«Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись; между тем узнавали их, что они были с Иисусом» (Деян. 4:13).
Предвзятые мнения учеников были величайшим барьером, с которым столкнулся Иисус, обучая Своих последователей. Ученики почти не слышали то, что говорил Иисус, если Его слова не вписывались в их собственные идеи. Вплоть до Его вознесения ученики спрашивали Иисуса об освобождении Израиля от римлян.
Только после десяти дней молитв и тесного общения с Богом начался процесс замены доминирующих предубеждений истиной, и ученики стали готовы услышать то, что говорил им Бог. Это проложило путь для невероятных событий во время первой Пятидесятницы после смерти Иисуса.
Конечно, Церковь по-прежнему сталкивалась со многими проблемами, особенно из-за местных религиозных руководителей, которые были полны решимости остановить Церковь, подобно тому, как они пытались остановить Иисуса.
Изучая урок на этой неделе, мы увидим великую борьбу, которая разыгрывалась как открыто, когда те, кто у власти, были вдохновлены сатаной, чтобы подавить истину, так и едва различимо, в человеческом сердце.
После Своего воскресения Иисус 40 дней общался с учениками, помогая им лучше понять Царствие Божие (Деян. 1:3; 1 Кор. 15:4–7) и осознать реальность Его воскресения. Тем не менее, даже когда они были собраны перед Его вознесением на небеса, главным вопросом в их умах был вопрос Иисусу относительно подходящего времени для победы над римлянами (Деян. 1:6).
Их собственные идеи относительно будущих событий настолько доминировали, что они просто не слушали то, что говорил им Иисус. Даже после трех с половиной лет тесного наставничества (эквивалент университетской степени), с лучшим Учителем, Которого когда-либо знал этот мир, у учеников было по-прежнему много неверных представлений, от которых необходимо было избавиться.
Прочитайте Деян. 1:6–8. Как ответил Иисус, столкнувшись с таким неведением?
Иисус не тратил времени, пытаясь исправить каждое непонимание, Он говорил о том, что было действительно важно. Излитие Святого Духа было гораздо более важным вопросом, чем политическая дискуссия.
Наблюдая вознесение Иисуса, ученики заметили двух мужчин, стоявших рядом. Те заверили их, что Иисус вернется. Так же, как Он вознесся на небо как победивший Царь, Он вернется снова как Царь и Победитель, о Котором они мечтали, когда спрашивали Его о восстановлении израильского царства. Но тот день будет превосходить даже самые лучшие их мечты, ибо Он придет как Царь всего творения, а не только как Царь небольшого участка земли на Ближнем Востоке.
Одиннадцать учеников возвратились с горы Елеонской в Иерусалим, их разум был наполнен воспоминаниями, а сердца истинами, открытыми Иисусом (по крайней мере, теми, которые они поняли). Но они нуждались в чем-то большем. Иисус повелел им ожидать в течение нескольких дней, пока они не получат крещение Святым Духом (Деян. 1:4, 5), поскольку, хотя враг был побежден, он оставался живым и опасным, и они должны получить силу свыше для того, чтобы выполнить служение, к которому призвал их Иисус.
Прочитайте Деян. 1:14. В чем заключается главное различие того, как ученики относились друг к другу сейчас, по сравнению с тем, что было прежде, например, как записано в Мф. 20:20–24, и что это сообщение об изменении их отношений говорит нам? Каким образом вы можете отвергнуть свое «я», чтобы подготовиться к излитию Святого Духа?
В течение десяти дней последователи Иисуса молились, пересматривали свои опыты с Иисусом во свете Священного Писания, показывали смирение и принятие друг друга и, наконец, позволили Святому Духу запечатлеть истину в сердцах. Подобно тому, как Дух парил над бездною в начале процесса Творения, так Дух Божий пребывал над каждым из учеников, проявившись в виде разделенных огненных языков на каждом из них (Деян. 2:2, 3). Это было новое начало, новое творение.
Прочитайте Деян. 2:5–12. В чем значимость происходящего, как записано в данном отрывке? Сравните это с Быт. 11:1–9.
Через некоторое время после потопа обитатели земли решили построить башню, которая достигла бы небес (Быт. 11:1–9). Чтобы отвратить их от этой высокомерной и глупой затеи (а также нового зла, которое они собирались совершить, Быт. 11:5, 6), Бог смешал язык и рассеял их «по лицу всей земли» (Быт. 11:7–9).
В день Пятидесятницы Бог сделал обратное. Здесь была собрана группа людей, которые не желали строить новую Вавилонскую башню, но были готовы благовествовать, чтобы зло однажды было изгнано навсегда.
В тот день в Иерусалиме были собраны люди набожные «из всякого народа под небом» (Деян. 2:5, сравните с повествованием о Вавилонской башне), которые изумились, услышав, как ученики разговаривают на их собственном языке (Деян. 2:6–11).
Петр использует эту возможность, чтобы обратиться к ним. Он говорит о сошествии Святого Духа, Который подготовит людей к встрече с Богом (Деян. 2:17–21). Он раскрывает истинную миссию Мессии и упрекает их за то, что они распяли Его (Деян. 2:23). Они «умилились сердцем» (Деян. 2:37), и три тысячи человек крестились и присоединились к ученикам (Деян. 2:41).
Те, кто под вдохновением сатаны одобрил смерть Иисуса, теперь, под влиянием Святого Духа стали последователями Христа. Что это говорит нам о силе Божьей не только прощать самые ужасные грехи, но и изменять самые жестокие сердца?
Прочитайте Деян. 4:1–30. Как тема великой борьбы раскрывается в этом отрывке? Каким образом это является лишь одним примером того, как эта борьба разыгрывается на протяжении всей истории? Как изложена здесь работа сатаны и работа Господа?
«Священники и правители видели, что Христос превознесен выше них. Саддукеи, слыша, что апостолы говорят о воскресении Христа, в которое они не верили, пришли в ярость. Было ясно, что, если и впредь позволять апостолам проповедовать и совершать чудеса во имя Его, все признают реальность воскресения и секте саддукеев вскоре придет конец. Учение апостолов наносило удар по иудейским обрядам, утверждая, что жертвоприношения потеряли всякий смысл» (Эллен Уайт. Деяния апостолов, с. 78).
Этих руководителей особенно расстроило исцеление, которое совершил Господь через Петра (Деян. 3:1–10). Но, столкнувшись с этими людьми, ученики не колебались (не дрогнули). Священники не ожидали такого от «некнижных и простых» людей (Деян. 4:13). Приказав им выйти из комнаты, они рассуждали между собою, решив, что, если они прикажут этим людям не учить об имени Иисуса, они покорно выполнят их повеление (Деян. 4:18). Но они ошиблись.
Ученики вернулись к остальным и вместе прославили Бога (Деян. 4:24). Они молились о дополнительной смелости и о том, чтобы Бог протянул Свою руку для исцеления других людей (Деян. 4:29, 30). Им не пришлось долго ждать. Из-за растущей популярности апостолов люди приносили больных на улицы, чтобы тень Петра падала на них (Деян. 5:15). Множество людей пришло из близлежащих городов, и все больные исцелились (Деян. 5:16).
В данном отрывке Священного Писания нашему взору открывается картина великой борьбы: недобросовестные руководители, стремящиеся подавить истину; верные последователи, читающие Библию и молящиеся о Божественной силе, исцеление болезней и приобретение душ. Хотя ситуация, по крайней мере на первый взгляд, не всегда складывается так хорошо, как здесь, мы всегда должны помнить, чем закончится великая борьба. Благодаря тому, что Иисус совершил для всего человечества, окончательная победа будет на стороне добра.
Апостолы были не единственными, кто столкнулся с религиозным фанатизмом в эпоху ранней Церкви. Стефан, «исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе» (Деян. 6:8), он также был неутомимым свидетелем Христа. Его аргументы были настолько убедительными, что его противникам пришлось прибегнуть к ложным и компрометирующим обвинениям против него, за что он был приведен на заседание синедриона (Деян. 6:9–14).
В Деян. 7:2–53 записан убедительный ответ Стефана тем, кто обвинял его. Прочитайте Деян. 7:54. Здесь говорится, что они «рвались сердцами своими»; то есть были осуждены его словами. В Деян. 2:37 мы читаем о людях, которые, выслушав подобное обвинение против себя, почувствовали угрызение совести. Какая разница в отклике на убеждение и что это говорит нам о важности посвящения своего сердца Богу?
Апостолам до сих пор удавалось избежать гнева руководителей, но, когда Стефан попытался сделать то же самое, он был убит разъяренной толпой. Смерть Стефана стала первым результатом согласованных усилий сатаны по уничтожению нового движения. До этого дня последователей Иисуса преследовали и им угрожали, но Стефан стал первым, кого убили после смерти Иисуса.
Можно ли было ожидать чего-то другого? Если сатана смог вдохновить руководителей нации убить Иисуса, Его последователям не было смысла ждать благосклонного отношения к себе.
Конечно, на протяжении всей великой борьбы Господь не раз превращал поражение в победу. Нечто подобное произошло и в данной ситуации.
«После смерти Стефана Савл был избран членом синедриона — так была отмечена роль, которую он сыграл в убийстве этого мученика. Теперь он стал могучим орудием в руках сатаны, противоборствуя Сыну Божьему. Но вскоре этот безжалостный гонитель перейдет на сторону Церкви, которую он терзал. Некто, более могущественный, чем сатана, избрал Савла на место убитого Стефана, чтобы проповедовать Евангелие, страдать за Его имя и распространять повсюду весть о спасении через пролитую Им Кровь» (Эллен Уайт. Деяния апостолов, с. 102).
Иногда мы видим, что добро возникает из того, что является очевидным злом. Это прекрасно. Однако что нам делать, если мы не видим никакой пользы от зла, которое только умножается?
Ученики были полны не только предвзятых идей, которые не позволяли им понять то, чему Иисус учил их, но также национальных предрассудков. Одним из примеров таких предрассудков является история с самарянкой, у которой Иисус попросил воды. Она была удивлена, потому что «Иудеи с Самарянами не сообщаются» (Ин. 4:9).
История обращения Корнилия, римского сотника, служащего в Кесарии, — это история борьбы с национальными предрассудками. Корнилий был муж «благочестивый и боящийся Бога» (Деян. 10:2), пользующийся большим уважением среди местных жителей (ст. 22). Ангел велел ему послать за Петром в Иоппию (ст. 22; см. также ст. 3–8).
Между тем в Иоппии Петр поднимается на крышу, чтобы помолиться (стих 9). Находясь в тени и ощущая прохладный морской бриз, он расслабился и проголодался и в ожидании приготовления пищи увидел странное видение. Небо открылось, и нечто похожее на огромную скатерть, которую держат за четыре конца, опустилось на землю. На скатерти он увидел всякого рода четвероногих животных, «нечистых» для прикосновения и употребления в пищу, и услышал обращенный к нему голос: встань, заколи и ешь (ст. 11–14).
Какова была реакция Петра, когда ему было сказано съесть «нечистую» пищу, и что означало его видение? Деян. 10:12–29.
В этом видении Бог преподал Петру важный урок. Некоторые люди сегодня думают, что, дав это видение, Бог поменял диету человека и позволил людям есть все, что им нравится. Но на самом деле видение имело другой смысл. Сначала это видение удивило и озадачило Петра, потому что сразу понять его было сложно (Деян. 10:17). Но когда пришли посланные Корнилием и объяснили свою миссию, Петр почувствовал побуждение отправиться с ними (Деян. 10:22, 23). Когда Петр встретился с Корнилием, он уже мог объяснить ему значение своего видения. Петр понял, что Христос — Спаситель всего мира. Язычники также драгоценны для Господа, потому что за них умер Христос (Деян. 10:34–48).
Петр извлек урок, которому нам всем по-прежнему необходимо научиться. Во Христе были разрушены все барьеры, и больше не существует различия между иудеями и язычниками, между всеми людьми, «но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10:35).
Прекрасно верить, что все мы одно во Христе; так учит Библия. К сожалению, в своих сердцах мы не всегда так считаем, не правда ли? Во-первых, как нам признать существующие предрассудки, а, во-вторых, как избавиться от них с помощью Божьей силы?
Русский писатель Федор Достоевский написал о возвращении Иисуса на землю, но не так, как об этом предсказано в Библии. В его рассказе Иисус вернулся, когда инквизиция была в самом разгаре, когда религиозные руководители использовали свою власть во зло. Великий инквизитор пришел к Иисусу, Который посетил этот мир как скромный крестьянин, был арестован и брошен в темницу, и бичевал Его за то, что Он даровал людям свободу. «Вместо того чтобы лишить людей свободы, — заявил он, — Ты даровал им большую свободу, чем когда-либо! Неужели Ты забыл, что человек предпочитает мир, и даже смерть, свободе выбора в познании добра и зла? Ничто не является более соблазнительным для человека, чем его свобода совести, но ничто другое не является наибольшей причиной его страданий». Несмотря на свою смелость и цинизм он был прав. Посмотрите, что люди сделали со своей свободой. Боль, зло, грех, страдание, смерть — все возникло благодаря существованию свободы, точнее, от злоупотребления ею. Но Бог создал нас любящими существами, и мы можем любить только тогда, когда свободны. То, какое влияние производит великая борьба в этом мире, является результатом того, что люди сотворили и до сих пор делают со священным, но очень дорогостоящим подарком (крест показывает его истинную стоимость) — свободой. Как мы увидели на этой неделе, некоторые, столкнувшись с Евангелием, раскаялись и отдали свои сердца Иисусу; другие, столкнувшись с ним, убили посланника. Свобода — это драгоценный дар, но мы должны быть осторожны в том, как мы распоряжаемся ею.
Вопросы для обсуждения:
Несомненно, Новый Завет подчеркивает единство, которое мы имеем во Христе. Это очень сильная идея, которая была в свое время революционной. К сожалению, даже сейчас, в 21-м веке, одним из самых больших зол, до сих пор существующих, являются этнические, расовые и национальные предрассудки. Только Бог знает в полной мере, к чему может привести зло. И хотя мы не удивляемся ему в мире, что мы можем сказать о Церкви, о своей общине? Как оно проявляется? Почему подобное отношение противоречит самому основному и фундаментальному учению Евангелия?
Порой все мы чувствуем обличение Святого Духа. Как вы реагируете, когда Он обличает вас? Именно в сердце происходит великая борьба. Как ваш выбор показывает, чью сторону вы заняли, когда вас обличает Святой Дух?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →