«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27).
Достаточно внимательно посмотреть на окружающий нас мир, общество и самих себя, чтобы понять: что-то пошло не так. Что-то пошло не так вследствие чудовищной ошибки. Мы определяем случившееся такими понятиями, как грехопадение, восстание и великая борьба.
И все же хорошая новость заключается в том, что великая борьба не будет длиться вечно. Иисус пришел, умер за грехи мира и пообещал прийти снова. И когда это произойдет, от этого ветхого мира не останется и следа. Вместо него будет основано новое царство — вечное царство Христа. «И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан. 2:44).
Какое чудесное восстановление!
Но нам нет нужды ждать до Второго пришествия начала этого процесса восстановления. Кто во Христе, тот новое творение (см. 2 Кор. 5:17); и мы предопределены быть подобными образу Иисуса уже сейчас (см. Рим. 8:29). Также Он призывает нас на правах членов Его церкви трудиться в деле восстановления других и наделяет нас необходимой для этого силой.
Библия говорит, что человечество изначально было создано по «образу Божьему» (Быт. 1:27). Образ может быть двухмерным, как, например, отражение в зеркале или фотография, или трехмерным, как скульптура или голограмма. Образ также может быть нематериальным, как, например, умственный образ или идея в нашей голове. О каком образе говорит Библия?
Прочитайте Быт. 1:26, 27. Как Писание объясняет, что значит быть созданным по «образу» Божьему? См. также Быт. 1:31; Втор. 6:5 и 1 Фес. 5:23.
Сотворив наших прародителей, Бог устанавливает новый образец жизни на земле: мужчину и женщину. Из всех сотворенных тогда существ только они были созданы по образу Божьему. Они не произошли от обезьяны. Будучи людьми, мы в корне отличаемся от всех других форм жизни на земле, и всякое учение, которое нивелирует эту разницу, принижает человечество.
Бог «нарек им имя… Адам» (Быт. 5:2). Другими словами, мужчина и женщина при всех их отличиях были единым целым. Совместно, во всей своей полноте и совершенстве, они представляли образ Божий.
Божий образ имеет всеобъемлющий характер: «Когда Адам вышел из рук Творца, то в своей физической, психической и духовной природе он обладал сходством со своим Создателем» (Э. Уайт. Воспитание, с. 15; курсив добавлен).
«Образ» в еврейском языке — целем; «подобие» — демут. Вместе эти два слова означают физическую сторону (целем) и внутреннее содержание (демут), включающее духовные и умственные аспекты человеческой природы. Эллен Уайт подтверждает это, когда говорит, что человек был создан по образу Божьему «и внешне, и в своем характере» (Патриархи и пророки, с. 45).
Втор. 6:5 упоминает о трех составляющих человеческого естества: духовная (душа), интеллектуальная (сердце) и физическая (сила). Аналогичную картину мы находим в 1 Фес. 5:23. Человек, созданный по образу Божьему, естественно, обладает всеми тремя компонентами.
Хотя в самой идее сотворения «по образу Божьему» заложен куда более глубокий смысл, Библия говорит ясно: человеческие существа уникальны и отличны от всех других существ на земле. Никакое другое существо не может сравниться с человеком. Почему так важно всегда помнить об этом?
Библия не говорит, сколько прошло времени от сотворения до грехопадения. Мы не знаем, исчисляется ли этот период днями, неделями или годами.
Однако о самом факте грехопадения мы знаем наверняка, как и о том, что его последствия были незамедлительны и очевидны.
Первым результатом употребления Адамом и Евой плодов с дерева познания добра и зла, о котором упоминается в Библии, было внезапное осознание своей наготы (см. Быт. 3:7). Они попытались спрятаться от Бога. Сияющий свет, окутывающий их, исчез. (См. Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 57). Их близкие отношения с Богом были разрушены из-за пагубного эгоизма, поселившегося в их сердцах. Тогда Бог открыл первой чете последствия совершенного ими греха.
Прочитайте следующие тексты и определите непосредственные последствия греха Адама и Евы. Как эти же самые последствия проявляются сегодня?
Быт. 3:8–10
Быт. 3:12
Быт. 3:13
Быт. 3:16
Быт. 3:17–19
Нет сомнений в том, что грехопадение было реальным и болезненным опытом, принесшим ужасные последствия для человеческого рода. Долгая и печальная история человечества вплоть до настоящих дней раскрывает трагические последствия греха.
Мы можем быть благодарными за имеющееся обетование того, что однажды трагедии греха навсегда будет положен конец.
Каким образом мы ежедневно сталкиваемся с последствиями своих собственных грехов?
Прочитайте Быт. 3:14, 15. Что подразумевал Бог, когда говорил сатане: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее» (Быт. 3:15)? Какую надежду мы можем обрести здесь для себя?
Слово «вражда» в еврейском языке имеет общий корень со словами «ненависть» и «враг». Вкусив плодов дерева познания добра и зла, наши прародители привели самих себя и все человечество в состояние вражды с Богом (см. Рим. 5:10; Кол. 1:21; Иак. 4:4). Божье обетование здесь подразумевает, что Бог осуществит Свой план по возвращению человечества к Себе, вызвав в людях вражду к сатане. Это позволит Богу спасти человечество, не нарушив принципы Своего Божественного правления. Это не что иное, как «искупление» в привычном для нас понимании, которое Бог совершал и продолжает совершать, чтобы в конечном счете восстановить то, что было утрачено в результате грехопадения.
Что следующие стихи говорят нам об искуплении? Лев. 1:3, 4; 1 Кор. 5:7; 1 Ин. 1:9.
Богословы иногда используют выражение «заглаживание вины», чтобы показать механизм искупления. Это понятие передает идею возмещения причиненного убытка вследствие неправильного поступка. Человек совершает плохой поступок, нарушает закон, и справедливость требует возмещения убытка. Иногда говорят, что преступник имеет «долг перед обществом».
Мы согрешили, но в соответствии с планом спасения совершенное Христом искупление, Его жертвенная смерть, избавляет нас от юридических последствий этого правонарушения. Сам Христос заплатил за нас. Иисус принял на Себя то наказание, которое по закону должны были понести мы. Таким образом, справедливые требования закона были удовлетворены благодаря жертве Иисуса, а не нашей смерти. Будучи грешниками и нарушителями закона, мы прощены и оправданы пред Ним. Это является решающим и основополагающим шагом в процессе всеобщего восстановления (см. Деян. 3:21, РБО).
«Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал. 4:19).
Изначально мы были созданы как совершенные и целостные существа для жизни в совершенном и целостном мире. К сожалению, этот рай был утерян в результате грехопадения. Знакомый нам мир наполнен смертью, насилием, страданиями, страхом и невежеством. План спасения был разработан для того, чтобы вернуть этот мир в его первоначальное совершенное состояние. Христос пришел восстановить то, что было утрачено в результате грехопадения.
«Вначале Бог сотворил человека по Своему подобию. Он наделил его благородными качествами. Человек обладал уравновешенным умом, и все его способности были гармоничны. Но грехопадение и его последствия извратили эти качества. Грех исказил и почти уничтожил образ Божий в человеке. Для того чтобы вновь восстановить его, был задуман план спасения и человеку дана жизнь, полная испытаний. Поэтому великая цель жизни, лежащая в основе всех других, — вернуть человеку совершенство, которое ему было присуще изначально» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 595). Хотя это восстановление будет продолжаться до появления нового неба и новой земли, этот процесс уже начался в нас!
Прочитайте Гал. 4:19. Независимо от того, что беспокоило Павла, какой важный духовный вопрос он здесь затронул?
В Послании к евреям Сам Христос представлен как образ Бога — «печать естества Его» (1:3; ИПБ). (Ср. Ин. 14:9; 2 Кор. 4:4; Кол. 1:15). Он желает соединиться с нами для того, чтобы восстановить в нас образ Божий. Если мы согласимся, Христос, образ Бога, будет обитать в нас: «Христос в вас, упование славы» (Кол. 1:27).
Окончательное восстановление Его образа произойдет во время Второго пришествия Иисуса (см. 1 Кор. 15:49; 1 Ин. 3:2). Тем не менее если Христос пребывает в нас, а мы — в Нем, то процесс восстановления образа Божьего начинается уже на этой земле. По мере того как это происходит, мы стремимся привести других людей к Тому, Кто может инициировать этот процесс восстановления в них.
Хотя работа по восстановлению начинается в нас уже сейчас, почему мы всегда должны помнить, что процесс восстановления не будет полностью завершен вплоть до Второго пришествия Иисуса?
Как мы увидели, наш мир, хотя и был сотворен совершенным, не устоял в борьбе, что привело к разрушительным результатам. Но Бог не позволил, чтобы нас постигла вечная погибель (именно такую судьбу пророчат нам ученые). Вместо этого еще до сотворения мира был разработан план спасения (см. 1 Петр. 1:2). Иисус неимоверной ценой для Самого Себя пришел в этот мир и пострадал на кресте. Христос также обещает вернуться. Когда зло и грех будут окончательно истреблены, некогда потерянный мир будет полностью восстановлен.
Невероятно, что Бог призывает нас, Его церковь, уже сейчас принять участие в этом восстановительном процессе.
Прочитайте в Мк. 2:1–12 историю о настойчивости друзей парализованного человека, которые принесли больного к Иисусу. Как эта история иллюстрирует роль церкви в исцелении и восстановлении людей?
Дом был переполнен, потому что там был Иисус. Его любовь к окружающим привлекала к Нему толпы людей. Четверо мужчин разобрали крышу, чтобы спустить человека, больного духовно, морально и физически, к Иисусу. Иисус восстановил его здоровье, простив грехи, даровав душевное спокойствие и повелев ему встать и идти. Иисус показал, что истинное исцеление носит комплексный характер.
Как апостол Иоанн описывает причину прихода Христа на эту землю? Какую надежду мы можем извлечь из этих обетований? Прочитайте Ин. 10:10; 1 Ин. 3:8.
В Ин. 10:10 кратко изложена весть Церкви адвентистов седьмого дня. В этих словах ясно изложена миссия Христа. Основное призвание Тела Христова, Его церкви, — следование Его примеру и разрушение дел дьявола. Церковь призвана взамен смерти нести жизнь с избытком (см. Деян. 10:38; 1 Ин. 2:6), сотрудничать со Христом в деле физического, умственного и духовного восстановления людей по образу Божьему.
Кто испытывает особую потребность в вашей помощи прямо сейчас?
Прочитайте другие отрывки Священного Писания, где говорится о восстановлении образа Божьего: Рим. 8:29; Кол. 1:15; 3:9–11; 2 Кор. 3:18; 5:17. Прочитайте главы «Творение», «Искушение и падение» и «План искупления» из книги Э. Уайт «Патриархи и пророки», с. 44–70.
Бог призывает нас как Свой народ трудиться ради блага других, искать пути, чтобы указать людям на обетования надежды и восстановления, дарованные в Иисусе.
Господь использует различные способы, чтобы совершить эту работу через нас. Некоторые общины предлагают физическое восстановление посредством проведения различных медицинских программ для населения. Система церковных больниц и клиник работает для достижения этой же цели. Задача умственного восстановления может достигаться через проведение семинаров для населения, обучающих, как вести себя в различных жизненных ситуациях. Церкви также могут создавать и развивать школы, учить профессиональным навыкам, проводить программы по ликвидации безграмотности среди населения, давать частные уроки, практиковать наставничество и психологическое консультирование.
Стремясь к физическому восстановлению и жизни с избытком, многие люди поймут, что также нуждаются в духовном и умственном восстановлении. На самом деле это ключевые аспекты восстановления Божьего образа в человеке (см. Еф. 4:22–24). Церковь обладает бо`льшими возможностями и ресурсами для удовлетворения этих нематериальных потребностей, чем любая светская социальная или медицинская организация.
Вопросы для обсуждения:
Приведите примеры работы, которую выполняет ваша церковь с целью физического, умственного и духовного восстановления людей в вашем обществе. Каковы ее успехи? Поделитесь с классом своими идеями относительно того, как можно расширить эту деятельность церкви там, где вы проживаете.
Как мы понимаем идею физического восстановления? Что бы мы ни делали, помогая другим людям улучшить состояние здоровья, если Господь не возвратится при их жизни, в конечном итоге они умрут вследствие болезни или старости. Почему этот факт является доказательством того, что полное восстановление наступит только после возвращения Иисуса?
Каким образом мы испытываем на себе сегодня начало восстановления образа Божьего? Как нам узнать, что мы достигли прогресса? Почему мы должны иметь четкое представление о Боге для того, чтобы это восстановление смогло осуществиться? Как не впадать в уныние, если мы не видим прогресса, который, по нашим представлениям, должен иметь место?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →