«И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лк. 24:32).
С самых первых дней Своего служения Иисус не работал в одиночку. Он избрал людей, которые вместе с Ним принимали участие в проповеди, учении и служении. И хотя повествования четырех Евангелий сосредоточены в первую очередь на Его жизни, смерти и воскресении, часто это сделано в контексте присутствия Его учеников, которые были близки к Нему.
Таким образом, когда великая борьба бушевала вокруг Него, мы можем видеть, что она бушевала и вокруг учеников, до самого конца, пока Иисус не воскликнул: «Совершилось». Сатана не смог заставить Иисуса споткнуться и упасть. Последователи Христа, однако, были более легкой добычей для него. Недостатки их характера позволили ему проникнуть в их сердца.
Гордость, сомнения, упрямство, чувство собственного достоинства, мелочность — вот те недостатки, которые открыли путь сатане. Частично их проблема заключалась в том, что они, имея свои собственные взгляды на то, что может и должно произойти, не слушали Иисуса.
Им пришлось извлечь много горьких уроков. Так же, как, несомненно, и нам.
Если учесть, какой невероятный вопрос стоял на кону в великой борьбе, удивительно, что Иисус использовал людей, которые помогали Ему в служении, особенно с такими недостатками характера. Конечно, если мы рассмотрим состояние падшего человечества, никто из избранных Иисусом людей в любом случае не был лишен нравственных дефектов.
Прогуливаясь вдоль северного берега Галилейского моря, а также находясь в толпе людей, Иисус заметил две рыбацкие лодки, чьи владельцы чистили сети после ночи, во время которой они ничего не поймали. Эти рыбаки уже знали Иисуса. Он проповедовал в их синагоге, где удивил всех Своими словами (Лк. 4:31, 32). Иисус даже изгнал беса из человека в их синагоге, чем привел в изумление всех присутствующих (Лк. 4:33–36). Они видели, как Иисус в доме Петра исцелил его тещу (Лк. 4:38, 39), а поздно вечером того же дня исцелил многих других (Лк. 4:40, 41).
Неудивительно, что толпа следовала за Иисусом по берегу озера. Иисус вошел в лодку Петра, отплыл немного от берега, так чтобы все могли видеть Его, а затем обратился к народу (Лк. 5:3). Окончив Свою речь, Он велел Петру бросить свои чистые сети на глубину недалеко от берега. Петр, конечно, думал, что ничего из этого не выйдет, но из уважения к Иисусу сделал так, как Он повелел.
Прочитайте Лк. 5:6–8. Как реакция Петра открывает нам его характер и помогает понять, почему, несмотря на очевидные недостатки Петра, Иисус избрал его?
Реакция Петра примечательна. Ее можно сравнить с борьбой Иакова с ангелом — такое же осознание Божественного присутствия и подавляющее чувство недостоинства (Быт. 32:24–30). Ясно одно: Петр осознавал свою греховность, потому что знал, что Господь был там. Его открытое исповедание своей греховности сильно отличается, например, от реакции некоторых религиозных руководителей, которые называли Иисуса грешником (см. Ин. 9:24), вместо того чтобы признать свою греховность, хотя бы в Его присутствии.
Евангелие от Луки 5:11 говорит, что они «оставили все» и последовали за Ним, а это означало, что, когда их сети были полны, они решили оставить все, чтобы следовать за Иисусом. Какая весть содержится здесь для нас?
Когда Иисус призвал первых учеников на берегу Галилейского моря, они уже были свидетелями Его власти над злом. Они видели, как Он изгонял демонов (Лк. 4:34–36), исцелял больных (Лк. 4:38–41), управлял природой (Лк. 5:4–6), обличал во грехе и заверил Петра в том, что тому нет необходимости испытывать страх (Лк. 5:10).
Некоторое время спустя, после ночи, проведенной в молитве (Лк. 6:12), Иисус собрал Своих последователей (учеников) и из этой большой группы избрал двенадцать, назвав их апостолами (Лк. 6:13; греческое слово «аpostolos» означает «посылать»). Прежде, чем послать их на служение, Иисус провел с ними некоторое время, давая им указания (Лк. 9:1–5), которые Он позже повторил и другой группе учеников (Лк. 10:1–16).
Прочитайте Мк. 3:14. Что Иисус сделал перед тем, как отправить апостолов на служение? Какая важная весть содержится здесь для всех нас?
Как часто современные ученики торопятся трудиться для Иисуса, вместо того чтобы проводить время с Ним? Простой факт заключается в том, что, когда мы идем, чтобы выполнить поручение проповедовать Евангелие, мы спешим составить свой список необходимых дел и игнорируем Спасителя мира, пытаясь заменить Его собой. Так просто иметь «комплекс Мессии», думая, что от нас зависит спасение мира, забывая, что только Иисус является Спасителем.
Несложно заметить, что многое из христианской истории было запятнано теми, кто, исповедуя имя Иисуса, не уделял времени для общения с Ним, не познал Его и не пережил изменений в своей жизни. Менее всего наш мир или церковь нуждается в тех, кто совершает служение во имя Христа, но которые не были «с Ним». Одной из величайших уловок сатаны в великой борьбе была его способность привлекать на свою сторону тех, кто претендует на имя Христа, и использовать их, чтобы осквернять это имя. Следовательно, перед тем, как направить их на служение, Иисус, несомненно, хотел, чтобы эти люди провели с Ним время и научились от Него.
Что означает для нас сегодня пребывание с «Ним» без возможности физического, плотского присутствия Иисуса? Каковы практические, реальные способы, с помощью которых мы сегодня можем проводить время с Ним?
Прочитайте Мф. 8:23–27; Мк. 4:35–41 и Лк. 8:22–25. Как здесь показана реальность великой борьбы?
Хотя мы не в состоянии в полной мере понять степень воздействия сатаны на окружающую среду, Писание показывает его влияние на примере истории Иова (Иов 1:18, 19). Эллен Уайт также говорит нам, что «сатана даже сейчас прибегает к стихийным бедствиям на море и земле, чтобы окончательно решить судьбу как можно большего количества людей» (В небесных обителях, с. 348). Эта цитата является еще одним свидетельством, говорящим о его силе в этой области. Конечно, являясь свидетелями непрекращающихся стихийных бедствий, которые поражают наш мир, мы и сами видим реальность великой борьбы здесь, на земле.
После долгого дня, когда наступил вечер, Иисус предложил апостолам отправиться к противоположному берегу, который был не таким густонаселенным. Внезапно на них налетела жестокая буря, и волны стали швырять лодку (Мк. 4:37). Иисус был так измучен, что спал на корме, не обращая внимания на бурю, а ученики были так заняты борьбой со стихией, что не сразу заметили, что Иисус спит во время шторма. Иисус ничего не сказал, когда Его разбудили. Он не стал читать им проповедь, объяснять затруднения или предлагать решения, чтобы стать победителями в данной ситуации. Он просто встал, поднял руку и повелел ветру и волнам успокоиться, как будто это просто шумные дети.
Увидев произошедшее, ученики исполнились благоговения. Они «убоялись страхом великим и сказали друг другу: „Кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?”» (Мк. 4:41).
Из этой истории можно извлечь много уроков, но необходимо увидеть главное — степень власти Иисуса и необходимость доверять Ему при любых обстоятельствах.
Хотя власть Господа над природой не имеет границ, есть сфера, где Он не будет действовать силой, и это наша свободная воля. Насколько осторожными мы должны быть, -когда пользуемся священным даром свободного выбора, и как -реальность великой борьбы должна побуждать нас быть предельно внимательными при использовании этого дара?
Прочитайте Мк. 9:33–37. Какой урок Иисус преподал ученикам в данном отрывке и какая весть содержится в Его словах для последователей Иисуса? Смотрите также Мф. 18:3–5.
Спор среди учеников, несомненно, был связан с их представлениями будущего. Они думали, что Иисус освободит Израиль от власти римлян, восстановит царство Давида и будет править как новый царь, подарив нации еще одну эпоху царя Соломона. При этом они были уверены, что, будучи близкими друзьями Христа, получат выдающиеся и важные роли в восстановленном царстве. Однако даже этого было для них мало, они хотели знать, кто из них будет «большим» в царстве. Не похоже ли это на стремления Люцифера? (См. Ис. 14:14).
Прочитайте Мф. 20:20–28. Как Иисус ответил на этот последний вопрос? Что главное в Его ответе?
Больше всего обескураживает не само это происшествие, а его контекст. Иисус с учениками были на пути в Иерусалим, Господь шел в город, где Его ожидало распятие. Он только что объяснил им, что Он будет предан, осужден на смерть, над Ним будут насмехаться, Его будут бичевать и распнут, а затем на третий день Он воскреснет (Мф. 20:18, 19). Как только Он закончил Свою речь, был снова поднят вопрос о том, кто будет большим в царстве. Они даже не слышали, что сказал Иисус. Было очевидно, что они не слушали Его. Охваченные своими собственными мелочными амбициями, они пропустили самое важное, сконцентрировавшись на ложных понятиях о земном царстве, которого никогда не будет, они не услышали то, что Иисус говорил им о вечном царстве, которое Он предлагал ценою собственной жизни.
Легко считать учеников близорукими и мелочными. Посмотрите на себя и спросите: «Что необходимо для очищения моей собственной души от близорукости и мелочности?»
Шел третий день после смерти Иисуса. Его последователи все еще были парализованы от пережитого шока. Они думали, что Он сокрушит римлян, но римляне, казалось, сокрушили Его.
Много учеников собралось вместе с апостолами после распятия. Группа женщин из их среды посетила могилу рано утром в воскресенье. Лука упоминает имена трех из них, но были и другие, пришедшие с Иисусом из Галилеи (см. Лк. 23:55; 24:1, 10). Они вернулись от пустого гроба, чтобы рассказать «одиннадцати и остальным» о двух мужчинах в сияющих одеждах, которых они встретили там (Лк. 24:9).
Лука записал, что в этот воскресный день двое из последователей Иисуса возвращались из Иерусалима домой в Эммаус, это путешествие занимало от двух до трех часов (Лк. 24:13). Вполне вероятно, что они были настолько поглощены обсуждением того, что произошло в минувшие выходные, что не заметили незнакомца, идущего рядом. Может быть, они никогда бы не заметили Его, если бы Он не вступил в разговор, поинтересовавшись о причине их печали (Лк. 24:17).
Этот вопрос действительно задел одного ученика по имени Клеопа. Он удивился, как незнакомец может быть настолько несведущим относительно всего, что произошло. «И сказал им: о чем?» (Лк. 24:19).
Прочитайте Лк. 24:19–35. Как их ответ показал отсутствие понимания и как Иисус объяснил им истину?
Обратите внимание, что Иисус основывает Свое объяснение на Писании. Подобно тому, как Он прибегал к Писанию в борьбе с сатаной в пустыне, Он обращается к Писанию для того, чтобы рассеять мрак, окутавший этих двух учеников. Только дав им библейское обоснование Своей земной жизни и Своей миссии, Иисус позволил им пережить потрясающий опыт, чтобы усилить библейское учение: во-первых, Он открылся им, тем самым показывая, что Он действительно воскрес из мертвых; во-вторых, «Он стал невидим для них» (стих 31). Несомненно, совершенно ясное библейское обоснование искупительной смерти Иисуса и последующий за этим потрясающий опыт способствовали развитию крепкой веры у этих двух учеников.
Здесь, опять же, как и в других Евангелиях, мы видим, что Иисус ставил Библию в центр Своего учения. Как нам оберегать себя от любого типа мышления, которое побуждает нас сомневаться в авторитете Писания?
Находясь на земле во плоти, Иисус изгонял бесов (Лк. 6:18), даровал надежду утратившим надежду (Лк. 6:20–23), показывал людям, как жить Божьей любовью — агапе (Лк. 6:27–49), исцелил слугу сотника (Лк. 7:2–10), воскресил сына вдовы (Лк. 7:12–16), успокоил бурю (Лк. 8:22–25), освободил бесноватого от демонов в Гадаринской стране ( Лк. 8:26–39), исцелил женщину, страдающую кровотечением в течение 12 лет (Лк. 8:43–48), воскресил дочь Иаира (Лк. 8:41, 42, 49–56) и даже воскресил Лазаря после того, как тот был мертв в течение четырех дней (Ин. 11:39–44). Он совершил все это и даже более того, однако люди все еще с трудом верили в Него. «Даже ученики Христа были медлительны, чтобы учиться и понимать. Несмотря на их любовь к Нему и их благоговение перед Его характером, их вера в Него как Сына Божьего колебалась. Их частое обращение к традициям отцов и их постоянное непонимание Его проповедей показывали, как трудно им было освободиться от суеверий» (Эллен Уайт. Рукописи, т. 18, с. 116). Вера — это дар от Бога, но это подарок, которому люди могут сопротивляться. Господь предупреждает нас: сатана реален, великая борьба реальна, и враг упорно трудится, чтобы заставить нас сомневаться и не верить. Спасение приходит через веру в то, что Христос сделал для нас; сатана знает это и поэтому будет делать все возможное, чтобы отвратить нас от этой веры. К счастью, Иисус намного сильнее дьявола, и нам необходимо всегда об этом помнить. Становясь ближе к Иисусу, мы увеличиваем свои шансы устоять в борьбе.
Вопросы для обсуждения:
Как бы вы ответили на вопрос: «Если Иисус обладает такой властью над природой, почему так много людей, даже христиан, становятся жертвами стихийных бедствий?» Как реальность великой борьбы помогает нам дать верный ответ?
Какие у нас есть основания верить в Иисуса и что Библия говорит о Нем? Почему так важно всегда помнить эти основания? Почему многие люди утрачивают веру, несмотря на все основания? Что вызывает сомнения и как избавиться от них?
Как мы рассмотрели на этой неделе, Иисус избрал нескольких человек, которые обладали определенными недостатками, для совместного служения. Какую надежду это дает нам в отношении того, как Иисус может использовать нас, несмотря на наши слабости?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →