«Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?» (Мф. 16:15).
«С того времени Иисус начал открывать Своим ученикам, что Ему должно идти в Иерусалим, и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16:21).
Новый Завет ясно свидетельствует: Иисус должен был умереть. Столкнувшись с надвигающейся тенью Креста, Иисус молился: «Душа Моя теперь возмутилась; и что́ Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час я и пришел» (Ин. 12:27). Это был Божественный план, задуманный Богом «прежде вековых времен» (Тит. 1:2, см. также 2 Тим. 1:9).
Вот почему Иисус не просто сказал, что собирается перенести много страданий, умереть и воскреснуть на третий день, но что Ему должно столкнуться со всем этим. С учетом природы Бога, святости закона и наличия свободы воли Его смерть была единственным способом спасти человечество от наказания за грех.
На этой неделе мы продолжим рассматривать историю Иисуса, хотя и сосредоточим внимание на Петре и на том, как он отреагировал на служение Иисуса, Который направлялся навстречу смерти, предусмотренной «до начала времен».
Представьте, каково было Петру, который находился рядом с Иисусом практически с начала Его служения. Какие мысли посещали его, когда на его глазах одно за другим происходили невероятные события: исцеления, изгнания бесов, насыщение народа, удивительные наставления, укрощение природы, воскрешение мертвых и хождение по воде? Какие вопросы (такие как: «Почему он допустил столь бесславный конец Иоанна Крестителя?») возникали у него, когда изо дня в день он видел вещи, которые никто не видел за всю историю? В конце концов, Иисус был Богом в человеческой плоти, Который служил человечеству (Гал. 4:4; Евр. 7:26; Ис. 9:6; Лк. 2:10, 11). Таким образом, те, кто Его окружал, жил с Ним и был Его учеником, имели множество уникальных опытов.
Прочитайте Мф. 16:13–17. Какой вопрос Иисус задал ученикам и какое значение имеет тот факт, что только ответ Петра был записан? Почему его ответ так важен?
Заявление Петра, признавшего Иисуса «Христом, Сыном Бога Живого» (ст. 16), является одним из кульминационных моментов Писания. Петр назвал Его «Христом», Помазанником и тем самым признал (как выяснилось, правильно), что Иисус является Мессией, пришедшим во исполнение обетований завета, заключенного сначала с Авраамом, а затем и с Израилем (см. Гал. 3:16).
Кроме того, Петр провозгласил Иисуса Христом в Кесарии Филипповой. Эта область была населена язычниками. В течение нескольких дней Петр мог наблюдать, как Иисус заботится не только о евреях, но также и о язычниках. С помощью Святого Духа Петр признал, что личность Иисуса выходит за рамки обычного еврейского пророка, каким Его считали другие. Его служение распространялось гораздо дальше, чем служение Иоанна Крестителя, Илии или Иеремии. В действительности, оно должно было охватить все человечество; и поэтому Иисус называет Себя «Сыном Человеческим», отождествляя Себя с человеческим родом. Из Библии мы узнаем, что Петру еще предстояло многое узнать об Иисусе и универсальном характере Его миссии.
Что Иисус сделал в вашей жизни, о чем вы могли бы засвидетельствовать другим? Почему хорошо всегда помнить об этих опытах и рассказывать о них?
Сразу после смелого признания Петром веры в Иисуса как «Христа, Сына Бога живого» Иисус что-то говорит ему в ответ.
Прочитайте Мф. 16:17–20. Что сказал Иисус Петру и как следует понимать эти слова?
Фраза «на сем камне»по сей день вызывает споры в христианской церкви. Католики толкуют слово «камень» как относящееся к самому Петру и на этом основании утверждают, что Петр был первым Папой. Протестанты, однако, не без основания отвергают такое толкование.
Совокупность же библейских доказательств явно указывает на то, что под этим камнем следует понимать Самого Христа, а не Петра.
Во-первых, в нескольких местах сам Петр использует образ камня применительно к Иисусу, а не к себе (Деян. 4:8–12; 1 Пет. 2:4–8).
Во-вторых, неоднократно в Библии Бог и Христос предстают в образе камня, тогда как люди, напротив, представляются как слабые и ненадежные существа. «Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть» (Пс. 102:14). «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения» (Пс. 145:3). Иоанн писал об Иисусе: «И не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что́ в человеке» (Ин. 2:25). И Он, безусловно, знал, характер Петра (Мф. 26:34).
В противоположность этому что следующие стихи говорят нам о Том, Кто на самом деле является Камнем, на котором зиждется Церковь? (1 Кор. 10:4; Мф. 7:24, 25; Еф. 2:20).
«Какой слабой выглядела церковь в то время, когда Христос говорил эти слова! Горстка верующих, против которых была направлена вся сила демонов и злых людей. Но последователи Христа не должны ничего бояться. Те, кто строит на Вечной Скале, не могут быть побеждены» (Эллен Уайт. Желание веков, с. 413).
Убеждались ли вы на своем личном опыте в слабости людей и в их склонности ошибаться? Побуждает ли вас этот опыт полагаться исключительно на Скалу?
Прочитайте Мф. 16:21–23. Почему Иисус вдруг так резок с Петром?
Ошибка Петра заключалась не в том, что он пытался защитить Иисуса, а в том, что он пытался управлять Им. Он больше не следовал за Иисусом, но хотел, чтобы Иисус последовал Его совету.
Иисус сказал: «Отойди от Меня, сатана!» (ст. 23), потому что, подобно сатане в пустыне, Петр вознамерился помешать миссии Христа.
В Мк. 8:33 отмечается, что во время этой перепалки Иисус оглянулся и посмотрел на Своих учеников. Он пришел, чтобы спасти их. Он не собирался поддаваться искушению, в том числе со стороны одного из Своих учеников, каким бы благонадежным тот себя ни считал.
И хотя Симон Петр значительно вырос в духовном отношении, он все еще пытался контролировать обстоятельства, в том числе и Самого Иисуса. В этом Петр не слишком отличается от другого ученика, Иуды, который пытался манипулировать Иисусом и воплотить в жизнь свои ожидания от Мессии. Но в отличие от Иуды Петр глубоко раскаялся и желал прощения.
Прочитайте Мф. 16:24–27. Что имеет в виду Иисус, когда говорит: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (ст. 25)?
Мы живем в культуре, которая призывает нас следовать за своими мечтами, жертвовать всем ради желаемого. Но Иисус советует нам поступать наоборот; Он призывает нас отпустить наши мечты и доверить их Ему. Петр и ученики постепенно узнавали, что такое истинная вера. Не стоит думать, что истинная вера — это захватывающий опыт достижения того, чего вы больше всего хотите. Истинная вера — это болезненный опыт отказа от того, чего вы больше всего желаете. Когда вы отпускаете ваши мечты, вы теряете свою жизнь и в то же самое время находите ее.
Что вам пришлось потерять, чтобы следовать за Иисусом? Возможно, раньше это казалось вам серьезной потерей, но как вы оцениваете ее сейчас?
Прочитайте Мф. 17:1–9. Какое событие описывается здесь и почему оно было так важно как для Самого Иисуса, так и для учеников?
Иисус «жил в атмосфере любви и небесного общения. Но в мире, который Он создал, Иисус был одинок. И вот Небо послало Своих вестников к Иисусу. Не ангелов, но людей, перенесших страдания и скорби и могущих сочувствовать Спасителю в испытаниях Его земной жизни. Моисей и Илия были соработниками Христу, они разделяли Его желание спасать людей. Эти люди, поставленные превыше любого ангела у трона Царя Небесного, пришли, чтобы беседовать с Иисусом о Его страданиях, утешать Его уверением, что Небо принимает участие в Его жизни и смерти. Темой их беседы была надежда мира и спасение каждого человека» (Эллен Уайт. Желание веков, с. 422, 425).
Как удивительно, что Иисус, Сын Божий, находясь в человеческой плоти, нуждался в утешении и ободрении этих людей, которые испили сполна собственную чашу страданий и разочарования. Лука говорит нам, что они говорили с Ним об «исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31). Обратите внимание на глагол «совершить», который также может быть переведен как «выполнить». Это еще одно доказательство того, что смерть Иисуса была необходима для спасения человечества. Когда столь многое поставлено на карту, неудивительно, что Небо увидело нужду Христа и таким образом ободрило Его.
Вдобавок ко всему увиденному и услышанному Петру, Иакову и Иоанну предстояло получить еще больше причин для веры. Исходящий из облака голос, безусловно, должен был воодушевить их после того, как они оправились бы от первого страха. Показательны также слова Матфея о том, что Иисус, «приступив, коснулся их и сказал: «встаньте и не бойтесь» (Мф. 17:7). Несмотря на то, с чем Ему вот-вот предстояло столкнуться, Иисус утешает и поддерживает Своих учеников.
Кем бы мы ни являлись и какими бы сильными ни были наша вера и посвященность, нам всем порой нужно ободрение. Это также означает, что знакомые вам люди также могут в этом нуждаться. Кому вы могли бы оказать определенную поддержку прямо сейчас?
Прочитайте Мф. 17:24–27. Какое событие описывается здесь и что оно говорит нам об Иисусе?
Хотя все евреи были обязаны платить налог на храм, священники, левиты и раввины освобождались от него. Таким образом, вопрос о том, заплатит ли Иисус налог на храм, был своеобразным вызовом Его служению.
Эллен Уайт пишет, что в данном случае Петр упустил возможность засвидетельствовать об абсолютной власти Христа. «Но вот он упустил возможность объяснить сущность Своего Наставника… Сказав сборщику, что Иисус уплатит подать, он фактически подтвердил ложное представление о Нем, которое старательно распространяли священники и старейшины… Если священники и левиты освобождались от пошлины в связи с их служением в храме, то тем более освобождался от нее Тот, для Кого храм был домом Его Отца» (Желание веков, с. 433, 434).
Мы можем многому научиться из милостивого ответа Иисуса Петру. Вместо того чтобы упрекнуть его, Иисус тактично объясняет его ошибку. Более того, Иисус самым что ни на есть творческим образом подстраивается под позицию, занятую Петром. Вместо того чтобы просто заплатить налог, тем самым признавая Свою обязанность по его уплате, Иисус находит требуемые деньги во рту рыбы.
Это чудо является необычным. Это единственный раз, когда Иисус совершает чудо, казалось бы, для собственной выгоды. Но у этого чуда цель была совершенно иной. Оно продемонстрировало всем власть Иисуса не только над храмом, но и над всем творением. Человеческому уму непостижимо, каким образом Иисус мог совершить это чудо. После всего того, что видел Петр, можете себе представить, что происходило в его голове, когда он забросил уду, поймал первую рыбу и нашел у нее во рту ровно столько, сколько требовалось для оплаты храмовой подати? (См. Ис. 40:13–17).
Хотя Иисусу и Его ученикам не нужно было платить налог на храм, Иисус все же повелел им сделать это, чтобы избежать ненужных противостояний. Каким образом это учит нас достойно выходить из спорных ситуаций, избегая ненужных конфликтов?
История о том, как Иисус велел Петру достать изо рта первой пойманной рыбы именно такую монету, которая требовалась, является настолько необычной, что некоторые ученые пытаются доказать ее несостоятельность. Они считают, что это не больше, чем элемент народной сказки, милая история для привлечения внимания. Безусловно, такое толкование выглядит неубедительным.
В отличие от других чудес, таких как исцеление больных, возращение зрения слепым, воскрешение мертвых, насыщение голодных, это чудо совершенно иного рода. Поскольку в Библии мы находим истории про плавающий топор (2 Цар. 6:2–7), влажную шерсть на сухой земле и сухую шерсть на мокрой земле (Суд. 6:36–40), нельзя сказать, что в Писании нет ничего похожего. Почему Иисус просто не дал Петру деньги и не повелел ему заплатить? Зачем понадобилось совершать такое невероятное чудо для решения относительно небольшой проблемы? Библия не отвечает на эти вопросы. Однако, как уже говорилось в уроке, этот эпизод показывает нам невероятную силу Бога, которая не должна быть неожиданной для нас. Ведь мы постоянно видим свидетельства Его невероятной силы. Само наше существование, не говоря уже о существовании Вселенной, является удивительным проявлением силы нашего Бога. Если Бог дает нам жизнь и поддерживает ее, то Ему ничего не стоит сделать так, чтобы во рту у определенной рыбы оказалась определенная монета. Слова Павла, пусть и написанные в другом контексте, точно передают эту идею: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его» (Рим. 11:33). Случай с храмовой податью в Евангелии от Матфея является лишь еще одним проявлением этой истины.
Вопросы для обсуждения:
1. Борьба Петра, направленная на подчинение своей воли Богу, это и наша борьба. Яркую метафору этой борьбы можно найти в первой главе книги пророка Малахии, где Бог просит евреев приносить только самых лучших своих животных для жертвоприношения. «И приносите украденное, хромое и больное, и такого же свойства приносите хлебный дар: могу ли с благоволением принимать это из рук ваших? говорит Господь» (Мал. 1:13). Почему Бога заботит, какие жертвы мы приносим Ему? Потому что Он хочет, чтобы мы доверили ему то, что мы больше всего хотим удержать. За что вы больше всего цепляетесь в своей жизни? Как вы можете передать это Господу?
2. Подумайте о том, как Иисус повел себя в ситуации с уплатой подати на храм. Вместо того чтобы идти на конфликт, Он предпочел мирное решение. Чему это учит нас? Как вы определяете, в какой момент нужно говорить, а в какой — промолчать?
rusadm20.05.2016 18:40:00
Цитата
Комментарий на урок под названием «Скала и Петр» из цикла "Евангелие от Матфея".
Пастор Пол Пенно.
Поддержки хватило на этот урок и на следующий. Благодарим Бога и всех, кто участвует в этом проекте, во-первых, молитвой, а также и другими видами участия.
Первый урок Иисуса о значении креста. Почему Он столько времени откладывал этот урок? Интересно отметить что Иисус ждал почти до самого окончания Своего трехлетнего периода служения, чтобы только затем ясно сказать Своим ученикам о грядущем распятии. Ввиду того, что учение о кресте является центральной темой евангелия, солнцем на небосводе небесной истины, возникает вопрос: «Почему же Спаситель так долго откладывал проповедь этой важной истины?» Только случайные таинственные упоминания о Своей крестной смерти мы находим в Его общении с людьми. Он упомянул о «храме», который будет разрушен и восстановлен за три дня (От Иоанна 2:19), о Своем вознесении подобно медному змею (От Иоанна 3:14), о том, что Он отдаст Свою «плоть» за жизнь мира (От Иоанна 6:51), о знамении пророка Ионы (От Матфея 12:39), или от печальном разделении Жениха от «сынов чертога брачного» (От Матфея 9:15). Но ученики не уловили суть этих загадочных высказываний. Поэтому они нуждались в том, чтобы увидеть все как есть, во всей своей потрясающей и шокирующей действительности грядущего события. Об этом же Иисус не распространялся до самого визита в Кесарию Филиппову всего за несколько месяцев до этого сурового испытания веры учеников. Удивительно также то, что до самого этого времени Иисус не спрашивал учеников о том, за Кого они Его почитают. Должно было пройти время, прежде чем первый энтузиазм, возросший на Его раннем служении, перерос в более здравое убеждение и веру, способную переносить испытания.
Вера учеников в божественность Иисуса была жестоко испытана. С явной сдержанностью называя Себя «Сыном Божьим», Он находил странное удовольствие в том, чтобы постоянно называть Себя «Сыном Человеческим». Он все больше и больше разочаровывал пустые надежды иудеев в отношении их долгожданного Мессии, постоянно отвергая аплодисменты людей, которые желали видеть в Нем исполнения их общепринятых надежд. Он казался слишком довольным и удовлетворенным Своей жизнью в постоянной нищете и безызвестности. Он не проявлял никакого интереса в том, чтобы иметь одобрение религиозной «элиты», но наоборот, вел Себя так, что возникало впечатление, как будто Он преднамеренно навлекал на Себя их враждебное отношение. После сложного разговора о Хлебе жизни (От Иоанна 6-я глава), много прежних учеников отошли от Него, и уже не ходили с Ним. Он даже смог распустить толпу людей, которая намеревалась внезапно сделать Его царем. И теперь Он становился «презренным и умаленным пред людьми». Его ученики могли найти любую причину для того, чтобы отказаться даже от чисто человеческой, мирской веры в Иисуса как во Христа.
Как ученики наконец признали Христа. В это же самое время они видели множество доказательств, подтверждающих постоянные убеждения Духа Святого о том, что этот Человек был истинным Мессией, Сыном Божьим. И этими свидетельствами были не только физические чудеса, которые Он совершал. Эти чудеса могли объяснить как друзья, так и враги, или, по крайней мере, оставить без внимания. Физические чудеса редко укрепляют веру. Что укрепляло веру учеников – так это неземная, сверхъестественная, воистину чудесная любовь, проявляющаяся в каждом слове и деле Иисуса. Во всем, что Он говорил и делал, прослеживалась глубочайшая духовная мудрость и небесное здравомыслие. Это и есть те «дела», по которым Иисус просил Филиппа верить в Него (От Иоанна 14:11, 12). Отказ признавать эти «дела» был фатальным проявлением неверия и неизлечимого греха со стороны иудейских духовных вождей, не против Сына Человеческого, а против Духа Святого. Но ученики уверовали в эту весть! Теперь в Кесари Филипповой, за несколько месяцев до распятия, они были наконец готовы исповедовать свою веру. «Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» (От Матфея 16:13) Их ответы могли удовлетворить любого, но только не Сына Божьего. Люди называли Его и Илией, и Иеремией, и одним из других пророков. Неудовлетворенный этими ответами, Иисус продолжал спрашивать Своих учеников об этом, чтобы преобразовать их несколько смутные представления в глубокое убеждение. Поэтому Он спросил прямо: «Кем Вы считаете Меня?» (стих 15-й). Петр первым нашел слова для выражения такой веры, которая тронула сердца всех. Этот Человек по его исповеданию оказался не только выше всех пророков, и не только долгожданным Мессией. «Ты – Христос, Сын Бога живого» - смело исповедовал Петр (стих 16-й). Иисус похвалил веру Петра, но быстро предостерег его от предположений о том, что сам Петр имеет в этом хоть какую-то заслугу: «блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (От Матфея 16:17). Петр не должен был полагаться на себя, считая, что он умнее всех остальных. Какими бы способными ни были клетки нашего плотского мозга, без помощи Духа Святого человеческий ум совершенно не способен узнать Бога, когда Тот появится в поле его зрения «инкогнито». «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1-е Коринфянам 12:3.) Сын Божий две тысячи лет назад ходил по пыльным дорогам нашей жизни, был среди нас, так и не узнанный человечеством, как и во все предыдущие годы небесная истина пренебрегалась и оставалась без внимания «плоти и крови».
Теперь Иисус намеревается открыть истину. Христос избрал Себе учеников, отделил их, наставляя их, делая из них команду, способную провозгласить евангелие по всему миру. «Он поставил двенадцать… Теперь Он сделал первый шаг в организации церкви, которая после Его вознесения должна стать Его представителем на земле» (Эллен Уайт, «Желание веков», стр. 291). Теперь, когда ученики исповедовали свою веру, Иисус был готов заложить фундамент и краеугольный камень Своей церкви. «и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (От Матфея 16:18 ). Мы теперь видим, как Иисус быстро умело и старательно, как мудрый Строитель и божественный Ремесленник, возводит и укрепляет основание веры, которое не могут одолеть даже «врата ада». Он поручил им стать слаженным единым телом: «как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас» (От Иоанна 20:21). Апостолы не должны были стать разрозненным разобщенным рассеянием «верных душ». Теперь, кода ученики были полностью убеждены в Его божественности, Он собирался просветить их в отношении Его смерти. Убирая все покровы таинственности, которые затуманивали предыдущие упоминания о кресте, Он ясно и прямолинейно сказал о том, что Ему нужно быть отвергнутым и убитым: «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (От Матфея 16:21)
Плохие новости. Ученики выслушали Иисуса больше с изумлением, чем со страхом. Идея о том, что Бог имеет Сына, была достаточно революционной для их иудейских умов. Теперь же мысль о том, что этот Сын Божий будет убить, казалась просто подозрительной. Этого не может быть! Распятый Мессия вместо прославленного, коронованного Правителя мира? Это было просто оскорблением их надежд, скандалом и соблазном. И чем больше ученики убеждались в том, что Иисус – Сын Божий, тем более смущенными и озадаченными они становились, узнавая о том, что Ему надлежало умереть, и причем от рук Своих же собственных соотечественников! Теперь тот же самый «блаженный» Симон Ионин, который первым исповедовал Сына Божьего, был первым из отвергающих весть о Его кресте. Думая, что проявляет заботу об умственном состоянии Иисуса, слыша изумительное заявление, настолько отвратительное его товарищам, Петр из своих лучших побуждений решил повлиять на своего Господа, «привести Его в чувство», устраивая Ему своего рода шоковую терапию от таких «больных фантазий». Но ни в каком лечении Иисус не нуждался, особенно от людей, и тем более от избранного народа. «И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (От Матфея 16:22) Кресты – для разбойников, а не для добрых людей, и уж тем более не для Сына Божьего! Таким образом крест и стал «камнем преткновения» и «безумием» для первых учеников, а также «соблазном». Таким крест и по сей день остается для нашей человеческой природы.
Нам нечего удивляться озадаченности и смущению учеников. Если «плоть и кровь» не могли постичь идею о том, что Иисус – Сын Божий, тем более Петр был не способен понять учение креста. Сама идея креста была настолько чуждой и запредельной для человеческой изобретательности, что оставалась непостижимой для их умов без откровения Духа Святого. Хорошо, что Иисус сперва выспросил от их учеников исповедание того, что он был Сыном Божьим перед тем, как сообщить им такую шокирующую новость. В противном случае они бы тоже предались неверию и оставили Его, как и многие другие из Его бывших учеников. Человеком изобретенная религия может изобрести много разных «Мессий», но она не способна выдумать страдающего, умирающего Мессию, отдающего Себя вследствие Своей невыразимой любви к миру, отвернувшемуся от Него.
Мудрее ли мы Петра? Наше человеческое мышление без влияния Духа Святого сегодня настолько же слепо к восприятию истины креста Христова, что и умы первых учеников. Мы находимся даже в большей опасности, ведь мы имеем то, чего не имели они – умственное знание фактов распятия Христа и почти повсеместное признание того, что это случилось на самом деле, но это «интеллектуальное знание» может заградить путь к сердечному восприятию сути того, что произошло на кресте. Если мы хоть немного думаем, что наше счастливое время рождения в христианскую эпоху дает нам какое-то преимущество над Петром, мы можем считать себя мудрее его, просто потому, что живем в более просвещенный век. Ведь мы избавлены от такого духовного невежества, в котором пребывал он! Склоняясь к такому мнению, мы упускаем самое главное в евангелии. Мы даже не можем начать понимать то, что произошло в Кесари Филипповой, пока не поймем, что наша человеческая природа – такая же, что и у Петра. Отказ признать это может привести нас к трагедии повторения того фатального замысла избавления от креста, который родился в уме у Петра. Только если Петр отверг идею креста по своему невежеству, мы можем сделать это сознательно, имея все необходимые знания в своем распоряжении. Кстати говоря, в этом и будет заключаться последний грех погибающих для вечности.
Почему Петр отреагировал на весть о кресте именно таким образом? Идея креста была настолько чуждой настолько неземной, что она могла возникнуть только в уме Божьем. Крест назван «премудростью» и «силой» Божьей (1-е Коринфянам 1:18, 24). Такова божественная стратегия духовной борьбы высшего, небесного уровня. Но ответ Петра на изумительное заявление Спасителя был таким же самым, какой возникает у многих людей во все века и во всех местах. Он выразил мысли и чувства наших сердец, свойственные нам самим даже сегодня, обращаясь как с отвратительной глупостью с идеей о распятии Господа. Иисус открыл Свое видение в Своем ответе Петру на его неуважительное и пренебрежительное вторжение: «Ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (От Матфея 16:23). Петр был простым обычным человеком, таким же, как и любой из нас, способным воспринимать только человеческие религиозные воззрения. Он был не более «нечестивым», чем каждый из нас. Он просто не побоялся быть самим собой. А будучи самим собой, он не мог постичь «того, что Божье», чтобы распознать значение креста. Человеческие религиозные воззрения ослепили его разум точно также, как они ослепляют и наши умы. Мы однако еще не рассматривали истинный источник противления Петра вести о кресте Господнем. Иисус не гневался на этого бедного рыбака, и Его слова не были выражением внезапного неудержимого порыва ярости. Строгость Его высказывания Своему любимому ученику показывает истинную природу источника мирских стремлений Петра. Иисус просто указал пальцем прямо в самый центр человеческого противодействия кресту: «Он же, повернувшись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн!» (От Матфея 16:23)
Бедный Петр! Он неосознанно позволил сатане использовать себя как инструмент в том, чтобы отвлечь Иисуса от Его главной миссии. Это искушение было для Иисуса реальным и сильным. Христос видел, что идея Петра имела своим источником первоначальное восстание врага на небесах. Желание избежать креста было для Иисуса самым сильным искушением, которому Он должен был сопротивляться всеми силами Своей воли. Служа инструментом лукавого, Петр коснулся самого оголенного нерва в душе своего Спасителя. Нельзя думать, что Петр вдруг превратился в самого сатану. Просто-напросто отношение Петра к вести о кресте было для Иисуса чем-то большим, чем выражение слабой невежественной человеческой природы. Оно выразило совершенным образом отношение ко кресту самого дьявола. Можно представить себе, что ученики насторожились, затихли после того, как упрек Иисуса начал проникать в их сознание.
Как Люцифер сделал выбор возненавидеть крест Христов. Если «плоть и кровь» не могут понять значимость креста, мог ли сатана понять эту весть? Ведь эта личность не страдает слабоумием или невежеством – он хорошо понимает, что делает. Поэтому, чтобы стать врагом креста, он должен был понять его правильно. Если бы знание о плане спасения каким-то образом скрывалось от него, то в этой же степени его противление этой истине было бы слепым и невинным. Его тогда нельзя было бы назвать «дьяволом и сатаной». Но сатана восстал против Бога, имея полные знания и осведомленность в этой области. Поэтому и существует непостижимая «тайна беззакония». Эта тайна включает в себя причины его восстания, включая его разумное противление и осознанное осмеяние идеи креста. Петр в своей человеческой непосредственности подошел слишком близко к территории Люцифера, пытаясь отвратить Иисуса от креста. Когда сатана искушал Адама и Еву в саду Едемском, его приманкой было уверение в том, что посредством преступления человек достигнет более высшей жизни, чем та, которая была дана ему для радости и наслаждения. «Вы будете как Бог» - пообещал лукавый (Бытие 3:5). Это желание – быть как Бог – было тем же желанием, которое привело сатану к первому греху на небесах: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему"» (Исаия 14:12-14). Никто не может быть «таким же, как Бог», не желая при этом заменить Его, потому что «Всевышний» может быть только один.
Люцифер принес во вселенную страсть себялюбия. Теперь это состояние стало естественным состоянием нашего плотского ума, которое имело бы над нами полную и безраздельную власть, если бы не искупление. Эгоистичная любовь к себе ведет к «вражде против Бога» (Римлянам 8:7). Вражда же в свою очередь ведет к убийству. Иисус сказал о сатане: «Он был убийцей с самого начала» (От Иоанна 8:44). Это правда, потому что «всякий ненавидящий брата своего есть убийца» (1-е Иоанна 3:15). Сатана возненавидел Бога, и стал завидовать Ему. Поэтому в самом начале восстания Люцифера на небесах тень креста стала принимать свои очертания на заре вечной истории. Несомненно, Люцифер в определенное время начал видеть конец, к которому приведет его восстание. Он увидел, что беззаконие, лелеемое в его сердце было мрачным и уродливым, и в конце концов приведет к убийству вечного Сына Божьего. Но его «посвящение» и преданность эгоистичной любви к себе было слишком сильным. Пять раз в книге Исаии мы читаем о страстной любви Люцифера к самому себе. Грех имеет свои корни в эгоцентричности, которая получила власть. Корнем проблем сатаны заключался в ненависти к самой природе любви Агапе, любви, которая коренится в Божьем характере, полностью отличной от всего, что может человек представить себе в виде «любви». Наша, человеческая «любовь» расположена только к хорошим людям, а любовь Агапе делает добро и плохим, скверным людям, даже своим врагам. Наша человеческая любовь зависит от свойств ее объекта любви. Агапе же сама создает ценность своего объекта любви. Наша любовь всегда желает взбираться выше и выше, как Люцифер возжелал воссесть на своем троне «выше звезд Божьих», а Агапе готова опускаться и опускаться, как Сын Божий опустился на семь ступеней Своего изумительного уничижения, перечисленных в послании к филиппийцам (2:5-8 ). Наша человеческая любовь всегда желает получать; Агапе же всегда готова отдавать. Наша любовь ищет вознаграждения, Агапе же готова лишиться награды. И наконец, больше всего сатана возненавидел самую яркую демонстрацию любви Агапе, явленную во Христе: ЛЮБОВЬ АГАПЕ ГОТОВА ОТКАЗАТЬСЯ ДАЖЕ ОТ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ РАДИ ДРУГОГО, готова умереть за другого вечной смертью. Таково поразительное свойство любви Агапе, которое Люцифер желает тщательно скрыть от мира и от всей вселенной. Потому что это свойство противоположно всему, к чему стремится он сам. Люцифер должно быть долго и тщательно размышлял о пути, который он избрал. Мог ли он покаяться, когда для этого еще оставалась возможность? Если да, то существовал только один путь победы над грехом его ангельской души – его удивительное «я», которое взыскало возможности «стать подобным Всевышнему», и тем самым сместить Его с Его святого престола, должно было умереть. Эгоистичное «Я» Люцифера должно было быть распятым.
Как прекрасный ангел стал дьяволом, или сатаной. Духовный «крест», на котором Люцифер должен был умереть для себя, был единственным выходом из этой дилеммы в его зародившейся войне с Богом. Вся его гордость, все его эго, все его драгоценное, лелеемое «я» должно было добровольно, по своему свободному выбору умереть, чтобы только истина, праведность и святость могли остаться жить. Люцифер подошел настолько близко к тому, чтобы покориться этому плану, что он был способен уловить значение и суть этого единственного пути спасения для него. Затем же он с гневом, упорством и безвозвратной решимостью отверг эту идею. Крест – не для него! Однажды и навсегда, с пониманием всей ответственности, разумным осознанием всех последствий Люцифер отказался от идеи самопожертвования и самоотречения. Он пошел по пути развития нового, альтернативного образа жизни для обширной Божьей вселенной, который концентрируется вокруг любви к своему «я». Этот путь стал путем угождения себе, самоутверждения, себялюбия, самопрославления. Таким образом Люцифер и отверг суть креста. И именно в этот момент он стал дьяволом и сатаной, «древним змием, обольщающим всю вселенную» (Откровение 12:9). Сияющий славный ангел, возненавидевший крест, стал Божьим и нашим врагом. Этот заклятый и жестокий враг божественного принципа креста хорошо знает, что единственным путем возврата к праведности для любого грешника во вселенной является путь креста. Отсюда и его тщательно разработанный решительный план изгладить познание этого пути из сознания людей. Все сатанинское противится кресту. Из этого следует, что все противящееся кресту исходит от сатаны.
Почему Иисус так бурно отреагировал на слова Петра? Решительный и строгий упрек Спасителя становится более понятным во свете значения креста. Иисус не просто воспылал гневом. Петр не только выражал то, что «человеческое», но также отражал идеологию самого дьявола! Он неосознанно озвучивал принципы врага, убеждая Иисуса поставить заинтересованность в Себе и Своем благополучии на первое место, отвергая тем самым идею о том, чтобы отправиться в Иерусалим и быть там распятым. Ведь заинтересованность в себе самом, забота в первую очередь о себе, духовное само-сохранение – таковы главные душевные мотивы этого могущественного падшего ангела. И эти принципы выражал Петр. Разве нам не свойственны эти мотивы? То, что «человеческое» имеет далеко идущее духовное происхождение, и благодаря непосредственности Петра нам сегодня открывается эта проблема. Петр обнаружил себя в неосознанном сотрудничестве с дьяволом в его анти-крестной кампании. Искушение отвернуться от креста было наимощнейшим оружием сатаны, которое тот использовал снова и снова на протяжении всей земной жизни Спасителя. Сатана понимал принцип креста, но он стал неспособным до конца понять суть божественной любви, явленной в воплощении Христа, которая побудила Его пройти весь путь самоуничижения вплоть до самого конца – до крестной жертвы, и притом побудила Его пройти весь этот путь абсолютно добровольно. Самый последний злобный вызов, брошенный Христу тоже исходил от самого дьявола – «спаси Себя, и сойди с креста» (От Марка 15:30). Но теперь, в Кесари Филипповой заинтересованность в своем благополучии проявился управляющим принципом в сердце дорогого Ему апостола Петра, который тоже в сущности говорил Ему: «Спаси Себя, Господи». Поэтому Иисус назвал эти принципы своим именем, говоря: «Отойди от меня, сатана». Петр проникся принципом противления кресту.
Похожи ли мы на Петра? Нам не следовало бы питать в своем сердце чувство превосходства над Петром. Он был самым настоящим христианином, и любил своего Господа всей душой. Он был не только «членом церкви» Христовой, но также и рукоположенным служителем. Он мог рассказать каждому о своих опытах изгнания бесов во имя Христа! И буквально несколько минут назад его похвалил сам Господь за принятие откровения от Бога о личности Христа. И тем не менее он неосознанно для себя был в союзе с дьяволом, пытаясь противостоять Христу в Его миссии. Мы тоже христиане, и тоже любим Господа всей душой. Мы можем ревностно трудиться для Него, и можем с радостью и воодушевлением указывать на свой прошлый христианский путь, ликуя оттого, что и бесы повинуются нам во имя Христа, и сам сатана падает с неба по нашему слову. Возможно ли, что мы неосознанно окажемся в таком же духовном состоянии непонимания принципа креста, в котором пребывал Петр в тот день, когда Иисус сказал ему: «Отойди от Меня, сатана»? Если любящий, ревностный, искренний Петр мог оказаться ослепленным и пропитанным принципами врага прямо в присутствии Господа, тем более мы можем найти себя в таком же состоянии. И степень отношения этого упрека к нам самим зависит от нашего сердечного отношения к принципу креста.
Молитва Моисея. Не только любовь к народу, преданному идолам побудила Моисея молиться Богу такой молитвой-ультиматумом: «прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исход 32:32). Здесь было вовлечено нечто большее: Моисей был озабочен честью Божьего имени. В стихах 12, 13 он говорит о том, что если Бог не может простить Свой мятежный народ, то мир получит ложное представления о характере Бога. А это в свою очередь значит, что план спасения будет поставлен под угрозу. И Бог «раскаялся» (14-й стих, перевод короля Иакова). Трудно себе представить, что Моисей оказался более зрелым, более любящим, более праведным, чем сам Бог. Бог просто снизошел до его уровня, чтобы показать ему Свои переживания и печаль о порочности Израиля. Он фактически пригласил Моисея разделить Его бремя. Мы вообще-то можем по праву сказать, что Бог поместил судьбу Израиля в руки Моисея. А если так, то Бог также поместил и план спасения этого народа в руки Своего слуги. Насколько зрелым окажется характер Моисея, насколько уподобленным Богу? Как он поступит с заманчивым предложением, которое сделал ему сам Творец – произвести от него «народ великий», чтобы люди уже не говорили о «детях Авраама, Исаака, и Иакова», а говорили с того дня о «детях Моисея». Оказалось, что Моисей был более озабочен честью Бог и Его планом искупления, чем своей личной безопасностью и своим вечным спасением. Должно быть он пережил немалую внутреннюю борьбу перед тем, как выразить свое решение, ибо его обращение к Богу было предельно серьезным. Вся энергия его души была вложена в эту молитву.
Гора преображения. По этой причине Отец послал воскрешенного Моисея на эту особую встречу с Иисусом на горе преображения перед Его распятием (От Матфея 17:1-3). Моисей понимал сердце Иисуса, который был готов распрощаться с надеждой на Свою вечную жизнь, когда Он «стал грехом за нас» и принял на Себя «проклятие Божье», умирая второй смертью на Своем кресте. Моисей и Иисус имели между собой нечто общее: любовь Агапе. Однажды 144 000 также разделят с ними это общее (Откровение 14:1-5, 12). Они будут движимы более высокими мотивами, чем просто своим «набожным» желанием получить свою награду. Проникнувшись значением того, что произошло в 32-й главе книги Исход, мы застынем в торжественном почтении перед Моисеем, который был готов к изглаживанию его имени из книги жизни, потому что любил свой порочный народ, не желая его погибели, и потому что переживал о чести Божьего имени в греховном языческом мире. Иисус сказал, что нет большей той любви, если кто «положит жизнь сою за друзей своих» (От Иоанна 15:13). Но эта «жизнь» подразумевает нечто большее, чем наше временное существование на греховной земле. Если вы «положите за друзей» свою временную жизнь, надеясь воскреснуть в воскресение праведных – это прекрасно, но Моисей пошел гораздо дальше. Он положил свою вечную жизнь на чашу весов, потому что его вычеркнутое из книги жизни имя автоматически обеспечивало ему «воскресение осуждения», которое ведет к «второй смерти» (смотри Откровение 20:12-14 и 2:11). Эта смерть не оставляет больше никакой надежды. И к этому Моисей был готов. Вот почему он и был избран для того, чтобы ободрить Сына Божьего перед тем, как Иисус пойдет на Свой крест (От Матфея 17:2, 3). Никто другой за предыдущие 4000 лет не был способен проникнуть так глубоко в сердце Иисуса. На горе преображения с Сыном Божьим был еще один человек – Илия, который тоже был взят на небо, притом не увидев смерти (4-я Царств 2:11). Он тоже переживал опыт, подобный опыту Моисея – он «просил себе смерти, говоря: О, Господи, забери жизнь мою от меня» (3-я Царств 19:4). Он переживал, пожалуй, самую большую депрессию. Да, он прошел через суровый опыт, ведь ни один человек не разделил с ним его противостояние. Он чувствовал себя совершенно одиноким (3-я Царств 18:21). К тому же руководство Израиля, Божьего истинного народа, желало убить его, навлекая на него проклятие второй смерти (эта идея содержится во 2-м стихе). В добавок ко всему Илия считал себя полным неудачником в служении Богу в «великой борьбе между Христом и сатаной». Он не имел ясного понимания вопроса воскресения, как мы сегодня; для него жизнь здесь и сейчас казалась всем, что только человек может иметь (Иов тоже имел дело с таким неполным представлением). Илия, как и Моисей, по сути заявлял Богу: «Возьми у меня мою (вечную) жизнь». Да, Илия был в той же команде, что и Моисей с Иисусом. Поэтому он тоже мог поддержать Сына Божьего перед наступлением самого тяжкого часа в Его жизни и служении (От Матфея 17:2, 3). Но почему Бог желает послать нам «Илию» снова? (Малахии 4:5, 6)? Вы знаете ответ?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →