«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20).
Иоанн умер последним из двенадцати апостолов. Кроме посланий и Евангелия, которые носят его имя, он также написал книгу Откровение, помогающую нам понять тему великой борьбы. Однако сейчас мы только рассмотрим описание семи церквей. Мы будем изучать их с точки зрения первоначальных получателей, для того чтобы извлечь наибольшую пользу из данных наставлений.
Есть одна важная особенность, на которую стоит обратить внимание. Иисус имеет индивидуальный подход к каждой церкви. У каждой из них свои особенные потребности, и Он удовлетворяет их все.
Одной из проблем является борьба с идентичностью. Эту проблему испытываем и мы сегодня. Отождествляли ли себя члены церкви с Иисусом и Его призывом свидетельствовать умирающему миру или они пытались раздвоиться, стараясь выглядеть, как христиане, а в неофициальной обстановке чувствовали себя более комфортно с силами тьмы? Хотя мы отождествляем себя с последнею из этих церквей, но ясно, что в зависимости от обстоятельств мы во многом сталкиваемся с некоторыми из тех же проблем, с которыми церкви сталкивались на протяжении веков.
В Откр. 2:1 Иисус изображен как Держащий семь звезд и Ходящий посреди светильников во время Своего обращения к церкви в Ефесе. Эти символы указывают на важные реалии. Светильники — это церкви, а семь звезд суть Ангелы, которым поручено заботиться о церквах (Откр. 1:20). Другими словами, существует тесная связь между церквами и престолом Божьим на небесах. Церкви играют ответственную роль в великой борьбе.
Прочитайте Откр. 2:1–7. Как разыгрывается великая борьба в данных текстах?
Весть к ефесянам начинается с описания характера этой церкви. Иисус в полной мере осознает ее сильные и слабые стороны. Он хвалит общину за ее деятельность, ее настойчивость и терпение, ее нетерпимость к лжеучителям в своей среде (Откр. 2:2, 3, 6) — ясное предупреждение о том, что ложному учению нет места в церкви. Кажется, что церковь в Ефесе, первоначально привлеченная Богом к борьбе против тьмы, страдает от контратак сатаны. Лжеучение распространялось лжеапостолами, последователями Николая, возможно, одного из семи первых диаконов (Деян. 6:5), который, по всей видимости, способствовал разделениям внутри церкви. В чем бы ни заключалась их ересь, Иисус ненавидел ее (Откр. 2:6).
Проблема Ефесской церкви была в том, что они оставили свою «первую любовь» (Откр. 2:4). Это очень похоже на язык ветхозаветных пророков, которые часто сравнивали отступничество Израиля с прелюбодейством (см. Ос. 2:13).
Ситуация может выглядеть безнадежной, но Иисус специализируется на решении безнадежных ситуаций. Прежде всего Он призывает Свой народ помнить, откуда они ниспали, и вернуться к тому, как они поступали изначально (Откр. 2:5). Это не призыв к тому, чтобы повернуть время вспять к «старым добрым временам»; это скорее возможность использовать прошлый опыт, чтобы увидеть свой путь в будущем.
«Ты оставил первую любовь твою» (Откр. 2:4). Почему это так легко сделать? Что происходит с нами, либо индивидуально, либо как с церковью, что может способствовать охлаждению нашей любви к Богу? Как нам поддерживать любовь к Богу и Его истине год за годом?
Церкви в Смирне Иисус открылся как «Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив» (Откр. 2:8, см. Откр. 1:18). Церковь в Пергаме увидела Иисуса имеющим острый с обеих сторон меч (Откр. 1:16; 2:12). Имеет ли значение то, как Иисус представлен для каждой из этих церквей?
Прочитайте Откр. 2:8–17. Члены церкви в Смирне также были известны своим тяжелым трудом, тем не менее им нечего показать, может быть, потому, что в их среде было «сборище сатанинское» (Откр. 2:9). Аналогично члены в Пергаме, кажется, держались своей веры, хотя среди них был «престол сатаны» (Откр. 2:13). Таким образом, здесь хорошо просматривается реальность великой борьбы.
Церковь в Смирне предупреждена о тяжелых временах в будущем, включая заточение в темницу и даже смерть (Откр. 2:10). В Пергаме кто-то уже отдал свою жизнь за веру (Откр. 2:13). Важно отметить, что у трудных времен есть срок; то есть злу не позволено действовать вечно (Откр. 2:10).
Вызывает беспокойство, что Бог имеет «нечто» против церкви в Пергаме (Откр. 2:14–16). Очевидно, они терпят людей в своей среде, которые «держатся учения Валаама» и «учения Николаитов» (Откр. 2:14, 15).
«Николай и Валаам, кажется, параллельные термины; Николай представляет собой соединение двух греческих слов (nikaō и laos) и означает „тот, кто побеждает народ“. Валаам происходит от двух ивритских слов — аm („народ“) и baal (от bela, „уничтожать“ или „поглотить“), что означает „уничтожение людей“» (Ранко Стефанович. Откровение Иисуса Христа: Комментарий к книге Откровение (Берриен-Спрингс, штат Мичиган: Andrews University Press, 2002), с. 111). Иисус предупреждает всю церковь, что если их ересь будет процветать и дальше, то Он придет и лично сразится с ними мечом уст Своих (Откр. 2:16).
Тем не менее даже на фоне этих предупреждений Иисус оказывает обеим церквам большую поддержку (Откр. 2:11, 17).
Прочитайте Откр. 2:14, 15. Как эти стихи дают ответ тем, кто утверждает, что доктрина не имеет значения? Почему это так значимо и важно?
Прочитайте Откр. 2:18–3:6. Что происходит в этих церквах, с чем мы как Церковь и как личности вынуждены бороться? Как проявляется великая борьба в этой схватке?
То, как Иисус открылся церкви в Фиатире (Откр. 2:18), показывает, какое тяжелое и мучительное время переживал народ Божий. Метафоры очей: «как пламень огненный», и ног: «подобных халколивану» (бронзовых или медных ног) впервые встречаются не в книге Откровение, но в 10-й главе книги пророка Даниила, где Даниил описывает мужа: «очи его как горящие светильники», «ноги его по виду как блестящая медь» (Дан. 10: 6). Это существо говорит Даниилу, что он боролся с князем Персидского царства (Дан. 10:13, 20). Другими словами, когда ситуация становится мрачной для народа Божьего, Сам Бог вмешивается в события, чтобы влиять на человеческие дела, ходя среди церквей (Откр. 1) и борясь с руководителями государств (Дан. 10).
Подобным образом Иисус представлен церкви в Сардисе как Тот, Кто имеет семь духов Божьих и семь звезд (Откр. 3:1, 5:6). Здесь снова представлен Спаситель, Который жив и служит Своей Церкви, оставаясь при этом невидимым, за кулисами, и привлекая небесные силы, чтобы обеспечить безопасность Своей Церкви.
Описание этих двух церквей показывает глубокую озабоченность Господа. В Фиатире, хотя ситуация улучшается (Откр. 2:19), церковь подобна Израилю во время правления царицы Иезавели. Аналогичным образом, в Сардисе люди духовно мертвы (Откр. 3:1).
Несмотря на все это, Иисус ободряет церкви. Он признает многих в Фиатире, «которые не знают так называемых глубин сатанинских», и призывает их: «То, что имеете, держите, пока приду» (Откр. 2:24, 25). «В Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд» (Откр. 3:4).
Именно этим верным Иисус обещает особое благословение. Он обещает Фиатирской церкви дать «звезду утреннюю» (Откр. 2:28), которую Он позже ассоциирует с Собой (Откр. 22:16), а Сардийской церкви Он обещает гарантированное место на небесах и заверяет: «Исповедаю имя его пред Отцом Моим и пред Ангелами Его» (Откр. 3:5).
«Держи, что имеешь, и покайся». Что мы должны держать и в чем необходимо покаяться? Как эти две идеи тесно связаны друг с другом?
Прочитайте Откр. 3:7. Каким Иисус представлен этой церкви? Что это описание говорит нам о Нем?
Господь хвалит церковь за то, что она несмотря на свою слабость сохранила слово Христа и не отреклась от Его имени (Откр. 3:8). Иисус дает интригующее обещание, что члены «сатанинского сборища» скоро придут и поклонятся филадельфийцам (Откр. 3:9). Подобные слова записаны в книге пророка Исаии 60:14, где дается описание угнетателей народа Божьего, падших ниц в смирении. Из этого мы можем понять, что «сатанинское сборище» делает жизнь первых христиан тяжелой. Как мы видели, некоторые из предыдущих церквей боролись с теми, кто учил заблуждениям и создавал проблемы. Филадельфия, похоже, стала той церковью, которая наконец избавилась от этого источника зла.
Прочитайте Откр. 3:10. Как вы понимаете непоколебимость (стойкость) Филадельфийской церкви? Как Иисус обещает ограничить их испытание? Что это значит для нас сегодня?
Очевидно, что Филадельфийская церковь, подобно предыдущим церквам, также пережила тяжелые времена, однако она стала первой церковью, которой Иисус не указал на недостатки, необходимые устранить. Их вера и их сотрудничество с Богом были замечены и оценены Спасителем несмотря на то, что они имеют «не много силы» (ст. 8).
Побеждающим дано обетование, что они сделаются столпами в храме Бога, так что они «не выйдут вон» (Откр. 3:12). Им будут дарованы новые имена, и они будут полностью принадлежать Господу, может быть, потому, что они уже отождествляли себя с Богом во всех аспектах своей жизни.
Если бы вы вдруг оказались на небесах прямо сейчас, насколько бы вы соответствовали небесам?
Лаодикия также по-своему видит Иисуса: «Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия» (Откр. 3:14). Это описание относится к ключевым аспектам Божественности Христа. «Аминь» — ссылка на Ис. 65:16, где слово «Аминь» переводится «Бог истины» и связано с заветом. Иисус — великий Бог, Который верен условиям завета, Который исполняет Свои обетования спасения и восстановления. Иисус также верный Свидетель, Который открывает Своему народу истинный характер Божий (Откр. 1:5; 22:16; Ин. 1:18; 14:8–10). Он является также нашим Творцом (Кол. 1:16, 17).
Прочитайте Откр. 3:14–22. Что Иисус советует сделать этой церкви? Что означают эти слова для нас сегодня?
Познакомившись с Иисусом, можно знакомиться с церковью. Другими словами, мы сможем узнать себя только после того, как познали Бога. Люди в Лаодикии обманывают самих себя, потому что они неверно оценивают себя (Откр. 3:17). Иисус умоляет их принять необходимые меры для того, чтобы они ясно увидели ситуацию такой, какой она является на самом деле, а также для того, чтобы произвести необходимые перемены (Откр. 3:18).
Альтернативой является Божественный суд в два этапа. Во-первых, это может быть родительское наказание (Откр. 3:19); во-вторых, существует вероятность того, что Бог «извергнет их» из уст Своих, подобно тому, как выплевывают глоток испорченной воды (Откр. 3:16).
Этой церкви, которая так близка к тому, чтобы быть лишенной Божьего присутствия, дарованы величайшие обетования. Иисус желает вечерять с ними (Откр. 3:20) — знак общения с близкими друзьями. Затем Он обещает посадить их на престоле рядом с Собой (Откр. 3:21).
Интересно проследить, как на протяжении семи пророческих периодов церквей развивался феномен Божьего народа становиться холодным и отходить от Бога. Как такое могло произойти? Иногда кажется, что несмотря на победу в борьбе некоторые люди до сих пор упорно стремятся ко злу и служат силам тьмы. Несомненно, рассматривая историю этих церквей, мы видим проявление и развитие великой борьбы. И так будет продолжаться до Второго пришествия Иисуса Христа.
В уроке за четверг мы коснулись вопроса Божественности Христа. Почему это так важно? Эллен Уайт писала: «Поскольку Божественный закон является таким же священным, как Сам Бог, только Тот, Кто равен Богу, может исправить его нарушение. Никто, кроме Христа, не мог искупить падшего человека от проклятия закона и привести его снова в гармонию с Небом. Христос взял на Себя вину и позор греха — грех настолько отвратителен в глазах святого Бога, что он произвел разделение между Отцом и Сыном. Христос достиг глубины страданий, чтобы спасти гибнущее человечество» (Божья дивная благодать, с. 42). Логика проста: закон так же свят, как Сам Бог, поэтому только Тот, Кто свят, как Бог, может искупить от последствий нарушения закона. Ангелы, хотя безгрешны, не являются святыми, как их Творец. Потому что как может быть сотворенное существо таким же священным, как его Создатель? Неудивительно, что Писание снова и снова учит, что Христос есть Бог. Жертва Христа в некотором смысле сконцентрирована на святости Божьего закона. Именно из-за закона или, точнее, из-за нарушения закона Иисус ради нашего спасения должен был умереть за нас. Действительно, тяжесть греха яснее всего можно увидеть в бесконечности жертвы, необходимой, чтобы искупить нас от него; серьезность греха говорит о святости самого закона. Если закон настолько свят, что только жертва Самого Бога могла решить проблему нарушенного закона, то у нас есть все необходимые доказательства возвышенности закона.
Вопросы для обсуждения:
Обсудите свои ответы на вопрос за среду в классе. Каково практическое применение ваших ответов?
«Озираясь вокруг в поисках смиренных последователей кроткого и скромного Иисуса, мой разум взволновался. Многие, кто утверждает, что ожидает скорейшего пришествия Христа, уподобляются жителям этого мира и стремятся получить одобрение окружающих больше, нежели искать одобрения Божьего. Они холодны и формальны, подобно номинальной церкви, от которой они отделились. Слова, обращенные к Лаодикийской церкви, лучше всего описывают их нынешнее состояние» (Эллен Уайт. Ревью энд Геральд, 10 июня 1852 г.). Хотя эти слова были написаны более ста пятидесяти лет назад, почему они остаются актуальными для нас сегодня? Что это говорит нам о мифе о «старых добрых временах», которые когда-то переживала Церковь?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →