«И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19).
Человечество бьется в догадках, стараясь понять, в чем заключаются смысл и цель жизни. В конце концов, мы не рождаемся с подробной письменной инструкцией в руке.
«Я не понимал, в чем смысл жизни, — признался 17-летний юноша из благополучной семьи, который стал наркоманом. — Я и сейчас не понимаю, но тогда я думал, что все остальные понимают это, что есть какой-то большой секрет, о котором знают все, кроме меня. Я полагал, что все поняли, для чего мы находимся здесь, и что все они втайне счастливы в отличие от меня».
Пол Фейерабенд, немецкий философ и методолог науки, признался в своей автобиографии: «Один день сменяется другим, и непонятно, почему стоит жить».
У нас нет заветной инструкции, но у нас есть нечто большее: Библия, Евангелие, история жизни Иисуса и того, что Он сделал для нас. В Иисусе — Его предсуществовании, рождении, жизни, смерти, служении на небесах и Втором пришествии — мы можем найти ответы на самые насущные жизненные вопросы. На этой неделе мы рассмотрим начало жизни и земного служения Христа, без понимания которых нам никогда не постичь своего предназначения.
Глава 3 Евангелия от Матфея начинается с описания Иоанна Крестителя, чьи первые слова в тексте — повеление «Покайтесь!» (Мф. 3:2). С одной стороны, это краткое изложение вести, с которой Бог обращается к человечеству с момента грехопадения: «Покайтесь, примите Мое прощение, оставьте свои грехи, и вы найдете спасение и покой душам вашим».
С другой стороны, несмотря на универсальность этой вести, Иоанн определенно преподносит ее как «настоящую истину» (2 Пет. 1:12) — весть для конкретных людей, живущих в определенное время.
Прочитайте Мф. 3:2, 3. Что представляла собой «настоящая истина», которую проповедовал Иоанн наряду с призывом к покаянию, крещению и вероисповеданию? См. также Мф. 3:6.
Иоанн подкрепляет свои слова выдержками из Ветхого Завета, который часто цитируют новозаветные авторы и их персонажи. Ветхозаветные пророчества оживают в Новом Завете. Снова и снова, будь то Иисус, Павел, Петр или Иоанн, все они цитируют Ветхий Завет, с его помощью обосновывая, объясняя или даже доказывая смысл того, что происходит в Новом. Неудивительно, что Петр, бывший свидетелем множества чудес, тем не менее, делал акцент на «вернейшем пророческом слове» (2 Пет. 1:19), когда рассказывал о служении Иисуса.
Прочитайте Мф. 3:7–12. Какую весть Иоанн пытался донести до вождей народа? Какая надежда им здесь предлагается, несмотря на его резкие слова?
Обратите внимание на центральное место Иисуса в проповеди Иоанна. Уже тогда вся его весть была целиком сосредоточена на Иисусе, Его Личности и делах. И хотя Иоанн возвещал Благую весть, он ясно дал понять, что будет окончательная расплата, когда пшеницу отделят от плевел, и сделает это Тот, о Ком говорят пророчества. Это еще одно доказательство того, что Евангелие и суд неразделимы. Здесь также мы видим пример того, что в Библии Первое и Второе пришествия Иисуса часто преподносятся как одно событие. В контексте Первого пришествия Христа Иоанн говорит также и о Втором.
«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола» (Мф. 4: 1).
Представьте себе эту сцену с точки зрения самого сатаны. Божественная, величественная Личность, которую он знал как Сына Бога, унизила себя, облекшись в человеческую плоть, чтобы спасти человеческий род. Это был тот же самый Иисус, против Которого он воевал на небесах и Который изгнал его и его ангелов (Откр. 12:7–9). Но кем был этот Иисус теперь? Истощенным человеком, находящимся в одиночестве в суровой пустыне без явной поддержки? Несомненно, теперь Иисус должен был стать легкой мишенью для уловок сатаны.
«Впервые столкновение между сатаной и Сыном Божьим произошло, когда Христос был Повелителем небесных воинств. Тогда зачинщик восстания на небесах, сатана, был низвержен. Теперь они как бы поменялись местами, и сатана стремился извлечь преимущества из своего положения» (Эллен Уайт. Желание веков, с. 119).
Какой контраст: тогда как Люцифер некогда стремился «быть подобным Всевышнему» (Ис. 14:14), Иисус отказался от славы небес. Здесь, в одной сцене, мы можем увидеть огромную разницу между эгоизмом и бескорыстием, святостью и грехом.
Сравните Ис. 14:12–14 и Флп. 2:5–8. Что это сравнение говорит о разнице между характерами Иисуса и сатаны?
Представьте себе, как ангелы, знавшие Иисуса в Его небесной славе, смотрели на происходящее, на то, как два противника сошлись в схватке, которой прежде никогда не было. Если мы хорошо знаем, чем закончилось это противостояние, то у ангелов и небожителей, внимательно наблюдавших за ним, такого преимущества не было.
Сатана возвысил себя. Иисус, напротив, смирил Себя, быв послушным даже до смерти. Чему мы можем научиться, видя столь разительный контраст, и как мы можем применить эту важную истину к себе? Как это должно повлиять на принятие нами решений, особенно тех, в которых задето наше собственное «я»?
Прочитайте Мф. 4:1–12. Что означают все эти искушения? Почему Иисус должен был пройти через это? Какое отношение эта история имеет к спасению? Как Иисус смог противостоять столь сильным соблазнам в таких жестких условиях и что это должно сказать нам о преодолении искушений?
Мф. 4:1 начинается с, казалось бы, сомнительной мысли: именно Дух привел Иисуса в пустыню для искушения от дьявола. Предполагается, что мы должны молиться, чтобы не впасть в искушение дьяволом. «И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Мф. 6:13). Почему же тогда Святой Дух привел туда Иисуса?
Ключ к пониманию находится в предыдущей главе, где описывается крещение Иисуса. Видя сопротивление Иоанна, Иисус говорит: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15). Чтобы исполнить всякую правду, то есть сделать все необходимое для того, чтобы стать совершенным примером для человечества и его совершенным представителем, Иисус должен был креститься, хотя и был безгрешен.
В искушении в пустыне Иисус должен был пройти тот же путь, что и Адам. Ему нужна была победа над искушением, которой никто из нас, начиная с Адама, не смог добиться. Поступая так, «Христос должен был искупить падение Адама» (Эллен Уайт. Желание веков, с. 117), но Ему пришлось делать это в условиях, не сравнимых с теми, в которых находился Адам.
Своей победой Иисус показывает, что греху нет извинения и оправдания. Посредством веры и послушания мы можем победить в искушении. «Противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам» (Иак. 4:7, 8).
Как эта история, убеждая нас в том, что нет никакого оправдания греху, показывает нашу острую нужду в праведности Христа? Представьте, что было бы, если бы мы могли рассчитывать исключительно на свою собственную праведность! Какую бы мы имели надежду?
В Мф. 4:12 говорится о заточении Иоанна в темницу, которым заканчивается его служение. В этот момент служение Иисуса «официально» начинается. Стих не объясняет, почему, услышав новость об Иоанне, Иисус удалился в Галилею (см. также Мк. 1:14–16 и Лк. 4:14). Возможно, пока Иоанн еще проповедовал, Иисус предпочитал оставаться в тени, чтобы не возникло соперничества. Греческий глагол в Мф 4:12, который обычно переводится как «удалился», может передавать идею ухода во избежание опасности. Проявляя присущее Ему благоразумие, Иисус, возможно, старался избежать неприятностей.
Прочитайте Мф. 4:13–16 (Ис. 9: 1, 2) о поселении Иисуса в пределах Завулоновых и Неффалимовых. Что эти стихи говорят о служении Иисуса?
Завулон и Неффалим были двумя сыновьями Иакова (см. Быт 35:23–26), и их потомки составляли два колена, которые в конечном счете обосновались в прекрасном северном регионе.
К сожалению, эти два колена оказались среди десяти колен, которые оставили свою веру в Бога и переняли обычаи окружавших народов. Многие ветхозаветные пророки порицали греховность, суетность и злодеяния северных племен. В конечном итоге их захватили ассирийцы, которые затем рассеяли их по всему известному тогда миру. В свою очередь, язычники поселились в Израиле, и Галилея заполнилась смешанным населением, стала сомнительным и мрачным местом. Самым известным галилейским пророком был Иона, что уже многое говорит об их уровне посвященности.
Какими бы ни были проблемы в Галилее, в книге Исаии содержалось прекрасное пророчество, что даже в окутанной мраком земле Завулона и Неффалима «сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4:16). Другими словами, именно сюда — где потребность в этом была так велика, где людей считали грубыми, отсталыми, невоспитанными — именно сюда пришел Иисус, чтобы жить среди этих людей и служить им. Несмотря на все величие Христа, мы видим Его готовность смиряться ради других. Также мы снова убеждаемся в том, что тема служения Иисуса красной нитью проходит через весь Ветхий Завет.
Как мы можем избежать соблазна считать некоторых людей недостойными наших усилий, служения и свидетельства? Что плохого в таком отношении?
«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). Подобно Иоанну, Иисус начал Свое служение с призыва к покаянию. Как Иоанн, Он знал падшее состояние человечества и нужду всех людей в том, чтобы покаяться и прийти к познанию Бога. Поэтому неудивительно, что Его первое публичное провозглашение, по крайней мере то, о котором сообщает Матфей, было призывом к покаянию.
Прочитайте Мф. 4:17–22. Что эти стихи говорят нам о всеобъемлющем характере того призыва, с которым Иисус обращается к нам?
Здесь, в забытой земле Галилейской, в небольшом рыболовном товариществе трудились четверо молодых мужчин: Симон и его брат Андрей, Иаков и его брат Иоанн. Эти люди, по-видимому, любили Бога, так как какое-то время некоторые из них следовали за Иоанном Крестителем. Но, к их удивлению, Иоанн Креститель направил их к другому молодому человеку из их собственного региона.
Эти люди пришли к Иисусу и спросили, можно ли им находиться в Его обществе (см. Ин. 1). В той культуре это происходило так: люди подходили к раввину и просили разрешения следовать за ним. Но именно раввин принимал окончательное решение о том, кого взять себе в ученики. И когда раввин просил вас быть его учеником, это был по-настоящему волнительный момент.
Многие люди полагают, что, когда Иисус позвал учеников на море, это была их первая встреча с Ним. Но из глав 1–5 Евангелия от Иоанна мы знаем, что эти люди общались с Иисусом на протяжении целого года, проводя с Ним значительную часть своего времени.
«Иисус призвал необразованных рыбаков, потому что над ними не тяготели традиции и предрассудки того времени. Они обладали природными дарованиями, были смиренны и готовы учиться — таких людей Он мог превратить в Своих сподвижников. На жизненном пути мы нередко встречаем таких тружеников, терпеливо выполняющих череду повседневных обязанностей и не подозревающих, что они обладают способностями, которые, будучи приведены в действие, поставили бы их наравне с самыми почитаемыми людьми. Чтобы разбудить эти дремлющие возможности, необходимо прикосновение искусной руки. Таких людей и призвал Иисус быть своими соработниками, дав им великое преимущество находиться рядом с Ним» (Эллен Уайт. Желание веков, с. 250).
Один евангелист приехал в город и разрекламировал свою встречу так: «Приходите посмотреть, как проповедник вырывает страницу из Библии!». Без сомнения, собралась толпа. Он встал перед ними, открыл Библию и, к их изумлению, вырвал одну страницу. «Этой страницы, — сказал он, — никогда здесь не было. Это та страница, что разделяет Ветхий Завет с Новым». Независимо от степени своих театральных способностей проповедник был прав. Эти две книги в действительности являются одной. В Новом Завете постоянно цитируется Ветхий Завет. Снова и снова Сам Иисус или новозаветные авторы объясняют и обосновывают события Нового Завета, ссылаясь на Ветхий Завет. Как часто Христос в той или иной форме утверждал, что «Писание должно исполниться»? Иисус неоднократно обращался к Писаниям Ветхого Завета (см. Ин. 5:39; Лк. 24:27; Мф. 22:29; Ин. 13:18). Павел также ссылался на Ветхий Завет (Рим. 4:3, 11:8; Гал. 4:27). А в книге Откровение насчитывается около 550 аллюзий на Ветхий Завет. Все это убедительно свидетельствует о прочной взаимосвязи между Новым Заветом и Ветхим. Ветхий и Новый Заветы — это Божье откровение человечеству о плане спасения. Хотя некоторые части Ветхого Завета, такие, например, как система жертвоприношений, определенно уже не являются обязательными для исполнения христианами, мы никогда не должны совершать ошибку, отводя Ветхому Завету второстепенную роль. Библия состоит из обоих Заветов, и из них мы узнаем важные истины о Боге и о плане спасения.
Вопросы для обсуждения:
1. Мы можем увидеть различные способы, которыми сатана искушал Иисуса, и как в этом и в других случаях Иисус не поддался соблазнам и уловкам. Заметьте также определяющую роль Слова Божьего в победе Христа. Хотя Сам Иисус был Богом, сейчас, находясь в «подобии плоти греховной» (Рим. 8: 3), Он использовал Писание как защиту от искушений дьявола. Если Сам Иисус поступал так, то что это говорит нам о том, каким важным и первостепенным должно быть место Библии в нашей жизни, особенно в моменты, когда мы боремся с искушением? Хотя в теории мы знаем, что должны использовать Библию в нашей битве с искушением, как мы делаем это на практике? Каким образом мы можем использовать Библию, чтобы с ее помощью противостоять тем нападкам, с которыми все мы без исключения сталкиваемся?
2. Почему смирение является ключевым качеством для христиан? Как мы можем научиться быть и оставаться смиренными? Как может Крест помочь нам в этом важнейшем деле?
prognozz06.04.2016 20:54:26
Цитата
rusadm написал: Когда современный «Илия» будет «послан» Господом, он не будет смиряться с современным поклонением Ваалу. Однако его служение будет не просто отрицанием чего-то, а созидательным служением, построением, а не разорением. Само его «слово» будет совершать эту работу. Проповедь Христа, и Христа распятого, будет растапливать ожесточенные, мирские сердца, и поклонение Ваалу будет отвергнуто.
Сказано: "ею (верою) он осудил весь мир..."
и еще:
"Ежели соль не солона будет, то ее выбрасывают вон, на попрание людям..."
Таким образом служители Ваала - ангел Лаодикийской церкви - при запечатлении отрекутся от Христа, но и тогда будут растоптаны (попран) миром.
А растопчут их (хотя они и отрекутся) не потому, что они были всесветными возмутителями, а за то, что они ни рыба, ни мясо - от презрения к этим всесветным лицемерам. Нигде и никто не уважает половинчатых людей. И конечно никто, кто не умер со Христом в духе, не сможет умереть за Него пред лицом мира, но будет обесчещен и отвергнут теми, кто не дождался от них нелицеприятных слов истины.
rusadm06.04.2016 18:51:20
Цитата
Комментарий на урок под названием «Служение начинается» из цикла "Евангелие от Матфея".
Пастор Пол Пенно.
Великое явление «Илии пророка» состоялось, но прошло незамеченным в Израиле во дни Христа. Самое главное случилось прежде, чем этот народ понял, что произошло. Весть Иоанна Крестителя и была «Илией»! Пророчество Малахии было исполнено на их глазах, но они смотрели совсем в другую сторону. Насколько слепым может быть Божий народ?! Даже ученики Иисуса спрашивали Его: «как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: … говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (От Матфея 17:10-13). Этот ответ застал их врасплох. Они почувствовали, что пропустили нечто весьма важное. Весть Иоанна Крестителя, оказывается, и была вестью Илии. Может ли в наше время случиться нечто важное, чего «мы», «умудренные» и начитанные, сведущие и эрудированные, даже не заметим? А ведь настало время для смиренного наблюдения за происходящим. Пора нам получить глазную мазь, чтобы видеть. Ведь Илия может оказаться прямо сегодня на нашем пороге. Когда Господь «послал Илию» к «книжникам и фарисеям», они «не узнали его». Весть Иоанна Крестителя и была «Илией» (Матфея 17:10-13). Разве не мог наш «дорогой Господь» в Своей великой милости уже послать нам «Илию», которого мы «не узнали»? Мог ли Господь послать нам весть, рассчитанную на то, чтобы приготовить нас к пришествию Христа, а мы отнеслись к ней как древние иудеи к Иоанну Крестителю? Ведь Бог пообещал послать нам эту весть (Малахии 4:5, 6).
Разве может эта весть представлять собой очередной виток более утонченного законничества, очередную психологическую манипуляцию, играющую на чувстве вины, очередной всеобщий почин, захватывающий массы людей в едином порыве в очередной раз «собрать свою волю в кулак» и закончить в конце концов евангельское поручение, от которого, якобы, только и зависит пришествие Господа? Нет. Наоборот, Илия «обратит сердца отцов к детям (а не наоборот, от детей к своей «церковной карьере») и сердца детей к отцам их (как следствие и результат)» (Малахия 4:6).
Эта весть является вестью примирения. Как древний Израиль имел ежегодный «день искупления» (примирения), так и мы сегодня живем во время великого антитипа – вселенского Дня Искупления, или окончательного и вечного примирения сердец с Богом. Поэтому «весь Илии» направит наше внимание на Христа как на нашего Первосвященника, «посылающего» особую последнюю весть, ведущую к сердечному союзу с Ним. Это и означает искупление последних дней, служение вселенского Дня Искупления, совершаемое во Святом-Святых небесного святилища. Может ли что-то быть более важным, чем познание этой «вести», и того, как «мы» с ней обошлись? Вполне возможно, что мы нуждаемся в покаянии.
Иоанн Креститель имел честь представить иудейскому народу их Мессию: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» - воскликнул он, указывая на Христа (Иоанн 1:29). Термин «Агнец Божий» означает, что Иисусу следовало умереть за весь мир, заняв место всего погибающего человечества. И каким-то образом весть о том, что Иисус является Спасителем всех и каждого, достигла этого народа. Его смерть была второй смертью, вечной смертью. Он полностью «испил» все наказание за ваши грехи, так что вам ничего больше не досталось. Никакого возмездия за грех. Вот что Иисус имел ввиду, когда сказал: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет» (От Иоанна 12:32,33). Ведь Он – Сын Божий, Творец и Искупитель. Все человечество будет привлечено к Его кресту, внимание всех будет направлено на изумительный факт того, как Творец всего мира несет на Себе проклятие Божье, умирая «презренным и умаленным» пред людьми, страдая от невыразимых мучений ада, или второй смерти.
Современное поклонение Ваалу. Когда «Илия» придет, низвергнет ли он поклонение Ваалу, как он сделал это в древнее время? Древнее поклонение Ваалу представляло собой замаскированное поклонение себе, выдаваемое за поклонение Богу. 450 «пророков Ваала» причиняли Илии большую сердечную скорбь. Что же это поклонение представляет собой сегодня? – Как и в древности, оно выдает себя за поклонение Господу, а само по себе стремится продвинуть и возвеличить свое «я». Многие пасторы сегодня тонко и замаскировано прославляют себя самих, собирают людей вокруг себя, привлекают внимание народа к себе самим, завлекают в церковь людей, не желающих оставлять свой мирской образ жизни, и на этом основании взбираются по своей карьерной лестнице. Многие под видом поклонения Христу на самом деле служат себе самим. Разве такой человек не является «пророком Ваала»? Его карьера обеспечивает ему безбедное существование, и он оказывает на молодежь подсознательное влияние, направляя их на всякий путь успеха, кроме пути приготовления к тому, чтобы устоять в день Божий. Такой лидер не приготавливает народ к переселению, подобно Илии, чтобы люди «последовали за Агнцем (распятым Христом), куда бы Он ни пошел». Наоборот, этот человек готовит народ к принятию «начертания зверя», когда оно будет насаждаться.
Когда современный «Илия» будет «послан» Господом, он не будет смиряться с современным поклонением Ваалу. Однако его служение будет не просто отрицанием чего-то, а созидательным служением, построением, а не разорением. Само его «слово» будет совершать эту работу. Проповедь Христа, и Христа распятого, будет растапливать ожесточенные, мирские сердца, и поклонение Ваалу будет отвергнуто. «Когда я созерцаю изумительный крест, на котором умер Царь славы, тогда все свои достижения я считаю за сор, и гнушаюсь своей гордости и высокомерия» - поется в песне.
Иоанну Крестителю пришлось пострадать, и это было неизбежно. Он был верен Богу, даже если это нарушало правила «политкорректности». Ирод обошелся с ним как кот с мышью, вызывая его из темницы в свой дворец для беседы, как бы желая освободить его, давая тем самым Иоанну проблеск надежды, чтобы потом послать его обратно в свою одиночную камеру. Наконец, в пьяном угаре, Ирод, наблюдая за нескромным танцем привлекательной молодой девушки, уступает её отвратительному требованию награды за это удовольствие – голову Иоанна Крестителя, который по всей видимости оставлен и забыт Богом (Матфея 14:8 ). Было бы хорошо, если бы Библия рассказала нам о чудесном освобождении и прославлении Иоанна Крестителя, но этого не случилось. Бог позволил ему страдать в одиночестве, чтобы стать ободрением и вдохновением для миллионов верных Богу христиан, которые после него должны будут страдать, как совершенно оставленные Богом. Единственная награда Иоанна (на тот момент) заключалась в его посмертном одобрении Иисусом, Который назвал его величайшим пророком (Матфея 11:11). «Будь верен до смерти», говорит Иисус, «и дам тебе венец жизни» (Откровение 2:10). Но был ли Иоанн оставлен Богом, находясь в своей одиночной камере? Нет. Дух Святой утешал его, и ангелы посещали его, укрепляя до самого конца. Здесь источник более глубокой радости и удовлетворения, чем те, к которым стремился Ирод. Смерть за Христа – это отнюдь не трагедия.
Почему Иоанн крестил безгрешного Иисуса? Иисус с абсолютной искренностью и прямотой попросил Иоанна крестить Его. Иоанн также с полным осознанием отказывался это делать. Пророк, очевидно, не понимал принципа корпоративной вины и корпоративного покаяния. Но Иисус объяснил причину Своей просьбы крестить Его. Он ответил на возражения пророка у Иордана так: «Так надлежит нам исполнить всякую праведность» (Матфея 3:15). Невозможно себе представить, что Иисус предложил Иоанну разыграть вместе некую театральную сцену. Слово «праведность» в объяснении Иисуса означает «искренность», или «правдивость», «подлинность». Наш божественный Пример никогда не мог бы позволить Себе разыграть какую-то искусственную, театральную сцену, без соответствующего реального сердечного опыта. Лицемерное участие в чем-либо (тем более в обряде крещения) никогда не «исполнит всякую праведность». Если бы Христос принял крещение без соответствующего опыта, точно отвечающего значению этого обряда, Он бы тем самым подал нам пример лицемерия, которое Он же и обличает и ненавидит в нас. Никогда Он не поддержит и не поощрит опыт принятия крещения без пережитого опыта истинного покаяния. Неужели крещение Иисуса и в самом деле было неким законническим коридором возможности спасения тех, кто не имеет возможности принять этот обряд, полагаясь на крещение Иисуса, которое якобы было принято вместо них? Да, некоторые люди, как, например, разбойник на кресте, не могли по физическим причинам принять крещение перед смертью. Но общепринятое мнение говорит о том, что для входа в рай необходимо принять крещение. Бедный разбойник, висящий на кресте не мог погрузиться в воды крещения; кто-то считает, что крещение Иисуса помогает ему, подобно денежному переводу на его счет, который покроет его долг, ввиду того, что этот человек не крестился. Разве крещение Христа служило созданию этого «банка заслуг»? Многие так думают, но это не может быть правдой. Такие законнические ухищрения просто чужды духу евангелия. Даже если какой-то благовидный аргумент и можно подключить к этому, прямо скажем, детскому представлению, то все равно это учение оставляет нас такими же «теплыми», как и прежде. Большинство людей имели возможность погрузиться в воды крещения, и воспользовались этой возможностью. Какую же ценность крещение Иисуса имеет для них? Неужели оно представляет собой всего лишь физическую демонстрацию верного способа крещения в исполнении самого Господа? И только когда истина о корпоративном покаянии открывается нашему сердцу, крещение Иисуса начинает обретать смысл и значение.
Насколько тесно Иисус приблизился к нам? Иисус просил крещения у Иоанна именно по причине Своего подлинного отождествления с грешниками. Если Адам представляет все человечество, то Иисус стал «последним Адамом», взяв на Себя всю вину за грех человечества. Нет, Он не грешил, но Он в Себе самом ощутил все то, что ощущает и чувствует грешник. Он полностью поставил Себя на наше место. Он принял нас в Свои объятья, и преклонил колени вместе с нами на берегу Иордана, прося Своего Отца позволения стать Агнцем Божьим. Его участие в крещении показывает, что «Господь возложил на Него грехи всех нас». Его крещение становится своего рода инъекцией исцеляющего покаяния в грехе, которая проникла в разгалающееся тело человеческой расы. (смотри видеоурок «Творец покаяния» на канале Кожевникова Павла). Петр говорит, что отождествление Иисуса с нашими грехами было глубинным, а не поверхностным. «Он в Себе самом понес грехи наши… в Теле Своем» (Исаия 53:6; 1-е Петра 2:24). Христос понес наши грехи не так, как человек несет сумку на своем плече. Он понес сокрушающий груз нашей вины в Своей «плоти», в Своей душе, в Своей нервной системе, в Своем сознании. Он настолько тесно приблизился к нам, что ощущал, как будто наши грехи были Его собственными. Его агония в Гефсимании и на Голгофе была реальной. Эллен Уайт предлагает следующие комментарии по поводу пережитого Христом глубокого сердечного покаяния за нас: «После того, как Христос предпринял необходимые шаги в покаянии, обращении и вере за человечество, Он отправился к Иоанну, чтобы креститься от него в Иордане» (Бюллетень ГК, стр. 36. 4 апреля 1901 года). «Иоанн узнал о безгрешном характере и безупречной чистоте Христа… Иоанн не мог понять, почему единственное безгрешное существо на земле просит участия в обряде, подразумевающем вину, буквально исповедуя тем самым в символе крещения, нечистоту, которая должна быть очищена…» «Христос пришел, исповедуя не Свои собственные грехи, а вину, которая была вменена ему как Заместителю грешников. Он пришел, чтобы каяться не за Себя, а за грешника… Как Заместитель грешников, Он берет на Себя их грехи, причисляя Себя к преступникам, предпринимая те шаги, которые требуются от грешника, и совершая то, что должен делать грешник» («Ревью энд Геральд», 21 января 1873 года). Чтобы развеять все недоразумения, повторим услышанное в более упорядоченной форме: 1. Хотя Христос был совершенно безгрешным, Он прошел в Своей собственной душе через опыт покаяния. Об этом мы читали несколько раз, и это библейски обоснованный факт. Иисус принял ни что иное, как крещение покаяния. 2. Его крещение показывает, что Он не понаслышке знает, как себя чувствует «каждый кающийся грешник». В нашей самоправедности мы не можем испытать такого сочувствия к «каждому кающемуся грешнику». Такова главная причина того, что мы завоевываем так мало душ. Только Совершенный Человек мог испытать совершенное и полное покаяние. (смотри видеоурок «Творец покаяния» на канале Кожевникова Павла в плейлисте «Жемчужины евангелия»). 3. Он проходит «шаги, требуемые от грешника», что подтверждает Его отождествление с нами. Мы не можем по-настоящему «созерцать Агнца Божьего, Который берет на Себя грех мира», не понимая того, насколько тесно Он приблизился к нам. Именно по этой причине и необходимо вообще «взирать на Иисуса». Наша теплота нераскаянности имеет корни в недостатке видения Христа таким, какой Он есть, или отвержения Его таким, какой Он есть. Пристальней вглядеться в «Агнца Божьего» означает понять, каков же на самом деле наш глубинный грех, который должен быть «взят» Агнцем Божьим. Почему Иисус в Своем служении имел такую феноменальную способность завоевывать человеческие сердца? Кто-то может подумать, что секрет этому – Его божественная сила. Но «Он не пользовался» в Своей земной жизни «ничем, что не было бы доступным и нам, ни единым Своим преимуществом. Как человек Христос возносил молитвы к престолу Божьему до тех пор, пока Его человеческое естество не получало импульс небесной силы, соединяющей человеческое с божественным» (ЖВ стр. 24, 363). Именно в Своем опыте «покаяния, обращения и веры за человеческую расу», который Он прошел перед крещением, Он научился понимать, «что в человеке», ибо «Он не нуждался в том, чтобы кто-то засвидетельствовал Ему о человеке» (Иоанна 2:25). Вот почему Он научился «говорить так, как не говорил ни один человек» (Иоанна 7:46). Только так Он мог сокрушить сатанинские чары, опутавшие весь мир, чтобы сказать любому из грешников: «Следуй за Мной», не проходя мимо ни одного человека как бесполезного, вдохновляя надеждой «самых грубых и безнадежных». Таким разочарованным, больным, искушаемым, падшим Иисус говорил слова нежнейшего сострадания, слова, которые как раз им и нужно было слышать, и которые они могли понять». («Служение исцеления», стр. 26). Мы можем видеть, что мы никогда не сможем оказывать такое влекущее влияние на людей, пока не переживем такое покаяние, которое Христос пережил ради нас.
Крещение Иисуса. Слава креста Христова влечет нас к новой и лучшей жизни. Мы с радостью избираем следование за Христом в его примере покорности. Воротами к этой новой жизни является крещение, которое мы проходим вместе с Ним. Ведь Сам Иисус был погружен Иоанном Крестителем в водах крещения в реке Иордан. Он погрузился в воду, и был погребен Иоанном в этой воде, и тогда, «когда крестился, вышел из воды» (Матфея 3:16). Иисус погрузился в воды крещения как наш самый настоящий Пример, чтобы вместе с нами «исполнить всякую праведность» (Матфея 3:15). Крещение, как в форме, так и в духовном значении, представляет смерть, погребение и воскресение Иисуса. «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (К Римлянам 6:3,4).
Мы живем в век технологических чудес. Но самое изумительное чудо – это изменение человеческого сердца, трансформация его от погибшего состояния к «обновлению жизни». Это чудо благодати Христовой совершается в верующем. Крещение показывает, как именно это чудо совершается в человеческом сердце. Павел объясняет далее: «зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (К Римлянам 6:6). Этот «ветхий человек» - не сатана, а наша старая греховная жизнь, наше себялюбие, эгоцентризм. Он и является причиной всех наших проблем. Но благодатью Божьей этот «ветхий человек» распят со Христом на кресте. И также несомненно, как то, что за днем следует ночь, а жатва следует за сеянием, «обновление жизни» является неизменным результатом этой смерти.
Искушения Христа. Для тех, кто искренне желает следовать за Иисусом, но встречается с неудачами, разочарованиями, растерянностью, есть ободрение. Порой кажется, что молитвы идут в никуда. Может ли быть, что вы в эти мгновения не приняты Богом? Может ли кто-то остаться за дверью, желая быть внутри? Если Бог принял нас в члены Своей семьи, почему же сомнения и страхи порой одолевают нас? Для всех таковых есть великая благая весть: Иисус переживал точно такие же испытания. Он тоже проходил через периоды подъема, как и через периоды упадка и духовной пустыни. Периодом подъема было Его крещение – самый солнечный и яркий день Его земной жизни, ибо Он услышал голос с небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матфея 3:17). Кто не будет «на седьмом небе», услышав такое про себя? Но затем Марк пишет: «Немедленно…» наступило время упадка и пустыни. Он почувствовал, что «Дух ведет Его в пустыню» для разрывающих сердце искушений сомнениями.
Илия имел подобную проблему. Его «подъем» на славную высоту горы Кармил сменился его «спуском» сразу же после его побега в свою «пустыню», где он чувствовал себя совершенным неудачником и желал умереть (3-я Царств 18, 19).
Суровое искушение почти победило Иисуса сразу же после Его славного крещения. Был ли Он и в самом деле «Возлюбленным Сыном» Своего Отца? Когда сатана пришел ко Христу во время Его поста в пустыне и искушал его предложением: «Если ты Сын Божий…», и так далее, было ли это для Него настоящим искушением? (Матфея 4:3, 6). Разве Он не знал, что Он является Сыном Божьим? Разве Он не слышал всего лишь несколько дней назад голос Своего Отца с небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение»? (Матфея 3:17). «Если Ты Сын Божий, повели этим камням сделаться хлебами» (Матфея 4:3). Он был в это время в смертельной агонии, и не только потому, что умирал от голода и истощения (когда все искушения становятся особо тяжкими), но также и по духовным причинам. Искуситель выжимал Его душу наизнанку своими «плохими вестями», основываясь на логике и рациональности: Если Ты и в самом деле Сын Божий, то как Ты можешь находиться здесь, без друзей, без помощи, в этой пустыне с дикими животными вокруг Тебя, голодный, истощенный, заброшенный? Ты выглядишь ужасно! Такое не может происходить с Сыном Божьим! Должно быть Ты никто иной, как тот самый враг Божий. Если же Ты Сын Божий, то докажи это. Спрыгни с крыши храмовой башни, и навсегда покончи со всеми сомнениями, увидев как Тебя спасает Твой Отец! И тогда Ты будешь точно знать, что Ты – Сын Божий! А, испугался? Тогда сдайся и забудь эти галлюцинации о том, что Ты – Мессия; Ты никогда не слышал настоящего голоса с небес при Твоем крещении. Это произошло в Твоем воображении. Не отделяйся от мира, иначе Ты ничего не достигнешь» (смотри Матфея 4:1-11). Дополнение: Иисус не мог убедиться в том, что Он – Сын Божий, полагаясь на Свою божественную силу и природу. Он мог только верить в это как человек. Потому что Он не пользовался этой силой, «придя в подобии плоти греховной» (Рим 8:3), то есть, другими словами, «во всем уподобившись нам» (Евреям 2:17), то есть приняв «полное подобие плоти греховной», «не имея никакого преимущества перед нами, не пользуясь ничем, что не было бы недоступно и нам», (ЖВ, стр. 24). Сатана пытался склонить Иисуса к признанию этого «союза противоположностей», или соединить поклонение сатане в виде служения своему «я» с поклонением Богу. «Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (От Матфея 4:8-10). Сатана заявляет о своем владычестве над этим миром, иначе он не смог бы сделать такое роскошное предложение Иисусу. Иисус вообще-то соглашался с тем, что дьявол временно является «князем этого мира» (Иоанна 14:30). Сатана предлагает власть и богатства всем, кто «падет и поклонится» ему, хотя бы с малейшей степенью посвящения. В этом и заключается секрет успеха глупых и лукавых людей. Но этот вид успеха весьма опасен, ибо сатана обречен вместе со всеми, кто на его стороне. Иисус противостоял дьяволу совершенным духовным противостоянием, и таким образом победил его полностью. Правда, что враг в конечном итоге склонил людей распять Его, но крест Христов стал символом Его славной победы. Крест навсегда обрек дьявола на поражение. Вот почему «громкий голос» в небесах провозглашает: «Настало спасение, сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, ибо низвержен клеветник братьев наших». Дьявол обрек самого себя на погибель на этом же кресте. Острые и ядовитые стрелы врага летели в Христа и на кресте: «Если Ты Сын Божий, сойди с креста». Докажи это, делая то, чего ни один распинаемый преступник никогда не смог сделать! Ведь если Ты Сын Божий – Тебе это нетрудно сделать! Как ты можешь ожидать нашей веры в Тебя, если Ты и этого сделать не в силах?» Эти моменты были для Него самой глубиной унижения и духовной агонии. Но Он не переступил этого порога. Он сделал выбор верить Слову Божьему. Даже голос с небес при Его крещении был ничем большим, чем прямой цитатой библейского пророчества из книг Ветхого Завета (Псалтирь 2:7; Исаия 42:1). Эти особенности искушений Иисуса помогают нам понять природу наших проблем и духовных борений. В понимании искушений Иисуса мы находим утешение для нас. Ведь для Него с самого начала Его служения было важно не только знать, Кто Он есть, но и верить в это. Между этими двумя понятиями большая разница. Вы ведь слышите тот же самый голос с небес, говорящий «Сей есть сын Мой возлюбленный», читая Библию, только немного в иной форме. Поэтому поступите так, как поступил Иисус – сделайте выбор поверить в это. Услышать громкий голос прямо с небес, объявляющий о том, что Он – Сын Божий, было для Христа из Назарета недостаточно. Так и для каждого из нас недостаточно будет увидеть все чудеса, свидетельствующие о том, что Бог принял вас, усыновил вас как Своего собственного сына. Иоанн проводит ясное различие между знанием истины и верой в истину: «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. И мы (во-первых) познали любовь, которую имеет к нам Бог, и (во-вторых) уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1-е Иоанна 4:15,16). Двум ученикам, идущим в Еммаус, было недостаточно увидеть собственными глазами воскресшего Иисуса в человеческой плоти. Он должен был преподать им еще и библейский урок: «Начиная от Моисея и всех пророков изъяснял сказанное о Нем во всем Писании» (Луки 23:13-32). Только тогда их «сердца загорелись в них». Только тогда они воистину уверовали. Что же утвердило Самого Иисуса в Его убеждении в том, что Он и в самом деле Сын Божий? Это был отнюдь не физический глосс с небес (сатана может подделать и это); но «сказанное о Нем во всех Писаниях». Интеллектуальные познания должны уступить место «вере, действующей любовью Агапе». Эта вера не полагается на чувства, а полается на Слово Божье, которое открывает вам, что вы «приняты в Возлюбленном» (Ефесянам 1:6). Библейская истина о любви Агапе, которая способна принять все человечество в небеса, гораздо сильнее, чем всякое поверхностное чувство и эмоция, которую мы только можем переживать.
Покайтесь и веруйте в Евангелие. Иисус, пройдя через опыт корпоративного покаяния и «крещение покаяния», объявил о том, что иудейский народ нуждается в этом же самом покаянии: «С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (От Матфея 4:17). И Его ученики также «пошли и призывали народ к покаянию» (Марка 6:12, дословный перевод). Великим разочарованием Христа был отказ народа внять этому призыву. И Он укорял «города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись» (От Матфея 11:20). Он уподобил этот народ бесплодному дереву, посаженному в Его винограднике… Ибо три года я приходил в поисках плодов этого дерева, и не нашел ни одного», выражаясь словами из Его притчи (Луки 13:6-9). Бесплодная смоковница, проклятая Иисусом стала символом не просто массы нераскаявшихся иудеев, а единого народа, который отверг своего Мессию как единое корпоративное тело: «Проклятие смоковницы — это своеобразная притча. Бесплодное дерево, красующееся своей роскошной листвой на виду у Христа, было символом иудейского народа. Спаситель хотел объяснить Своим ученикам причину проклятия Израиля и показать его обреченность» (Желание веков, стр. 582). «Наш Господь послал двенадцать, а затем семьдесят учеников, возвещающих о близости царства Божьего, и призывающих людей покаяться и веровать в евангелие… Такой была весть, возвещаемая иудейскому народу после распятия Христа. Но этот народ, называющий себя особенным Божьим народом, отверг евангелие, явленное им в силе Духа Святого» («Наглядные уроки Христа», стр. 308 ) Личный грех возрос до масштабов всенародного греха, который проявился в поведении представителей этого народа, и обрек весь народ на крах и разорение: «Когда пришел Христос, объявляя этому народу требования Божьи, священники и старейшины отвергли Его право вмешиваться между ними и этим народом… Они сделали все возможное, чтобы отвернуть народ от Него» (Там же, стр. 304, 305). «Только всенародное покаяние могло спасти иудейский народ от неминуемой гибели, которую навлекал на них их же всенародный грех: «Ибо за отвержение Христа, со всеми его последствиями, они несли ответственность. Всенародный грех и разорение всего народа было обеспечено религиозными лидерами» (Там же). «Павел доказывал, что Христос предложил спасение в первую очередь народу, ожидавшему пришествия Мессии как конечной цели и славы своего существования. Но этот народ отверг Того, Кто дал бы ему жизнь, и избрал другого вождя, правление которого могло привести только к погибели. Павел стремился убедить своих слушателей в том, что лишь покаяние может спасти иудеев от неминуемого краха» (Деяния апостолов, стр. 247). В последней публичной речи Иисуса Он в последний раз обратился к этим лидерам в Иерусалиме с призывом покаяться. Их отказ разбил Его сердце. Со слезами в голосе Спаситель предсказал неминуемую национальную гибель: «Все это придет на род сей. О, Иерусалим, Иерусалим…» (Матфея 23:13-37). Христос обращался и к отдельным личностям с призывом покаяться, ибо Он говорил: «Будет на небесах радость даже об одном грешнике кающемся» (Луки 15:7). Но есть ясное различие между всенародным покаянием и индивидуальным покаянием. Он также обращался и к «роду сему развращенному», то есть к народу. «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной» (От Луки 11:32). Судьба целого народа, а не просто отдельных личностей, взвешивалась на весах Божьего суда.
Призыв апостолов. Раннехристианская церковь, апостольская церковь была не отколовшейся сектой от Израиля. Она и была истинным Израилем. И это было только потому, что её члены имели веру Авраама. С того самого дня, когда Иисус призвал Своих первых учеников, Его церковь была организованным, конкретным сообществом. Призывает ли Иисус сегодня «апотолов», как Он делал это в нашем уроке на эту неделю? Мы читаем, что Он повелел им: «ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (От Матфея 10:7,8 ). Сегодня не многие могут заявить о том, что имеют эти дары. Может ли быть причиной нежелание принять Его призыв «проповедовать» евангелие? Мы читаем о феноменальной способности Иисуса завоевывать сердца и привлекать таких людей, как Симон Петр, Андрей, Матфей и другие, побуждая их посвятить свою жизнь и все, что они имели, Ему. Эта способность и была ничем иным, как проповедью евангелия. Причина заключалась не в каком-то особом блеске Его глаз, не в голливудском обаянии, а в этой славной, захватывающей душу благой вести «евангелия», которое Он проповедовал, и которое только и могло завоевывать их сердца, так что Он говорил им «Следуй за Мной», и они шли, оставив все, подобно Матфею. Мы читаем исторические сведения о том, что эпоха 1888 года была частью истории нашей церкви, в которой два вестника были посланы Богом, чтобы передать нам «весть», молились, и небеса отвечали им. Почему? Потому что небеса заинтересованы в том, чтобы эта весть стала началом «потоков позднего дождя с небес», и «началом» «громкого клича» из 18-й главы книги Откровение. Бог имел серьезные намерения. Но как только Сам Иисус послал Духа Святого двенадцати апостолам, и трудился вместе с ними, так называемый Божий народ, заявлявший о своем соблюдении «заповедей Божьих», отвернулся от Него с обвинениями: «Фарисеи же, услышав [сие], сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как [силою] веельзевула, князя бесовского» (От Матфея 12:24). Даже сегодня свежее проявление Духа Святого может навлечь обвинения со стороны так называемых «посвященных членов церкви». То, что Павел называет «истиной евангельской» (Галатам 2:5, 14), когда она воссияет в своей ясности и чистоте», в это время, когда мир уже «дивится, следя за зверем», и мрачные тучи начинают сгущаться над планетой, некоторые навлекут на себя осуждение непростительного греха (Марка 3:23-30). Поэтому нам необходима «глазная мазь» от Самого Господа (Откровение 3:18)
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →