«И молилась Анна, и говорила: возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоем» (1 Цар. 2:1).
Время правления Судей — это время хаоса в священной истории. Народ Божий делал неугодное в очах Господа, и Господь «предавал» их в руки угнетателей, люди взывали к Господу, и Господь посылал избавителя, который приносил мир на землю. Мир держался до тех пор, пока не начинался новый печальный цикл истории.
Девора, одна из судей Израиля, примечательна тем, что вдохновляла мужчин, окружавших ее. Она и еще одна женщина, Иаиль, были настоящими героями, в то время как мужчинам из-за их робости и отсутствия веры необходимы были слова ободрения и поддержки. Тема, которая неоднократно повторяется в великой борьбе, также открывается в истории Гедеона, когда народ Божий становится свидетелем невероятного избавления.
Самсон был одним из последних судей. После него анархия и безнадежность захлестнули народ. Свое служение судьи он выполнял неохотно, был более искусен в погоне за женщинами, чем в следовании за Богом; он был подобен своим соотечественникам, которые были больше заинтересованы в поклонении идолам, чем в служении Господу.
Самуил дарует нации надежду. Во время его судейства было установлено правление царей, и одним из его последних действий было помазание будущего царя Давида.
История Деворы добавляет интересные подробности к теме великой борьбы. Здесь мы видим народ Божий, страдающий от угнетения и сталкивающийся с невероятными препятствиями. Можно провести параллель с историей, записанной в 12-й главе книги Откровение, о неравной борьбе семиглавого дракона и Младенца.
Главные герои этой истории: Иавин, царь ханаанский; Сисара, его военачальник; Девора, пророчица и судья (тот, кто решал гражданские споры между противоборствующими сторонами), которая обладала очень необычной степенью власти и влияния для женщины того времени.
Прочитайте Суд. 4. Каким образом изложена здесь тема великой борьбы? В конце концов, кто в одиночку принес победу Израилю, несмотря на неготовность всего народа?
Героиня рассказа жена Хевера Иаиль, которая не боится идентифицировать себя с народом Божьим, сыграла решающую роль в разгроме врагов Божьих. Сложно оценивать ее действия с точки зрения сегодняшнего дня. Мы ни в коем случае не должны использовать ее пример для оправдания обмана и насилия, когда достигаем своих целей, независимо от правильности этих целей.
В ходе спора, приведшего к конфликту, Девора уверяет Варака, что руководить битвой будет Сам Бог. Для описания того, как Бог совершит это, используется два глагола (Суд. 4:7). Он «приведет» Сисару (слово, используемое для описания ловли рыбы сетями) к потоку Киссону и «предаст» его в руки Варака. Песня благодарения Деворы, записанная в пятой главе книги Судей, раскрывает некоторые детали. Из-за сильного дождя колесницы Сисары завязли в узких проходах в районе реки Киссон. Небеса и облака «проливали» воду, а горы «таяли» (5:4, 5), производя внезапное наводнение, что послужило погибели множества вражеских солдат (5:21) и избавлению Израиля.
Подумайте о доверии этих воинов Деворе. Хотя, с одной стороны, это было хорошо, почему нам всегда следует быть осторожными в том, чтобы безраздельно доверять кому-либо?
Прочитайте Суд. 6:1. Что здесь происходит? См. Суд. 6:10.
После Деворы, в течение последующих 40 лет жители земли наслаждались миром, но вскоре они снова оказались в руках угнетателей. На этот раз это были мадианитяне, которые со своими союзниками приходили и уничтожали все посаженные культуры и крали скот в Израиле (Суд. 6:3–5). Израиль весьма обнищал и воззвал к Господу (Суд. 6:6, 7). Они осознали, что их модные боги оказались бесполезны.
Прочитайте Суд. 6:12–16. Что Ангел Господень сказал Гедеону и какова была реакция Гедеона? Разве он не должен был знать, почему их постигло такое несчастье? См. Суд. 6:7–10.
Несмотря на жалобы Гедеона, которые были необоснованными (народ был непослушен, поэтому угнетатель пришел на его землю), Бог был готов дать избавление еще раз, но на этот раз через Гедеона. Интересно отметить, что Бог назвал Гедеона «муж сильный», хотя Гедеон был о себе совершенно другого мнения: «Господи! как спасу я Израиля? вот, и племя мое в колене Манассиином самое бедное, и я в доме отца моего младший» (Суд. 6:15). Несомненно, важный компонент силы Гедеона заключался в его собственном чувстве незначительности и слабости.
Заметьте также, о чем просит Гедеон Господа в книге (Суд. 6:36–40). То есть, осознавая свою собственную слабость и небольшие шансы на победу, он желал быть уверенным в Божьем присутствии. Таким образом, мы видим здесь человека, который осознавал свою полную зависимость от Господа. В 7-й главе книги Судей мы можем прочитать об удивительном успехе Гедеона над угнетателями его народа и о Божьем избавлении Израиля.
Почему Господь решил использовать грешных людей во время этого избавления? То есть неужели Он не мог призвать «более, нежели двенадцать легионов Ангелов» (Мф. 26:53), чтобы совершить спасение Израиля в то время? Какую роль мы как падшие человеческие существа играем в великой борьбе и провозглашении Благой вести?
В истории Самсона линия фронта в борьбе между добром и злом размыта. Его жизнь начинается впечатляющим образом с объявления Ангелом Господним, что он должен быть назореем от рождения. Ангел наставляет родителей Самсона, как подготовиться к воспитанию особого ребенка. Матери было дано повеление воздерживаться от употребления алкоголя или запрещенной пищи (Суд. 13:4, 13, 14; см. также Лев. 11). У Бога действительно были особые планы для Самсона; к сожалению, все случилось не так, как могло быть.
«Именно тогда, когда он достиг зрелого возраста и должен был исполнить Божественную миссию, как никогда проявляя верность Богу, Самсон соединился с врагами Израиля. Он не спрашивал себя, сможет ли наилучшим образом прославить Бога, соединяя свою жизнь с избранной им женщиной, или же, напротив, окажется бессильным осуществить поставленную перед ним цель. Всем, кто прежде всего стремится прославить Бога, Он обещает дать мудрость, но нет обетований для тех, кто поступает по своему произволу, им ничего не обещано» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 563).
Прочитайте Суд. 14:1–4. Как Бог использовал слабость Самсона к женщинам в качестве «случая (отомстить) филистимлянам»? (Стих 4).
Самсон «мстил» филистимлянам различными способами, каждый из которых был сердитым ответом на личную обиду. Сначала он убил тридцать мужчин и взял их одежду на свой свадебный пир, чтобы уплатить долг (Суд. 14:19). Затем он уничтожил их посевы, когда его жена была дана его брачному другу (Суд. 14:20; 15:1–5). Самсон убил множество людей в отместку за убийство филистимлянами его жены и ее отца (Суд. 15:6, 7, 8). Когда филистимляне попытались отомстить (Суд. 15:9, 10), он убил тысячу человек челюстью осла (Суд. 15:14, 15). И, наконец, он разрушил их храм и убил три тысячи человек за то, что они ослепили его (Суд. 16:21, 28, 30).
Поразмышляйте о пороках героя. Кажется, в жизни Самсона было мало положительных действий, которым мы могли бы подражать, несмотря на то что его имя указано в Послании к евреям 11:32 вместе с некоторыми довольно достойными героями веры. Очевидно, в этой истории есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд. Подумайте о том, как Бог мог бы использовать Самсона. А вас? Насколько больше мы могли бы сделать, если бы правильно использовали свой потенциал?
Вместо того чтобы говорить об огромных вражеских армиях, которые угрожали народу Божьему, история Руфи говорит о чем-то менее значительном: о семье, которая почти вымерла, но возродилась. Данная история включает в себя две большие темы: разрушение Божьего творения и угроза Его народу. Книга Руфь также рассказывает о великой борьбе на личном уровне, которая на самом деле ведется всегда.
Неудивительно, что земля Иудина перенесла голод во время правления Судей (Руфь 1:1; Втор. 28:48; 32:24; см. также Суд. 17:6; 21:25). Это был знак того, что народ завета был оставлен Богом. Грех и восстание превратили землю, текущую молоком и медом, в бесплодную пустыню, однако в книге Руфь Бог «посетил» землю и возродил жизнь в ней, давая им хлеб снова (Руфь 1:6).
Когда Елимелех, его жена Ноеминь и их двое малолетних сыновей отправились в Моав, они поступили так, потому что хотели иметь будущее. В земле врага они получили временное облегчение, но, когда муж и двое сыновей умерли, Ноеминь решила вернуться домой.
Прочитайте Руфь 1:8, 16, 17. В чем значимость желания Руфи идти с Ноеминью?
Руфь была из вражеского народа, который неоднократно пытался уничтожить Израиль, но она выбрала быть с народом Божьим и поклоняться их Богу. Кроме того, на своей новой родине она обрела милость не только в глазах Вооза (Руфь 2:10), но и людей, которые знали о ней (Руфь 2:11). Вооз был уверен, что она также нашла благоволение в очах Божьих (Руфь 2:12), и, выражая свое восхищение, он согласился жениться на ней (Руфь 3:10, 11).
Тем не менее был более близкий родственник, чем Вооз, который имел право на то, чтобы выкупить землю умершего и жениться на Руфи. Более близкий родственник не был заинтересован в том, чтобы жениться на ней, потому что это усложняло бы его финансовые планы (Руфь 4:6). В данный момент группа свидетелей благословила Руфь, уподобляя ее великим женщинам в истории Израиля (Руфь 4:11, 12); ей было даровано преимущество стать прапрабабушкой Мессии (Руфь 4:13, 17; Мф. 1:5, 6).
Поразмышляйте о счастливом конце этой истории. К сожалению, таких историй не слишком много в Библии. Конечно, подобных историй не так много и в реальной жизни. На основании данной истории мы можем увидеть, что, несмотря на превратности судьбы, воля Божья в конце концов восторжествует; и это хорошая новость для всех, кто любит Бога и доверяет Ему.
«Но хотя он [Илий] и был избран править Израилем, он не управлял своим собственным домом. Илий оказался слабохарактерным отцом. Любя мир и покой, он не пользовался своей родительской властью для исправления дурных привычек и наклонностей детей. Вместо того чтобы бороться с их нравом или наказывать их, он подчинялся их воле и предоставлял им полную свободу действий» (Эллен Уайт. Патриархи и пророки, с. 575).
В отличие от них мы видим маленького мальчика в священнической одежде (1 Цар. 2:18, 19), который, подобно Иисусу, «более и более приходил в возраст и в благоволение у Господа и у людей» (1 Цар. 2 :26; Лк 2:52). Этот Самуил, конечно, развивался, чтобы стать сильным и верным руководителем в Израиле. «И узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним» (1 Цар. 3:20).
Это не означает, однако, что в стране было все хорошо. Народ пережил вторжение филистимлян, и двое сыновей Илия были убиты. Филистимляне захватили ковчег Божий, и 98-летний Илий скончался, когда услышал эту новость (1 Цар. 4:14–18).
К сожалению, Самуил столкнулся с той же проблемой, что и Илий: сыновья, которые не последовали по его стопам верности и преданности (1 Цар. 8:1–7).
Самуил жил в переломный момент в истории Божьего народа. Он был последним из судей и ключевой фигурой в развитии великой борьбы. Он верно руководил народом в критические моменты. Жаль, что его сыновья не пошли по его стопам, но Бог не зависит от человеческих династий. В результате их отступничества старейшины потребовали царя — не самый лучший выбор, как позже покажут столетия истории.
Независимо от нашей семейной жизни, хорошей или плохой, мы несем ответственность за то, кому мы служим в великой борьбе. Почему важно помнить, что независимо от совершенных ошибок в прошлом сегодня еще не поздно исправить свои отношения с Господом? Завтра может быть слишком поздно, но не сегодня.
Библия не замалчивает человеческий грех, человеческое зло. Как удалось ей так точно изобразить состояние человечества? Особенно четкое изображение человеческого зла мы находим в 1 Цар. 2:12–25, где сыновья Илия представлены в контрасте с молодым Самуилом. 1 Цар. 2:12 гласит: «Сыновья же Илия были люди негодные; они не знали Господа». Обратите внимание, во-первых, на контраст: родословная играет важную роль в библейской жизни, а в данной родословной «сыновья же Илия» стали «сыновьями негодными (Belial)». Это слово «Belial» — семантически богатое слово, которое используется в различных формах и контекстах, почти всегда отрицательных. На самом деле это связано с еврейскими bl и bli, что означает «нет» или «не» или «без». Само по себе слово означает «бесполезный», «негодный» и в других местах используется таким же образом, как это было по отношению к сыновьям Илия; то есть другие люди были названы «негодными» (2 Пар. 13:7; 3 Цар. 21:13). В Притч. 6:12 такие люди приравниваются к нечестивым. (В других произведениях древней ближневосточной литературы Belial используется как еще одно имя сатаны). Почти везде, где это слово используется в Библии, оно используется в отрицательном смысле. Люди, созданные по образу Божьему, были сотворены для определенной цели и смысла; однако, согласно Библии, эти люди стали ничего не стоящими, «сыновьями негодными». Какая трагическая трата жизни! Мы либо живем для Господа, совершая что-то, имеющее смысл и цель, либо уходим от Него и в конце концов становимся ничего не стоящими. Это очень важно, учитывая, что вся наша жизнь и цель жизни исходит только от Него.
Вопросы для обсуждения:
Библия ясно говорит: в великой борьбе нет середины — мы либо принимаем одну сторону, либо принимаем другую, либо сторону Христа, либо сатаны. Однако жизнь не всегда ярко показывает этот контраст, не так ли? Иногда мы не уверены, насколько наши решения правильны, даже в случае нравственных ситуаций. Не всегда легко определить, что делать. Какие способы мы можем использовать, чтобы получить руководство для принятия правильного решения, когда не так просто увидеть этот «правильный» выбор?
Каким образом люди, на которых вы равнялись, разочаровали вас? В то же время как вы могли разочаровать тех, кто равнялся на вас? Что вы узнали из этих историй о вере, доверии, благодати и человеческом непостоянстве?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →