Мф. 5–7; Рим. 7:7; Быт. 15:6; Мих. 6:6–8; Лк. 6:36; Мф. 13:44–52; Рим. 8:5–10.
Памятный стих:
«И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф. 7:28, 29).
В книге Исход мы видим, как Бог выводит израильтян из Египта, «крестит» их в Красном море, заботится о них в пустыне на протяжении сорока лет, творит чудеса и знамения и лично встречается с ними на вершине горы, где дает им Свой закон.
В Евангелии от Матфея мы видим, что Иисус выходит из Египта, крестится в реке Иордане, проводит сорок дней в пустыне, творит чудеса и знамения и лично встречается с Израилем на вершине горы, где подробно излагает тот же самый -закон. Иисус повторил историю Израиля, стал Израилем, и в Нем исполнились все обетования завета.
Нагорная проповедь является самой значительной из всех когда-либо произнесенных проповедей. Слова Христа глубоко повлияли не только на непосредственных слушателей, но и на всех, кто услышал эту судьбоносную весть спустя века и даже в наши дни.
Тем не менее мы должны быть не только слушателями проповеди, но и исполнителями. На этой неделе наряду с изучением того, что говорил Иисус в Нагорной проповеди (Мф. 5–7), мы также будем изучать то, что сказал Иисус в Мф. 13 относительно применения Его слов в нашей жизни.
Ознакомьтесь с Нагорной проповедью в Мф. 5–7. На что вы больше всего обратили внимание, что вам больше всего запомнилось?
«Пожалуй, ни одна религиозная речь в истории человечества не привлекла столько внимания, сколько было уделено Нагорной проповеди. Многие нехристианские философы и общественные деятели, отказываясь поклоняться Иисусу, тем не менее, восхищаются Его этикой. В XX веке самым известным из нехристианских сторонников проповеди был Махатма Ганди» (Craig L. Blomberg, The New American Commentary: Matthew, vol. 22, pp. 93, 94).
Эта проповедь рассматривалась с разных точек зрения. Некоторые видят в ней невероятно высокий моральный стандарт, который заставляет нас упасть на колени и утверждать, что праведность Иисуса — это наша единственная надежда на спасение, потому что никто из нас не смог приблизиться к Божественному стандарту, показанному в Нагорной проповеди. Другие воспринимают ее как рассуждения о гражданской этике, призыв к пацифизму. Некоторые увидели в Нагорной проповеди социальное евангелие, призыв принести Царство Божье на землю человеческими усилиями.
В определенном смысле каждый, вероятно, привносит что-то свое в эту проповедь, так как она затрагивает важные сферы нашей жизни; соответственно, мы по-разному на нее реагируем.
Эллен Уайт пишет: «В Нагорной проповеди Он [Христос] попытался исправить искаженные взгляды собравшихся, дать Своим слушателям правильное представление о Своем Царстве и Своем характере… Истины, которым Он учил, для нас не менее важны, чем для тех, кто был рядом с Ним. Мы не меньше нуждаемся в познании основных принципов Царства Божьего» (Желание веков, с. 299).
Таким образом, что бы мы ни привнесли в нее дополнительно, Нагорная проповедь излагает фундаментальные принципы Царства Божьего. Она сообщает нам, каков Бог в качестве Правителя Своего Царства и какими Бог призывает нас быть в качестве подданных Его Царства. Это радикальный призыв предпочесть принципам и нормам скоротечных царств этого мира принципы и стандарты единственного Царства, которое будет существовать вечно (см. Дан. 7:27).
Некоторые христиане рассматривают Нагорную проповедь как новый «закон Христа», который заменил «закон Бога». Они говорят, что теперь законническую систему сменила система благодати или что закон Иисуса отличается от закона Самого Бога. Такие взгляды обусловлены неправильным пониманием Нагорной проповеди.
Что следующие стихи говорят о законе и можно ли на их основании, пусть даже косвенно, заключить, что закон (т. е. Десять заповедей) был заменен Нагорной проповедью? (Мф. 5:17–19, 21, 22, 27, 28; см также Иак. 2:10, 11; Рим. 7: 7).
Крейг С. Кинер пишет: «Большинство евреев понимали заповеди в контексте благодати… Требования Иисуса предназначались для того, чтобы усилить действие благодати в их жизни… Он, несомненно, подразумевал требования Царства в свете благодати (ср. Мф. 6:12; Лк. 11:4; Мк. 11:25; Мф. 6:14, 15; Мк. 10:15). В евангельских повествованиях Иисус принимает тех, кто смиряет себя и признает Божье право на руководство, даже если в действительности они далеки от нравственного совершенства (5:48). Но благодать Царства, о которой говорит Иисус, — это не бесполезная благодать, как ее понимают большинство христиан западного мира. В Евангелиях эта весть преобразует тех, кто смиренно принимает ее, и сокрушает людей высокомерных, довольных своей религией и социальным положением» (The Gospel of Matthew: A Socio-Rhetorical Commentary, pp. 161, 162).
Прочтите Быт. 15:6. Как этот стих помогает нам понять, что спасение всегда давалось по вере?
Религия Иисуса Христа не была новой религией; это была та же религия, что и после грехопадения. В Нагорной проповеди не провозглашается новое спасение по благодати взамен прежнего спасения по делам. Спасение всегда давалось по благодати. Израильтяне были спасены на Красном море по благодати, прежде чем их призвали к послушанию на Синае (см. Исх. 20:20).
Каким образом ваш собственный опыт взаимодействия с Господом и Его законом может научить вас тому, что спасение всегда происходит по вере, а не по закону?
Прочитайте Мф. 5:20. Что имеет в виду Иисус, когда говорит, что, если наша праведность «не превзойдет праведности книжников и фарисеев», мы не сможем войти в Царство Небесное?
Хотя спасение всегда давалось по вере, а иудаизм в своей правильной форме всегда опирался на благодать, в него все же вкралось законничество. От этого не застрахована ни одна религия, особенно та, что серьезно относится к послушанию, как, например, адвентизм. Во времена Христа многие из религиозных лидеров впали в законничество. «Суровая, строгая правоверность фарисеев, лишенная любви, нежности и сострадания, была лишь камнем преткновения для грешника» (Эллен Уайт. Нагорная проповедь Христа, с. 53).
Внешние ритуалы, особенно те, что придуманы человеком, не имеют силы изменить жизнь или преобразовать характер. Только истинная вера, действующая любовью (Гал. 5:6), может сделать внешние действия приемлемыми в глазах Бога.
Прочитайте Мих. 6:6–8. Каким образом этот стих обобщает все то, о чем говорится в Нагорной проповеди?
Даже во времена Ветхого Завета жертвы были не самоцелью, а средством для достижения цели. Целью же была жизнь, в которой последователи Бога смогут отражать Его любовь и характер, а это, в свою очередь, может быть достигнуто только через полное доверие Богу и осознание нашей зависимости от Его спасительной благодати. Несмотря на их мнимое благочестие и веру, большинство книжников и фарисеев не являли примера того, как должен жить последователь Господа.
Даже если вы твердо верите, что спасение дается по вере и только праведность Иисуса может спасти вас, как вы можете быть уверены, что свободны от малейших элементов законничества?
Пожалуй, наиболее радикальное учение Иисуса мы находим в Мф. 5:48. Прочитайте данный стих. Как мы, будучи грешниками, можем сделать это?
Из всех учений в Нагорной проповеди это, пожалуй, — одно из наиболее удивительных, наиболее «экстремальных». Быть таким же совершенным, как «Отец наш Небесный»? Что это значит?
Важнейший компонент для понимания этого стиха — первое слово «итак». Оно предполагает вывод, умозаключение из того, что было до этого. О чем же говорилось выше?
Прочитайте Мф. 5:43–47. Как этот отрывок, завершающийся выводом в Мф. 5:48, помогает нам лучше понять, что имел в виду Иисус в Мф. 5:48? См. также Лк. 6:36.
Не в первый раз в Библии мы встречаем подобную идею. Еще в книге Левит Господь обращается к Своему народу: «Святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш» (19:2). В Евангелии от Луки Иисус сказал: «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (6:36).
Контекст Мф. 5:43–48 указывает, что в этих стихах говорится не о внешнем соответствии правилам и стандартам, как бы важно это ни было. Главный акцент здесь делается на любви к людям — не только к тем, кого легко любить, но и к тем, кого, по меркам мира, любить сложно и не хочется (речь снова идет о стандартах Царства Божьего, а не о людских обычаях).
Здесь важно помнить: Бог не требует от нас того, что Он не может исполнить в нас. Предоставленные сами себе, управляемые своим греховным и эгоистичным сердцем, способны ли мы любить своих врагов? В мире все обстоит иначе, но разве мы теперь не граждане другого Царства? Нам дано обетование, что, если мы доверимся Богу, то «начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Флп. 1:6). Самое удивительное, что Бог может сделать с нами, — это научить нас любить окружающих так, как Он Сам любит нас!
Как изменилась бы ваша жизнь прямо сейчас, если бы вы любили своих врагов?
Вершина холма не была единственным местом, где проповедовал Иисус. Он нес эту же весть о Царстве по всему Израилю. В 13-й главе Евангелия от Матфея написано, что Иисус учил с лодки, в то время как «весь народ стоял на берегу» (Мф. 13:2). Тогда Иисус рассказывал народу притчи, с помощью которых Он хотел донести до сознания людей важность не только слушания, но и исполнения Его слов.
Прочитайте Мф. 13:44–52. Какие важные мысли из этой притчи помогают нам в понимании того, как следует применять в жизни истины, открытые в Нагорной проповеди?
Два важных момента выделяются в двух первых историях. В обеих присутствует идея освобождения, избавления от уже имеющегося имущества для того, чтобы получить что-то новое, будь то сокровище в поле или жемчужина. Другим важным моментом является ценность и важность находки для каждого из нашедших ее людей. В обоих случаях они пошли и продали все, чем они обладали, для того, чтобы получить желаемое. Хотя мы не можем купить спасение (Ис. 55:1, 2), идея притчи ясна: в этом царстве и мире нет ничего, ради чего стоило бы потерять место в грядущем Царстве.
Таким образом, чтобы исполнить в своей жизни Божьи требования, мы должны сделать выбор, отделить себя от всего мирского и плотского и позволить Святому Духу наполнить нас (см. Рим. 8:5–10). Возможно, это будет нелегко сделать, для этого придется умереть для себя и взять свой крест. Но если мы осознаем ценность того, что нам обещано, нам хватит решимости, чтобы принять правильное решение.
Прочитайте последнюю притчу (Мф. 13:47–50). Здесь также говорится о разделении. Каким образом отказ от одного в пользу другого, рассматриваемый в первых двух притчах, помогает нам понять, что происходит в третьей притче?
Эллен Уайт «Нагорная проповедь», с. 298–314, «Желание веков» и «Правила счастливой жизни».
Герои притчей из Мф. 13:44–46 нашли нечто весьма ценное. На основании контекста и содержания третьей притчи (Мф. 13:47–50) можно заключить, что они нашли истину. Эта истина приводит к вечной жизни, которая противопоставляется вечной погибели «в геенне огненной». Это существенный момент, потому что мы живем в эпоху, когда идея «истины» считается в лучшем случае старомодной, а в худшем — опасной. И, к сожалению, некоторые христиане попадаются на эту ложь. Тем не менее идея этих притчей состоит в том, что истина не только существует, но и будет играть решающую роль при определении вечной участи каждого человека. Это не должно вызывать удивления.
Библия основывается на идее абсолютной истины. Иисус сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Разве это не провозглашение абсолютной истины? Безусловно, раз такой сведущий в истине человек, как апостол Павел, сказал, что «мы знаем отчасти» (1 Кор. 13:9), очевидно то, что мы многого не знаем. Но само его утверждение, что мы знаем «отчасти», означает, что нам надлежит познать больше истины. От этой истины напрямую будет зависеть, унаследуем ли мы вечную жизнь или вечную смерть.
Вопросы для обсуждения:
1. Каково было бы жить в мире, где каждый следует принципам, изложенным в Нагорной проповеди?
2. Видя перед собой берег Галилейского моря, Иисус рассказал притчу о благоразумном и безрассудном строителях (см. Мф. 7:24–27). В сухой сезон разница между камнем и песком на берегу была почти незаметна, и строитель мог построить свой дом на песке, думая, что это камень. Когда же пошли дожди, песчаное основание дало знать о себе, и дом рухнул. Иисус сравнивает тех, кто слышит Его слова, но не применяет их на практике, с песчаным основанием. Каким образом житейские бури выявляют, что мы избрали в качестве основания: камень или песок? Как мы можем заложить такой фундамент, который позволит нам стойко выдержать самые тяжелые испытания?
Комментарий на урок под названием «Проповедь на горе» из цикла "Евангелие от Матфея".
Пастор Пол Пенно.
Слово «блаженный» в Библии означает просто-напросто «счастливый». Это значит, что некоторые люди, по словам Иисуса, наслаждаются своим счастьем, которое приходит к ним естественно, в результате их веры и послушания. Это также значит, что Бог Сам лично дарует счастье этим людям Своим собственным сверхъестественным способом. Но поспешим добавить, что Он не поступает лицемерно, выделяя любимчиков и возвышая одних над другими (смотри послание Иакова 2:1). Не позволяйте дьяволу разочаровывать вас ложью о том, что вы просто не попадаете в число Божьих избранников. Вы можете ощущать себя именно таким, но это не значит, что сатана прав. Ведь даже сам Иисус на кресте воскликнул: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты оставил Меня?» По причине жертвы Христа лично за вас, по той причине, что Он отдал Себя лично вам навеки, вы просто обязаны верить в то, что вы избраны на то, чтобы быть Его возлюбленным сыном или дочерью. Вот что означает «вера» в самом цитируемом тексте Библии (а значит, и во всем мире, ибо Библия – самая цитируемая книга в мире) – Иоанна 3:16. Итак, кто же является этим «блаженным» человеком по рейтингу Слова Божьего? Ответ прост: Все те, кто верят в Божью Благую Весть о Его благодати. Их вера действует, и по этой причине они еще и послушны закону Божьему, и, естественно, «блаженны», или счастливы. В Библии насчитывается более ста «заповедей блаженства». Но Иисус удивил иудеев Своего времени теми «блаженствами», которые казались им прямо противоположными их собственным религиозным представлениям: «Блаженны нищие духом», «блаженны плачущие», «блаженны кроткие», «блаженны жаждущие и алчущие праведности», «блаженны гонимые», «блаженны вы, когда люди всячески преследуют вас», и так далее. Эти странные слова выделяют целую прослойку людей, которые не могли даже надеяться на царство Божье! Несомненно, Иисус знал и испытал влияние того «блаженства» в псалме 93-м (с 12-го стиха), которое гласит «Блажен человек, которого наказываешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим, чтобы дать ему покой в бедственные дни…» (дословный перевод) Счастье можно найти в самом неожиданном месте! И Павел добавляет: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (К Евреям 12:6). Вы и в самом деле не видите доказательств того, что Бог любит и принимает вас?
Нищие духом. Легче ли бедным людям спастись, чем богатым? Конечно же нет. Однако Библия однозначно говорит о том, что бедные люди более «блаженны», чем богатые. Иисус любил и бедных, и богатых, но у Него было больше радостных вестей именно для бедных. К примеру, Он сказал: «Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное» (Матфея 5:3). Много ли вы знаете богатых людей, которые считают себя «нищими духом»? Или, «Блаженны изгнанные за праведность, ибо их есть царство небесное» (Матфея 5:10). Слово «блаженны» означает счастливы не смысле пустых эмоциональных всплесков и развлечений, которые проходят, оставляя за собой еще больше пустоты, а счастливы в том глубоком внутреннем смысле, когда жизнь освещается солнцем Божьего благоволения и присутствия. Я встречал много людей в Африке, которые не имели того, что сейчас считается жизненными потребностями человека, но при этом были счастливы, потому что обрели Библию и веру в Иисуса, которые любят изучать и познавать план спасения, и радуются простоте духовной жизни. Они переживают то, что у нас называется крайней нищетой, и при этом улыбаются, умеют любить, и делятся тем малым, что у них есть с вами в истинном радушии и гостеприимстве. Как же они могут быть такими счастливыми, имея так мало того, что считается крайне необходимым? Ответ содержится в заповедях блаженства Иисуса Христа. Эти заповеди исполняются. Отец нашего Господа Иисуса пообещал «благословить» тех бедняков, которые познают и оценят Его любовь. Библия полна ободрений для бедняков: «Сей нищий воззвал, - и Господь услышал и спас его от всех бед его» (Псалтирь 33:7). «Блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь. Господь сохранит его и сбережет ему жизнь; блажен будет он на земле… Господь укрепит его на одре болезни его (Бог не обещает, что мы никогда не заболеем, но Он обещает быть нашим личным Врачом и личным медБратом). Ты изменишь все ложе его в болезни его» (Псалтирь 40:2-4). Если вы бедны, у вас есть все поводы для радости и благодарности за особые благословения Господа, обещанные вам. Вполне возможно, что Бог по Своей особой милости устроил так вашу жизнь, чтобы вы были гораздо более счастливы в царстве небесном. Пропуском в небеса будет список тех «блаженств», которые Иисус высказал в 5-й главе евангелия от Матфея. Вы можете быть уверенными в том, что если вы можете быть воистину счастливыми в небесах, вы обязательно туда будете приняты, ибо «И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откровение 22:17)
Плачущие. Что делать, когда ты обнаружил чудовищность греха, пропитавшего твое сердце насквозь, когда ты чувствуешь глубокое чувство вины, осквернения, отчуждения от света Божьего благоволения, когда наконец с твоих глаз спадает пелена и ты видишь наготу своей души? Этот опыт - не из приятных, порой даже сопровождается острой душевной болью. Во-первых, будем благодарны за то, что наконец мы увидели реальность, ибо это возможно только с принятием дара Духа Святого. Его главной задачей является «обличение в грехе» (Иоанн 16:8). Если бы Он оставил нас в нашем самодовольстве, тогда у нас была бы причина волноваться (к сожалению, мы, люди, этого не понимаем). «Блаженны плачущие» из-за осознания глубоко сидящего греха (Матфея 5:4). Нельзя назвать «блаженным», то есть счастливым человеком того, кто уже болеет раком, но об этом еще не знает, и пребывает в беспечном веселье и невежестве. Счастливым можно стать, только смирившись со своим диагнозом и обратившись за лечением, пока не поздно. Вопрос «Что мне делать со своим грехом?» не ведет к истине. Нужный вопрос звучит так: «Во что мне нужно поверить? Что мне нужно понять?» Да, в Библии действительно есть примеры людей, спрашивающих: «Что мне делать, чтобы спастись?» (Деяния 16:30), но поверхностное чтение увлекло много дорогих душ к тому, чтобы положиться на ту или иную программу спасения делами, какой бы «щадящей» и тонкой она ни была, лишь бы обнадежить грешника мыслью о том, что он может сделать что-то для того, чтобы хоть запустить процесс своего спасения. Заметим, что тюремный страж в Филиппах, задавший этот вопрос («Что мне делать, чтобы спастись?»), не был в это время вдохновлен Духом. Но Павел, ответивший на этот вопрос, ответил как раз по вдохновению от Бога: «Веруй в Господа Иисуса Христа» (стих 31-й). Спасение не найти в сфере добрых дел, какими бы они ни были. Спасение можно найти только в плоскости веры в истину. И только тогда вера начнет «действовать» (Галатам 5:6). Во что же нам следует поверить? Во-первых, в то, что Сын Божий уже является вашим личным Спасителем (а не станет Им, если вы сперва выполните какие-то условия). Во-вторых, что Он умер именно вашей смертью, которая ожидала вас за ваши грехи. В-третьих, что именно Он «обличает» вас, открывая вам глубокую и чрезвычайную греховность греха. В-четвертых, что Он отправился в самый ад, который ожидал бы вас, если бы не Его великая жертва. В-пятых, что Он сейчас служит как Первосвященник день и ночь, семь дней в неделю, чтобы спасти вас от вашего же греха. В-шестых, что Отец «принял» вас «в Нём» (Матфея 3:17; Ефесянам 1:6).
Что же тогда случится? Тогда сердце растает, избавляясь от своего нераскаянного состояния, его жесткость сменяется податливостью, и к глазам подступают слезы, но слезы не страха, а вечной благодарности.
Жажда и голод. Духовные благословения, полученные вчера – хороши; но они не заменят сегодняшнего свежего участия Бога в вашей жизни. Мы не похожи на автобусы с большим запасом горючего на сотни километров. Мы больше похожи на вагоны метро, которые питаются электричеством от контактного рельса каждую секунду своего движения. Иисус учит нас молиться Отцу так: «Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день» (Матфея 6:11), имея ввиду в первую очередь хлеб жизни, или «всякое слово, исходящее из уст Божьих», которым живет человек. Об этом «насущном хлебе» мы часто забываем. Дело не в человеческой забывчивости. В этой забывчивости скрывается грех. Он виден в недостатке аппетита (не говоря уже про голод) к небесному хлебу. А это значит, мы стремимся к тому, что нам предоставляет этот мир. Отсюда и проблема духовного недоедания, духовного истощения и духовной смерти. Иисус сказал: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей вечно, о пище жизни вечной» (От Иоанна 6:27, современный перевод). Подумаем о Господе как о Шеф-поваре (Он таковым и является). Я заметил, что когда кто-то приготовит для семьи что-то вкусненькое, этот человек с удовольствием принимает признания и похвалу от своих ближних. Как редко сегодня встречается здоровый аппетит по небесной пище! Проблема в том, что «плотский ум есть вражда против Бога (Римлянам 8:7), который и вызывает отвращение к небесному хлебу. Но «блаженны» (то есть счастливы) те, кто алчет и жаждет праведности» (Матфея 5:6). Затем следует обетование: «ибо они насытятся». Сегодняшняя порция праведности от Господа приносит большую радость. Казалось бы, Иисусу легко говорить: «Пребудьте во Мне, и Я в вас…» (Иоанн 15:4). Но как же нам это делать? Он объясняет это немного позже: «Если вы пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут» (стих 7-й). Теперь ясно: Мы пребываем в Нем, позволяя Его словам из Библии найти свое место в наших умах и сердцах. Но это, в свою очередь, требует еще одного чуда: «Блаженны (счастливы) те, кто жаждет и алчет праведности» (Матфея 5:6). Что делать тому, кто не имеет никакой жажды и голода по слову Божьему? Когда ваше тело нуждается в подпитке, в вашем теле начинает срабатывать встроенная Богом система оповещения об этом – голод и жажда. И для того, чтобы эта система сработала, вы не делаете ровным счетом ничего, не приносите никаких жертв со своей стороны. Иисус же говорит, что мы станем счастливыми людьми, когда в нас начнет действовать еще одна система – встроенный голод и жажда библейских истин. В моменты искренности с самим собой многие понимают, что имеют больше голода и жажды по развлекательным телешоу и захватывающим фильмам, которыми кишит всемирная ярмарка развлечений. Не следует сдаваться и терять надежду. Дух Святой с удовольствием исцелит и исправит этот извращенный голод и жажду, сотворив в нас духовный аппетит, эту таинственную функцию нашего духовного человека, которая позволит нам ощущать нужду в небесном питании, в духовной подпитке. Будем же содействовать Ему в этом! Однажды в колледже я посетил молитвенную неделю, и понял, что не имею никакого голода и желания читать Библию. Это чтение было похоже на принятие какого-то горького лекарства. Но я был серьезно настроен. Я помню свое решение делать что-то (никто мне об этом не говорил). Я решил не идти в столовую до тех пор, пока Господь не даст мне голод и жажду духовной пищи. Я помню, как сидел в своей комнате один во время приема пищи, но никакого чуда не происходило. Но я сделал выбор идти вперед. Я преклонил колени и пытался читать Евангелие от Иоанна. Оно показалось мне скучным, как биржевые отчеты о курсах валют (Я знал эту книгу уже долгие годы, но она никогда еще не сияла своим светом для меня). Мне казалось, что мои молитвы идут в никуда. Но понемногу крошечные проблески света стали сиять для меня в этих текстах. И я могу благодарить Господа и славить Его за то, что наконец я начал видеть сокровища Евангелия от Иоанна, и дорожить всей Библией в целом. Я хочу заверить каждого человека любого возраста: Господь не отвергнет вашу молитву об этом. Он обещает: «Обратитесь к Моему обличению: вот, я изолью на вас Дух Мой, возвещу вам слова Мои» (Притчи 1:23)
Чистые сердцем. Библия говорит нам о том, что в последние дни Бог привлечет внимание всего мира к вести о том, чем Иисус Христос занят прямо сейчас, и о том, как каждый человек в конечном итоге выразит свое окончательное к Нему отношение либо в полном принятии, либо в полном отвержении. Поэтому Он сегодня готовит людей к встрече с Ним, к тому, чтобы увидеть Его лицом к лицу, и при этом не погибнуть от славы явления Его. Иисус сказал в заповедях блаженства: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Матфея 5:8). Только чистые сердцем увидят Его, потому что «Бог наш есть огонь поядающий» (Евреям 12:29). Итак, как наш великий Первосвященник, Иисус сейчас взялся за такое дело, которого Он еще никогда в прошлом не совершал за всю историю земли – приготовление народа к Его второму пришествию. Это не просто приготовление людей к смерти во Христе и последующему воскресению, а гораздо более серьезная и величественная задача – приготовление людей к переселению в небеса живыми, так и не увидев смерти. Павел пишет о том дне: «потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними (воскресшими) восхищены будем на облаках на встречу Господу на воздухе» (1-е Фессалоникийцам 4:17). Это приготовление к переселению – весьма серьезная и ответственная задача! И эта задача заслуживает нашего внимания больше, чем все происходящее в мире сегодня. И благая весть заключается в том, что эта тема и в самом деле привлекает внимание многих людей по всему миру. Не привлекла ли она ваше внимание?
Чистые сердцем. На этой неделе миллионы христиан по всему миру особым образом размышляют над словами Иисуса (Матфея 5:8): «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Можем ли мы найти Благую Весть в этих словах? Ведь если вы чисты сердцем, то, конечно, эти слова будут для вас Благой Вестью. Но сколько людей на земле можно назвать чистыми сердцем? В послании к Римлянам сказано: «Нет праведного, нет ни одного». Савл из Тарсиса думал, что он праведен, пока не осознал духовной глубины закона. Осознав десятую заповедь («не желай жены ближнего твоего») в ее духовной глубине, он увидел нечистоту своих глубоких сердечных мыслей, эмоций, чувств и мотивов. Он же в послании к Евреям (12:19) написал о том, что «Бог наш есть огонь поядающий». Увидеть Бога с нечистым сердцем для любого человека будет далеко не радостным событием и не Благой Вестью. Мы можем убеждать себя в том, что сердца наши чисты, в то время как они не таковы, ибо Бог через пророка Иеремию (17:9) говорит: «Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иеремия 17:9) Возможно это и является истинной причиной тому, что Иисус еще не вернулся на землю на облаках небесных. Когда люди увидят Его возвращающимся, и при этом они окажутся неготовыми к этому, то это для них станет бедой, потому что «когда Господь Иисус явится с небес со Своими могущественными ангелами», это будет «в пылающем огне» (2-е Фессалоникийцам 1:7-9). Только «чистые сердцем» могут «жить при огне пожирающем». Это и должно причинить следующее: «Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми» (Исаия 33:14). Оказывается Его пришествие для нечистых сердцем является «плохой вестью». В чем же тогда Благая Весть? Благую Весть мы находим в книге Псалтирь (50:9-15), в молитве прелюбодея, взывающего о спасении: «Омой меня, и буду белее снега… Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня… И тогда научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся» «Всякий призывающий имя Господне спасется» (Иоиль 2:32). К Богу можно смело и просто взывать об очищении сердца. И если мы серьезно настроены, если мы не лицемерим, тогда Господь очистит наше сердце в самой его внутренней сущности.
Миротворец Мария Магдалина. Многие высказывают свое негодование на Иуду Искариота, который на тот момент уже был намерен предать Иисуса (Иоанн 12:4-6). Эта деталь достойна упоминания в данной евангельской истории. Иметь такого врага как Иуда – это честь, потому что Иуда был врагом Иисуса. Чтобы быть подобным Христу, нужно понять, что у вас обязательно будут враги. И блаженны те, кто имеет врагов, подобных Иуде. «Блаженны (то есть счастливы) вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (От Матфея 5:11). Это делает вас причастником «высшей элиты» небесного общества. Но будем осторожны, чтобы не спешить наживать себе врагов искусственным образом, ибо Он также говорит: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими» (стих 9-й). Мария Магдалина была таким «миротворцем». Она не изрекла ни слова осуждения или упрека против кого-либо из двенадцати апостолов. Осуждения исходили только от них. Иисус же перевернул все их религиозные представления вверх дном, когда сказал, что эта женщина, которая «была грешницей», «помазала» Его на подвиг крестной жертвы (Марк 14:8). Ни одному ангелу на небесах не было оказано такой чести, ибо ничто не принесло Христу такого утешения и поддержки, когда Он висел на кресте, как воспоминания об искренней самоотдаче и сердечной благодарности со стороны Марии. Эти воспоминания уверяли Его в том, что Он умирает не напрасно, ибо Мария будет первой из множества спасенных.
Гонимые. На этой неделе миллионы христиан также изучают слова Иисуса: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас» (От Матфея 5:11,12) Представьте себе перспективу провести 18 лет в изучении медицины, и, наконец прийти на последний экзамен, чтобы узнать, достоин ли ты стать врачом. Мне кажется, для последователя Иисуса на его христианском пути такой экзамен будет самым сложным. Сможет ли он возрадоваться, не пройдя этот экзамен? Я думаю, что каждый из нас пережил бы немалый стресс перед таким экзаменом. Конечно, фанатик с узким мышлением может увлечься привлечением к себе внимания и отвращения разумных людей, и при этом «радоваться» тому, что он стал «мучеником». Но я говорю не об этом. Я задаюсь вопросом: Можем ли мы продолжать оставаться такими же терпеливыми, улыбчивыми, когда уважаемые христиане ложно обвинили бы нас в служении дьяволу? Возможно у вас никогда не было такого опыта. Но не нужно успокаивать себя этим. Если вы доживете до конца истории мира, когда будет насаждаться «начертание зверя», вы найдете себя в такой же ситуации. И эта ситуация окажется наивысшим экзаменом вашего терпения. Иисус говорит: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Луки 21:19). Это «терпение» и является сердцем трехангельской вести (Откровение 14:6-12), где мы читаем в 12-м стихе: «Здесь терпение святых. Здесь те, кто соблюдают заповеди Божьи и веру Иисуса». В последней фразе есть ключ: Вспомним о том, что мы «во Христе». Все нападки и гонения направлены не на нас, а на самого Господа. И понимания того, что вы получили преимущество разделить с Ним Его страдания, уже достаточно для того, чтобы радоваться, начиная с сегодняшнего дня. Да, это Благая Весть, и мы можем начать радоваться ей прямо сегодня.
Несправедливо осужденные. Испытывали ли вы когда-либо ненависть к себе по причине вашей правоты? А ложные обвинения? Это больно. Вы ведь не можете воздавать ненавистью за ненависть, потому что желаете оставаться христианином. Вы призваны любить врагов. С другой стороны, вы не можете также и быть половиком, об которого все могут вытирать ноги. Это противоречит вашему здоровому самоуважению, отношению к себе так, как сам Бог относится к вам. На этой неделе миллионы христиан вдумываются в слова Иисуса: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (От Матфея 5:11,12) Преследования на земле начались с убийства Авеля Каином, по той причине, что Авель был праведником, а Каин – нет (Бытие 4:8). На протяжении всей истории Божьи истинные пророки всегда преследовались и несправедливо обвинялись народом, называющим себя Божьим. Иисус говорил об этом лидерам Божьей истинной церкви того времени, иудейским учителям, книжникам и фарисеям. В евангелии от Матфея (23:13-39) Он возложил на них вину за все убийства, начиная от убийства Авеля, и заканчивая Захарией, который был убит в самом храме в Иерусалиме, между алтарем и жертвенником. Его кровь пролилась на камни этого сооружения, и эту кровь они уже ничем не смогут смыть. Однако Захария был убит за 800 лет до Христа. Как же иудейские лидеры времен Христа могли быть виновными в убийстве, которое совершилось задолго до их рождения? Ответ содержится в понятии корпоративной вины. Мы приближаемся к концу времени, и последнее поколение будет судимо за все, что происходило на протяжении всей истории – будь то покаяние за грехи всего мира, или за распятие Христа. Некоторые из проповедующих сегодня в церкви станут преследователями. А некоторые из тех, кто сегодня притесняет христиан, обратятся подобно Савлу из Тарсиса. Благая Весть в том, что сегодня мы можем делать выбор, на какой стороне нам быть.
Йота, или капелька. Если бы кто-то ходил по дороге и кричал: «Все правила дорожного движения уже не нужны! Можете ехать по любой стороне дороги, где вам нравится! Свобода!», такого человека явно сочли бы за ненормального, и полиция должна была бы оградить общество от него. Так и с тем человеком, который начинает искать недостатки в Божьем «совершенном законе свободы». Мы можем знать, что этот человек либо глуп, либо находится в рабстве у врага Божьего. Кстати говоря, это и является проверкой тому, от Бога ли этот человек, или от сатаны. «[Обращайтесь] к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Исаия 8:20). «Тот, кого послал Бог, говорит слова Божьи» (Иоанн 3:34). Люди, объявляющие о том, что закон Божий отменен, не могут быть посланными от Бога, ибо Иисус Сам сказал: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (От Матфея 5:18,19). Каждый человек на лице земли должен выбрать между «славной свободой» детей Божьих, послушных Божьему совершенному «закону свободы», или рабством послушания беззаконному правлению дьявола. «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или [рабы] греха к смерти, или послушания к праведности?» (К Римлянам 6:16)
У алтаря. Когда Иисус учил нас молиться «нашему Отцу, который на небесах», Он преподал нам хороший урок о прощении. «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (От Матфея 5:23,24). Если вы приходите поклониться Господу, и при этом вспоминаете, что ваш «брат» имеет «что-либо против вас» (заметьте, не вы «имеете что-либо против него», а «он против вас»), то оставьте все свои планы об этом поклонении и идите к нему, чтобы примириться с тем, кто «имеет что-либо против вас». Затем возвращайтесь в церковь. Это наставление звучит несколько неожиданно, но будем помнить о том, что главное – не в том, чтобы вам получить прощение для себя, чтобы вам самим спастись. Главное – это любовь к вашему «брату», который имеет проблему – «имеет нечто против вас», и эта проблема может быть устранена с вашим участием, и он может обрести спасение. Поскольку любовь (Агапе) здесь является главным вопросом, то Господь пошлет столько ангелов, сколько для этого нужно, чтобы помочь решить эту проблему. Вы будете действовать в гармонии с Божьими добрыми ангелами, чтобы иметь Божьи благословения на всем вашем пути. Он желает, чтобы мир увидел любовь Агапе, которую Он обильно излил на всех нас. И эта цель будет исполнена под влиянием «другого ангела» из 18-й главы книги Откровение (стихи 1-4), когда эта весть осветит всю землю своей славой. Эта новая мотивация, новая озабоченность о спасении других является даром, сходящим от Господа, когда мы созерцаем и оцениваем любовь Христову, излитую на нас. Можно, пожалуй, даже сказать, что любовь Агапе распространяется сама по себе, как вирус. Стоит лишь кому-то продемонстрировать ее, как другие сразу же принимают ее, и таким образом она распространяется по всему миру. Будем же молиться как Иисус нас учит: «Отче Наш, сущий на небесах». Это слово «Отче» является самым нежным, самым человечным, самым сладким звуком, который мы только можем себе представить. Ведь любовь нашего Отца мягка как шелк, и непоколебима как сталь. Он ставит перед нами высочайшие стандарты, которых мы можем достичь «во Христе», и если мы только не сопротивляемся Ему, не останавливаем Его, Он будет действовать в наших сердцах и совершать наше примирение с Ним и с небесами.
Любите врагов ваших. В своей проповеди на горе Иисус повелел нам: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (От Матфея 5:44). Но слушатели Иисуса тогда не поняли, что Он имел ввиду. Эти слова прошли мимо ушей. Никто так и не понял истинных измерений Божьей любви вплоть до самого креста Христова (Ефесянам 3:18, 19). Слово, используемое Иисусом для понятия «любовь» было не обычным, не ежедневным словом, которые люди использовали в бытовой речи на греческом языке и латыни, а словом «Агапе». Это слово несло туманное значение. Его ценность и роль была непонятной до самого креста. Мир удивляется вести о воскресении Христа после трех дней пребывания «в сердце земли». Но еще большим чудом оказалась любовь, которую Он продемонстрировал миру. Эта любовь была неземной. В мире она нигде не проявлялась с самого начала истории человечества. Каждое распятие, совершаемое римлянами, было символом проклятия, объектом ругани, низкой ненависти. В этом же случае Распятый молился за Своих убийц! Эта новость не могла не обойти всю цивилизованную Европу тех дней. Ни одно рекламное средство при всей его дороговизне не могло быть настолько эффективным в провозглашении евангелия. Эта любовь, известная как Агапе, совсем отличается от того, что мы обычно называем любовью. Наши естественные виды любви открыты и направлены на хороших людей, на тех, кто приятен нам. Любовь же Агапе делает добро самым неприятным людям, скверным людям, недостойным людям, и даже врагам. Это немыслимая и неизмеримая земными стандартами любовь. Выражаясь словами апостолов, эта любовь стала словом, «которое перевернуло весь мир вверх дном» (Деяния 17:6). Его происхождение – неземное. Она должна была «излиться» в пустые человеческие сердца из внешнего источника (Римлянам 5:5). Ее невозможно «излить» лекциями и проповедями. Ее невозможно распространить с помощью презентации «Power Point». Она передается только с помощью горящих человеческих сердец, которые глубоко тронуты Духом Святым (это может случиться с каждым человеческим сердцем). Для этого всего лишь нужно «созерцать», наблюдать, изумляться и «смотреть на Агнца Божьего» на Его кресте. И это требует времени, но у нас этого времени будет предостаточно в вечности.
Солнечный свет и дожди от Бога. Мы рождаемся отчужденными и поэтому отделенными от Бога. «Плотский ум есть вражда против Бога» (Римлянам 8:7). С этим умом мы появляемся на свет. Наше отчуждение и разделение с Богом (что одно и то же) было бы вечным, если бы Христос не принял на Себя нашу греховную природу, унаследованную нами от Адама, не стал таким же как мы, став Сыном Человеческим, новым Главой человечества, и посредством Своего воплощения и жертвы не проложил мост между человечеством и Богом. По причине этой благодати Бог обращается сегодня со всем человечеством так, как будто мы вовсе не отчуждены от Него, несмотря на то, что многие (до самого своего обращения) практически продолжают жить жизнью, чуждой Богу (Матфея 5:45). Грешник заслуживает вечного осуждения и смерти, но по причине того, что совершил Христос, Отец может обращаться с грешником так, как будто он никогда не грешил. Отец как бы говорит: «Я нахожусь в совершенном мире и согласии со Своим Сыном, и поэтому вы примирены со Мной «в Нем» (смотри 2-е Коринфянам 5:19, 20). Вот почему Иисус говорит о Своем Отце: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (От Матфея 5:45). Это все потому, что Он принял человечество «во Христе» (Ефесянам 1:3-6; «Желание веков», стр 113).
Будьте совершенны, как Отец ваш небесный Имеет ли Бог в небесах особые «парковочные места для людей с ограниченными возможностями», которые считают, что не могут победить грех? Неужели у Него двойные стандарты в Его вечном царстве? Могут ли некоторые «святые» молиться о некоем «снисхождении», ссылаясь на то, что их злобный характер так глубоко укоренился в их генах, что они не могут его победить? Или сексуальные страсти? Или любовь к деньгам? Или привычка лгать? И так далее… Ложное евангелие, которое Павел называет «иным евангелием, чем то, которое я проповедовал вам» (Галатам 1:7, 8) говорит: «Да! Вы можете продолжать жить в зависимости от своих запинающих грехов, и будете иметь особое «парковочное место в Его царстве для людей с ограниченными возможностями»». Если говорить без метафор, многие придерживаются идеи о том, что вам дается белая одежда праведности от Бога, которая только «прикрывает» ваши запятнанные одежды под ней, которые вы продолжаете носить. В противоположность этому истинное евангелие гласит, что белые одежды праведности Христовой на самом деле замещают, вытесняют ваши запятнанные одежды, так что эта праведность уже не просто «вменена» вам, но также и в практическом смысле вы «наделяетесь» ею. Она не будет скрывать лелеемые черты характера и духовную ущербность под собой. Во всем Писании мы находим идею: «Побеждающему… как и Я победил» (Откровение 3:21); «они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (Откровение 7:14). «они победили его (сатану) кровью Агнца (Откровение 12:11); Христос как наш Первосвященник «способен спасать всех приходящих к Нему (Евреям 7:25); «Бог мира… усовершит вас во всяком добром деле к исполнению воли Его» (Евреям 13:21); «Будьте поэтому совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Матфея 5:48). Недостижимые стандарты? Если все, что мы знаем – это подделка евангелия Иисуса Христа, или «иное евангелие», от которого предостерегает Павел, или «евангелие «Вавилона, который пал» - то да, эти стандарты недостижимы. Но слава Богу и Его Благой Вести, или истинному «евангелию, которое есть сила Божья ко спасению всякому верующему» (Римлянам 1:16). Проблема же в нашей духовной гордости, которая настаивает на том, чтобы мы оставили некоторые «возможности» для своего рода «людей с ограниченными возможностями», в то время как исцеление и восстановление не только предложено нам, но и дано нам «во Христе». Смирим же наши гордые сердца и научимся «жаждать и алкать праведности» (праведности по вере – единственной реальной праведности) (Матфея 5:6).
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →