Крест и новую землю. Суббота укрепит наши отношения с нашим сострадательным Творцом и Спасителем, тем самым сближая нас с теми, кого Он сильно любит, — с людьми, имеющими глубокие потребности, бедными и страждущими.
Однако, пожалуйста, обратите внимание: хотя субботний и юбилейный годы иллюстрируют вечные принципы, это не значит, что мы в буквальном смысле должны соблюдать эти праздники в настоящее время. Напротив, в отличие от седьмого дня, субботы, установленного при Творении до грехопадения, они относятся к церемониальным субботам, которые были «тенью будущего» (Кол. 2:16, 17), указывали на служение и жертву Иисуса и прекратили свое действие с Его смертью на кресте. Тем не менее эти церемониальные субботы указывают на то, как мы должны относиться к другим, особенно к тем, кто нуждается. Как искупленный народ Израиль обязан был служить светом для мира, демонстрируя милосердие Божье ко всем без исключения. С признательностью они должны были являть Божий характер тем людям, которые не знали Его.
Прочитайте Ам. 8:4–7. О какой порочной практике здесь говорится и как нам быть уверенными в том, что в наших отношениях с другими мы не поступаем так же? С учетом контекста, какой смысл вы видите в словах: «Вовеки не забуду ни одного из дел их!»?
«Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот. Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего» (Притч. 31:8, 9). Как мы в своей жизни применяем изложенные здесь принципы?
На этой неделе мы отметили, что Бог желает, чтобы Его народ являл Его милосердие и справедливость. Поступая так, он приблизился бы в своем поведении к идеалу. Еврейские пророки часто выступали от имени нуждающихся, призывая к покаянию народ Божий, виновный в искажении Его заботы об обездоленных и угнетенных. В действительности Бог приравнивает самоотверженное служение к истинному поклонению.
Прочитайте Ис. 1:13–17. Что это утверждение говорит о том, как Бог понимает истинное поклонение? Как мы можем принять сказанные здесь слова и отнести их к себе сегодня? Другими словами, что эти стихи говорят нам сейчас?
Хотя, безусловно, многие ветхозаветные пророки указывали на будущие события, они также настаивали на необходимости духовных и нравственных реформ и бескорыстном служении в настоящее время. Пророческий голос слуг Божьих усиливался, когда Его народ прилагал невероятные усилия для поклонения, но не отражал в своих действиях Божье милосердие к страданиям окружающих людей. Невозможно представить себе худшего свидетеля, чем тот, кто настолько занят «поклонением» Богу, что не имеет времени для помощи нуждающимся. Такому «поклонению» нет места в жизни тех, кто служит Господу, удовлетворяя нужды других!
58-я глава книги пророка Исаии содержит особую пророческую весть порицания и надежды для народа Божьего в дни Исаии и для нас сегодня.
После провозглашения слов разочарования Своим народом какое описание Бог дает тем, к кому обращается? (См. Ис. 58:1). Прочитайте Ис. 58:2.
Хотя мы не знаем точного тона голоса, используемого здесь, очевидно, что Господь осуждает их за показное проявление благочестия и веры, потому что знает, насколько оно лживо. В «Новом международном переводе» этот стих звучит так: «День за днем они ищут Меня; производят впечатление, что желают познать пути Мои, как если бы они были народом, поступающим правильно, не презирающим повеления Бога своего» (Ис. 58:2).
Прочитайте Ис. 58:3–14. Что еще говорил Господь этим людям относительно ошибочности их религиозных проявлений (в данном случае поста)? Какой более глубокий вопрос затронут здесь?
Обратите внимание на отмеченную здесь важную деталь: поклонение зачастую бывает эгоистичным. «Господи, сделай то и другое для меня!» — просим мы. Конечно, в определенных обстоятельствах мы можем просить Господа восполнить наши личные нужды. Но в данном случае Господь говорит, что истинное поклонение будет включать в себя служение «голодным», «угнетенным» и «бедным». Удивительно то, что это служение другим благословляет не только тех, кто получает помощь, но и тех, кто ее оказывает. Прочитайте в этих стихах, что происходит с теми, кто помогает нуждающимся людям. Служа другим, отдавая, мы получаем благословение. Кто из нас не испытал в своей жизни действенности этих Божественных обетований? Разве мы не замечали, как радость, чувство удовлетворения и надежда посещают тех, кто помогает людям, не имеющим возможности помочь себе? Трудно представить лучший способ отражения Христова характера в мире.
Прочитайте Деян. 20:35. Как вы испытывали действенность этих слов в своем собственном служении другим?
Обладать истиной замечательно, но этого недостаточно. В 58-й главе книги пророка Исаии мы находим, что народ Божий был увлечен своими религиозными формами и практиками, но слаб в практическом применении своей веры. Бог призывает Свою церковь сегодня быть силой добра, вторя призыву ветхозаветных пророков демонстрировать истинный Божий характер.
Прочитайте следующие тексты. Как мы можем на уровнях местной общины и всемирной церкви делать то, к чему призваны Богом?
Пс. 81:3
Ис. 1:17
Одна городская община находилась в обществе, страдающем от вооруженного насилия. В 2011 году ясный пророческий голос пастора прозвучал на миссионерском конгрессе в большом городе. Вот некоторые мысли из данной речи.
«Христиане должны остановить марш смерти!» Ссылаясь на библейскую историю о том, как Иисус остановил траурную процессию на похоронах сына вдовы из Наина (Лк. 7:11–17), он объяснил, каким образом церковь может действовать, когда в обществе наблюдается вспышка насилия. Он спросил свою аудиторию: «Неужели наша церковь способна только лишь на хвалебные речи?». Не нужно спрашивать Бога: «Почему Ты допускаешь страдания?». Бог спрашивает нас: «Почему вы допускаете страдания?».
Эта община выполняет активное миссионерское служение в обществе. На протяжении семи лет церковный хор регулярно выходил на улицы своего города. Его члены пели, раздавали буклеты и предлагали свои услуги тем, кто нуждался. Помимо этого церковь всячески помогала жителям окрестных селений, принося огромную пользу нуждающимся. Посредством различных программ церковь смогла переломить ситуацию в обществе.
Это всего лишь один пример того, как мы, будучи Телом Христовым, можем совершать исцеляющее служение для людей в обществе.
Что может ваша церковь сделать, чтобы помочь нуждающимся в вашем городе/селе?
Прочитайте в книге Э. Уайт «Патриархи и пророки» главы «Закон, данный Израилю» (с. 307–314) и «Забота Божья о бедных» (с. 530–536).
Понятия справедливости и милосердия отражены во всех ветхозаветных книгах. Посмотрите, например, на слова, записанные во Втор. 24:10–22. Обратите внимание на конкретные повеления, данные в определенных случаях. В них мы видим заботу Господа о бедных, трудящихся и должниках. Эта обеспокоенность выражена не в абстрактных рассуждениях о том, что нужно заботиться о людях, оказавшихся в бедственном положении; напротив, она облечена в форму конкретных и практических повелений, касающихся обращения с должниками и бедными наемными работниками. Эти понятия были слишком важны, чтобы позволить людям устанавливать собственные критерии справедливости и доброжелательности.
Заметьте также, что Господь указывает им на то бедственное положение, в котором они некогда сами находились: «И помни, что ты был рабом в земле Египетской: посему я и повелеваю тебе делать сие» (Втор. 24:22). Как христиане мы должны независимо от нашего финансового положения всегда помнить о благодати и незаслуженном благоволении, которые Бог даровал нам. Таким образом, мы должны, осознавая богатство и полноту, которые имеем во Христе (Еф. 3:19; Кол 2:10), быть готовы служить всем, кто нуждается в нашей помощи.
Вопросы для обсуждения:
Как содержащееся в четвертой заповеди предписание того, что рабы и рабыни должны покоиться в субботний день, раскрывает идею равенства всех людей перед Господом? Каким с учетом этого должно быть наше отношение к правам людей, которые работают на нас или ниже нас по социальному статусу? Кроме того, каким образом универсальность жертвы Христа на кресте отчетливо обозначает равенство всех людей перед Богом?
«Когда мы обретем ум Христов и будем творить Его дела, тогда мы исполним пост, о котором говорит пророк Исаия: „Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо“ (Ис. 58:6). Узнайте, в чем нуждаются бедные и страждущие, а затем с любовью и нежностью поделитесь с ними тем, что Бог даровал вам, помогая им обрести мужество, надежду и уверенность» (Э. Уайт. Вестник Тихоокеанского униона, 21 июля 1904 г.). Как нам выполнить данное поручение: поделиться тем, что Бог даровал нам, но сделать это ощутимым способом, чтобы по-настоящему помочь нуждающимся?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →