Быт. 1:28; Рим. 8:17; Мф. 6:26; Быт. 2:15–17; 3:1–7, 10–19.
Памятный стих:
«И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15).
После сотворения мира Бог объявил, что все было «хорошо весьма» (Быт. 1:31). Тем не менее в наши дни становится очевидным, что в мире все не «весьма хорошо». Несмотря на существование различных «измов» и идеологий, которые на протяжении веков пытались улучшить ситуацию, наш мир продолжает двигаться к хаосу, неуверенности, насилию, войне, загрязнению окружающей среды, угнетению и эксплуатации. Если 20-й век начался оптимистически по поводу будущего и развития возможностей человечества для улучшения жизни, то человечество 21-го века, безусловно, потеряло этот оптимизм, и на то есть свои причины.
Как мы попали в такую ситуацию? Ответ кроется в великой борьбе, которая, хотя и была развязана на небесах, но, к сожалению, охватила землю почти в самом начале истории нашей планеты.
На этой неделе мы рассмотрим, как сатана использовал человеческую свободу и запустил процесс разрушения, который продолжается до сего дня. История грехопадения ясно показывает, что наша единственная безопасность как людей заключается не только в том, чтобы верить Божьим словам, но и в том, чтобы повиноваться им.
Фраза «и увидел Бог, что это хорошо» встречается семь раз в первой главе книги Бытие в контексте Творения: свет (1:4); суша и море (ст. 10); растения, дающие семена, и фруктовые деревья, приносящие плоды (ст. 12); солнце, луна и звезды (ст. 16); рыбы в морях и птицы в небе (ст. 21), а также звери, скот и пресмыкающиеся (ст. 25). Наконец, когда Божья работа была завершена, мы встречаем фразу: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31).
Бог не только объявил, что Он создал все «весьма хорошо». Он также сделал следующий шаг и «благословил» Свое творение в трех конкретных областях.
Во-первых, Он благословил морских существ и птиц. Он призвал их: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле» (1:22). Во-вторых, когда были созданы Адам и Ева, Бог благословил их аналогичным благословением: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (1:28).
Прочитайте Быт. 1:22, 28. Оба благословения одинаково начинаются, но Адаму и Еве Бог дал дополнительные повеления.
Люди наряду с рыбами и птицами по Божественному повелению должны были плодиться и размножаться, но разница в том, что Адаму и Еве была дана ответственность заботиться о земле и живущих на ней. Здесь мы видим проблеск значения того, что значит быть сотворенным по образу Божьему. Создатель пригласил наших прародителей быть соправителями с Ним: заботиться о сотворенном мире (см. Рим. 8:17; Евр. 1:2, 3).
Третьим благословением, данным во время сотворения нашего мира, был седьмой день (Быт. 2:3). Вот еще одно подтверждение того, что люди гораздо больше, чем просто животные; они были созданы, чтобы наслаждаться общением с Творцом такими способами, какими не обладают другие живые существа. Здесь мы видим безошибочное свидетельство об особом статусе, дарованном человеку во время Творения. Иисус подчеркнул эту истину: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6:26). Не принижая роли других существ, Он ясно дал понять, что люди являются уникальными и особыми на земле.
Каким образом библейский рассказ о Творении наделяет человечество (а значит, и каждого человека) достоинством, которого нет в альтернативном взгляде на происхождение человека, например, в теории эволюции? В свете библейского происхождения человека спросите себя: относитесь ли вы ко всем людям так, как должны?
Бог создал все с четко определенными границами: свет и тьма; воды над и под твердью; суша и море; день и ночь; существа по роду своему; день, отделенный от других; женщина и мужчина; дерево, стоящее отдельно от других.
Прочитайте Быт. 1:4, 6, 7, 14, 18, 21, 24, 25. Границы были очерчены еще до создания человека. Почему это важно?
Подобно тому, как Бог сформировал человека, зверей, птиц из земли (Быт. 2:7, 19), Он также произрастил красивые деревья с вкусными плодами из земли (ст. 8, 9). Бог выбрал специальный участок земли, на котором он посадил сад. Мы можем только попытаться представить себе его красоту; замечательные сады, которые мы видим или можем создать сегодня, — всего лишь слабое отражение того, каким был Эдем. В самом сердце этого специально посаженного сада в Эдеме (отдельно от остальной части мира) стояло два уникальных дерева — дерево жизни и дерево познания добра и зла. Плоды второго дерева нельзя было есть, а нарушившего этот запрет ждали серьезные последствия (Быт. 2:17).
Прочитайте Быт. 2:15–17. Как идея границ отражена здесь, в этом испытании на верность Богу?
Границы были ясными и конкретными: можно есть плоды всех деревьев, кроме плодов с этого дерева, отделенного от других. В словах Божьих не было ничего непонятного. Адам и Ева были созданы нравственными существами, а нравственность не может существовать без свободы. В этом заключалось испытание использования своей свободы. «С помощью дерева познания были испытаны их послушание и любовь к Богу. Множество деревьев росло в саду, а Господь счел нужным запретить вкушать плоды только одного из них, предупредив, что если они нарушат Его волю, то понесут на себе вину за преступление» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 53).
От чего в вашей жизни вы должны держаться подальше?
Описанный как более «хитрый», чем любое другое животное (Быт. 3:1), змей стал заметным символом на протяжении всей библейской истории. Моисей вознес медного змея на шесте, чтобы остановить смерть людей от ужасных укусов во время Исхода (Числ. 21:5–9). Тот же медный змей стал объектом идолопоклонства и оккультизма и семьсот лет спустя был уничтожен царем Езекией (4 Цар. 18:4). В книге Откровение «древний змий» прямо назван «дьяволом и сатаной» (Откр. 12:9).
Прочитайте Быт. 3:1–5. Какую тактику использовал сатана в своей попытке обмануть Еву?
Первые слова, произнесенные змеем, были полны цинизма и сомнения: «Подлинно ли сказал Бог?» (Быт. 3:1). Вместо того чтобы заинтересоваться, почему змей разговаривает с ней, Ева вступает в религиозную дискуссию. Когда сатана спрашивает: «Подлинно ли сказал Бог: „не ешьте ни от какого дерева в раю“?» (Быт. 3:1), он фактически намекает (и на языке оригинала это более очевидно), что Бог запретил им есть плоды всех деревьев, когда на самом деле Бог запретил им только одно дерево.
Здесь подвергается сомнению Божий характер. Это представляет собой прямую атаку на Него. Змей, должно быть, напугал Еву, потому что в своем ответе она добавляет деталь, которую, согласно Библии, Бог не давал: «Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3:2, 3, сравните 2:17). Слова «не прикасайтесь к ним» она добавила, возможно, растерявшись.
Успех сатаны придал ему смелости, и он тут же бросает вызов Божьему авторитету: «Нет, не умрете» (Быт. 3:4). Тот факт, что он находился на дереве, прикасался к плодам и остался жив, сделал его заявления правдоподобными. Затем в заключение он бессовестно солгал: «Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (ст. 5). Искуситель сделал вид, что Бог поступил не только нечестно, но и скрыл от них нечто доброе.
Сатана смешал истину с ложью. Какие типы учений, в которые верят люди, представляют собой смесь истины с ложью? Почему это смешение является смертельно опасным, особенно в богословии?
Когда Бог принял решение сотворить Адама и Еву, Он заявил, что они будут созданы по образу Божьему и по Его подобию (Быт. 1:26). Искуситель использовал приманку: если они вкусят запретный плод, то станут, «как Бог». В действительности они уже были подобны Богу. Они были созданы по Его образу, но печально, что в пылу искушения они забыли об этой священной истине.
Кроме того, Бог был Тем, Кто давал им пищу, но, приняв решение съесть что-нибудь за пределами установленных Богом границ, Адам и Ева восстали против Него. Это можно сравнить с ситуацией, когда, будучи приглашены в гости, вы вместо того, чтобы есть за столом, отправляетесь к шкафу или холодильнику и самостоятельно угощаетесь. Это будет не только оскорблением для ваших хозяев, но также покажет им, что вы не цените свои отношения с ними.
Прочитайте Быт. 3:4–7. Искуситель заверил Еву, что, когда она съест плод, ее глаза будут открыты. Что они увидели, когда их глаза открылись, и что открылось им?
Еву переполняли чувства (Быт. 3:6). Дерево было красиво, и, когда она откусила от плода, ей показалось, что она достигла высшего состояния существования. Когда она поделилась своим опытом с Адамом, да, их глаза открылись (стих 7), но их смутило увиденное ими. Одной из основных проблем является отвержение Бога как Подателя всех благ и избрание самостоятельного удовлетворения человеческих потребностей (в данном случае, желание утолить голод). Бог ранее заверил Адама и Еву в изобилии пищи и представил им меню. Их желание съесть плод с запретного дерева было шагом непослушания и показало отсутствие доверия; желание это было неоправданным, особенно с учетом их уникальных обстоятельств.
Какие «запретные плоды» (которые часто кажутся такими заманчивыми, такими приятными и многообещающими) доступны для нас сегодня? Как нам не допустить подобной ошибки?
Только в вечности мы до конца осознаем, какой ущерб был нанесен этим первым случаем непослушания. Все, что Бог сотворил во время недели Творения, начало стремительно ухудшаться. Все отношения, установленные Богом, были разрушены: отношения между Богом и людьми (они спрятались от Него), между людьми (Адам обвинил Еву в происшедшем), а также между людьми и окружающей средой (змей стал врагом, земля теперь будет производить тернии и волчцы и будет давать пищу только в результате тяжелой работы).
Прочитайте Быт. 3:10–19. Как оправдания Адама и Евы показали степень их испорченности?
Обратите внимание, как Бог отвечает на эти оправдания. Прежде, чем сказать Адаму и Еве об искуплении, Бог показывает, к чему привело их непослушание. Первые слова были сказаны змею. Отныне он проклят. Он будет есть прах и враждовать с женой, и однажды ее семя поразит его в голову (Быт. 3:14, 15).
Затем Господь сказал Еве, что деторождение будет связано с сильной болью (Быт. 3:16), а Адам будет трудиться в поте лица для приобретения еды, а не жить, как царь (Быт. 3:17–19).
У Адама и Евы был выбор: либо продолжать восстание, либо вернуться к Богу. Приняв на себя ответственность за свои ошибки, они встали на путь возвращения к Богу, но даже этого признания было недостаточно, чтобы решить проблему человечества, вызванную грехом.
Необходим был другой способ, чтобы дать будущее человеческой расе. Поэтому Бог указал на жертвенное животное (Быт. 3:21). Змей познакомил их с грехом, потерей и разрушенными отношениями, а другое животное, агнец, должен был указать им на Искупителя, Который принесет восстановление, примирение и будущее (см. Быт. 3:15). Однако вместо того, чтобы быть соправителями, управляющими землей, Адам и Ева стали зависимы от земли и друг от друга как никогда раньше. «Среди низших существ Адам был как царь, пока оставался верен Богу, вся природа признавала его власть; но, когда он согрешил, эта власть была утеряна» (Эллен Уайт. Воспитание, с. 26).
Сразу же после грехопадения нам была дана надежда на спасение. См. Быт. 3:15. Как вы можете сделать эту надежду своей? Как научиться радоваться ей, зная, что это относится и к вам, независимо от вашего выбора в прошлом?
Хотя после Эдема, после первой недели Творения прошло так много лет, в природе есть еще многое, что говорит нам о благости Бога. Посмотрите вокруг: мы видим не только красоту, но и невероятный дизайн, и все это свидетельствует о любви нашего Творца. Например, вспомните о следующих овощах и фруктах: яблоки, апельсины, мандарины, клубника, черника, авокадо, помидоры, лимоны, арбузы, миндаль, пекан, груши, сливы, морковь, горох, бананы, ананасы, гранат, брокколи, капуста, брюссельская капуста, лук, малина, вишня, сельдерей, папайя, баклажаны, ревень, шпинат, дыни и так далее. Разве случайно все они, такие вкусные (правда, не все любят брюссельскую капусту!) и полезные для нас, растут в земле каждый из собственного семени? Конечно нет. Однако не у всех есть доступ к этим щедротам, в мире происходят наводнения, голод и эпидемии, и люди голодают. Это, конечно, свидетельствует о том, насколько сильно в наш мир проник грех. Но, если мы сможем на мгновение, не обращая внимания на ущерб, нанесенный творению, посмотреть на само творение, дух захватывает от увиденного! Какое могущественное свидетельство Божьей любви. Мы просто должны помнить: надежда не в творении, а в Самом Творце.
Вопросы для обсуждения:
Мы были созданы для вечности. Смерть — это отклонение от нормы, которое люди не должны были знать или испытать. Следовательно, универсальное отвращение к смерти, которое мы все чувствуем, несомненно, было взято нами из рая. Поразмышляйте обо всех библейских обетованиях вечной жизни, дарованных нам. Как они могут помочь нам справиться со страшной травмой смерти сейчас?
Что из сотворенного мира ярче всего иллюстрирует реальность Бога и Его любви к нам?
Прочитайте снова 3-ю главу книги Бытие о том, как Адам и Ева начали оправдывать свой грех. Почему это так легко сделать? Как мы пытаемся делать то же самое? То есть как часто мы утверждаем, что наследственность, окружающая среда или другие люди — причина наших ошибок? Как нам избавиться от этого опасного мышления и брать на себя ответственность за свои действия?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →