Быт 1:26–28; Пс. 8:3–8; Быт. 2:15; Рим. 8:20–22; Исх. 20:1–17; Рим. 1:25; 2 Фес. 3:10.
Памятный стих:
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1:26).
Когда произошло грехопадение, наши прародители потеряли гораздо больше, чем просто свой изначальный образ Божий.
«Не только человек, но и вся земля оказалась во власти лукавого вследствие греха и может быть восстановлена через план искупления. После своего сотворения Адам был владыкой всей земли, но, согрешив, он оказался во власти сатаны и его могущество перешло к его победителю. Таким образом, сатана стал „богом века сего“. Он узурпировал власть над этой землей, которая при сотворении была отдана Адаму. Но Христос принес Себя в жертву, чтобы не только искупить человека от возмездия за грех, но и возвратить утраченное им владычество. Все, что было утеряно первым Адамом, будет возвращено вторым» (Э. Уайт. Знамения времени, 4 ноября 1908 г.).
Очевидно, что вследствие грехопадения люди потеряли слишком много, в том числе и «владычество», которое первоначально было даровано нам.
В чем заключалось утраченное владычество? Хотя сегодня идея «господства» часто имеет негативный смысл, в Эдемском саду она носила совершенно другой характер. Что она означала, когда людям впервые была дана власть над землей? А что может сделать церковь, чтобы помочь людям восстановить часть того, что было утрачено вследствие трагического грехопадения наших прародителей в Эдеме?
Один автор недавно написал о том, что его знакомая, убежденная атеистка, призналась, что иногда «просыпается посреди ночи и размышляет над множеством сложных вопросов: действительно ли этот мир — результат случайного Большого взрыва? Неужели не существует высшего предназначения и цели нашего существования и существования всей Вселенной? Возможно ли такое, что жизнь любого человека, включая мою собственную жизнь и жизнь мужа и двух детей, совершенно не имеет значения? Есть ли цель и смысл у моей жизни?».
После грехопадения человечество очень многое потеряло. Мы отдалились не только от Бога, но и друг от друга. Даже наше отношение к самой Земле изменилось. И, подобно этой женщине, мы пытаемся понять, кто мы и зачем мы живем. Для многих людей эти вопросы не поддаются осмыслению из-за убежденности в том, что своим существованием мы обязаны случаю, а не предвидению или замыслу Бога-Творца.
Что следующие стихи сообщают о цели сотворения человечества? Быт. 1:26–28; Пс. 8:3–8; Ис. 43:6, 7? Что значит фраза «сотворен для славы Моей» (Ис. 43:7)? Какое отношение «Божья слава» имеет к владычеству?
Как видно из приведенных стихов в книге Бытие, Адам и Ева были созданы в том числе и для владычества над землей (см. Быт. 1:26–28). Отражая славу и характер Бога, первая чета должна была стать инструментом, с помощью которого Он, единолично обладая полнотой славы и власти (см. Откр. 1:5, 6), управлял бы остальными сотворенными существами на земле, питая их и заботясь о них. Кто знает, как была бы раскрыта Божья слава через первых людей и их владычество над миром, если бы не появился грех.
Но даже теперь, имея веру в Иисуса Христа, посвящая Ему свою жизнь в послушании и сотрудничестве, мы можем сказать вместе с Давидом: «Господь совершит за меня!» (Пс. 137:8). Знание того, что Бог имеет цель для каждого из нас, является основанием для радости и уверенности, если мы посвятили свою жизнь Ему, чтобы Его воля могла исполниться в нас.
Если кто-то спросит вас: «Что ты как христианин можешь сказать о цели своей жизни?», каким будет ваш ответ и почему?
О каком владычестве людей над землей говорится в Быт. 1:26–28?
Библейское слово «владычество» образовано от еврейского глагола радах. Это слово указывает на право и обязанность управлять. В данном контексте оно указывает на иерархию власти и авторитета, в которой человеческая раса находится выше остальной природы. Глагол радах, судя по его употреблению в других местах Ветхого Завета, сам по себе не определяет, каким образом осуществляется владычество — в доброжелательной манере или враждебной. Однако контекст безгрешного состояния творения указывает на доброжелательное отношение к природе.
Аналогичные выводы можно сделать относительно «обладания землей» в Быт. 1:28. Глагол «обладать» (евр. каваш) также указывает на иерархические взаимоотношения, в которых люди имеют власть над землей и обитающим на ней животным миром. В Ветхом Завете глагол каваш выразительнее, чем радах, передает идею покорения и даже принудительного подчинения (см. Числ. 32:22, 29; Иер. 34:11, 16; Есф. 7:8; Неем. 5:5). Во многих из этих случаев налицо злоупотребление властью, и Бог выражает Свое недовольство этим фактом. Но опять же, принимая во внимание историю Творения и жизни безгрешной четы, созданной по образу Бога, это обладание землей можно охарактеризовать исключительно как благородное служение творению по поручению Творца. О безжалостной эксплуатации не могло быть и речи.
Дополнительный аспект этой концепции владычества мы находим в Быт. 2:15, где описывается, как Бог поселяет Адама в саду, чтобы тот возделывал землю (евр. абад — обрабатывать, ухаживать) и хранил ее (евр. шамар — ограждать, беречь, защищать).
Из этого мы заключаем, что владычество представляет собой заботливое и исполненное любви руководство или управление. В своих отношениях с Богом наши прародители имели все необходимые ресурсы и полномочия для осуществления своего владычества, которое отражало любовь Бога к Его творению.
Хотя слово «владычество» сегодня может иметь негативный оттенок, первое упоминание о владычестве в Библии определенно было лишено такого оттенка. Какие уроки мы можем извлечь, зная, в каком значении использовалось это понятие до грехопадения? Как с учетом этого нам следует относиться к тем, кто находится в нашей «власти»?
Означает ли владычество человека «над всею землею» (Быт. 1:26), что его власть ничем не ограничена? Библейская история показывает, что это владычество (которое также можно назвать «управлением») должно иметь пределы.
Например, Бог сказал Адаму, что им запрещен доступ к дереву познания добра и зла (см. Быт. 2:15–17). Следовательно, первый грех можно рассматривать в контексте управления. Адам и Ева перешагнули границы собственного владычества, установленные Богом. Все творение до сих пор продолжает страдать от превышения первыми людьми своих полномочий (см. Рим. 8:20–22).
Прочитайте Исх. 20:1–17. Какие «границы» установлены для нас в Божьем законе? Что закон говорит нам о пределах человеческого господства?
На всем протяжении человеческой истории вплоть до конца времени (см. Откр. 13) контролируемые сатаной деспотичные люди (например, фараон в Исх. 1–14; Ирод в Мф. 2) пытаются незаконно господствовать над тем, что им не принадлежит. Они подражают сатане, который захватил власть и сделал себя «князем мира сего» (Ин. 12:31). Подлинное владычество было подменено угнетением.
С другой стороны, есть те, кто отказывается принять контроль над тем, что было доверено им в управление (см. Мф. 25:14–30; Лк. 19:12–27).
И хотя грех привел к тому, что человечество утратило степень господства, данного при Творении, наше изначальное владычество не было полностью утеряно вследствие греха. Многое продолжает оставаться в зоне нашей ответственности, как, например, самоконтроль, осуществляемый нами при помощи Христа (см. 1 Кор. 9:25–27; Гал. 5:22, 23). Сюда же входит забота о земле и ее обитателях, а также распоряжение всем тем, что было дано нам Богом (см. Иак. 1:17; Мф. 25:14–30). Мы, христиане, должны понять границы своих полномочий и трудиться в их рамках, чтобы быть верными управителями.
Какие конкретные границы нужно соблюдать в отношениях с другими людьми: членами семьи, друзьями, коллегами? Какие принципы мы можем использовать, чтобы выявить эти границы (см. Мф. 7:1, 12)?
«И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15). Какие принципы мы можем извлечь из этого текста, которые должны определять наше отношение к планете и заботу о ней?
До грехопадения Адам и Ева получили право владычествовать над всем, что Бог доверил им. Они имели власть над растениями и животными. Тем не менее складывается впечатление, что после грехопадения природа восстала против них в той же степени, в какой они восстали против Бога. Люди стали бессильны перед лицом природных факторов.
«Среди всех земных творений Адам был самым совершенным созданием, и пока он оставался верным Богу, вся природа была подвластна ему. Теперь, когда он согрешил, это преимущество быть властелином исчезло. Мятежный дух распространился и на животных, они больше не подчинялись ему. Итак, не только жизнь человека, но и мир животных, лесные деревья, полевая трава, сам воздух, которым все дышало, свидетельствовали о печальном уроке познания зла» (Э. Уайт. Воспитание, с. 26, 27).
Сегодня мы по-прежнему страдаем от стихийных бедствий и ухудшившейся экосистемы, по крайней мере в некоторых местах. Мы прилагаем большие усилия, чтобы использовать современные научные технологии и промышленные разработки для своей защиты. И хотя наука и промышленность помогают нам защитить себя, именно они зачастую и наносят вред нашей планете. Экология является моральным, этическим и богословским вопросом, особенно когда эксплуатация земли может осложнить жизнь людей.
«Церковь адвентистов седьмого дня отстаивает принципы простого и здорового образа жизни, при котором люди не погружаются в пучину необузданного потребления, производства товаров и увеличения отходов. Мы призываем к уважительному отношению ко всему творению, к экономному использованию природных ресурсов, к переоценке своих потребностей и подтверждению достоинства сотворенных существ» («Официальное заявление Церкви адвентистов седьмого дня по охране окружающей среды», 1995 г.).
Как нам научиться правильно относиться к земле, чтобы быть хорошими управителями данного нам дома и избежать опасности поклонения земле как божеству? Какое предупреждение содержится в Рим. 1:25?
Вследствие грехопадения мы, люди, многое утратили, в том числе и господство, которое наши прародители имели в Эдеме. Христос пришел для того, чтобы восстановить то, что мы потеряли.
Благодаря тому, что Христос сделал для нас, мы также призваны помочь другим людям обрести во Христе то, что Он даровал нам. Хотя этот процесс будет длиться до и после Второго пришествия Иисуса, уже сейчас мы многим можем помочь, — тем, кто терпит нужду, потерян и угнетен в этом мире. Бог может использовать нас, чтобы начать это восстановление уже сейчас и помочь тем, кто в нем нуждается.
Что, согласно следующим стихам, может помочь отчасти вернуть «господство», утраченное вследствие грехопадения?
Втор. 15:7–12
Лк. 14:12–14
1 Петр. 3:15
Иак. 1:27
Ис. 58:7
2 Фес. 3:10
Как церковь мы многое можем, должны и призваны сделать, чтобы оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Иногда эта помощь сводится к простому делу — обеспечению продуктами, одеждой или кровом тех, кто имеет в этом настоятельную потребность. Облегчить страдания необходимо, но также важно помочь людям восстановить владычество в их собственной жизни.
Будучи всегда готовы поделиться надеждой, которую имеем, мы должны, удовлетворяя физические потребности людей, направлять их к лучшей жизни.
Хотя ситуации и нужды бывают разными, Бог призвал нас быть светом и источником исцеления и надежды в обществе. Это неотъемлемая часть свидетельства миру о любящем и спасающем Боге, Которому мы служим. С Божьей помощью мы должны сделать все возможное, чтобы быть маяком света и надежды для тех, кто в них нуждается. Как христиане мы не должны размениваться на меньшее. Совершая данное служение, мы помогаем другим людям узнать, каков Бог. Удовлетворяя их материальные нужды, мы готовим в их сердцах путь для Святого Духа. Так поступал Иисус, и мы призваны поступать так же.
Прочитайте следующие главы из предложенных книг Э. Уайт:
Воспитание («Воздержание и диета», с. 202–206; «Дисциплина» с. 287–290).
Основы здорового питания («Потребность в самообладании», с. 73, 74).
Советы по управлению ресурсами («Принципы управления», с. 111–113; «Разделяя радость спасенных», с. 348–350).
Очень сложно с позиции сегодняшнего дня, находясь в греховном мире, осознать масштаб того, что мы утратили в результате грехопадения. Злой мир — это все, что мы знаем, и если бы Слово Божье не открывало нам наши истоки и происхождение греха, смерти и зла, мы принимали бы зло как неотъемлемую часть жизни. Однако история грехопадения показывает нам, что Божий замысел в действительности был совершенно другим.
Книга Бытие говорит, что Адам и Ева должны были управлять миром, однако сразу после грехопадения их взаимоотношения с миром изменились, потому что изменились как они сами, так и физический мир. Внезапно они утратили власть, которой обладали, и это имело огромные последствия. «Тернии и волчцы (см. Быт. 3:17, 18), последствия всемирного потопа (см. Быт. 7:12), пустыни и солончаки; земля, стенающая об избавлении (см. Рим. 8:19–22) — вот некоторые из тех словесных картинок, которые использует Библия для описания воздействия греха на наш мир» (Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД, т. 12, с. 254).
Насколько признательны мы должны быть за план спасения, благодаря которому будет восстановлено все, что было утрачено, и который обещает нам будущее куда более превосходное, чем прошлое или настоящее.
Вопросы для обсуждения:
Хотя непосредственный контекст этих стихов (Исх. 23:10–12; Втор. 11:11, 12; 20:19, 20) не имеет отношения к экологии в современном понимании, какие можно извлечь из них принципы, которые помогут лучше понять наш долг быть хорошими управителями окружающей среды? Кроме того, как мы можем узнать, не пересекли ли мы границу и, вместо того чтобы быть управителями природы, не стали ли мы поклоняться ей?
Поразмышляйте о том мире природы, который нам знаком. Является ли он нашим другом или врагом? Аргументируйте свой ответ!
Обсудите вопрос, заданный в конце урока за воскресенье о смысле и цели человеческой жизни. Какой ответ вы бы дали тем, кто задал вам такой вопрос? Как должны наши ответы отличаться от ответов тех, кто не верит в Бога или спасение?
Как вернуть слову «владычество» его первоначальное положительное значение?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →