«И я рассказал им о благодеявшей мне руке Бога моего, а также и слова царя, которые он говорил мне. И сказали они: гбудем строить“, — и укрепили руки свои на благое дело» (Неем. 2:18).
Если внимательно посмотреть на жизнь Давида, Илии, Езекии, Есфири и Неемии, то можно увидеть одну общую тенденцию: Бог использует «незначительных» людей, чтобы обратить вспять потоки зла. Эти истории учат нас, что, несмотря на огромные препятствия, мы не должны уступать злу. Силой Бога, Который верен Своим обетованиям, обетованиям, исполнившимся для нас в Иисусе, мы можем стоять твердо. Когда Божий народ стойко переносит испытания Его силой, то все понимают, что силы зла недостаточно сильны, чтобы одержать окончательную победу.
Наша задача — радоваться в Его спасении. Иногда это кажется бессмысленным в контексте сокрушающих проблем, с которыми мы сталкиваемся, проблем, которые превосходят нас. Радоваться Божьему избавлению до того, как оно наступит, — это действие веры и поклонения, а не логическое следствие того, что происходит вокруг нас. С другой стороны, мы уповаем на Божью верность, поскольку помним о том, что Христос совершил для нас, и это абсолютно логично.
Жизнь сложна, потому что мы, люди, сложно устроены. Существа, созданные по образу Бога, Творца Вселенной, вдруг стали порочными. Неудивительно, что наш потенциал, как для добра, так и для зла, фактически неограничен. Некоторые люди достигают высокого уровня «добродетелей», другие, к сожалению, падают на самое дно разврата, и, более того, обе крайности могут проявляться в одном лице! Хорошая новость заключается в том, что те, кто в свое время были «на дне», по милости Божьей могут совершать великие дела для Него и для человечества. Конечно, может произойти и обратное, а именно: те, которые были на высоте, могут погрузиться «на дно». Сатана реален, великая борьба реальна, и, если мы потеряли связь с Господом, даже лучшие из нас могут стать жертвой нашего врага (1 Пет. 5:8).
Прочитайте 1 Цар. 17:43–51. Какие слова произнес Давид, которые так важны для понимания его победы? Для сравнения прочитайте 2 Цар. 11:1–17. Какую разительную перемену мы видим здесь в одном человеке? Что послужило этому?
Тот же Давид, который одержал победу над великаном Голиафом, потерпел поражение из-за своего собственного вожделения и высокомерия. Сколько женщин было у этого человека? Но он видит еще одну, замужнюю женщину, и вдруг куда исчезают слова о «войне Господа» (1 Цар. 17:47) или о том, «что есть Бог в Израиле» (1 Цар. 17:46)? Если и было время, когда Давид должен был не только знать, что это «война Господа», но и бороться в этой битве в Божьей броне, то это было не на поле брани в долине дуба, но в глубине своего собственного сердца, где в каждом из нас происходит великая борьба.
Придя в себя после прелюбодеяния с Вирсавией, Давид горько сожалел о своем поступке. Его печаль побудила его написать псалом 50, в котором он просит даровать ему чистое сердце (стих 10) и восстановить его общение с Богом (ст. 11, 12). В великой вселенской борьбе сильные люди столь же уязвимы, как люди низшего ранга; тем не менее Бог желает трудиться над всеми, кто по-настоящему кается.
Подумайте о себе прямо сейчас, о своих триумфах, разочарованиях, победах, неудачах. Как вы можете применять прочитанные выше уроки в ситуациях, с которыми сталкиваетесь каждый день?
Илия Фесвитянин — один из самых колоритных персонажей Писания. Мы впервые встречаемся с ним, когда он, стоя перед изумленным царем, предсказывает, что в течение следующих трех лет «не будет ни росы, ни дождя» (3 Цар. 17:1). Нелегко было приблизиться к царю или уйти от него, но этот человек, весь покрытый волосами, с кожаным поясом (4 Цар. 1:8) просто прошел мимо охранников, передал Божье послание и ушел в горы.
Это были тяжелые времена для всего Израильского царства. Большинство людей оставили Господа Бога (3 Цар. 19:10) и поклонялись богам плодородия. Пророчество о том, что не будет дождя, стало прямым вызовом Ваалу, который, как считалось, вызывал дождь, питая влагой плодородные сельскохозяйственные культуры и траву, которая шла на корм скоту. Большинство религиозных обрядов того времени было направлено на повышение плодородия и получение прибыли.
В течение последующих трех лет боги плодородия были бессильны. Тогда Илия снова предстает перед царем и просит собрать всех пророков Ваала и богини Астарты (богини плодородия) на горе Кармил — один человек против 850 (3 Цар. 18:17–20).
Когда народ собрался на вершине горы Кармил, Илия обратился к толпе: «Долго ли вам хромать на оба колена?» (3 Цар. 18:21). Наконец быки были выбраны и подготовлены для жертвоприношения, и люди ждали, чтобы увидеть, какой Бог достаточно силен, чтобы ниспослать огонь с неба. Бык был самым сильным животным в древних религиях. Конечно, боги плодородия должны были бы показать свою силу.
Прочитайте 3 Цар. 18:21–39. Какие изменения Илия действительно желал увидеть в Израиле и почему это так актуально для нас сегодня?
Третья книга Царств 18:37 говорит об этом. Чудо, несмотря на то, что оно было достаточно впечатляющим, не было настоящей целью: целью было вернуть Израиль в рамки завета. Заметьте также, Кто обратил их сердца. Это был Сам Господь, даже до того, как свершилось чудо. Но Бог не заставляет людей силой возвращаться к Нему. Он посылает Своего Святого Духа, и люди, откликаясь на призыв Духа, должны сначала принять решение вернуться к Нему; а только тогда, в Его силе, они смогут претворить это решение в жизнь. То же самое происходит и сегодня. Только сила Божья поддерживает ритм сердца каждого человека, но Он не принуждает никого, чье сердце бьется благодаря Ему, следовать за Ним.
Езекия был царем Иудеи, когда новая сверхдержава Ассирия завоевала северное царство Израиль и рассеяла его жителей по всей Месопотамии (4 Цар. 18:9–12). «То, чего Он не мог совершить через них, живущих в земле своих отцов, Он желал произвести, рассеяв их среди язычников. Его план спасения для всех, кто изберет прощение через Спасителя человеческого рода, должен был быть осуществлен, и бедствиями, разразившимися над Израилем, Он подготавливал путь для того, чтобы открыть Свою славу всем народам земли» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 292).
Через несколько лет ассирийский царь Сеннахирим обратил свое внимание на Иудею, захватил все укрепленные города и обложил ее данью (4 Цар. 18:13–15). Хотя, выплачивая дань, Езекия опустошил все храмовые и дворцовые сокровищницы, ассирийский царь не был удовлетворен этим и послал послов, чтобы потребовать капитуляции Иерусалима.
Ассирийцы дразнили народ, говоря: поскольку боги окружающих народов не спасли их от Ассирии, что побуждает евреев думать, что их Бог сильнее? (См. 4 Цар. 18:28–30, 33–35).
Езекия принял единственное правильное решение — он молился (4 Цар. 19:15–19). Бог уже использовал Исаию для ободрения Езекии (4 Цар. 19:6), и теперь Господь снова посылает пророка к нему.
Прочитайте 4 Цар. 19:21–34, особенно стихи 21, 22. Каким было Божье послание к Своему народу на фоне этого ужасного кризиса?
Итогом всего этого было следующее. Огромная ассирийская армия расположилась вокруг стен Иерусалима. Испуганные жители осажденного города проснулись однажды утром, со страхом ожидая, что в результате действий армии завоевателей будет прорвана оборона осаждаемого города, однако они стали свидетелями того, как огромное количество солдат лежало на земле в смертельной тишине (4 Цар. 19:35). Опальный ассирийский царь вернулся домой только для того, чтобы умереть от рук своих двоих сыновей (4 Цар. 19:36, 37).
Как нам научиться доверять Богу, находясь в самых удручающих и, казалось бы, безвыходных ситуациях? Почему мы всегда должны помнить о большей картине, особенно тогда, когда все складывается не так, как хотелось бы, по крайней мере, сейчас?
Нам сложно сегодня понять обычаи и традиции древней Персидской империи, где разворачивалась история Есфири. Одно можно сказать с уверенностью: Господь использовал данную империю, чтобы исполнить обетования завета, данные израильскому народу, а еще раньше Аврааму (см. Быт. 12:1–3; Ис. 45:1, 2; Пар. 36:23).
Молодая еврейская девушка Есфирь стала царицей. Хотя ее восхождение на престол отличалось от пути Иосифа в Египте или Даниила в Вавилоне, все же она находилась (как Иосиф и Даниил) там, где поставил ее Господь, и была чудесным образом использована Богом; это пример того, как разворачивалась великая борьба на протяжении истории.
Прочитайте Есф. 3:8–11. Помня о Божьих планах относительно израильского народа, особенно относительно пришествия Мессии, какие последствия мог иметь этот указ?
«Царь полностью не сознавал, какие последствия повлечет за собой исполнение подобного приговора. Сатана, невидимый вдохновитель этого заговора, изо всех сил старался стереть с лица земли тех, кто сохранял познание об истинном Боге» (Эллен Уайт. Пророки и цари, с. 600, 601) и из чьей среды должен был прийти Спаситель мира.
Удивительно, что причиной проблемы был вопрос поклонения (см. Есф. 3:5, и отказ определенной группы людей следовать законам и обычаям власть имущих. Хотя, конечно, в конце времени контекст стал другим, реальность, стоящая за ним — великая борьба между Христом и сатаной, остается прежней: все, кто стремится оставаться верными Богу, столкнутся с противодействием, с которым столкнулись евреи. Господь предупреждает нас, что в заключительных сценах истории земли выйдет указ, согласно которому «убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр. 13:15). История учит нас, что однажды это может стать нашей реальностью.
Почему так часто мы не доверяем тем, кто отличается от нас? Как впечатляющие истины Творения и Искупления, истины, раскрывающие ценность каждого человека, указывают нам на ошибочность подобного отношения? Как очистить свои сердца от этой ужасной тенденции?
История Неемии также разворачивается в то время, когда израильский народ уже не существовал как независимый политический субъект, но представлял собой остаток, рассеянный на чужбине. Однако Бог, как всегда, остается верен Своим обетованиям даже тогда, когда люди нарушают условия завета.
Прочитайте первую главу книги Неемии. В чем суть его молитвы? Каким образом это напоминает молитву Даниила, записанную в Дан. 9:4–19? Какой вопрос был поднят в обоих случаях и как он отражен в драме великой борьбы?
По милости царя Неемия получил разрешение вернуться в Иерусалим и восстановить его. По возвращении Неемия первые несколько дней просто осматривал город. Он пытался обследовать город ночью, но кучи мусора были настолько велики, что ему не удавалось пройти далеко (Неем. 2:14), поэтому он выходит за стены, чтобы обследовать их оттуда (Неем. 2:15).
Прочитайте Неем. 2:16–18. Каким образом Неемия смог убедить руководителей народа начать работать над тем, что казалось им невозможным? Чему может Неемия научить нашу Церковь сегодня?
Хотя Неемия поначалу не мог открыть руководителям истинную причину своего прихода, там были некоторые люди, которые не были счастливы и делали все возможное, чтобы предотвратить любую работу по восстановлению Иерусалима (Неем. 2:10, 19, 20). Когда началась работа по ремонту стен (Неем. 3), эти иностранные должностные лица рассердились и много досадовали (Неем. 4:1) и издевались над их усилиями (ст. 2, 3). Когда они увидели, что Божий народ серьезно относится к своей работе (ст. 6), они рассердились и решили пойти на них войной (ст. 7, 8).
Легко было отступить, тем не менее, несмотря на все козни, они продолжили работу. Доверяя Богу, Неемия отдал в руки Божьи и работу по восстановлению стены, и угрозы его врагов (Неем. 6:14, 15).
Мы все сталкиваемся с препятствиями. Как нам узнать, когда отступать, а когда упорно двигаться вперед?
Несомненно, Слово Божье, которое мы изучали на этой неделе, снова и снова показывает Божью верность Своему народу. Конечно, во многих случаях во свете всего происходящего эта верность не всегда была видимой или очевидной. В историях, которые мы рассмотрели, мы смогли увидеть конец от начала, а некоторые из героев, например, Урия хеттеянин, не видели этого. Сегодня мы сами принимаем участие в великой борьбе, подобно людям, историю которых мы изучаем. И не только подобно им, но и многим другим, которые не видели положительного исполнения своих чаяний. Вот почему так важно нам, христианам, помнить, особенно в трудные времена (которые бывают нередко), замечательные слова апостола Павла: «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4:16–18). Здесь апостол Павел стремится отвести наш взор от ежедневных трудов, недостатков и слабых сторон человечества к единственной надежде, которая делает нашу жизнь более богатой.
Вопросы для обсуждения:
Какие другие библейские обетования указывают на нашу надежду? Соберите столько обетований, сколько сможете, и либо самостоятельно, либо в классе прочитайте их вслух и поразмышляйте над ними. Какие картины они открывают нам?
Что сделало падение Давида таким трагичным, учитывая тот факт, что он постоянно получал благословения от Бога? И все же, несмотря на все, дарованное ему, он согрешил. Тем не менее вместо того, чтобы сосредоточиться только на отрицательном, подумайте об одном положительном аспекте во всей этой грязной истории, а именно: о Божьей благодати, даже для тех, кто упал так низко. Что это говорит нам о том, насколько полным и совершенным является искупление, которое мы имеем в Иисусе? Как нам обрести уверенность в том, что, подобно Давиду мы, если покаемся, сможем обрести прощение независимо от глубины нашего падения?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →