«Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28).
Когда мы размышляем о великой борьбе, мы склонны думать о ней в грандиозных, всеобъемлющих масштабах. То есть мы смотрим на большую картину. Это можно назвать «мета-повестью», историей, которая охватывает и объясняет большую часть реальности, в отличие от местного повествования или истории, которая объясняет что-то гораздо более ограниченное. Например, известная сказка Пола Ревира представляет собой местное повествование, в отличие от гораздо более великих и больших событий в американской революции за независимость.
И все же, какой бы большой и всеохватывающей ни была тема великой борьбы, мы ежедневно имеем дело с вопросами в нашей собственной жизни — в том, как мы относимся к Богу и другим людям, как мы выдерживаем искушения. Подобно тому, как на ежедневное существование людей влияют более значительные и большие политические события, так и мы сталкиваемся с серьезными вопросами великой борьбы в нашей обыденной жизни.
На этой неделе мы рассмотрим, что Иисус говорил о необходимости познавать и исполнять волю Божью каждый день нашей жизни.
«Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29). Как принятие Его «ига» может принести покой нашим душам?
Это предложение Иисуса — личное приглашение на фоне гораздо большей Его миссии: освобождения народа от врага. Его слова на самом деле взяты из книги пророка Иеремии, который обещает народу покой, если он возвратится к религии своих отцов вместо язычества окружающих народов (Иер. 6:16).
Концепция отдыха очень многогранна в Писании. Она начинается с Самого Бога. Он отдыхал, когда закончил Свой акт Творения (Быт. 2:2). Его отдых установил еженедельный субботний покой. Также во время ежегодных праздников народ отдыхал (например, Лев. 16:31), и каждый седьмой год земля отдыхала от трудов (Исх. 23:11), а каждые 50 лет объявлялся юбилейный год, когда освобождались рабы и прощались долги (Лев. 25:10).
Покоем можно наслаждаться только тогда, когда Бог присутствует со Своим народом (Исх. 33:14), там, где нет ни противника, ни появления зла (3 Цар. 5:4), ни врага (Втор. 25:19). Покоем можно наслаждаться на земле, которую Бог дал Своему народу (Нав. 1:13), особенно когда народ возвратился из плена и изгнания (Иер. 30:10). Покой также можно ощутить в акте гостеприимства (Быт. 18:4) и в стабильной семейной жизни (Руфь 1:9; Притч. 29:17).
Тем не менее покой отсутствует для народа Божьего в неволе (Исх. 5:4, 5; Плач 1:3). Покой оставляет нечестивых, которые, как море взволнованное, не могут отдыхать (Ис. 57:20). Единственный отдых, на который могут рассчитывать эти люди, — это смерть и могила (Иов 3:11, 13, 16, 17, 18). Откровение 14:11 также содержит серьезное предупреждение тем, кто в великой борьбе будет на строне зла в последние дни.
Покой, который Иисус предлагает нам, — очень щедрое предложение. Он включает в себя дар субботы, позволяя нам провести время с Творцом. Предложенный Христом покой помогает понять наше потерянное состояние и восстанавливает нас во всех отношениях. И даже когда мы совершаем ошибки, мы все равно можем быть уверены, что Господь простил нас и приготовил нам отдых на Своей груди.
Как еще, кроме субботы, мы можем научиться наслаждаться отдыхом, предлагаемым нам Богом? Как мы находим покой душам нашим в Иисусе? Смотрите также Рим. 4:1–6.
Тема великой борьбы раскрывается в притче Иисуса о сеятеле. Четыре типа реакции на евангельскую весть показывают, что в мире есть не просто «хорошие» и «плохие» люди. Жизнь сложнее, поэтому мы должны быть осторожны по отношению к тем людям, которые не так, по нашему мнению, откликаются на весть Евангелия.
Прочитайте Мф. 13:3–8, а затем Мф. 13:18–23. Как в этой истории показана реальность великой борьбы?
Борьба за души реальна, и враг использует любые средства, чтобы отвратить людей от спасения. Например, относительно семени, упавшего при дороге, Эллен Уайт пишет: «Сатана и его ангелы собираются там, где проповедуется Евангелие. И в то время, когда ангелы небесные стремятся утвердить в сердце человека Слово Божье, враг рода человеческого всегда начеку, чтобы лишить это Слово его благотворной силы. С упорством, равным лишь его злобе, он пытается воспрепятствовать работе Духа Божьего. В то время, когда Христос влечет к Себе душу человеческую Своей любовью, сатана пытается отвлечь внимание каждого, кто стремится к Спасителю» (Наглядные уроки Христа, с. 44).
Возникает вопрос: почему бы сеятелю не быть более осторожным и не тратить семя, бросая его при дороге? Почему он не может быть более усердным в выкапывании камней? Почему он не пропалывает сорняки?
При посеве семян Евангелия человеческие усилия всегда ограничены. Мы должны сеять повсюду. Мы не можем судить, что хорошо, а что плохо в почве. Появление сорняков просто означает, что мы не в состоянии предотвратить зло, вырастающее в наименее ожидаемых местах. Господин жатвы трудится для того, чтобы все желающие получили спасение. Мы выполняем свою работу и должны научиться доверять Ему, что Он совершит Свою часть работы.
Видите ли вы реальность этой притчи в своей жизни? Знаете ли вы людей, которые приняли крещение и тут же ушли из церкви? Или других, которые вообще ничем не интересуются? Или тех, кто прочно утвердился в вере?
Вопрос о том, где мы находимся во вселенской борьбе, которая разворачивается вокруг нас, хорошо открыт в притче о человеке, построившем свой дом на камне.
Прочитайте Мф. 7:21–27. Что так пугает в этой притче?
Что приходит на ум, когда вы представляете себе эту историю? Где камень, а где песок? Некоторые люди песок встречают только на пляже, но эта история, вероятно, не о строительстве у моря. Скорее всего это место среди пологих холмов, на которых были расположены большинство деревень, где-нибудь у долины.
Иисус описывает два дома; один построен без фундамента, а другой имеет основу (Лк. 6:48). Кажется, что нет разницы между двумя этими домами, пока не пройдет дождь в горах и не произойдет внезапное схождение воды вниз в долину. Для одного из строителей, для того, кто положил фундамет, дождь не проблема, но для другого — катастрофа. Дом без фундамента — легкая добыча для бурлящей воды.
Иисус поделился этой притчей, потому что Он знал, как часто мы обманываем себя. Будет происходить серьезная борьба, и без посторонней помощи у нас нет никакой возможности выжить. Иисус одержал победу над злом, и именно поэтому Он называется камнем (скалой).
Эта личная битва против зла может быть выиграна, но только при условии, что мы строим свою жизнь прочно на Нем, а мы можем созидать в Нем только через послушание Ему. «Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне» (Мф. 7:24). Это так просто. Однако вера является гораздо более важным компонентом — вера без дел «мертва», говорит Библия (см. Иак. 2:17, 20, 26), и в этой притче мы видим, насколько мертвой она может быть на самом деле.
Прочитайте Мф. 7:22, 23. Изгнание бесов во имя Иисуса или произнесение пророчеств во имя Его — это своего рода проявление «веры» этих людей. И все же что стало с ними? Спросите себя, на каком фундаменте построен ваш дом. Как вы узнали ответ?
Иисус произнес Нагорную проповедь в первые дни Своего служения. Она была революционной во всех смыслах. Во-первых, Он сказал обычным людям, что они ценны и благословенны в глазах Бога (Мф. 5:3–12), что они являются солью (Мф. 5:14–16) и светом ( Мф. 5:13) — двумя высоко ценными товарами. Он говорил о важности Закона Божьего (Мф. 5:17–19) и предупреждал о попытках произвести впечатление на других собственным хорошим поведением (Мф. 5:20). Иисус также отметил, что нравственность определяется тем, что думает человек, а не только тем, что делает (Мф. 5:21–28), хотя за своими действиями также необходимо следить (Мф. 5:29, 30). Когда читаешь всю проповедь, видно, что она охватывает всю гамму человеческого существования и отношений (см. Мф. 5:1 — 7:27).
Прочитайте Мф. 7:1–5. Как в этих текстах показана реальность великой борьбы? То есть как проявляется взаимодействие между добром и злом?
«„Не судите, да не судимы будете”. Не превозноситесь над другими людьми и не считайте себя вправе быть им судьей. Поскольку ты не можешь знать мотивы поступков, ты не можешь судить другого. Осуждая его, ты выносишь приговор самому себе, так как сотрудничаешь с сатаной, обвинителем ближних. Господь говорит: „Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте” (2 Кор. 13:5). Вот что мы должны делать» (Эллен Уайт. Желание веков, с. 314).
Когда Иисус сказал Своим слушателям не судить, Он указал на два важных момента. Первая причина: мы судим других, потому что сами делаем то же самое (Мф. 7:1, 2). Мы отводим внимание от себя, чтобы все вокруг, глядя на человека, осуждали его, а не нас.
Другая причина, к которой Иисус привлекает внимание: часто проблема, которую мы видим в нашем брате или сестре, является только видимой частью проблемы, о которой мы даже не догадываемся. Нам легко увидеть соринку в их глазу, но мы не в состоянии увидеть большое бревно в своем собственном глазу.
Какая разница между осуждением человека и суждением о правоте или ошибочности его действий и почему так важно делать это различие?
Матфей оканчивает свое повествование красивыми словами Иисуса: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Что это должно означать для нас с практической точки зрения, в нашей жизни, в нашей борьбе, неудачах, разочарованиях и даже тогда, когда мы чувствуем, что Бог оставил нас?
Интересно, что Матфей начинает свое Евангелие аналогичными словами. После перечисления всех праотцов и рассказа о явлении ангела Марии и Иосифу Матфей объясняет, что Младенец, Которому суждено родиться, является Еммануилом, «Богом с нами» (Мф. 1:23).
Бог дал обещание, «Я буду с вами» несколько раз в Писании. Он обещал быть с Исааком (Быт. 26:24), с Иаковом (Быт. 28:15), с Иеремией (Иер. 1:8, 19) и с народом израильским (Ис. 41:10; 43:5). Контекст многих этих ссылок показывает трудности и преследования, времена, когда слова Божьи были наиболее актуальны.
Параллельный стих использует подобные слова: «Не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр. 13:5). Через несколько стихов Павел добавляет: «Иисус Христос вчера, сегодня и вовеки тот же» (Евр. 13:8). Это обетование тоже повторяется несколько раз. На самом деле это было сказано тогда, когда Моисей передавал руководство Иисусу Навину (Втор. 31:6, 8). Бог повторяет эту фразу Иисусу Навину после смерти Моисея: «Я… не отступлю от тебя и не оставлю тебя» (Нав. 1:5). Когда Давид передает царство Соломону, он также говорит Соломону, что Бог не оставит и не покинет его (1 Пар. 28:20).
Иисус, Который никогда не меняется, Который всегда с нами, дал твердую уверенность нашим прародителям по вере. Они столкнулись с трудностями и испытаниями или были на пороге величайшего вызова в своей жизни; тем не менее они были уверены в присутствии Божьем.
Для Церкви Христовой в конце времени эти заверения являются существенными. Обещание Иисуса быть с нами до самого конца проявляется в контексте приобретения учеников, проповеди Евангелия, крещения и наставления. Поэтому основное внимание уделяется следующему: радости спасения людей от гибели в великой борьбе.
Леон Визельтайер написал несколько слов об истории, которую он сам назвал «одной из самых печальных историй в мире». В этой истории описывается жизнь англичанина, которого автор назвал С. Б.; он был слеп от рождения. Тем не менее в 52 года С. Б. была сделана операция по пересадке роговицы, которая позволила ему видеть. Впервые в своей жизни С. Б. был в состоянии видеть! Это, должно быть, был невероятно захватывающий для него опыт — наконец увидеть мир, который был вокруг него всю его жизнь, но был в буквальном смысле закрыт от него. Далее Визельтайер цитирует книгу, в которой он впервые прочитал эту историю. «С. Б.,— пишет автор, — нашел мир серым, и был расстроен отслаиванием краски и пятнами… Он все больше и больше отмечал несовершенства в вещах и рассматривал мелкие неровности и следы в краске или дереве, которые огорчали его, видимо, потому, что он считал мир более совершенным. Он любил яркие цвета, но впадал в депрессию, когда блекли краски. Его депрессия стала заметной, и вообще он постепенно отказался от активного образа жизни, а три года спустя умер» (www.newrepublic.com/article/113312). Вот это да! Хотя, с одной стороны, это трудно понять, но с другой — не так сложно. Наш мир поврежден. Великая борьба бушует здесь уже шесть тысяч лет. Шесть тысяч лет идет война, оставляя пожарища и разрушения на своем пути. И, несмотря на все наши попытки сделать этот мир лучше, кажется, что тренд идет не в ту сторону и дальше будет только хуже. Вот почему нам нужно обетование искупления, которое приходит к нам только благодаря победе Христа в великой борьбе, победе, завоеванной на кресте и предложенной бесплатно для всех нас.
Вопросы для обсуждения:
Какие уроки вы можете извлечь для себя из истории С. Б.?
Как мы видели в уроке за вторник, те, кто сказал: «Господи, Господи, не Твоим ли именем…», были людьми, верующими в Иисуса. В то же время обратите внимание на их ответ. Кто был центром их внимания? На что они взирали? Как их ответ раскрывает их самообман?
Если ваш друг или член семьи делает что-то очевидно неправильно, как вы справляетесь с этой проблемой, чтобы, во-первых, не осуждать его, а во-вторых, не казаться субъективным?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →